Ситуационный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Существующие ситуационные подходы являются простыми для понимания, как учеными, так и практиками, и хотя были использованы многими авторами в научных работах по проблемам организаций, вопрос о возможности их применения в повседневной деятельности предприятий по-прежнему остается открытым. Актуальность данной темы заключается в том, что ситуационный подход получил наибольшее распространение ввиду своей универсальности, а теория управления в современной России должна развиваться именно путем решения конкретных ситуаций (универсально-конкретных моделей), а не поиском общего выхода. Цель работы – раскрыть сущность ситуационной теории в контексте подходов к управлению.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту………………………………………………………………………6
1.1 Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению…..6
1.2 Основные положения ситуационной теории управления…………...9
2. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач………………………………...13
2.1 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению………………………………………………………………………13
2.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте…..14
2.3 Ограничения в применении ситуационной теории…………………16
3. Ситуационные теории и модели управления………………………………..19
3.1 Теория «7 – S»…………………………………………………………19
3.2 Ситуационная модель руководства Фидлера……………………….20
3.3 Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла……………….21
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………………….24
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word_20.docx

— 54.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач

2.1 Условия эффективного  применения ситуационного подхода  к управлению.           Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.          Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.          Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации.        Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации.          В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.    В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации6.

Ситуационные теории, давая  описание того, как подстраивать организацию  к конкретным требованиям, как производить  изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как  создавать и развивать адаптационный  потенциал, отрицают наличие универсальных  подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление – это в первую очередь искусство  менеджеров понять ситуацию, вскрыть  ее характеристики и выбрать соответствующее  управление, а уж потом следовать  научным рекомендациям в области  управления, носящим обобщающий характер и универсальный характер.

2.2 Алгоритм принятия  решений при ситуационном менеджменте.

Решение управленческих задач  представляет собой основу работы менеджеров. Из-за роста сложности и динамичности бизнеса принятие сложных решений  перестало быть сферой ответственности  только менеджеров высшего уровня, теперь с этим в организации сталкиваются менеджеры любых уровней.         В настоящее время имеется множество моделей, пакетов программного обеспечения и аналитических инструментов, которые пытаются свести процесс принятия решений к формулам. Как бы эти теории ни были привлекательны, трудность заключается в том, что реальность более сложна и противоречива, чем она демонстрируется в подобных моделях. За пределами математического подхода оказывается ряд небесспорных допущений, например, что принятие решений является всегда одинаковым процессом, в основе которого лежит точная информация, свободная от эмоций и предрассудков, т.е. рациональная. Реальность же заключается в том, что менеджеры принимают решения на основе комбинации интуиции, опыта и анализа. Указанный недостаток устраняет ситуационная теория, которая учитывает влияние неопределенности на принятие решений, называя такие решения ограниченно рациональными7.       Таким образом, мир бизнеса, испытывающий в настоящее время стремительные перемены, для повышения эффективности управления заинтересован сегодня в разработке и совершенствовании не столько математических подходов к процессу принятия решений, сколько в прикладных ситуационных инструментах менеджмента. Такие инструменты, приводящие в действие все связи организационной структуры в зависимости от изменений, происходящих во внешней и внутренней среде фирмы, и обеспечивающие ограниченно рациональное решение управленческих задач каждым менеджером, а, следовательно, подразделениями и организацией в целом, будут пользоваться возрастающим спросом.    Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте может включать следующие операции:

  • обнаружение (контроль) проблемы;
  • сбор информации о ситуации;
  • анализ информации о ситуации;
  • диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить;
  • определение целей управления ситуацией при решении проблемы;
  • разработка критерия оценки эффективности решения;
  • генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме — источнику проблемы;
  • прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации;
  • верификация и оценка вариантов решений;
  • принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений8.

Ситуационный подход концентрируется  на том, что пригодность различных  методов управления определяется ситуацией, поэтому в состав алгоритма принятия решений включаются этапы сбора  и анализа информации о ситуации, определения целей управления ситуацией  при решении проблемы, а также  прогнозирование последствий управляющих  воздействий для ситуации.

2.3 Ограничения  в применении ситуационной теории.

Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать  об ограничивающих или сдерживающих факторах, которые существуют внутри их собственных организаций. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение  в постановке задачи.        Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Различные типы организации требуют различных видов технологических ресурсов. Машины и оборудование в производстве стали, например, обходиться очень дорого. Из-за столь огромных капитальных расходов таким компаниям трудно быстро изменить технологию, чтобы приступить к удовлетворению новых потребностей.          Технология во многом определяет и степень взаимозависимости среди различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческого искусства.       Ограничение в постановке задачи возникает из фактического характера работ, выполняемыми рабочими. Некоторые работники могут работать в методической манере с небольшой вариацией в своих действиях. Как в случаях сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки телеаппаратуры, где рабочие должны устранять самые различные дефекты в изделиях.

Человеческие ограничения  отражают уровни компетенции людей, работающих в организации. Один из случайных  факторов здесь состоит в определении  мотивации групп рабочих. Интересуются ли они заработной платой и гарантией  работы? Или работники больше заинтересованы в продвижении, личном развитии и  в отношении к их личности? Системный  подход придает особое значение объединению  связей между различными организациями. Заостряя свое внимание на характере  этих связей, ситуационный подход актуализировал эту проблему. В результате ситуационный подход сегодня является передовым  подходом в управленческой мысли. Однако и этот подход подвергается критике. Некоторые считают, что у него недостаточно теоретическое обоснование, которое проявляется в отсутствии базы для познания, недостаточной  прогностической способности и  инициативности. С другой стороны, его  защитники утверждают, что одним  из наиболее полезных ответов на вопросы  «Как мы будем делать это?» и «Что мы будем делать дальше?» является: «Это все зависит от…». В ситуационном подходе, прежде чем принять какое-либо управленческое решение современные  менеджеры должны проанализировать ситуацию, а затем, посмотрев все  разнообразные школы управленческой мысли, определить какая комбинация управленческих методов оказывается  наиболее подходящей9.     Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует поступать в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.          Во-первых, руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественного методов принятия решений.    Во-вторых, каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, и сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики и концепции.   В-третьих, руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.   В-четвертых, руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств10.    Ситуационные теории, давая описание того, как подстроить организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению. С точки зрения этих теорий, управление – это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящих универсальный и обобщающий характер.

3.Ситуационные теории и модели управления

3.1 Теория  «7 – S»

Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций  менеджмента является теория «7 –  S», разработанная исследователями консультативной фирмы «МакКинзи». Это Томас Питерс и Роберт Уотерман – авторы известной книги «В поисках эффективного управления», и Ричард Паскаль и Энтони Атос – авторы известного бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих».

Исследования данных специалистов в области управления привели  их к выводу, что эффективная организация  формируется на базе семи взаимосвязанных  составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует  соответствующего изменения остальных  шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «s», эта концепция получила название «7-S»11 .

Ключевыми составляющими  являются следующие:

  • стратегия – планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;

  • структура – внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;

  • системы – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;
  • штат – ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.
  • стиль – способ, каким руководители управляют организацией;

 

  • квалификация – отличительные возможности ключевых людей в организации;
  • разделенные ценности – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией, только те организации  могут эффективно функционировать  и развиваться, в которых менеджеры  могут содержать в гармоничном  состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих.

3.2 Ситуационная  модель Фидлера.

Рассмотрим ситуационные модели, которые помогут менеджеру  разобраться в сложностях процесса руководства.   Ситуационная модель руководства Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

  1. Отношение между руководителями и членами коллектива - подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
  2. Структура задачи - подразумевает привычность задачи, чёткость формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
  3. Должностные полномочия - это объём законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или  иного руководителя остаётся, в целом, постоянным.

3.3 Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла

Рассматриваемая модель ситуационного  лидерства получила своё развитие в 70-е годы. В своей основе она  базируется на мотивационной теории ожидания. Исходной посылкой является предположение, что работники удовлетворены  и производительны тогда, когда  имеется жесткая связь между  их усилиями и результатами работы, а также между результатом  работы и вознаграждением. Отсюда модель получила свое название. Существует прямая связь между уровнем лидерской  эффективности и уровнем мотивационной  силы ожиданий имеющихся последователей. Идеальным является вариант, когда  вознаграждение полностью соответствует  результату. Модель констатирует, что  эффективный лидер – это тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. При этом предлагаются различные варианты поведения  лидера в зависимости от ситуации (Приложение 1).        Директивное лидерство – высокий уровень структурирования работы, объяснение подчиненным, что и как делать, а также что и когда от них ожидается.          Поддерживающее лидерство – большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными.       Лидерство, ориентированное на достижение – установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы.      Участвующее лидерство – совет с подчиненными и внимание к их предложениям и замечаниям в ходе принятия решений, привлечение подчиненных к участию в управлении12.

В отличие от концепции  Фидлера, данная модель предполагает, что лидеры могут менять свое поведение  и проявлять один или все из указанных стилей. Согласно модели, эффективная комбинация лидерских  стилей зависит от ситуации. Для  анализа ситуации в модели предлагаются два типа ситуационных факторов: характеристики последователей и факторы организационной  среды.         Для описания характеристик последователей и выбора того или иного лидерского стиля используются следующие параметры:

Информация о работе Ситуационный подход