Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Управление персоналом"
Компетенции – это характеристики персонала, необходимые для успешной деятельности: совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения. Совокупность знаний предусматривает обладание информацией, требуемой для выполнения работы. Знания определяют интеллектуальный потенциал человека. Навыки – это владение средствами и методами выполнения определенных задач. Навыки проявляются в широком диапазоне: от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность. Способности (одаренность) обусловлены врожденной предрасположенностью выполнять определенный вид деятельности. Прилагаемые усилия связаны с сознательным приложением в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Стереотипы поведения – это видимые формы действий предпринимаемых для выполнения определенных работ. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир.
При управлении компетенцией нужно реализовать три задачи:
Приобретения компетенции. Выявление потребностей организации в соответствующей компетенции предполагает внедрение системы прогнозирования человеческих ресурсов. Для прогнозирования организация должна располагать четким описанием всех должностей и функций, необходимых для реализации поставленных целей, определить необходимый состав компетенций под каждую из должностей, провести анализ взаимосвязей между должностями по составляющим компетенции.
Стимулирование. Приобретенные компетенции не принесут никакой пользы, если специалисты, которые ими обладают, не заинтересованы реализовать их с максимальной эффективностью. По теории В.Врума результативность определяется как функция компетенции умноженной на мотивацию. На практике предполагается создание гибкой системы вознаграждения и внедрение системы оценки результатов, внедрение партисипативного управления (т.е. вовлечение работников в управление) и улучшений условий труда.
Развитие компетенции – это создание условий для внутреннего перемещения работников, для получения знаний и т.д.
Прогнозирование компетенции – это процесс определения в текущий момент времени необходимого количества персонала и уровня его компетенции.
Управление компетенцией может происходить как на уровне фирмы, так и на уровне личности. На уровне фирмы управление компетенции включает:
На основе получения соответствующих данных определяется какое количество персонала соответствует выбранной стратегии, какое количество персонала нужно переучивать в связи с изменениями и какое количество персонала нужно нанять или уволить.
На уровне личности управление компетенцией включает оценку возможностей личности в соответствии с требованиями должности.
Кадровое планирование – целенаправленная научно-обоснованная деятельность организации, имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями работников и предъявляемыми требованиями.
Кадровое планирование
Факторы, оказывающие влияние на потребность предприятия в персонале, разделяются на две группы: внешние и внутренние.
Внешние факторы: государственная экономическая политика; конъюнктура рынка и изменение структуры рынка продукции и труда; научно-технический прогресс.
Внутренние факторы: стратегия фирмы, организационная структура предприятия, текучесть рабочей силы, режим работы организации, уровень оснащенности предприятия, система организации труда.
Место кадрового планирования в системе управления человеческими ресурсами рис.1.11.
Рис.1.11. Место кадрового планирования в системе управления персоналом организации
Цели и задачи кадрового планирования представлены на рис 1.12.
Кадровое планирование имеет много измерений. Это долгосрочное среднесрочное, краткосрочное; стратегическое, тактическое, оперативное. Каждый из этих видов имеет свои цели, мероприятия.
Кадровое планирование опирается на информацию о рабочих местах и персонале, а также использует общеэкономическую информацию.
Рис.1.12. Цели и задачи кадрового планирования.
Качественная потребность – это
потребность по категориям, профессиям,
специальностям, уровням квалификационных
требований. Качественная потребность
определяется исходя из профессионально-
Качественная
потребность в руководителях
может быть определена на основе: системы
целей как основы организационной
структуры управления; организационной
структуры предприятия и
Расчет качественной потребности сопровождается расчетом количества персонала.
Исходной информацией для определения численного состава персонала является: производственная программа, нормы труда, планирование роста производительности труда и структура работ. При укрупненных расчетах общая потребность предприятия в кадрах определяется как отношение общего объема работ к выработке одного работника. Более точные расчеты проводятся по категориям персонала с определением количественного и качественного состава работников.
Можно выделить несколько основных методов расчета численности:
* метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса (по нормам времени, трудоемкости);
* на основе норм обслуживания;
*по рабочим местам и нормам численности.
*определение численности руководителей по нормам управляемости;
*использование статистических методов (стохастические методы и методы экспертных оценок).
Стохастические методы расчета основаны на анализе связей между потребностью в персонале и переменными. Наиболее часто применяют следующие стохастические методы:
При
расчете численности
По
периоду планирования различают
текущую и перспективную
*штатно-номенклатурный метод, основанный на плановых показателях развития производства, на типовых структурах и штатах.
*Метод расчета коэффициента насыщенности:
Чпер = Чср * Кнас ,
где Чпер - численность на перспективу;
Чср - среднесписочная численность;
Кнас - коэффициент насыщенности.
Коэффициент насыщенности определяется отношением числа специалистов на 1000 работников или на 1илн рублей объема производства.
*Нормативный метод предполагает установление зависимости между количественными и качественными показателями кадров и основными технико-экономическими показателями деятельности предприятия.
Наем на работу - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Это комплекс организационных мероприятий, включающий все этапы набора кадров, а также оценку, отбор кадров и прием сотрудников на работу. Некоторые специалисты в области управления персоналом рассматривают этот процесс вплоть до окончания этапа введения в должность, т.е. до того момента, когда новые сотрудники органично впишутся в конкретный трудовой коллектив и организацию в целом. При найме работников фирме приходится решать ряд задач. К числу основных задач относятся: учет внешних и внутренних факторов, влияющих на процедуру найма; поиск источников замещения вакансий; выбор путей поиска кандидатур; учет влияния правовой среды.
Этапы удовлетворения
*включение в процесс работы (адаптация)
Источники набора делят на внутренние и внешние.
Внутренние источники
привлечения персонала позволяют лучше использовать
уже имеющийся в организации персонал
в результате появления дополнительной
работы, перераспределения заданий или
перемещения, продвижения по службе работников. Внешние источники
привлечения персонала - это наем новых
работников.
Преимущества и недостатки внутренних
и внешних источников привлечения персонала
приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала
Преимущества привлечения |
Недостатки привлечения | |
1 |
2 | |
Внутренние источники | ||
появление шансов для
служебного роста (повышение степени
привязанности к организации, улучшение
социально-психо- логического климата
на производстве) претендент на должность
знает данную |
ограниченные возможности для выбора кадров возникновение напряженности
или соперничества в коллективе
в случае появления нескольких претендентов
на должность руководителя | |
Внешние источники | ||
более широкие возможности
выбора |
более высокие затраты на привлечение кадров | |
новый человек, как
правило, легко добивается признания
в коллективе |
высокий удельный вес
работников, принимаемых со стороны,
способствует росту текучести кадров |