Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 13:40, курсовая работа
Цель исследовательского проекта – разработать обоснованную, реалистичную, эффективную структуру управления ООО "Риско" в условиях стратегического развития бизнеса, основанную на научных методах сбора, обработки и анализа информации.
Объектом исследования является российское предприятие ООО "Риско", осуществляющее свою деятельность в сфере оптово-розничной торговли отечественными автозапчастями, запчастями для иностранных автомобилей и аксессуаров к ним(далее автозапчасти)
Введение 5
Глава 1. Организационная структура управления как основа совершенствования функционирования организаций 8
1.1 Понятие и значение организационной структуры в развитии организаций 8
1.1.1 Классификация организационных структур управления 13
1.1.3 Основные виды оргструктур 16
1.2 Формирование организационной структуры управления и методы проектирование организационных структур 21
1.3 Управление каналами распределения в оптовой торговле 31
Глава 2. Проблемы совершенствования организационной структуры в рамках принятой стратегии развития организации 39
2.1 Общая характеристика деятельности ООО "Риско" 39
2.2 Анализ макросреды 42
2.2.1 Анализ отраслевого окружения с помощью 5 сил Портера 42
2.2.2 Анализ конкурентов и рынка 47
2.3 Анализ организации ООО "Риско" 58
2.3.1 Определение стратегического типа организации ООО "Риско" 58
2.3.2 Бенчмаркинг отдельных функциональных подсистем (финансы, кадры, производство) ООО "Риско" 63
Анализ уровня прибыльности 63
Обеспеченность, подготовленность и правильность расстановки кадров 67
Анализ кадрового состава организации. Производительность и оплата труда 75
Диагностика отдельных функций на примере оценки документооборота 97
Оценика системы мотивации персонала ООО "Риско" 112
Глава 3. Совершенствование организационной структуры ООО "Риско" 121
3.1. Анализ выявленных недостатков оргструктуры управления ООО "Риско" 121
3.2 Реструктуризация организационной структуры управления ООО "Риско" 124
3.3 Определение основных функций управления 139
3.4 Расчет эффективности проектных предложений 146
Заключение 153
Список использованной литературы 155
- нет четкого разделения функциональных обязанностей между всеми работниками; часто работники выполняют несвойственные им обязанности;
- относительно затруднено
осуществление координации
- низка и неэффективна степень автоматизации функций управления;
- соотношение между качеством
выполнения функции и прибылью
не может определяться
- могут возникнуть различия во мнениях должностных лиц как в отношении обязанностей, так и в отношении продуктовой и региональной политики. В принципе карьера менеджеров связана с их работой в функциональных организациях, поэтому у них отсутствует общий опыт управления, что особенно проявляется в тех случаях, когда их приглашают на более высокие должности;
- руководство организации
выполняет самые простые
- значительное количество времени работы у сотрудников отнимает обслуживание клиентов организации-партнера ООО "Риско".
При этом отказаться от выполнения этой услуги организация не может в силу своего долгосрочного интереса по использованию складских помещений организации-партнера.
Все вышеперечисленные недостатки в работе организации приводят к следующим негативным последствиям:
1) внешним по отношению к организации:
- маркетинговые стратегии легко "копируются" конкурентами, а портфель компании "Риско" недостаточен для сохранения достигнутых темпов роста.
Именно поэтому состояние предприятия можно характеризовать как переходное.
Темпы роста в ближайшей перспективе должны снизиться.
Но если "Риско" сможет увеличить ассортимент оригинальных видов автозапчастей или создания нового продвижения, уникального товарного предложения, то можно будет говорить о стабильности перспектив роста.
2) внутренним по отношению к организации:
- создание определенного напряжения между работниками внутри организации;
- существуют серьезные
проблемы в системе
- роль Группы программно-
- система мотивации
Все вышеперечисленные недостатки говорят о неотлагательной необходимости перемен в организации.
Поэтому целью настоящей работы является расширение бизнеса при условии реструктуризации организационной структуры ООО "Риско" с учетом автоматизации функций управления в условиях создания новых рабочих мест.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- реструктуризация
- описание функциональных обязанностей, прав, ответственности работников организации (создание должностных инструкций);
- построение оперограммы
взаимосвязей по выполнению
- обоснование необходимости
создания новых рабочих мест
в организации путем
- обоснование и выбор
автоматизированной системы
- расчет затрат на реализацию вышеперечисленных мероприятий и определение эффективности от их внедрения.
При решении вышеперечисленных задач, использовалась следующая правовая и нормативно-методическая база: КЗОТ РФ, рекомендации по определению эффективности инновационных проектов; учебная и научная литература по теме дипломного проекта; документация, регламентирующая деятельность ООО "Риско" (устав организации, договоры о сотрудничестве с партнерами, положение о внутреннем распорядке деятельности и т.д.) и данные, полученные из сети Интернет.
При разработке проекта определены сроки его окупаемости; затраты на реструктуризацию организационной структуры ООО "Риско", источники финансирования проекта.
Как отмечалось в предыдущих частях данной работы в ООО "Риско" созрела необходимость реструктуризации организационной структуры.
Для того, что реализовать это достаточно серьезное мероприятие для любой организации необходимо провести обследование существующее системы управления организацией, что и было сделано в предыдущих частях настоящей работы.
Были выявлены недостатки функционирования системы управления организации в сегодняшних условиях. для устранения вышеперечисленных недостатков в деятельности организации необходимо в первую очередь совершенствовать систему управления организацией.
Для реализации поставленной цели на 2011-2012 гг. (см. выше раздел 2.3.1) необходимо в первую очередь определить набор конкретных функций управления и определить их взаимосвязь между собой. В связи с тем, что предприятие действующее, основой реструктуризации будет являться действующая организационная структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций. При этом структура анализируемого предприятия принципиально изменится, т.к. будут введены ключевые подразделения и должности.
Реструктуризация действующей оргструктуры управления будет проходит по сценарию, который предусматривает увеличение функций управления в связи с расширением бизнеса.
При выборе конфигурации организационной структуры управления необходимо рассмотреть всевозможные типы организационных структур и выбрать наиболее приемлемую для данного вида бизнеса, учитывая специфику организации.
При реструктуризации организационной структуры необходимо в первую очередь остановиться на компонентах менеджмента, под которыми понимают следующие составляющие: структуры, финансы, маркетинг, учет, экономика, бизнес-планирование, логистика, персонал. Это классификатор неполон, однако он может служить основой перехода к элементам организационной структуры и функциям управления.
Анализ функций дает возможность систематизировать знания о динамике, темпах и направлениях развития, резервов совершенствования их организации. Основа этой стадии – это определение главной задачи, которую для ООО "Риско" можно сформулировать следующим образом:
"Создание такой
При определении организационной структуры управления ООО "Риско" в данной работе используется теоретический и методологический материал, представленный в "17-модульной программе для менеджеров "Управление развитием организации" (Модуль 6. Кондратьев В.В., Краснова В.Б "Реструктуризация управления компанией") и методология предложенная Гурковым И.Б.
По разработанному авторами модуля алгоритма необходимо определить функции менеджмента и звенья или должностные лица, которые выполняют эти функции. Для этого необходимо построить матрицу организационных проекций, в которой по строкам должны находиться исполнители, по столбцам – функции общего и специального менеджмента, которые выполняются в организации. Затем по каждой функции найти исполнителя, отвечающего за данную функцию. Эта матрица позволит наглядно определить исполнителя каждой конкретной функции, увидеть пробелы как в исполнении функций, так и в загруженности сотрудников. Составленная автором матрица организационных проекций функций управления приведены в табл.30.
Таблица 19
Матрица организационных проекций функций менеджмента в ООО "Риско"
Должностные |
Общие функции управления |
Специальные функции управления | |||||||||||
анализ |
планирование |
координирование |
орга |
учет |
нормиро |
моти |
конт |
бюд |
мар |
пост |
бизнес- |
управление | |
Директор |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Зам. Директора по финансам |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Руководитель группы стратегического анализа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
Нач. отдела маркетинга |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Нач. отдела ИТ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
Руководитель дивизиона 1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Руководитель дивизиона 2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Руководитель дивизиона 3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Нач. ОК |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Для ООО "Риско" это актуальная проблема, т.к. практически функции общего менеджмента не выполнялись потому, что высшее руководство организацией занималось выполнением основной бизнес-операции.
В результате такого положения почти полностью отсутствовали такие основные функции управления, как планирование, анализ, нормирование, координация.
Из специальных функций управления отсутствовали функции, связанные с бюджетированием, управлением персоналом, стратегическим анализом, маркетингом и совершенствованием организационной структуры управления.
Из матрицы видно, что для нормальной организации работы ООО "Риско" необходимо принять на работу специалистов по: стратегическому анализу (руководитель группы) по маркетингу (начальник отдела) и начальника ИТ.
В связи с тем, что мы можем увеличить объем выполняемых услуг по обеспечению клиентов – потребителей в медоборудовании на 300 % (в 3 раза!), прирост численности в организации составит 100% и увеличится с 50 до 100 работников.
Численность технического персонала рассчитана по следующей формуле:
где
tшт – время на обработку
и реализацию заявки на
Кп/о – количество заявок в месяц, шт.;
Фм – месячный фонд времени одного работника, час.
При расчете потребного количества персонала, нормировать и принималось в расчет только время, которое эти работники тратят на выполнение бизнес-операции.
Прочие виды работ в расчет не принимались в связи с определенными трудностями при их нормировании.
Таким образом, для обеспечения ритмичной работы в организации необходимо принять одного руководителя группы по стратегическому анализу (0,71), одного начальника отдела маркетинга (0,8), одного начальника ИТ (0,9). Кроме того, необходимо дополнительно принять 47 человек – менеджеров.
Исходя из матрицы организационных проекций функций управления и расчетов потребного количества персонала, связанного с выполнением главной бизнес-операции, организационную структура управления ООО "Риско" будет иметь следующую конфигурацию, представленную на рис.24.
Рис. 24 Дивизиональная структура ООО "Риско"
Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей и задач, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации.
В соответствии с этим, автором предложено следующее распределение некоторых важнейших функций управления (рис.24) – на основании дивизионального подхода к построению компании "Риско".
Характерные признаки новой структуры ООО "Риско": централизация, жёсткость, стандартизация процессов, интеграция.
Структурные производственные подразделения – отделения (дивизион по работе с клиентами автосервисов, дивизион по работе с клиентами автомоек, дивизион по работе с реализиторами) – относительно обособляются и наделяются большими правами в осуществлении своей деятельности и ответственностью за получение прибыли, то есть устанавливается зависимость финансового состояния отделений от результатов их функционирования. Обеспечиваются гибкость и адаптивность организации к условиям внешней среды. Внешнее руководство предприятия "Риско" в этом случае освобождается от решения текущих вопросов отделения и занимается только стратегическими вопросами развития фирмы в целом.
Проанализируем составленную организационную структуру с использованием детализированной организационной структуры ООО "Риско" (рис. 25)
Рис. 25 Реструктуризированная организационная структура управления ООО "Риско"
На рис. 35 представлено несколько потоков, обеспечивающих функционирование предприятия "Риско".
К ним относятся:
1. Основной поток –
основная деятельность
2. Информационный поток
– благодаря которому
3. Поток управления – посредством которого осуществляется целенаправленное воздействие на объекты (управляемые элементы) для достижения поставленных целей.
4. Поток финансовых и других ресурсов – является следствием того или иного управленческого решения.
5. Различного рода утечки.
Рассмотрим их более подробно.
Основной поток.
Можно выделить следующие стадии в этом процессе превращения исходных ресурсов в конечные:
Получение минимального количества и соответствующей номенклатуры необходимых для производства ресурсов (в случае организации, занимающейся предоставлением определенных услуг, в качестве исходных ресурсов может выступать определенная информация, опыт, квалификация, особое положение и т.п.) – блок "поставки".
Основной процесс, переводящий исходный набор (объем и номенклатура) ресурсов в другой (желательно пользующийся спросом). Техническая эффективность определяет соотношение полученного набора ресурсов и "отходов" (побочный набор ресурсов, не представляющий ценности для организации) – блок "логистика".
Процесс преобразования конечного продукта, полученного на предыдущем этапе, в ценимые или приемлемые для фирмы блага. Этот процесс выделен в отдельный блок "сбыт" (его можно было бы объединить с предыдущим блоком "логистика") для того, чтобы, во-первых, показать возможные потери, а во-вторых, подчеркнуть различие в локальных целях задач "варианты поставок и сбыта" и "сбыть".
После прохождения ресурсами цикла поставки-логистика-сбыт появляются дополнительные ресурсы и/или изменяется их состав в сторону ценимых организацией ООО "Риско" (в случае успеха) – таким образом появляются финансовые и другие блага, которыми руководство может распоряжаться с целью наращивания стратегического потенциала и конкурентного преимущества. Следует отметить, что на данном этапе появляется возможность экономической оценки эффективности цепочки (ее "КПД") – как отношение ценности для организации результата (материальных и нематериальных благ) к затратам на их получение. Часть полученных ресурсов возвращается в цикл ("оборотные средства").
Информация о работе Совершенствование организационной структуры предприятия