Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:13, курсовая работа
Персонал — наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественных факторов производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна.
В условиях современного этапа научно-технической революции коренным образом изменилась роль человека в производстве. Если прежде он рассматривался лишь как один из факторов последнего ничем по существу не
Цель отдела труда и заработной платы — объективная оцеж результатов деятельности каждого работника для поддержания э(] фективной мотивации его труда.
Функции отдела оценки персонала и оплаты труда:
•
разрабатывать штатные
• систематически отслеживать численность по структурным по^ разделениям;
« внедрять современные системы оплаты труда, ориентирова! ные.на конечный результат; разрабатывать и совершенстве вать системы оценки труда персонала; формировать и вне; рять системы премирования;
• внедрять контрактную форму найма персонала;
• формировать коллективный договор и организовывать ко? троль за ходом его выполнения;
в осуществлять контроль за соблюдением КЗоТ РФ в части но] мирования и оплаты труда, правил внутреннего распорядка;
• организовывать работу по аттестации рабочих мест;
• разрабатывать графики работы организации (одно-, двух-трехсменный режим) и согласовывать графики работы стру> турных подразделений;
•
анализировать технико-
• составлять статистическую отчетность по трудовым показателя) Цель отдела социального развития — осуществление прав и г;
рантий социальной защиты для каждого работника.
Функции отдела социальной защиты: разрабатывать формы ее циальной защиты работающих; планировать и использовать ере; ства социального страхования; организовывать фонды материал] ной помощи: оформлять пенсионные дела и проводить работу ветеранами труда, осуществлять медицинское и другие виды стр; хования работающих; организовывать выплаты ссуд, всех виде пособий и обеспечение санаторно-курортными пугевками, сощ альную защиту молодежи, организовывать общественные мере приятия для работников и ветеранов организации.
Цель отдела охраны труда и техники безопасности — обест чение безопасности и здоровых условий труда на каждом рабоче месте.
Функции отдела охраны труда и техники безопасности:
• организовывать и координировать работу по охране труда организации;
• контролировать соблюдение законодательных и иных норм; тивно-правовых актов по охране труда работников; • совершенствовать работу по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшению условий труда;
• консультировать работодателей и работников по вопросам охраны труда;
• проводить анализ производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
•
согласовывать разрабатываемую
на предприятии проектную
• анализировать и обобщать предложения по расходованию средств фонда охраны труда;
« составлять отчетность по охране труда.
Цель социологической лаборатории — формирование корпоративной культуры и здорового морально-психологического климата в каждом структурном подразделении.
Функции социологической лаборатории:
•
изучать социологические и
• повышать стабильность трудового коллектива, его активность и инициативность;
• повышать эффективность системы социального управления;
• пропагандировать социологические и психологические знания;
•
разрабатывать системы
Сформулируем функции заместителя директора по управлению персоналом организации.
Заместитель директора по управлению персоналом утверждает: » штатные расписания служб и структурных подразделений; « положения по оплате труда; » графики работы подразделений организации;
• заявки на выпускников вузов, техникумов и других учебных заведений;
•
заявки на обучение, составленные отделом
обучения кадров с учетом предложений
структурных подразделений
• графики проверки знаний руководителей и специалистов, экзаменационные билеты для проверки знаний руководителей и специалистов;
• положение по оценке деятельности сотрудников;
• инструкции по технике безопасности, разработанные отделом охраны труда и техники безопасности;
акты о расследовании
• сметы расходов отделов службы управления персоналом;
• должностные инструкции персонала кадровой службы;
• графики очередности отпусков работников кадровой службы. Заместитель директора по управлению персоналом подписывает:
• приказы о назначении, перемещении и увольнении руководителей и специалистов, кроме директоров филиалов и заместителей директоров организации;
• приказы об увольнении за нарушение трудовой и производственной дисциплины по статьям, предусмотренным КЗоТ РФ;
» приказы о назначении пособий женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, в пределах утвержденных смет; документацию на выплату ежемесячного пособия неработающим матерям при воспитании детей в возрасте от рождения до 6 лет, а также семьям, имеющим детей в возрасте до 16 лет;
« приказы о материальном поощрении юбиляров в пределах утвержденных смет;
• приказы о предоставлении отпусков с сохранением (и без сохранения) заработной платы;
» поручения и документацию при оформлении пенсий; приказы о выделении единовременного вознаграждения при выходе на пенсию;
» приказы об обучении работников организации, подготовленные отделом обучения; приказы об организации практического обучения студентов вузов, учащихся техникумов и ПТУ, подготовленные отделом обучения; договоры с институтами повышения квалификации, учебными комбинатами, высшими и средними учебными заведениями и другими обучающими организациями в пределах утвержденных смет;
• приказы о присвоении квалификационных разрядов, подготовленные отделом обучения на основании протоколов квалификационных комиссий;
• договоры с научно-исследовательскими институтами и организациями на проведение НИР своей службы;
» приказы о сокращении штатов, согласованные с соответствующими службами и подразделениями;
в положение об оплате труда руководителей, специалистов и служащих службы управления персоналом; расчетные ведомости социального страхования, справки, относящиеся к заработной плате и социальному страхованию;
•
исходящую служебную корреспонд
• договоры о санитарной обработке подразделений организации; комплексный план улучшения условий охраны труда и сани-тарно-оздоровительных мероприятий;
• другие приказы, подготовленные отделами службы управления персоналом, относящиеся к их компетенции.
Заместитель директора по управлению персоналом согласовывает:
« с директором назначение директоров филиалов и заместителей директоров организации, организацию обучения и стажировки работников организации за границей, сроки и программы обучения руководителей высшего уровня;
® с заместителем директора по экономическим вопросам сметы доходов и расходов, использование средств фонда потребления, заключение договоров и использование денежных средств;
• с заместителем директора по коммерческим вопросам обеспечение службы управления персоналом оргтехникой;
• с директорами филиалов мероприятия по коллективному договору, штатные расписания, планы перспективного развития численности сотрудников и уровня оплаты труда, структурные изменения.
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб — отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению человеческими ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и др.
Безусловно, функциональная структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами организации, особенностями выпускаемой продукции.
На ряде организаций формируются функциональные структуры управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами. На рис. 2.6 приведен состав функциональных подсистем системы управления персоналом организации, объединяющих однородные функции, носителями которых являются различные подразделения по работе с кадрами. В зависимости от размеров организации состав подразделений будет меняться: в крупных организациях функции каждой подсистемы обычно выполняет отдельное подразделение, а в небольших и средних организациях функции всех подсистем, как правило, сосредоточены в одном подразделении — отделе управления персоналом. В табл. 2.4 приведен фрагмент схемы функ-
циональных взаимосвязей отдела управления персоналом с другими подразделениями организации.
В заключение остановимся на характеристике содержания функций менеджера по персоналу кадровой службы организации.
Менеджер по персоналу должен обладать знаниями в области управления персоналом в организационном, управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом аспектах, которые позволяют ему осуществлять весь цикл работ с персоналом: начиная с изучения рынка труда и найма на работу и заканчивая уходом на пенсию и увольнением. Он должен быть готов выполнять следующие функции:
•
разрабатывать стратегию
• разрабатывать кадровую политику и планировать кадровук работу;
» анализировать кадровый потенциал, прогнозировать и определять потребности в рабочих кадрах и специалистах, проводить маркетинг персонала;
» поддерживать деловые связи со службами занятости и организациями по рекрутингу персонала;
о комплектовать руководящими, рабочими кадрами и специалистами организацию с учетом перспектив ее развития;
• планировать, организовывать и контролировать подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих, специалистов и руководителей;
« оценивать профессиональные, деловые и личностные качества работников в целях рационального их использования;
» создавать условия для наиболее полного использования и планомерного роста работников, планировать карьеру и служебно-профессиональное продвижение персонала;
» участвовать в разработке организационной структуры, штатного расписания организации и предложений по подбору и расстановке специалистов;
« организовывать учет и движение персонала;
•
изучать причины текучести
• управлять занятостью персонала;
• оформлять прием, перевод и увольнение работников;
• заниматься мотивацией и стимулированием труда работников; » участвовать в разработке и внедрении планов социального
развития организации;
• работать по профориентации;
« формировать трудовой
коллектив организации (групповые
и межличностные взаимоотношени