Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 21:39, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение теоретических подходов к проблеме обучения персонала и его роли в повышение эффективности работы организации с помощью анализа процесса обучения на примере предприятия ООО «Эфисервис».
Достижение этой цели необходимо решить следующие задачи:
-обосновать важность трудовых ресурсов как одного из главных ресурсов организации;
-проанализировать процесс обучения в организации ООО «Эфисервис» и его влияние на эффективность работы предприятия;
-рассмотреть пути создания преимуществ предприятия в условиях рынка;
-проанализировать порядок обучения персонала и систематизировать методы обучения;
-проанализировать понятие кадрового потенциала и рассмотреть пути его повышения;
Введение
1. Теоретические аспекты обучении и повышения квалификации кадров.
1. Человеческий ресурс как главный ресурс организации
2. Организация разноуровневой профессиональной подготовки кадров
1.2.1 Подготовка и переподготовка персонала
1.2.2 Обучение вторым специальностям и повышение квалификации
1.2.3 Повышение квалификации служащих, специалистов и
руководителей
3. Планирование и управление процессами профессионального обучения персонала.
1.3.1 Заинтересованная поддержка со стороны высшего руководства.
2. Общая характеристика ООО «Эфиосервис»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Финансово-экономические показатели
2.3. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами
3. Направления совершенствования системы обучения и повышения квалификации персонала в ООО «Эфиосервис»
3.1. Оценка системы обучения и повышения квалификации
2. персонала в ООО «Эфиосервис»
3.2. Совершенствование системы обучения и повышения квалификации персонала в ООО «Эфиосервис» 4
3.3. Экономическая эффективность процесса обучения в
ООО «Эфиосервис»
Заключение
Список использованной литературы
Доля долгосрочной дебиторской задолженности составила в 2007 году 13,21%, в 2008 году 14,24%, а в 2009 году 21,85%. Увеличение доли дебиторской задолженности является негативным показателем. Необходимо более пристально контролировать организацию платежно-расчетных отношений руководством организации.
Негативно на общей финансовой устойчивости организации сказывается снижение удельного веса денежных средств, так в 2007 году показатель составлял 2,59%, в 2008 году 1,22%, в 2009 году 0,26%.
Вертикальный анализ пассивов организации проведен на основе данных представленных в виде таблицы в приложении 10.
Удельный вес собственных пассивов в 2007 году составлял 87,77%, в 2008 году уменьшился до 85,93%, а в 2009 году до 73,38%. Снижение удельного веса собственных пассивов характеризует деятельность организации как отрицательную.
Основной составляющей раздела капитала и резервов является уставной капитал, удельный вес в 2007 году составил 78,88%, в 2008 году 72,48%, в 2009 году 58,89%. Сокращение данного значения говорит об увеличении убытков организации. Данное соотношение между собственными и заемными средствами не является критическим, но такое резкое сокращение доли собственных средств говорит о росте зависимости организации от заемных средств.
Проведенный анализ заемных средств в структуре пассива баланса выявил увеличение их удельного веса в 2007 году он составил 12,23%, в 2008 году 14,07%, а в 2009 году 26,62%. Особенно значительный рост пришелся на 2009 года.
Составляющие заемных средств показывают рост на анализируемом периоде. Так размер займов и кредитов составил в 2007 году – 2,8%, в 2008 году – 1,27%, в 2009 году – 10,85%, доля кредиторской задолженности также возросла, в 2007 году она составляла 2,8%, в 2008 году 1,27%, в 2009 году 10,85%.
Удельный вес задолженности перед поставщиками увеличился незначительно, в 2007 году составил 7,33%, в 2008 году 10,05%, в 2009 году – 11,07%.
Удельный вес задолженности перед персоналом составил в 2007 году – 0,41%, в 2008 году – 0,69, в 2009 году 1,94%.
Удельный вес задолженностей перед внебюджетными фондами в 2007 году составил 0,12%, в 2008 году - 0,16%, в 2009 году 0,27%.
Доля задолженности перед прочими кредиторами также увеличивается, в 2007 году – 0,88%, в 2008 году – 1,03%, в 2009 – 1,63%.
Рост удельного веса данных показателей в краткосрочных обязательствах в абсолютных величинах является незначительным.
Проведенный анализ структуры баланса выявил, то что организация находиться не в самом благоприятном финансовом положении, рост доли обязательств негативно отображается на деятельности организации.
2.3. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами
Трудовой коллектив является объединением людей связанных общими целями и интересами и организованной системой управления ими.
В процессе анализа трудовых показателей решаются задачи направленные на оценку и обоснованность плана по трудовым показателям, выявляются факторы и резервы повышения эффективности трудовых ресурсов.
К числу основных задач анализа трудовых показателей можно отнести следующие задачи:
● оценка обоснованности плана по трудовым показателям, включающая оценку обеспеченности производственной программы рабочей силой и оценку обоснованности плана по труду;
● оценка влияния основных технико-экономических факторов на изменение фактических показателей по труду в сравнении с планом и предыдущим годом;
● выявление резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов на основе сравнения фактических занятий трудовых показателей с их нормативным эталонным и реально допустимым уровнем;
● накопление аналитически обработанной необходимой информации для повышения обоснованности управленческих решений, разработки оперативных, текущих и прогнозных планов по труду;
● оценка изменения в составе и структуре трудовых показателей, в трудовом потенциале предприятия, в системе стимулирования и оплаты труда с целью повышения обоснованности планов по выпуску и реализации услуг;
● оценка качества нормативов по труду и выполнения планов по снижению трудоемкости.
Источниками для анализа трудовых ресурсов служат – статистическая и оперативная отчетность, планы по труду. Из экономической литературы и нормативно-справочной документации можно получить информацию о классификации затрат труда по категориям, профессиям, разрядам рабочих и работ.
Анализ использования трудового потенциала направлен на решение задач по оценке обоснованности плана по труду и оценки использования трудового потенциала, выявление резервов повышения производительности труда и увеличения выпуска продукции.
Наиболее распространенными источниками поступления кадров являются сотрудники - принятые по инициативе предприятия, по направлению службы трудоустройства, принятых в порядке перевода из других фирм.
Из направлений выбытия можно выделить – выбытие по причинам, предусмотренным законом (поступление в ВУЗ, армия и т.п. данный оборот называется необходимым оборотом); выбытие по физиологическим причинам (выход на пенсию, травмы); выбытие, связанное с личностными характеристиками работника (данный оборот называется излишним – текучесть кадров).
В списочный состав работников включают всех постоянных, сезонных, временных работников данной организации. В данный состав не включаются работники, привлекаемые для разовых случайных работ, учащиеся технических образовательных учреждений, проходящие стажировку и практику лица, работающих без зачисления в штат организации, выплаты соответствующей заработной платы. Для характеристики списочного состава персонала находиться средняя численность, и именно средняя численность применятся для анализа. В таблице 3.1 представлен анализ показателей движения персонала.
Таблица 3.1
Анализ абсолютных показателей движения персонала
Показатель
Абсолютные значения
(человек)
Изменения
(человек)
Темп прироста (%)
2007
2008
2009
2008 к 2007
2009 к 2008
2008 к 2007
2009 к 2008
1
2
3
4
5
6
7
8
Списочная численность персонала на начало периода
29
26
28
-3
2
-10,3
7,6
Списочная численность персонала на конец периода
26
28
34
2
3
7,7
21,4
Оборот по приему
0
4
6
4
-1
400
50
Оборот по выбытию всего:
3
1
0
-2
-1
-67
-100
1
2
3
4
5
6
7
8
В т.ч. необходимый оборот
3
2
6
-1
1
-33
200
Излишний оборот
0
1
0
1
-1
100
-100
Численность сменившихся работников
3
1
0
-2
-1
-66
-100
Численность проработавших весь период
26
26
28
0
2
0
7
Интенсивность оборота по приему - данный коэффициент отображает степень приема персонала в организацию.
2007 год
2008 год
2009 год
П1
0
0,15
0,20
Значение данного показателя за анализируемый период изменилось незначительно, степень приема персонала в организацию низкая.
Интенсивность оборота по выбытию – коэффициент характеризует степень увольнения работников из организации.
2007 год
2008 год
2009 год
П2
0,12
0,03
0
Значение коэффициента за анализируемый период сокращается, и показывает низкий увольнения сотрудников в организации.
Коэффициент постоянства – характеризует постоянство состава персонала.
2007 год
2008 год
2009 год
П3
1
0,96
0,93
Коэффициент текучести – характеризует степень текучести кадров.
2007 год
2008 год
2009 год
П4
0
0,03
0
Значение коэффициента за анализируемый период показывает низкую текучесть кадров. Однако стоит отменить, что данная текучесть является физической, но помимо неё в организации может присутствовать скрытая или психологическая текучесть и данная текучесть не отображается в документации. Она возникает у сотрудников, которые не покидают организацию, но “выключаются” из организационной деятельности, что приводит к общей снижении производительности организации, препятствует достижению поставленных целей, данная текучесть может возникать у всех категорий сотрудников от высшего до низшего звена. Как правило вернуть таких работников к эффективной трудовой деятельности сложно, так как у такого персонала формируются психологические привычки сопутствующие данной установке.
Коэффициент закрепленности – отображает число работников проработавших в организации более 10 лет.
2007 год
2008 год
2009 год
П5
0,32
0,30
0,27
На основании сведений, полученных с помощью анкетирования работников, можно определить потенциальный коэффициент текучести как отношение числа работников, желающих уйти согласно анкете, к числу опрошенных. На основе проведенного анализа можно сделать выводы о достаточно высокой стабильности кадров организации, что позволяет устанавливать устойчивые внутрифирменные связи между работниками и формировать эффективно работающие команды работников, что в итоге положительно влияет на корпоративную культуру и обеспечивает высокую эффективность работы организации.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА
3.1 Оценка системы обучения и повышения квалификации персонала
Ведущую роль в организации обучения квалифицированных кадров играет квалификация менеджера по персоналу. Система планирования обучения в организации ООО «Эфисервис» отсутствует, все решения по обучению, повышении квалификации носят ситуативный характер, ситуативный характер обучения подразумевает оторванность учебного мероприятия от стратегических целей организации, специфики бизнес-процесса, корпоративной культуры и направленность обучения на решение возникшей, локальной проблемы требующих повышения знаний работников. Это означает, что даже в случае формирования в ходе учебных действий мероприятий необходимых навыков, нет гарантии, что сотрудник будет внедрять их в постоянную практику. В этом случае можно говорить исключительно об изменении прямых результатов обучения достигаемых в краткосрочной перспективе. Проблема такого подхода обучения заключается в том, что между моментом возникновения проблемы и реакцией проходит достаточно времени, в этой ситуации качественная оценка эффективности обучения весьма затруднена.
Основным методам повышения квалификации применяемого в организации ООО «Эфисервис» является – тренинг. На них моделируются специальные ситуации для развития и закрепления у обучающихся необходимых навыков, освоения новых моделей поведения, возможное изменение отношения к собственному опыту и подходам. Обучение проводиться в сторонних консалтинговых компаниях, решение о необходимости обучения может приниматься менеджер по персоналу, главным менеджером и техническим директором.
Тренинг как вид обучения позволяет:
● снять или значительно уменьшить естественное сопротивление работников организационным изменениям;
● дает возможность посмотреть на свою модель поведения со стороны;
● поэкспериментировать со своей моделью поведения в безопасных условиях;
● расширить свой поведенческий репертуар в профессиональных ситуациях;
● диагностировать проблемные зоны подразделения или организации в целом;
● обменяться опытом с другими участниками тренинга;
Но даже хорошо организованный и проведенный тренинг не будет эффективен без комплексного подхода к организации обучения на предприятии. После обучения работнику должны быть предоставлены соответствующие условия работы, для отработки полученных навыков. В организации для новых работников проводиться стажировка на интересующей должности, с прикреплением к наставнику на рабочих должностях.
К результатам деятельности системы обучения и переподготовки персонала и руководящих работников в организации ООО «Эфисервис» относятся:
● увеличение скорости работы (реакции на аномальные ситуации) персонала, прошедшего обучение;