Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 13:40, курсовая работа
Цель исследовательского проекта – разработать обоснованную, реалистичную, эффективную структуру управления ООО "Риско" в условиях стратегического развития бизнеса, основанную на научных методах сбора, обработки и анализа информации.
Объектом исследования является российское предприятие ООО "Риско", осуществляющее свою деятельность в сфере оптово-розничной торговли отечественными автозапчастями, запчастями для иностранных автомобилей и аксессуаров к ним(далее автозапчасти)
Введение 5
Глава 1. Организационная структура управления как основа совершенствования функционирования организаций 8
1.1 Понятие и значение организационной структуры в развитии организаций 8
1.1.1 Классификация организационных структур управления 13
1.1.3 Основные виды оргструктур 16
1.2 Формирование организационной структуры управления и методы проектирование организационных структур 21
1.3 Управление каналами распределения в оптовой торговле 31
Глава 2. Проблемы совершенствования организационной структуры в рамках принятой стратегии развития организации 39
2.1 Общая характеристика деятельности ООО "Риско" 39
2.2 Анализ макросреды 42
2.2.1 Анализ отраслевого окружения с помощью 5 сил Портера 42
2.2.2 Анализ конкурентов и рынка 47
2.3 Анализ организации ООО "Риско" 58
2.3.1 Определение стратегического типа организации ООО "Риско" 58
2.3.2 Бенчмаркинг отдельных функциональных подсистем (финансы, кадры, производство) ООО "Риско" 63
Анализ уровня прибыльности 63
Обеспеченность, подготовленность и правильность расстановки кадров 67
Анализ кадрового состава организации. Производительность и оплата труда 75
Диагностика отдельных функций на примере оценки документооборота 97
Оценика системы мотивации персонала ООО "Риско" 112
Глава 3. Совершенствование организационной структуры ООО "Риско" 121
3.1. Анализ выявленных недостатков оргструктуры управления ООО "Риско" 121
3.2 Реструктуризация организационной структуры управления ООО "Риско" 124
3.3 Определение основных функций управления 139
3.4 Расчет эффективности проектных предложений 146
Заключение 153
Список использованной литературы 155
Таким образом, структура – это организация целого из составных частей. Эффективность структуры определяется количеством, значением, формой и содержанием ее составных частей и тем местом, которое они занимают в целом, и существующими между ними отношениями.
Организационная структура управления зависит от следующих факторов:
- характера производства
и его отраслевых особенностей:
состава производимой
- формы организации управления производством (линейная, линейно-функциональная, матричная);
- степени соответствия
аппарата управления
- соотношение между
- соотношения между отраслевой
и территориальными формами
- уровня механизации и
автоматизации управленческих
- соответствия иерархической структуре производства как управляемой системе.
В иерархической структуре производства (под которой понимается соотношение между различными ступенями и звеньями производства по формам их связи и субординации) различают две взаимно дополняющие друг друга подструктуры: организационную и производственную, характеризующие с разных сторон строение объекта управления – управляемой системы. Каждая из подструктур выступает как самостоятельная по отношению к другой структуре.
Структура управления организацией (или организационная структура управления) – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессами управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации, ресурсов, идей и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и эффективно. Отсюда то внимание, которое руководители уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
Влияние сложности и изменчивости деловой среды на выбор типа организационной структуры иллюстрирует рис. 2
Рис. 2 Уровень сложности деловой среды
Классификация организационных структур управления представлена в табл.1.
Таблица 1
Классификация организационных структур управления
Классификационный |
Характеристика организационной структуры |
По числу уровней иерархии |
Одноуровневые Многоуровневые |
По принципам управления и подчиненности |
Децентрализованные Централизованные Смешанные |
По выполняемым функциям и целевому назначению |
Структура системы планирования Структура оперативного управления Структура Информационной системы и т.д. |
По принципу разделения на подсистемы |
Разделение по функциональному признаку Разделение по объектному признаку |
Любая организационная структура управления характеризуется дифференциацией и интеграцией деятельности организации.
Существуют три основных типа дифференциации: горизонтальная, т.е. разделение структурных звеньев по горизонтали; вертикальная, т.е. глубина организационной иерархии; пространственная, т.е. территориальный разброс персонала и оборудования организации.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
При этом, когда увеличивается организационная дифференциация, возрастает необходимость в усилении интеграционных процессов в организации.
Централизация определяется степенью концентрации процедур официального принятия решений на индивидуальном или групповом уровнях, что определяет возможности участия сотрудников в принятии и реализации управленческих решений. Высокая степень централизации желательна при принятии стратегических решений, при принятии общесистемных юридических и финансовых решений в условиях стабильной внешней среды.
Децентрализация желательна при принятии оперативных решений, для обеспечения быстрого реагирования на изменения внешней среды, повышения ответственности сотрудников за эффективность и выполнение принятых решений. Поэтому выбор типа организационной структуры управления – одна из главных задач менеджмента.
Как правило, типы организационных структур управления имеют отличительные признаки, а также различаются между собой конфигурацией и определенными недостатками и преимуществами с позиций адаптации к изменениям функционирования организации.
Правильно выбранная организационная структура управления позволяет рационально организовать управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно, права и ответственность за их исполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей организации.
Таким образом, связь организационной структуры управления с ключевыми понятиями управления – его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, персоналом и его полномочиями – свидетельствуют о ее огромном влияния на все стороны работы организации. Именно поэтому руководители всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам.
Разнообразие организационных, структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего организационная структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями.
Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления.
При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны.
Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры – с другой.
Кроме того, при построении, развитии и изменении структур управления предприятием необходимо постоянное сопоставление затрат и результатов с соответствующими показателями на родственных предприятиях.
В теории управления выделяются традиционные типы организационных структур:
-линейная
-функциональная
-линейно-функциональная
-дивизиональная
-матричная
И новые:
-тензорная
-многомерная
-сетевая
-эдхократическая
-партисипативная
-предпринимательская,
Рассмотрим наиболее распространённые.
Линейная структура управления(рис.1).
Рис. 3 Линейная структура управления
Она характеризуется тем, что во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия).
Принцип единоначалия предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.
Отдельные специалисты или функциональные отделы помогают линейному руководителю в сборе и обработке информации, в анализе хозяйственной деятельности, подготовке управленческих решений, контроле за их выполнением, но сами указаний или инструкций управляемому объекту не дают.
Преимущества линейной структуры управления составляют:
- единство и четкость распорядительства (идеальное единоначалие);
- согласованность действий исполнителей в отдельно взятом звене (цепочке) управления;
- простая схема
- оперативность в принятии
решений в случае
- возможность обеспечения
нормы управляемости и
- личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
Недостатки линейной структуры можно свести к следующему:
- несогласованность действий исполнителей в разных звеньях управления;
- высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям u1091 управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками, что, в свою очередь, ограничивает масштабы возглавляемого подразделения и возможности руководителя по эффективному управлению им, т.е. нет функциональной специализации;
- большая перегрузка
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Функциональная структура управления (рис. 4). Она предполагает, что каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов управленческой деятельности (функций). Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для всех остальных подразделений.
Рис. 4 Функциональная структура управления
Функциональная организация как правило не выделяет линейные звенья, а производственное звено рассматривается как полноценное функциональное подразделение. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально.
Функциональные подразделения (отделы планирования, учета, обслуживания производства и др.) получают право давать указания и распоряжения (в пределах своих полномочий) нижестоящим подразделениям.
Преимущества функциональной структуры управления:
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
- расширение возможностей
линейных руководителей по
- более низкая иерархичность
по сравнению с линейной
Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, хорошо освоенного и стабильного бизнеса, производства.
К числу недостатков функциональных структур управления можно отнести следующее:
- трудности поддержания
постоянных взаимосвязей и
- отсутствие взаимопонимания и единства действий между работниками функциональных служб разных производственных отделений фирмы;
- снижение ответственности
исполнителей за работу в
- каждый функциональный
руководитель и
- нарушение принципов
единоначалия и единства
Организационные структуры органов управления фирмы, имеющие матричную структуру, ее достоинства и недостатки иллюстрируются рис. 5.
Информация о работе Совершенствование организационной структуры предприятия