Совершенствование процесса мотивации сотрудников торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 08:13, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ действующей на предприятии системы мотивации труда и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи работы:
- дать определение мотивации труда;
- изучить позиции различных школ на вопросы мотивации;
- рассмотреть основные виды и методы мотивации, применяемые в управлении организацией;
- провести анализ системы мотивации труда на торговом предприятии «Красное-Белое»;
- разработать основные направления повышения эффективности системы мотивации труда работников предприятия.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ МОТИВАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСПЕХА ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Сущность и модель процесса мотивации на предприятии 7
1.2. Совершенствование теории мотивации 14
1.3. Формы и методы мотивации 28
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА В МАГАЗИНЕ «КРАСНОЕ-БЕЛОЕ» 35
2.1. Характеристика предприятия 35
2.2. Анализ трудовых показателей 40
2.3 Анализ системы мотивации труда торговых работников 51
2.4 Оценка социально-экономической эффективности системы мотивации 68
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86

Файлы: 1 файл

Diplom.doc

— 893.50 Кб (Скачать файл)

 

и высшее, при  этом  наличии  высшего профильного  образования  является  наиболее  предпочтительным);

-  стаж  работы  в  магазине  не  менее  3 лет;

- инициативность  работника,  его  активность  в  работе;

-  отсутствие  нареканий   со  стороны  руководства как   по  качеству   работы, так   и  по выполнениям правил  внутреннего  трудового распорядка.

В  рамках  политики  продвижения  персонала  и  обеспечения  его  карьерного  роста в  магазине «Красное-Белое»  разработана  система  замещения  персонала, которая   представлена в  таблице 16.

Таблица 16 -  Система замещения в магазине  «Красное-Белое»

Кого  заменяют

Кто  заменяет

Дирек-тор

Зам. директора

Про-давцы

Уборщик  помещений

Грузчик

Директор

 

+

     

Зам. директора

+

       

Продавцы

 

+

     

Уборщик  помещений

   

+

   

Грузчик

   

+

   

 

Таким образом,  в  магазине  существует  четкое  распределение  должностных обязанностей и возможностей  их замещения.  Однако  небольшая численность  работников магазина  ограничивает  возможности  из замещения.

Небольшие объемы деятельности магазина, его  невысокая численность  также  приводят  к  тому, что  в магазине «Красное-Белое»  отсутствуют  такие системы мотивации труда, как обучение  персонала  за счет средств предприятия, проведение  соревнований  между  работниками  и  т.д.

В целом проведенный  анализ показал, что в магазине существует   определенная система  мотивации  труда, имеющая как положительные, так и отрицательные моменты. Основной акцент в  действующей системе стимулирования  труда  делается  на   материальные денежные стимулы  -  заработную плату.  Перечень  остальных методов  стимулирования  труда в  магазине  ограничен,  используются  они не  всем сотрудниками.

 

2.4 Оценка  социально-экономической эффективности   системы мотивации

 

Эффективность  мотивации  труда  можно  рассматривать  как  с   точки  зрения  экономической, так  и  социальной  стороны. 

Экономическая эффективность  заключается в повышении  производительности  труда. В  процессе   анализа  необходимо  также  проследить  влияние  факторов  на  изменение  производительности  труда  (таблицы 17 и 18). Для расчетов  использован  метод  цепных подстановок.

 

Таблица 17 – Расчет влияния  факторов  на изменение  производительности  труда в  2011 г. по  сравнению с 2010 г.

Фактор

1 расчет

2 расчет

3 расчет

Товарооборот, тыс. руб.

2010 г.

30381,58

2011 г.

34273,48

2011 г.

34273,48

Среднесписочная численность, чел.

2010 г.

10

2011 г.

10

2012 г.

10

Товарооборот  на  1 среднесписочного  работника, тыс. руб.

3038,16

3427,35

3427,35


 

Таблица 18 – Расчет влияния факторов  на изменение производительности  труда в 2012 г. по  сравнению с  2011 г.

Фактор

1 расчет

2 расчет

3 расчет

Товарооборот, тыс. руб.

2011 г.

34273,48

2012 г.

52288,10

2012 г.

52288,10

Среднесписочная численность, чел.

2012 г.

10

2011 г.

10

2012 г.

10

Товарооборот  на  1 среднесписочного  работника, тыс. руб.

3427,35

5228,81

5228,81


В  данном  случае  как  в  2011 г. по  сравнению с 2010 г.,  так и в 2012 г. по сравнению с 2011 г. основной  причиной  роста  производительности труда является увеличение объемов  реализации  товаров  в  целом. 

Для  определения  социальной  эффективности  автором  работы  было  проведено анкетирование работников магазина. Анкета представлена в  приложении  А.

В  таблице 19 представлена  оценка  характеристик  выбора  места  работы  сотрудниками  магазина.

 

Таблица 19 -  Оценка  места  работы  сотрудниками   магазина  «Красное-Белое»  по  результатам  опроса

Вопрос

Балл

1. Уровень  оплаты  труда

4,5

2. Возможность  карьерного  роста

0,5

3. Удобный  график  работы

6,8

4. Возможность  обучения  за  счет  средств  организации

0,0

5. Близость  к  дому

7,1

6. Нравится  работа  в  целом

6,3

7. Наличие   обязательного   социального пакета

2,9

8. Наличие  дополнительного  социального  пакета

0,3

9. Хороший  психологический   климат  в  коллективе

4,6

10. Прочие

1,8

Итого

3,5


 

Наиболее  высокую значимость  для работников  магазина  «Красное-Белое» при  выборе  его в  качестве  места  работы  имеют  близость  к  дому (7,1 баллов), удобный  график  работы  (6,8 баллов)  и  положительное отношение  к  работе  в целом  (6,3 балла). Все  остальные критерии  выбора  магазина  работками  были  оценены   очень  низко в  основном  из-за  их отсутствия.

В таблице 20 проведена  аналогичная  оценка  работниками  магазина  системы  оплаты  труда.

 

Таблица 20 -  Оценка  системы  оплаты  труда  сотрудниками   магазина  «Красное-Белое»  по  результатам  опроса

Вопрос

Балл

Применяемая тарифная система  оплаты труда

4,6

Обоснованность квалификации и ставок оплаты труда

2,4

Хорошая  заработная плата

5,6

Возможности дополнительной оплаты (приработок)

0,8

Доплаты за совмещение профессий, степень, звание

0,3

Вознаграждение за конечный результат

1,1

Премии по итогам квартала и года

0,9

Премии за выслугу  лет, по возрасту

0,2

Ощущение справедливости в оплате труда

2,3

Ощущение экономического благосостояния

3,4

Итого

2,2


 

В  данном  случае  всеми  работниками  уровень  оплаты  труда   в  магазине был охарактеризован  как недостаточно высокий. Негативное  влияние в данном случае имеет  отсутствие  доплат  за совмещение  профессий, уровень  образования, стаж работы, обоснованность начисления   заработной  платы.

В целом  удовлетворенность  существующей системой оплаты  труда  является  очень  низкой не  только в связи с  ее  невысоким  размером, но  и  отсутствием привязки  к  результатам  работы  магазина,  ее  прозрачности и понятности  для  сотрудников.

В таблице 21  представлены  результаты   оценки возможностей  карьерного роста.

 

Таблица 21 -  Оценка  возможностей  карьерного  роста  сотрудниками   магазина  «Красное-Белое»  по  результатам  опроса

Вопрос

Балл

Наличие типовых моделей  карьеры

0,0

Выявление лидеров и  работа с ними

0,0

Планирование служебной  карьеры

0,0

Руководство способствует карьере

0,0

Сочетание личных целей  и целей организации

0,3

Поощрение обучения персонала

0,0

Продвижение по заслугам и квалификации

0,1

Объективная аттестация кадров

0,0

Желание долговременной работы (пожизненный  наем)

0,0

Возможность роста (отсутствие апатии и застоя)

0,0

Итого

0,0


 

В  данном  случае   все  характеристики  карьерного роста  получили  оценку, равную 0, так  как  в  магазине  отсутствует  как  сама программа  карьерного  роста, так и возможности  ее разработки  и реализации в  связи с  небольшой численностью работников, отсутствия их градации по уровню образования, занимаемым  должностям.

Далее в таблице 22 дано обобщение оценки работниками  социальных  гарантий.

Социальные гарантии в магазине «Красное-Белое» также получили  очень  низкую оценку (в  целом  2,9  балла).  Причиной   этого  является наличие из социальных гарантий только оплаты больничных листов и  предоставление  отпуска по заранее  составленному  графику.

По всем  остальным  характеристикам  социальные гарантии  были  оценены  работниками   как  очень  низкие.

Таблица 22 -  Оценка  социальных гарантий сотрудниками магазина  «Красное-Белое»  по  результатам  опроса

Вопрос

Балл

Оплата больничных листов

7,4

Предоставление отпуска  по графику

7,1

Выплата гарантированных  пособий по ТК

4,3

Пособие в случае увольнения или по сокращению штатов

3,6

Пособие в случае смерти  сотрудника

0,6

Дополнительная пенсия

0,1

Медицинское страхование

0,1

Страхование жизни и  стихийных бедствий

0,1

Соблюдение гражданских  прав

2,6

Ощущение социальной защищенности

3,1

Итого

2,9


Далее в таблице 23 дано обобщение  оценки   работниками  дополнительных  социальных  гарантий.

Таблица 23 -  Оценка дополнительных социальных гарантий сотрудниками магазина  «Красное-Белое»  по  результатам  опроса

Вопрос

Балл

Выплата материальной помощи к отпуску

0,0

Получение специальной  одежды и обуви

0,0

Оплата спортивно-оздоровительных услуг

0,0

Подарки к дням рождения и юбилейным датам

1,2

Льготные кредиты на жилье и покупку автомобиля

0,0

Компенсация транспортных расходов

0,0

Компенсация расходов на питание (льготы)

0,0

Оплата расходов по детским  учреждениям

0,0


 

Продолжение  таблицы 23

Вопрос

Балл

Достижение полного  материального благополучия

0,0

Ощущение социального  благополучия

1,3

Итого

0,3


 

Уровень дополнительных социальных  гарантий    также  оценен  работниками  магазина  как  очень  низкий в  связи с практически их полным  отсутствием на  предприятии.

Информация о работе Совершенствование процесса мотивации сотрудников торгового предприятия