Совершенствование системы стимулирования сотрудников в УИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - анализ теоретических, правовых и организационных проблем функционирования органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний по формированию мотивации служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию этого вида деятельности.
Для достижения указанной цели решены следующие задачи:
 рассмотрены основные понятия и сущность функционирования органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний по формированию мотивации служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы;
 раскрыты проблемы правового характера функционирования органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний по формированию мотивации служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и предложены меры по их устранению;
 рассмотрена организация функционирования органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний по формированию мотивации служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и предложены меры по ее совершенствованию;
 выявлено значение мотивации служебной деятельности сотрудников УИС для выполнения ими правоохранительной деятельности;
 разработаны и представлены научно обоснованные предложения, направленные на повышение эффективности организации системы мотивации сотрудников УИС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС 7
1.1. Основные понятия и сущность системы мотивации служебной деятельности сотрудников УИС 7
1.2. Виды стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы 9
1.3. Принципы стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы 13
1.4. Механизм правового регулирования стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы 19
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ФКУ ИК-18 25
2.1.Общая характеристика ФКУ ИК-18 25
2.2. Численность и структура персонала 28
2.3. Проблемы системы стимулирования в учреждениях ФСИН 32
Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ УИС 38
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы стимулирования сотрудников УИС 38
3.2. Основные инструменты мотивации труда служащих УИС 47
3.3. Совершенствование кадровой политики и системы стимулирования служащих ФКУ ИК-18 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы стимулирования в УИС.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

Отсутствие четкой и понятной системы нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы порядка и условий прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, негативно влияет на процесс активизации служебной деятельности сотрудников УИС.

Прежде всего, это связано с тем, что ранее, когда уголовно-исполнительная система входила в структуру органов внутренних дел, для сотрудника, проходившего службу в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, был в значительной степени понятен его правовой статус как сотрудника органов внутренних дел и определенный престиж его службы. Однако административные реформы в стране, приведшие к некоторому обособлению уголовно-исполнительной системы вследствие переподчинения от Министерства внутренних дел Российской Федерации Министерству юстиции Российской Федерации, в условиях формирования ряда новых самостоятельных силовых структур (органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы и т. п.) внесли огромные изменения в отечественном законодательстве.

При фактически схожих в определенном смысле требованиях и условиях службы для сотрудников вновь созданных структур формировался свой правовой статус со своим порядком и условиями прохождения службы, оплатой труда, гарантиями и льготами, правами и обязанностями и т. п. Комплектование новых силовых структур осуществлялось в основном из числа бывших военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, которые также в законодательном порядке определенным образом были защищены. На фоне этого новые условия службы и новый правовой статус вносили путаницу и непонимание в сознание не только самих сотрудников данных органов и учреждений, но и общественности, которое в значительной своей части не понимало необходимости создания множества новых структур, к тому же наделенных правом применения оружия, специальных средств, видело в этом элементы излишней государственной регламентации и бюрократии.

Изложенное можно отнести и к уголовно-исполнительной системе с ее неустоявшимся правовым статусом, а следовательно, и несовершенными правовыми основами, регламентирующими порядок и условия прохождения службы в данной системе.

Поскольку стимулирование сотрудников уголовно-исполнительной системы не является отдельным изолированным элементом, а неразрывно связано с порядком и условиями прохождения службы в этой системе, то вопрос, связанный с совершенствованием правовых основ стимулирования служебной деятельности сотрудников УИС, нельзя рассматривать узко, путем разработки и совершенствования отдельных нормативно-правовых актов. Необходим системный подход, которому в значительной мере уже положено начало, связанное прежде всего с комплексной реформой государственной службы и ее отдельных составляющих элементов, таких как служба в уголовно-исполнительной системе.8

Основополагающим и имеющим огромное значение в связи с этим является Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации». Данный законодательный акт впервые четко сформулировал те составляющие, из которых формируется система государственной службы Российской Федерации. В нее входят:

- государственная  гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная  служба.

Закон определяет, что правоохранительная служба является видом федеральной государственной службы.

В ст. 7 дается определение правоохранительной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Гражданам, состоящим на подобной службе, присваиваются специальные звания и классные чины.

Таким образом, предполагается, что одним из видов правоохранительной службы станет служба в уголовно-исполнительной системе.

Однако в соответствии с п. 1 ст. 19 указанного Закона данное определение будет применяться только со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.

В соответствии со ст. 10 данного Закона под федеральным государственным служащим понимается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

В этом случае правовой статус сотрудников уголовно-исполнительной системы, как федеральных государственных служащих отражен в Приказе от 9 сентября 2011 г. № 505 О дополнительном материальном стимулировании сотрудников учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России.

Разработка и принятие данного закона являлась определенной вехой в совершенствовании правовых основ службы в уголовно-исполнительной системе и служить в значительной части базовыми правовыми основами стимулирования сотрудников пенитенциарных органов и учреждений.

Среди основных принципов построения и функционирования системы государственной службы, закрепленных в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», можно найти определенные перспективы совершенствования системы стимулирования сотрудников УИС как федеральных государственных служащих.

Наличие таких принципов, как равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее закрепление единого подхода к организации государственной службы; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих, уже само по себе обладает стимулирующей нагрузкой для государственных служащих, а с принятием закона о правоохранительной службе это должно распространиться и на сотрудников уголовно-исполнительной системы, способствовать формированию нового взгляда на правовой статус сотрудников уголовно-исполнительной системы, на престиж службы в ней как части единой системы государственной службы.

Специфика деятельности служащего в государственных органах состоит в том, что он не создает непосредственно материальных ценностей, но обеспечивает условия для материального производства, у него особый предмет труда, информация, являющаяся средством воздействия, которую он собирает, обрабатывает, хранит, создает. Он воздействует на людей, обслуживает их, делает это за определенное вознаграждение и занимает должность (имеет собственный статус).

В полной мере все перечисленные признаки можно применить к сотрудникам УИС, которые с принятием закона о правоохранительной службе будут являться государственными служащими. Сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы не создают материальных ценностей, они осуществляют воздействие на людей, имеющих определенное правовое положение (осужденных), получают за это денежное содержание и занимают должности, определенные штатным расписанием, установленным вышестоящим субъектом управления.

Государственная служба обязана своим возникновением и развитием государству, имея своим назначением реализацию задач и функций государства в различных областях жизнедеятельности общества, являясь необходимым элементом управления.

В связи с этим, огромное значение имеет провозглашение принципа единства правовых и организационных основ государственной службы, который имеет серьезный стимулирующий ресурс. Данный принцип закрепляет основу для формирования схожего правового статуса для государственных служащих различного вида (гражданской службы, военной или правоохранительной). Поскольку все они выполняют в той или иной мере функции государства, то и последнее должно относиться к ним в значительной степени одинаково, предоставляя равные права и обязанности, льготы, гарантии, компенсации и т. п. При этом должен существовать равный подход к порядку прохождения государственной службы. Все это должно способствовать в дальнейшем формированию чувства защищенности, стабильности и основательности, стимулировать государственных служащих к своей служебной деятельности.

Данный принцип, стал основополагающим при разработке проекта закона о правоохранительной службе.

 

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ УИС

 

3.1. Мероприятия по совершенствованию системы стимулирования сотрудников УИС

 

Немаловажным направлением совершенствования стимулирования сотрудников УИС является возрождение практики соревнования, которая позволяет сплачивать коллектив и способствует здоровому служебному настрою в подразделении уголовно-исполнительной системы. Учитывая полифункциональность большинства подразделений уголовно-исполнительной системы, соревнование желательно основывать как на служебно-должностных показателях, так и на основе спортивных, культурно-массовых, досуговых, научных и учебных достижениях. Это будет способствовать присутствию здорового духа коллективизма и всестороннему развитию личности каждого сотрудника данного подразделения уголовно-исполнительной системы.

Организация внутренней конкурентной среды, выражающейся в проведении различного рода конкурсов на выявление лучшего по способностям, то есть с целью получения одобрения и признания со стороны организации, может быть действительно эффективной при выполнении определенных условий:

- конкурсы должны  носить систематический, постоянный  характер;

- организация  конкурсов должна составлять  часть управленческой деятельности  руководящего состава и ее  лучше объединять с деятельностью  профессиональных организаций, а также другими организациями по направлениям креативной активности;

- проведение  внутренних акций по привлечению  к участию в конкурсах большей  части сотрудников;

- практическое  использование результатов (разработок) конкурсов: специальное обобщение, включение элементов в деятельность, в продукцию при обязательном присвоении имени участника конкурса (по предложению сотрудника);

- организация  временных коллективов для реализации  предложений, полученных в результате  конкурсов;

- создание специальных комиссий по подведению итогов конкурсов посредством публично высказываемых оценок;

- учет как  самого участия, так и полученных  результатов в предоставлении  различного рода льгот, связанных  с продолжением образования и  повышения квалификации;

- учет участия в конкурсах при присвоении очередного специального звания, квалификационной категории и т. п.;

- проведение  различного рода поощрительных  мероприятий, отмечающих успех отдельных  сотрудников и коллективов как  участников конкурсов;

- оплата внедренных в производство и управление предложений, полученных в результате конкурсов.

Кроме интенсивного и эффективного использования различных форм и методов поощрения, одним из перспективных направлений совершенствования стимулирования сотрудников УИС может являться так называемое организационное стимулирование, которое предполагает использование стимулирующей роли условий службы сотрудников.

Как известно, финансовых возможностей практически всегда не хватает не только для прямого материального, морального и социального стимулирования сотрудников УИС, но и для создания современных условий службы: интенсивное развитие научно-технического прогресса и общественных воззрений и взглядов диктует необходимость постоянного совершенствования средств производства и орудий труда.

Стимулирование путем применения новых организационных технологий в работе наиболее отличившихся сотрудников способствует дальнейшей активизации их служебной деятельности, а также более эффективному внедрению современных научно-технических разработок в практику.

Своеобразный стимулирующий эффект возможен в случае выделения новой современной техники (автомобили, персональные компьютеры и иные инженерно-технические средства) в распоряжение наиболее добросовестных и активных сотрудников органов или учреждений уголовно-исполнительной системы.

В организационном плане определенными «рычагами» стимулирования служебной деятельности сотрудников УИС часто могут стать такие элементы кадровой политики, как аттестация, повышение квалификации, формирование резерва на выдвижение на руководящие должности.

Продвижение по должности у значительной части сотрудников обоснованно ассоциируется с повышением должностного оклада, который в известной степени обладает свойством материального стимулирования. Кроме того, вместе с тем появляется возможность выполнения новых служебных функций, что влечет повышение интереса и содержания работы. Важную роль в решении вопроса о служебно-должностном повышении того или иного сотрудника имеет аттестация, которая позволяет объективно и всесторонне оценить сотрудника как профессионала своего дела. Сам факт повышения по должности отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу, что имеет определенный моральный стимулирующий эффект.

Вместе с тем аттестация сотрудников УИС позволяет решать вопрос о соответствии должности того или иного сотрудника. В случае несоответствия занимаемой должности, когда сотрудник не справляется с возложенными на него служебными обязанностями или недобросовестно к ним относится, аттестационная комиссия вправе рекомендовать перевод данного сотрудника на нижестоящую должность. Таким образом, от эффективности процесса аттестации сотрудников УИС в значительной степени зависит их служебная активность.

Информация о работе Совершенствование системы стимулирования сотрудников в УИС