- Совершенствование ситуационных инструментов
менеджмента как фактор эффективного
решения управленческих задач
2.1 Условия эффективного
применения ситуационного подхода
к управлению. Среди «синтетических» учений
об управлении заметное место занимают
ситуационные теории. Суть данных теорий
состоит в том, что результаты одних и
тех же управленческих действий в различных
ситуациях могут очень сильно отличаться
друг от друга. Поэтому, осуществляя все
необходимые действия, такие, как планирование,
или распорядительство, или контроль,
менеджеры должны исходить из того, в какой
ситуации они действуют. Ситуационные
теории управления дают рекомендации
относительно того, как следует управлять
в конкретных ситуациях. При этом выделяется
четыре обязательных шага, которые должны
быть осуществлены менеджером для того,
чтобы добиться эффективного управления
в каждой конкретной ситуации. Во-первых,
управление должно уметь осуществлять
анализ ситуации с точки зрения того, какие
требования к организации предъявляет
ситуация и что характерно для ситуации. Во-вторых,
должен быть выбран соответствующий подход
к осуществлению управления, который бы
в наибольшей степени и наилучшим образом
соответствовал требованиям, выдвигаемым
к организации со стороны ситуации. В-третьих,
управление должно создавать потенциал
в организации и необходимую гибкость
для того, чтобы можно было перейти к новому
управленческому стилю, соответствующему
ситуации. В-четвертых, управление должно
произвести соответствующие изменения,
позволяющие подстроиться к ситуации6.
Ситуационные теории, давая
описание того, как подстраивать организацию
к конкретным требованиям, как производить
изменения и перестановки наиболее
рационально и безболезненно, как
создавать и развивать адаптационный
потенциал, отрицают наличие универсальных
подходов к управлению, наличие обобщенных,
всеохватывающих принципов построения
и осуществления любого управления.
С точки зрения этих теорий, управление
– это в первую очередь искусство
менеджеров понять ситуацию, вскрыть
ее характеристики и выбрать соответствующее
управление, а уж потом следовать
научным рекомендациям в области
управления, носящим обобщающий характер
и универсальный характер.
2.2 Алгоритм принятия
решений при ситуационном менеджменте.
Решение управленческих задач
представляет собой основу работы менеджеров.
Из-за роста сложности и динамичности
бизнеса принятие сложных решений
перестало быть сферой ответственности
только менеджеров высшего уровня,
теперь с этим в организации сталкиваются
менеджеры любых уровней. В настоящее
время имеется множество моделей, пакетов
программного обеспечения и аналитических
инструментов, которые пытаются свести
процесс принятия решений к формулам.
Как бы эти теории ни были привлекательны,
трудность заключается в том, что реальность
более сложна и противоречива, чем она
демонстрируется в подобных моделях. За
пределами математического подхода оказывается
ряд небесспорных допущений, например,
что принятие решений является всегда
одинаковым процессом, в основе которого
лежит точная информация, свободная от
эмоций и предрассудков, т.е. рациональная.
Реальность же заключается в том, что менеджеры
принимают решения на основе комбинации
интуиции, опыта и анализа. Указанный недостаток
устраняет ситуационная теория, которая
учитывает влияние неопределенности на
принятие решений, называя такие решения
ограниченно рациональными7. Таким образом, мир бизнеса,
испытывающий в настоящее время стремительные
перемены, для повышения эффективности
управления заинтересован сегодня в разработке
и совершенствовании не столько математических
подходов к процессу принятия решений,
сколько в прикладных ситуационных инструментах
менеджмента. Такие инструменты, приводящие
в действие все связи организационной
структуры в зависимости от изменений,
происходящих во внешней и внутренней
среде фирмы, и обеспечивающие ограниченно
рациональное решение управленческих
задач каждым менеджером, а, следовательно,
подразделениями и организацией в целом,
будут пользоваться возрастающим спросом. Алгоритм
принятия решений при ситуационном менеджменте
может включать следующие операции:
- обнаружение (контроль) проблемы;
- сбор информации о ситуации;
- анализ информации о ситуации;
- диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить;
- определение целей управления ситуацией при решении проблемы;
- разработка критерия оценки эффективности решения;
- генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме — источнику проблемы;
- прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации;
- верификация и оценка вариантов решений;
- принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений8.
Ситуационный подход концентрируется
на том, что пригодность различных
методов управления определяется ситуацией,
поэтому в состав алгоритма принятия
решений включаются этапы сбора
и анализа информации о ситуации,
определения целей управления ситуацией
при решении проблемы, а также
прогнозирование последствий управляющих
воздействий для ситуации.
2.3 Ограничения
в применении ситуационной теории.
Менеджеры, которые используют
ситуационный подход, должны знать
об ограничивающих или сдерживающих
факторах, которые существуют внутри
их собственных организаций. Ситуационный
подход признает три основных ограничения:
технологическое, человеческое и ограничение
в постановке задачи. Технологические
ограничения определяются типом и гибкостью
организационных средств производства
товаров или услуг. Различные типы организации
требуют различных видов технологических
ресурсов. Машины и оборудование в производстве
стали, например, обходиться очень дорого.
Из-за столь огромных капитальных расходов
таким компаниям трудно быстро изменить
технологию, чтобы приступить к удовлетворению
новых потребностей. Технология во многом
определяет и степень взаимозависимости
среди различных сегментов организации.
Чем выше степень взаимозависимости, тем
больше требуется координации и, следовательно,
больше управленческого искусства. Ограничение
в постановке задачи возникает из фактического
характера работ, выполняемыми рабочими.
Некоторые работники могут работать в
методической манере с небольшой вариацией
в своих действиях. Как в случаях сборочного
конвейера. Другие могут быть вовлечены
в более комплексные и менее регламентированные
работы, такие, как выполнение проверки
телеаппаратуры, где рабочие должны устранять
самые различные дефекты в изделиях.
Человеческие ограничения
отражают уровни компетенции людей,
работающих в организации. Один из случайных
факторов здесь состоит в определении
мотивации групп рабочих. Интересуются
ли они заработной платой и гарантией
работы? Или работники больше заинтересованы
в продвижении, личном развитии и
в отношении к их личности? Системный
подход придает особое значение объединению
связей между различными организациями.
Заостряя свое внимание на характере
этих связей, ситуационный подход актуализировал
эту проблему. В результате ситуационный
подход сегодня является передовым
подходом в управленческой мысли. Однако
и этот подход подвергается критике.
Некоторые считают, что у него
недостаточно теоретическое обоснование,
которое проявляется в отсутствии
базы для познания, недостаточной
прогностической способности и
инициативности. С другой стороны, его
защитники утверждают, что одним
из наиболее полезных ответов на вопросы
«Как мы будем делать это?» и «Что
мы будем делать дальше?» является:
«Это все зависит от…». В ситуационном
подходе, прежде чем принять какое-либо
управленческое решение современные
менеджеры должны проанализировать
ситуацию, а затем, посмотрев все
разнообразные школы управленческой
мысли, определить какая комбинация
управленческих методов оказывается
наиболее подходящей9. Ситуационные теории управления
дают рекомендации относительно того,
как следует поступать в конкретных ситуациях.
При этом выделяются четыре обязательных
шага, которые должны быть осуществлены
менеджером для того, чтобы добиться эффективного
управления в каждой конкретной ситуации. Во-первых,
руководитель должен быть знаком со средствами
профессионального управления, которые
доказали свою эффективность. Это подразумевает
понимание процесса управления, индивидуального
и группового поведения, системного анализа,
методов планирования и контроля и количественного
методов принятия решений. Во-вторых, каждая
из управленческих концепций и методик
имеет свои сильные и слабые стороны, и
сравнительные характеристики в случае,
когда они применяются к конкретной ситуации.
Руководитель должен уметь предвидеть
вероятные последствия, – как положительные,
так и отрицательные, – от применения
данной методики и концепции. В-третьих,
руководитель должен уметь правильно
интерпретировать ситуацию. Необходимо
правильно определить, какие факторы являются
наиболее важными в данной ситуации и
какой вероятный эффект может повлечь
за собой изменение одной или нескольких
переменных. В-четвертых, руководитель
должен уметь увязывать конкретные приемы,
которые вызвали бы наименьший отрицательный
эффект и таили бы меньше всего недостатков,
с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая
достижение целей организации самым эффективным
путем в условиях существующих обстоятельств10. Ситуационные теории, давая
описание того, как подстроить организацию
к конкретным требованиям, как производить
изменения и перестановки наиболее рационально
и безболезненно, как создавать и развивать
адаптационный потенциал, отрицают наличие
универсальных подходов к управлению.
С точки зрения этих теорий, управление
– это в первую очередь искусство менеджеров
понять ситуацию, вскрыть ее характеристики
и выбрать соответствующее управление,
а уж потом следовать научным рекомендациям
в области управления, носящих универсальный
и обобщающий характер.
3.Ситуационные
теории и модели управления
3.1 Теория
«7 – S»
Одной из наиболее популярных
в 80-е гг. системных концепций
менеджмента является теория «7 –
S», разработанная исследователями консультативной
фирмы «МакКинзи». Это Томас Питерс и Роберт
Уотерман – авторы известной книги «В
поисках эффективного управления», и Ричард
Паскаль и Энтони Атос – авторы известного
бестселлера «Искусство японского управления:
пособие для американских управляющих».
Исследования данных специалистов
в области управления привели
их к выводу, что эффективная организация
формируется на базе семи взаимосвязанных
составляющих, изменение каждой из
которых с необходимостью требует
соответствующего изменения остальных
шести. Так как по-английски название
всех этих составляющих начинается на
«s», эта концепция получила название «7-S»11 .
Ключевыми составляющими
являются следующие:
стратегия – планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;
структура – внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;
- системы – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;
- штат – ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.
- стиль – способ, каким руководители управляют организацией;
- квалификация – отличительные возможности ключевых людей в организации;
- разделенные ценности – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.
В соответствии с данной
концепцией, только те организации
могут эффективно функционировать
и развиваться, в которых менеджеры
могут содержать в гармоничном
состоянии систему, состоящую из
данных семи составляющих.
3.2 Ситуационная
модель Фидлера.
Рассмотрим ситуационные
модели, которые помогут менеджеру
разобраться в сложностях процесса
руководства. Ситуационная модель руководства
Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее
развитие теории, так как она сосредоточила
внимание на ситуации и выявила три фактора,
влияющие на поведение руководителя. Этими
факторами являются:
- Отношение между руководителями и членами коллектива - подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
- Структура задачи - подразумевает привычность задачи, чёткость формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
- Должностные полномочия - это объём законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
Фидлер считал, что хотя
каждой ситуации соответствует свой
стиль руководства, стиль того или
иного руководителя остаётся, в целом,
постоянным.
3.3 Модель лидерства
«путь – цель» Хауза и Митчелла
Рассматриваемая модель ситуационного
лидерства получила своё развитие в
70-е годы. В своей основе она
базируется на мотивационной теории
ожидания. Исходной посылкой является
предположение, что работники удовлетворены
и производительны тогда, когда
имеется жесткая связь между
их усилиями и результатами работы,
а также между результатом
работы и вознаграждением. Отсюда модель
получила свое название. Существует прямая
связь между уровнем лидерской
эффективности и уровнем мотивационной
силы ожиданий имеющихся последователей.
Идеальным является вариант, когда
вознаграждение полностью соответствует
результату. Модель констатирует, что
эффективный лидер – это тот,
кто помогает подчиненным идти путем,
ведущим к желаемой цели. При этом
предлагаются различные варианты поведения
лидера в зависимости от ситуации
(Приложение 1). Директивное лидерство –
высокий уровень структурирования работы,
объяснение подчиненным, что и как делать,
а также что и когда от них ожидается. Поддерживающее
лидерство – большое внимание нуждам
работников и их благополучию, развитие
дружественного рабочего климата и обращение
с подчиненными как с равными. Лидерство,
ориентированное на достижение – установление
напряженных, но притягательных целей,
огромное внимание качеству во всем, уверенность
в возможностях и способностях подчиненных
достичь высокого уровня выполнения работы. Участвующее
лидерство – совет с подчиненными и внимание
к их предложениям и замечаниям в ходе
принятия решений, привлечение подчиненных
к участию в управлении12.
В отличие от концепции
Фидлера, данная модель предполагает,
что лидеры могут менять свое поведение
и проявлять один или все из
указанных стилей. Согласно модели,
эффективная комбинация лидерских
стилей зависит от ситуации. Для
анализа ситуации в модели предлагаются
два типа ситуационных факторов: характеристики
последователей и факторы организационной
среды. Для описания характеристик последователей
и выбора того или иного лидерского стиля
используются следующие параметры: