Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 13:40, курсовая работа
Цель исследовательского проекта – разработать обоснованную, реалистичную, эффективную структуру управления ООО "Риско" в условиях стратегического развития бизнеса, основанную на научных методах сбора, обработки и анализа информации.
Объектом исследования является российское предприятие ООО "Риско", осуществляющее свою деятельность в сфере оптово-розничной торговли отечественными автозапчастями, запчастями для иностранных автомобилей и аксессуаров к ним(далее автозапчасти)
Введение 5
Глава 1. Организационная структура управления как основа совершенствования функционирования организаций 8
1.1 Понятие и значение организационной структуры в развитии организаций 8
1.1.1 Классификация организационных структур управления 13
1.1.3 Основные виды оргструктур 16
1.2 Формирование организационной структуры управления и методы проектирование организационных структур 21
1.3 Управление каналами распределения в оптовой торговле 31
Глава 2. Проблемы совершенствования организационной структуры в рамках принятой стратегии развития организации 39
2.1 Общая характеристика деятельности ООО "Риско" 39
2.2 Анализ макросреды 42
2.2.1 Анализ отраслевого окружения с помощью 5 сил Портера 42
2.2.2 Анализ конкурентов и рынка 47
2.3 Анализ организации ООО "Риско" 58
2.3.1 Определение стратегического типа организации ООО "Риско" 58
2.3.2 Бенчмаркинг отдельных функциональных подсистем (финансы, кадры, производство) ООО "Риско" 63
Анализ уровня прибыльности 63
Обеспеченность, подготовленность и правильность расстановки кадров 67
Анализ кадрового состава организации. Производительность и оплата труда 75
Диагностика отдельных функций на примере оценки документооборота 97
Оценика системы мотивации персонала ООО "Риско" 112
Глава 3. Совершенствование организационной структуры ООО "Риско" 121
3.1. Анализ выявленных недостатков оргструктуры управления ООО "Риско" 121
3.2 Реструктуризация организационной структуры управления ООО "Риско" 124
3.3 Определение основных функций управления 139
3.4 Расчет эффективности проектных предложений 146
Заключение 153
Список использованной литературы 155
Срок деятельности Общества не ограничен. Общество может быть реорганизовано в порядке, предусмотренном федеральными законами. Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, выделения и преобразования.
Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном законодательством и Уставом.
Высшим органом управления Общества является Общее собрание его участников. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении повестки дня и голосовать при принятии решений лично или через своих представителей.
Производственно- хозяйственная деятельность предприятия, его права и обязанности регулируется законом о предпринимательской деятельности. Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом.
Структура предприятия и его подразделений определена предприятием самостоятельно.
При разработке организационной структуры управления необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям, так как под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
На предприятия ООО "Риско" организационная структура построена по функциональному признаку (рис. 10).
Функциональная структура ООО "Риско" обладает следующими преимуществами:
- можно достичь высокого уровня специализации;
- можно управлять и
осуществлять контроль за
- относительно легче
- относительно просто осуществлять инновации.
Но существуют также и недостатки:
- относительно затруднено
осуществление координации
- достаточно тяжело проводить
изменения в процессе
- соотношение между качеством
выполнения функции и прибылью
не может определяться
- могут возникнуть различия во мнениях должностных лиц как в отношении обязанностей, так и в отношении продуктовой и региональной политики.
В принципе карьера менеджеров связана с их работой в функциональных организациях, поэтому у них отсутствует общий опыт управления, что особенно проявляется в тех случаях, когда их приглашают на более высокие должности.
Рис. 10 Организационная структура ООО "Риско"
Кроме того, на предприятии ООО "Риско" наблюдаются функциональные разрывы, т.к. отсутствует структурированная единица в организации, отвечающая за планирование и развитие.
У анализируемого предприятие отсутствует маркетинговая служба. Таким образом, можно заключить, что стратегические цели, контроль за ведением хозяйственной деятельности не позволяют предприятию ориентироваться на стратегию концентрированного роста.
Рассмотрим группы факторов (приложение 2), влияющих на конкуренцию, применительно к изучаемому рынку торговли автозапчастями.
Угрозы появления новых конкурентов. Барьеры вхождения на рынок / барьеры выхода.
Барьеры вхождения на рынок для новых фирм (торговцев автозапчастями, и т.д.) оценивались с помощью экспертных оценок по пятибалльной шкале. В частности, оценивались такие параметры, как объем необходимого стартового капитала, имидж товара и фирмы, место расположения, возможность привлечения клиентов, возможность установления долговременных отношений с поставщиками, необходимость опыта работы на рынке.
Оценки экспертов приведены в таблице 4 (5-баллов – это оценка соответствующая максимальному значению фактора, 1- балл – минимальному).
Как видно из данных таблицы 2, барьеры вхождения на рынок невысоки. Наибольшим барьером для экспертов представляется фактор стартового капитала, но при этом и он оценен как средний по величине.
Таблица 2
Оценки экспертов факторов, препятствующих вхождению на рынок торговли автозапчастями
Факторы |
Средние значения оценок |
Объем необходимого стартового капитала |
3 |
Имидж товара |
1 |
Имидж фирмы |
2 |
Местонахождение |
2,5 |
Возможность привлечения клиентов |
1,5 |
Возможность установления долговременных отношений с поставщиками |
2,8 |
Необходимость опыта работы на рынке |
2,6 |
Средний балл |
2,2 |
Все остальные рассмотренные факторы имеют еще меньшее значение. В результате итоговый средний балл оказался на уровне ниже среднего и равен 2,2 (по пятибалльной системе).
Угроза появления услуг–заменителей. Давление со стороны товаров-заменителей
Применительно к рынку торговли автозапчастями, сопутствующих товаров и аксессуаров давление со стороны услуг-заменителей можно исключить из анализа ввиду отсутствия таковых. В силу того, что заменяемость товара близка к нулевой, косвенная конкуренция практически отсутствует, и любая конкуренция рассматривается как прямая.
Способность покупателей торговаться. Относительная сила продавцов и покупателей.
Рассмотрим ситуацию, которая складывается при анализе сил в системе "продавец – покупатель". В настоящий момент можно выделить несколько значимых характеристик этой системы.
В таблице 3 приведены некоторые важнейшие параметры.
Таблица 3
Параметры системы "продавец-покупатель"
Параметр |
Значение |
Концентрация предложения |
Низкая (множество фирм) |
Концентрация спроса |
Низкая |
Важность продукта для продавца |
Выше средней (является одним из преобладающих товаров в ассортименте) |
Важность продукта для покупателя |
Средняя |
Возможности замены продавца |
Высокая |
Возможности замены покупателя |
Высокая |
Сила продавцов |
Выше средней |
Сила покупателей |
Выше средней |
Как видно из оценок, приведенных в таблице 3, в рассматриваемой системе сильной позицией обладает как продавец, так и покупатель. Такой расклад сил делает ситуацию как бы нейтральной, с точки зрения ее близости или удаленности от состояния идеальной конкуренции.
Способность поставщиков торговаться. Поставщики не развивают собственной торговой сети, поэтому их способность торговаться оценивается как низкая.
Соперничество между имеющимися конкурентами.
Низкие входные барьеры имеют своим результатом присутствие на этом рынке очень большого количества конкурентов (свыше 30 предприятий, торгующих автозапчастями). Причем, как будет показано ниже, никто из участников рынка не обладает монопольным положением или положением близким к монопольному. В этом смысле ситуация на рынке торговли автозапчастями близка к ситуации идеальной конкуренции.
Возможности дифференциации рынка
Согласно концепции М.Портера, наличие возможностей дифференциации рынка снижает интенсивность конкуренции, поскольку у присутствующих на рынке фирм появляется возможность занять определенные рыночные "ниши", соответствующим образом выстраивая свою деятельность и позиционируя себя на рынке. Возможности дифференциации рынка связаны с формированием сегментов, состоящих из потребителей, ориентирующихся на те или иные выгоды.
Согласно анализу потребителей, представленному ниже в дипломной работе ("Автозапчасти", "Сопутствующие товары", "Аксессуары"), на изучаемом рынке существует реальная возможность дифференциации. Анализ потребительского поведения позволяет выделить на рынке крупные сегменты покупателей, которые обладают сходными потребительскими предпочтениями и которые, соответственно, одинаковым образом реагируют на сходные воздействия.
Таким образом основными факторами, влияющими на интенсивность конкуренции на рынке торговли автозапчастямии т.д. являются следующие параметры:
- низкие входные барьеры;
- наличие возможности дифференциации.
Известно, что чем ближе ситуация на рынке к состоянию идеальной конкуренции, тем выше интенсивность конкуренции на рынке. Выявленные факторы (низкие входные барьеры, наличие возможности дифференциации), разнонаправлено влияют на степень интенсивности конкуренции.
Низкие входные барьеры – приближают ситуацию к состоянию идеальной конкуренции.
Наличие возможности дифференциации – наоборот, удаляет состояние рынка от состояния идеальной конкуренции.
В целом, согласно результатам анализа, интенсивность конкуренции на рынке торговли автозапчастями может быть оценена как высокая: на рынке существует большое количество участников (оптовых и розничных торговцев), ни один участник или небольшая группа участников не может диктовать правила игры на рынке или кардинально влиять на ситуацию на рынке в целом, низкие входные барьеры открывают дорогу к легкому процессу появления новых конкурентов. При этом имеющиеся возможности дифференциации рынка, снижающие остроту конкуренции, практически не используются.
Зная оценочную емкость рынка за год, в целом и по каждому товару отдельно, а также имея ввиду сделанный выше вывод о существующей интенсивной конкуренции на изучаемом рынке, рассмотрим вопрос о том, какое место занимает ООО "Риско" на рынке торговли автозапчастями, т.е. как поделен этот рынок между многочисленными торговцами (оптовыми и розничными).
Оценим конкурентов компании "Риско".
Анализ изменений объемов реализации, темпов роста и доли рынка пяти ведущих компаний (1-я пятерка), реализующих автозапчасти позволяет определить круг конкурентов (табл. 4).
По итогам 2012 г. "Риско" лидирует по объемам со значительным отрывом от ближайших конкурентов, т.е. потребители (покупатели) автозапчастей предпочитают именно там приобретать. Однако сопоставление темпов роста показывает, что для сохранения лидирующего положения "Риско" необходимо увеличить темпы прироста продаж. В противном случае через 2-3 года предприятие может утратить лидирующую позицию.
Таблица 3
Показатели производственной деятельности компаний по продаже автозапчастей в 2011-2012 гг.
№ п/п |
Предприятие |
Продажи, |
Прибыль, |
Рентабельность, % * |
Темп роста | ||||
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
Прод. |
Приб. | ||
1 |
Риско |
1665 |
1355,4 |
234 |
222 |
14,1 |
16,4 |
122,8 |
105,4 |
2 |
Автопрогресс |
999 |
747,2 |
249 |
234 |
24,9 |
31,3 |
133,7 |
106,4 |
3 |
Лига сервис |
999 |
797,9 |
111 |
105 |
11,1 |
13,2 |
125,2 |
105,7 |
4 |
Паскер |
666 |
531,9 |
135 |
129 |
20,3 |
24,3 |
125,2 |
104,7 |
5 |
Новамоторс |
600 |
468,7 |
89,5 |
73 |
14,9 |
15,6 |
128,0 |
122,6 |
* – рентабельность продаж
По размеру прибыли и темпам роста продаж компания "Риско" находится на 4-й позиции, а по рентабельности деятельности опережает только фирму "Лига сервис" и "Новамоторс".
Это означает, что стратегия развития лидера по автозапчастей менее эффективна по сравнению со стратегиями преследователей, не обеспечивает сохранения предприятию лидирующих позиций и, возможно, претерпит изменения в 2011 -2012 гг.
В таблице 5 представлены данные об изменении доли рынка ведущих компаний рынка автозапчастей.
Совокупная доля ведущей пятерки за последние два года сократилась на 6%. Это означает, что темпы роста отрасли превышали средние темпы роста ведущих компаний.
Таблица 5
Изменение доли рынка, и отставания преследователей от лидера в 2010-2012 гг.
№ п/п |
Компания |
Доля рынка, % |
Продажи, % лидера | |||||
2012 |
2011 |
2010 |
2012 |
2011 |
2010 |
2009 | ||
1 |
"Лига сервис" |
15% |
16,2 |
16,5 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2 |
"Автопрогресс" |
9% |
9,1 |
9,0 |
60,0 |
56,2 |
54,5 |
60 |
3 |
"Риско" |
9% |
10,9 |
10,8 |
60,0 |
67,3 |
65,5 |
60 |
4 |
"Паскер" |
6% |
7,9 |
8,7 |
40,0 |
48,8 |
52,7 |
85,3 |
5 |
"Новамоторс" |
6% |
6,1 |
6,0 |
40,0 |
37,7 |
36,4 |
51,5 |
Доля ТОП-5: |
45,0% |
50,2 |
51,0 |
Фирмы "Автопрогресс" и "Риско" сохранили свои позиции. Но именно эти компании уделяли особое внимание вопросам позиционирования автозапчастей. Они опережают лидера рынка не только по темпам роста, но и по рентабельности деятельности (табл. 4).
Рис. 11 Доля товарных групп в структуре продаж, %
Рассмотрим представление на модели BCG стратегических позиций ряда СХЕ (по ассортименту) анализируемой компании "Риско". Выполненные расчеты сведены в таблицу 6 и представленны на рис. 11, 12.
Таблица 4
Характеристика ассортимента ("узкий") "Риско"
Информация о работе Совершенствование организационной структуры предприятия