Службы по управлению персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Персонал — наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественных факторов производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна.
В условиях современного этапа научно-технической революции коренным образом изменилась роль человека в производстве. Если прежде он рассматривался лишь как один из факторов последнего ничем по существу не

Файлы: 1 файл

курсач по у.п.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

1.Службы персонала  и их современные функции

 

1.1.Система  управления персоналом

 

 Персонал — наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественных факторов производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна.

В условиях современного этапа научно-технической революции коренным образом изменилась роль человека в производстве. Если прежде он рассматривался лишь как один из факторов последнего ничем по существу не отличающийся от машин и оборудования, то сегодня превратился в главный стратегический ресурс достояние компании в конкурентной борьбе. Это связано с его способностью к творчеству, которое сейчас становится решающим условием успеха любой деятельности.

В связи с этим и затраты, связанные с персоналом, рассматриваются уже не как досадные расходы, а как инвестиции в человеческий капитал — основной источник прибыли. Они направлены на организацию медобслуживания, отдыха, занятий спортом, создание условий для развития творчества.

Люди теперь рассматриваются не как кадры, а как «человеческие ресурсы» и их ценность как фактора успеха все время возрастает.

 Классический подход к управлению персоналом получил название «управление кадрами». Он характеризуется отношением к людям как к «винтикам»; ориентацией на авторитарный стиль руководства ими, требование безусловного подчинения; стремлением к минимизации затрат на привлечение, повышение квалификации кадров, решение социальных вопросов; использованием преимущественно денежных стимулов; индивидуальной организацией труда и его жесткой регламентацией; сосредоточенностью кадровых служб исключительно на «бумажной работе», не выходящей за рамки фиксации процессов найма, перемещения и увольнения, планирования потребности в кадрах в соответствии с заданиями производственных планов.

Все управление персоналом в этих условиях сосредоточивается в отделе кадров и направлено на то, чтобы обеспечить наличие нужных людей в нужное время в нужных местах и освобождение от ненужных. Руководство людьми представляет собой самостоятельную функцию, осуществляемую непосредственно линейными руководителями независимо от кадровых служб.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Движение от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами характеризуется следующими основными изменениями в деятельности кадровых служб:

— переходом от подбора и расстановки кадров к участию в формировании стратегии бизнеса и организационных изменений;

— оказанием наряду с выполнением традиционных функций помощи линейному руководству;

— профессионализацией сферы управления персоналом и сокращением в ней роли технических исполнителей, призванных просто фиксировать состояние кадров;

— участием в формировании и реализации политики социального партнерства;

—  ориентацией на развитие человеческих ресурсов в тесной связи с целями организации, не сводящееся лишь к тренингу и повышению их квалификации и обеспечивающее ее высококвалифицированными, всесторонне развитыми и образованными сотрудниками.

В рамках концепции «управления  человеческими ресурсами» персонал «уравнен в правах» с основным капиталом, и расходы на него рассматриваются  как долгосрочные инвестиции; кадровое планирование переплетается с производственным, и сотрудники становятся объектом корпоративной стратегии; активно внедряется групповая организация труда, а поэтому делается акцент на создание команды, развитие способностей людей и формирование корпоративной культуры; кадровые службы решают организационные и аналитические вопросы, а также оказывают поддержку линейным руководителям с целью облегчить адаптацию сотрудников в компании.

Таким образом, управление человеческими ресурсами направлено на решение принципиально новых, глобальных долгосрочных задач, повышение экономической и социальной эффективности работы организации, поддержание ее баланса со средой.

К главным задачам  системы управления персоналом сегодня  относят:

  • обеспечение организации квалифицированными кадрами;
  • создание необходимых условий для эффективного использования знаний, навыков и опыта работников;
  • совершенствование системы оплаты труда и мотивации:
  • повышение удовлетворенности трудом всех категорий персонала;
  • предоставление работникам возможностей для развития, повышения квалификации и профессионального роста; стимулирование творческой активности;
  • формирование и сохранение благоприятного морально-психологического климата;
  • совершенствование методов оценки персонала; управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников;
  • участие в разработке организационной стратегии (в будущем предполагается трансформация корпоративной стратегии в стратегию управления человеческими ресурсами, подбор занятых в соответствии со стратегией бизнеса и культурой организации, максимально широкое развитие социального партнерства).

Принципами построения современной системы управления персоналом считаются:

— эффективность подбора и расстановки сотрудников;

— справедливость оплаты труда и мотивации, вознаграждение не только за индивидуальные, но и коллективные достижения;

— продвижение работников в соответствии с результатами труда, квалификацией, способностями, личными интересами, потребностями организации;

— быстрое и эффективное решение личных проблем.

 

1.2.Цели и функции служб управления персоналом

 

Целью организации являются конкретные конечные состояния или  искомые результаты, которых она  хотела бы достигнуть. Выработка цели организации — задача достаточно сложная и трудоемкая, предполагающая использование метода «дерева целей». Как правило, выделяется генеральная цель и цели более низкого уровня. Генеральная цель в зависимости от ситуации, сложившейся в экономике, на рынке и в самой организации, может меняться. В любом случае всю совокупность целей, исходя из требований функционально-целевой модели системы управления организацией, можно подразделить на следующие виды:

    • научно-техническая
    • производственная
    • экономическая
    • коммерческая
    • социальная

В конкретной ситуации развития экономики нашей страны — перехода на рыночные отношения — более правомерно в качестве генеральной цели рассматривать экономическую цель.

Экономическая цель — получение прибыли от реализации продукции или услуг заданного объема и требуемого уровня качества.

Научно-техническая цель — обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и услуг, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок при постоянном повышении производительности труда на основе новых технологий.

Производственная цель — обеспечение выпуска планового объема продукции и оказания услуг заданного уровня качества и ритмичности производства.

 Коммерческая цель — обеспечение реализации продукции и услуг, а также результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в заданные сроки.

Социальная цель - обеспечение организации кадрами, их эффективного использования, профессионального и социального развития.

Остановимся подробнее  на характеристике социальной цели, для  реализации которой и существует система управления персоналом.

Социальную цель принято рассматривать с двух сторон:

1) с позиции администрации организации, которая нанимает работника;

2) с позиции работника, поступающего в организацию.

 Эффективность управления персоналом, а значит, и эффективность деятельности организации в целом, зависит от того, насколько цели администрации и цели работника совпадают. При несовпадении целей   может быть достигнут компромисс путем уступок одной из сторон.

Дерево целей позволяет  определить состав функций системы  управления персоналом организации.

Носителями функций отдельных подсистем являются конкретные подразделения службы управления персоналом.

Опыт показывает, что  в настоящее время в состав службы управления персоналом многих организаций входят следующие подразделения: отдел кадров, отдел обучения, отдел труда и заработной платы, отдел социального развития и другие отделы социальной инфраструктуры, отдел охраны труда и техники безопасности, лаборатория социологии, отдел охраны окружающей среды, юридический отдел, отдел организации труда, производства и управления, отдел научно-технической информации, патентно-лицензионный отдел, бюро рационализации и изобретательства.

Раскроем цели и функции основных подразделений службы управления персоналом.

Цель отдела кадров — сохранение квалифицированных работников в условиях нестабильного производства и наем новых работников.

Функции отдела кадров:

  • обеспечивать кадрами организацию (наем, расстановка, увольнение);
  • вести кадровое делопроизводство;
  • анализировать текучесть кадров и дисциплину труда;
  • учитывать движение персонала;
  • подготавливать кадровые приказы и др.

Цель отдела обучения - обучение руководителей, специалистов, рабочих.

Функции отдела обучения:

  • организовывать обучение руководителей, специалистов, рабочих основам рыночной экономики по отдельным программам;
  • организовывать проведение обучения и аттестации руководителей, специалистов, рабочих по правилам техники безопасности и охраны труда;
  • организовывать повышение квалификации, переподготовку руководителей и специалистов через обучение в высших и средних учебных заведениях;
  • организовывать подготовку преподавателей из числа руководителей и специалистов организации;
  • осуществлять учебно-методическое руководство производственно-экономическим обучением рабочих через подготовку и переподготовку;
  • изучать и обобщать опыт работы лучших работников;
  • организовывать производственную практику студентов и учащихся.

Цель отдела труда и заработной платы — объективная оценка результатов деятельности каждого работника для поддержания эффективной мотивации его труда.

Функции отдела оценки персонала и оплаты труда:

  1. Разрабатывать штатные расписания и изменения к нему на основе утвержденной организационной структуры, согласовывать штатные расписания структурных подразделений;
  2. Систематически отслеживать численность по структурным подразделениям;
  3. Внедрять современные системы оплаты труда, ориентированные.на конечный результат;
  4. Разрабатывать и совершенствовать системы оценки труда персонала;
  5. Формировать и внедрять системы премирования;
  6. Внедрять контрактную форму найма персонала;
  7. Формировать коллективный договор и организовывать контроль за ходом его выполнения;
  8. Организовывать работу по аттестации рабочих мест;
  9. Разрабатывать графики работы организации (одно-, двух-, трехсменный режим) и согласовывать графики работы структурных подразделений;
  10. Анализировать технико-экономические показатели структурных подразделений по труду;
  11. Составлять статистическую отчетность по трудовым показателям.

Цель отдела социального развития — осуществление прав и гарантий социальной защиты для каждого работника.

Функции отдела социальной защиты:

    • разрабатывать формы ее социальной защиты работающих;
    • планировать и использовать средства социального страхования;
    • организовывать фонды материальной помощи;
    • организовывать выплаты ссуд, всех виде пособий и обеспечение санаторно-курортными путевками, социальную защиту молодежи, организовывать общественные мероприятия для работников и ветеранов организации.

Цель отдела охраны труда и техники безопасности — обеспечение безопасности и здоровых условий труда на каждом рабочем месте.

Функции отдела охраны труда и техники безопасности:

  • организовывать и координировать работу по охране труда организации;
  • контролировать соблюдение законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда работников;
  • совершенствовать работу по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшению условий труда;
  • консультировать работодателей и работников по вопросам охраны труда;
  • проводить анализ производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • согласовывать разрабатываемую на предприятии проектную документацию в части соблюдения в ней требований по охране труда;
  • анализировать и обобщать предложения по расходованию средств фонда охраны труда;
  • составлять отчетность по охране труда.

Информация о работе Службы по управлению персоналом