Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 08:13, дипломная работа
Целью работы является анализ действующей на предприятии системы мотивации труда и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи работы:
- дать определение мотивации труда;
- изучить позиции различных школ на вопросы мотивации;
- рассмотреть основные виды и методы мотивации, применяемые в управлении организацией;
- провести анализ системы мотивации труда на торговом предприятии «Красное-Белое»;
- разработать основные направления повышения эффективности системы мотивации труда работников предприятия.
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ МОТИВАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСПЕХА ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Сущность и модель процесса мотивации на предприятии 7
1.2. Совершенствование теории мотивации 14
1.3. Формы и методы мотивации 28
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА В МАГАЗИНЕ «КРАСНОЕ-БЕЛОЕ» 35
2.1. Характеристика предприятия 35
2.2. Анализ трудовых показателей 40
2.3 Анализ системы мотивации труда торговых работников 51
2.4 Оценка социально-экономической эффективности системы мотивации 68
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
и высшее, при этом наличии высшего профильного образования является наиболее предпочтительным);
- стаж работы в магазине не менее 3 лет;
- инициативность работника, его активность в работе;
- отсутствие нареканий со стороны руководства как по качеству работы, так и по выполнениям правил внутреннего трудового распорядка.
В рамках политики продвижения персонала и обеспечения его карьерного роста в магазине «Красное-Белое» разработана система замещения персонала, которая представлена в таблице 16.
Таблица 16 - Система замещения в магазине «Красное-Белое»
Кого заменяют |
Кто заменяет | ||||
Дирек-тор |
Зам. директора |
Про-давцы |
Уборщик помещений |
Грузчик | |
Директор |
+ |
||||
Зам. директора |
+ |
||||
Продавцы |
+ |
||||
Уборщик помещений |
+ |
||||
Грузчик |
+ |
Таким образом, в магазине существует четкое распределение должностных обязанностей и возможностей их замещения. Однако небольшая численность работников магазина ограничивает возможности из замещения.
Небольшие объемы деятельности магазина, его невысокая численность также приводят к тому, что в магазине «Красное-Белое» отсутствуют такие системы мотивации труда, как обучение персонала за счет средств предприятия, проведение соревнований между работниками и т.д.
В целом проведенный анализ показал, что в магазине существует определенная система мотивации труда, имеющая как положительные, так и отрицательные моменты. Основной акцент в действующей системе стимулирования труда делается на материальные денежные стимулы - заработную плату. Перечень остальных методов стимулирования труда в магазине ограничен, используются они не всем сотрудниками.
Эффективность мотивации труда можно рассматривать как с точки зрения экономической, так и социальной стороны.
Экономическая эффективность заключается в повышении производительности труда. В процессе анализа необходимо также проследить влияние факторов на изменение производительности труда (таблицы 17 и 18). Для расчетов использован метод цепных подстановок.
Таблица 17 – Расчет влияния факторов на изменение производительности труда в 2011 г. по сравнению с 2010 г.
Фактор |
1 расчет |
2 расчет |
3 расчет |
Товарооборот, тыс. руб. |
2010 г. 30381,58 |
2011 г. 34273,48 |
2011 г. 34273,48 |
Среднесписочная численность, чел. |
2010 г. 10 |
2011 г. 10 |
2012 г. 10 |
Товарооборот на 1 среднесписочного работника, тыс. руб. |
3038,16 |
3427,35 |
3427,35 |
Таблица 18 – Расчет влияния факторов на изменение производительности труда в 2012 г. по сравнению с 2011 г.
Фактор |
1 расчет |
2 расчет |
3 расчет |
Товарооборот, тыс. руб. |
2011 г. 34273,48 |
2012 г. 52288,10 |
2012 г. 52288,10 |
Среднесписочная численность, чел. |
2012 г. 10 |
2011 г. 10 |
2012 г. 10 |
Товарооборот на 1 среднесписочного работника, тыс. руб. |
3427,35 |
5228,81 |
5228,81 |
В данном случае как в 2011 г. по сравнению с 2010 г., так и в 2012 г. по сравнению с 2011 г. основной причиной роста производительности труда является увеличение объемов реализации товаров в целом.
Для определения социальной эффективности автором работы было проведено анкетирование работников магазина. Анкета представлена в приложении А.
В таблице 19 представлена оценка характеристик выбора места работы сотрудниками магазина.
Таблица 19 - Оценка места работы сотрудниками магазина «Красное-Белое» по результатам опроса
Вопрос |
Балл |
1. Уровень оплаты труда |
4,5 |
2. Возможность карьерного роста |
0,5 |
3. Удобный график работы |
6,8 |
4. Возможность обучения за счет средств организации |
0,0 |
5. Близость к дому |
7,1 |
6. Нравится работа в целом |
6,3 |
7. Наличие обязательного социального пакета |
2,9 |
8. Наличие дополнительного социального пакета |
0,3 |
9. Хороший психологический климат в коллективе |
4,6 |
10. Прочие |
1,8 |
Итого |
3,5 |
Наиболее высокую значимость для работников магазина «Красное-Белое» при выборе его в качестве места работы имеют близость к дому (7,1 баллов), удобный график работы (6,8 баллов) и положительное отношение к работе в целом (6,3 балла). Все остальные критерии выбора магазина работками были оценены очень низко в основном из-за их отсутствия.
В таблице 20 проведена аналогичная оценка работниками магазина системы оплаты труда.
Таблица 20 - Оценка системы оплаты труда сотрудниками магазина «Красное-Белое» по результатам опроса
Вопрос |
Балл |
Применяемая тарифная система оплаты труда |
4,6 |
Обоснованность квалификации и ставок оплаты труда |
2,4 |
Хорошая заработная плата |
5,6 |
Возможности дополнительной оплаты (приработок) |
0,8 |
Доплаты за совмещение профессий, степень, звание |
0,3 |
Вознаграждение за конечный результат |
1,1 |
Премии по итогам квартала и года |
0,9 |
Премии за выслугу лет, по возрасту |
0,2 |
Ощущение справедливости в оплате труда |
2,3 |
Ощущение экономического благосостояния |
3,4 |
Итого |
2,2 |
В данном случае всеми работниками уровень оплаты труда в магазине был охарактеризован как недостаточно высокий. Негативное влияние в данном случае имеет отсутствие доплат за совмещение профессий, уровень образования, стаж работы, обоснованность начисления заработной платы.
В целом удовлетворенность существующей системой оплаты труда является очень низкой не только в связи с ее невысоким размером, но и отсутствием привязки к результатам работы магазина, ее прозрачности и понятности для сотрудников.
В таблице 21 представлены результаты оценки возможностей карьерного роста.
Таблица 21 - Оценка возможностей карьерного роста сотрудниками магазина «Красное-Белое» по результатам опроса
Вопрос |
Балл |
Наличие типовых моделей карьеры |
0,0 |
Выявление лидеров и работа с ними |
0,0 |
Планирование служебной карьеры |
0,0 |
Руководство способствует карьере |
0,0 |
Сочетание личных целей и целей организации |
0,3 |
Поощрение обучения персонала |
0,0 |
Продвижение по заслугам и квалификации |
0,1 |
Объективная аттестация кадров |
0,0 |
Желание долговременной работы (пожизненный наем) |
0,0 |
Возможность роста (отсутствие апатии и застоя) |
0,0 |
Итого |
0,0 |
В данном случае все характеристики карьерного роста получили оценку, равную 0, так как в магазине отсутствует как сама программа карьерного роста, так и возможности ее разработки и реализации в связи с небольшой численностью работников, отсутствия их градации по уровню образования, занимаемым должностям.
Далее в таблице 22 дано обобщение оценки работниками социальных гарантий.
Социальные гарантии в магазине «Красное-Белое» также получили очень низкую оценку (в целом 2,9 балла). Причиной этого является наличие из социальных гарантий только оплаты больничных листов и предоставление отпуска по заранее составленному графику.
По всем остальным характеристикам социальные гарантии были оценены работниками как очень низкие.
Таблица 22 - Оценка социальных гарантий сотрудниками магазина «Красное-Белое» по результатам опроса
Вопрос |
Балл |
Оплата больничных листов |
7,4 |
Предоставление отпуска по графику |
7,1 |
Выплата гарантированных пособий по ТК |
4,3 |
Пособие в случае увольнения или по сокращению штатов |
3,6 |
Пособие в случае смерти сотрудника |
0,6 |
Дополнительная пенсия |
0,1 |
Медицинское страхование |
0,1 |
Страхование жизни и стихийных бедствий |
0,1 |
Соблюдение гражданских прав |
2,6 |
Ощущение социальной защищенности |
3,1 |
Итого |
2,9 |
Далее в таблице 23 дано обобщение оценки работниками дополнительных социальных гарантий.
Таблица 23 - Оценка дополнительных социальных гарантий сотрудниками магазина «Красное-Белое» по результатам опроса
Вопрос |
Балл |
Выплата материальной помощи к отпуску |
0,0 |
Получение специальной одежды и обуви |
0,0 |
Оплата спортивно- |
0,0 |
Подарки к дням рождения и юбилейным датам |
1,2 |
Льготные кредиты на жилье и покупку автомобиля |
0,0 |
Компенсация транспортных расходов |
0,0 |
Компенсация расходов на питание (льготы) |
0,0 |
Оплата расходов по детским учреждениям |
0,0 |
Продолжение таблицы 23
Вопрос |
Балл |
Достижение полного материального благополучия |
0,0 |
Ощущение социального благополучия |
1,3 |
Итого |
0,3 |
Уровень дополнительных социальных гарантий также оценен работниками магазина как очень низкий в связи с практически их полным отсутствием на предприятии.
Информация о работе Совершенствование процесса мотивации сотрудников торгового предприятия