Совершенствование системы управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 01:57, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении проблем организации и развития эффективной качества управления продукции. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть теоретическую сущность понятия "качество продукции";
- рассмотреть структуру системы менеджмента качества продукции;
- исследовать опыт контроля качества продукции в СООО «Белимпортмех»;

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические аспекты управления качеством продукции (услуг) 4
1.1 Понятие и функции управления качеством продукции 4
1.2 Современная концепция менеджмента качества 8
1.3 Сертификация продукции и систем качества 12
2. Анализ управления качеством продукции на предприятии СООО «Белимпортмех» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.2 Классификация, характеристика и анализ ассортимента продукции СООО "Белимпортмех" 30
2.3 Анализ системы управления качеством продукции в СООО «Белимпортмех» 43
3 Совершенствование управлением качеством продукции 61
3.1 Зарубежный опыт управлением качеством продукции на предприятии 61
3.2 Совершенствование управлением качеством продукции на предприятии 65
3.3 Обеспечение эффективности функционирования системы управления качеством продукции. 77
Заключение 80
Список использованных источников 83

Файлы: 1 файл

Дипломная работа - Герасимюк 2013 - ДОРАБОТАТЬ2.docx

— 429.83 Кб (Скачать файл)

Измерительный метод. При этом методе численные  значения показателей качества продукции  определяются на основе технических  средств измерений. Результаты этого  метода объективны и выражены в конкретных единицах измерения. Но это метод  требует специального оборудования, химических реактивов, специально подготовленных работников.

Регистрационный метод. Качество определяется путем подсчета числа определенных событий, предметов, а также на основе наблюдений.

Социологический метод. Показатели качества определяют на основе сбора и анализа мнений потребителей. На специально организованных покупательских конференциях, выставках-продажах, дегустациях потребители заполняют анкеты-вопросники, которые затем обрабатываются.

 

 

3 Совершенствование управлением качеством продукции

3.1 Зарубежный опыт управлением качеством продукции на предприятии

На сегодняшний  день основной системой обеспечения  качества, является ИСО 9000 и ее разновидности. Количество выданных в 2000 году сертификатов составило 6808, что несопоставимо с рекордным приростом 1999 года. Однако сравнение цифр прироста сертификатов за весь период показывает значительные колебания от года к году. В июне 1994 года прирост составил 5038 сертификатов, в то время как март 1995 год показал увеличение всего на 960 сертификатов по сравнению с 1994 годом. К декабрю 1995 года цифра возросла до 7479 сертификатов по сравнению с приростом за март 1995 года. Год спустя, в декабре 1996 года, цифра прироста составила 3120. К декабрю 1997 года цифра прироста резко подскочила и составила 25346 сертификатов. Хотя в 1998 году было выдано 48548 сертификатов, эта цифра оказалась на 12150 сертификатов меньше, чем в 1997 году. В 1999 году был зафиксирован рекордный результат — выдано 71796 сертификатов, что на 23248 сертификатов больше по сравнению с 1998 годом.

Общая картина  предостерегает от скоропалительных выводов  по результатам одного года. Поскольку  общее количество ежегодно выдаваемых по ИСО 9000 сертификатов с 1993 года увеличивается, может показаться, что за годом, когда  был отмечен высокий прирост  числа сертификатов, должен последовать  спад с тем, чтобы в следующем  году подскочить еще выше. Причины  таких колебаний вероятно очень  сложны и зависят от многих факторов. Так, когда число сертификатов по ИСО 9000 достигает в отдельной  стране, регионе или промышленном секторе критической массы, компании, чтобы не чувствовать себя отстающими, испытывают потребность в сертификации. Однако сроки реализации программ, внедрения стандартов и сертификации по их требованиям могут в разных организациях колебаться от шести месяцев  до четырех лет. В результате число  новых организаций, включившихся «в поток» сертификации, может значительно  меняться год от года.

Еще одним  фактором может быть ресурс сертификационной индустрии. Возможны годы, когда потребности  в сертификации опережают потенциал  органов по сертификации и, как следствие, отмечается сравнительно низкий прирост  числа сертификатов. Повышенный спрос  на сертификационные услуги приводит к созданию новых органов, которые  удовлетворяют потребности следующего года.

В последнее  время некоторые национальные рынки  сертификационных услуг могут ощущать  снижение спроса, так как компании, «повесившие сертификат на стену», испытали разочарование, не получив  ожидаемых результатов. Устойчивый интерес к сертификации сохраняют  только компании, которые понимают, что в бизнесе надо не просто «иметь», а «делать», то есть, получив сертификат по ИСО 9000, продолжать улучшать систему качества и добиваться положительных результатов.

За 2000 год  отмечен не только рост в мире интереса к сертификации по ИСО 9000, но и существенные изменения в шестерке стран, показавших наивысший прирост. Из числа лидеров 1999 года в шестерке остались только Китай и Япония; Австралия, США, Германия и Великобритания были вытеснены. Ниже показано, как распределились места в первой шестерке стран 2000 года по ИСО 9000: Китай переместился с третьей на первую позицию и показал прирост в 10548 сертификатов, достигнув их общего количества 25657; Италия вышла на вторую позицию и выдала за год 9298 сертификатов, достигнув их общего количества 30367; Япония (третье место) выдала 6765 сертификатов за год, при этом общее их число составило 21329;

Республика  Корея (четвертое место) выдала за год 3891 сертификат, доведя их общее число  до 15424; Испания, увеличив за год количество сертификатов на 3877, достигла 12576 и заняла пятое место. И на шестом месте – Чешская республика. Достижения Чехии заслуживают особого внимания. Когда в январе 1993 года был опубликован первый обзор ИСО, эта страна даже не упоминалась, а в сентябрьском обзоре 1993 года были приведены данные всего о 18 сертификатах. С этой цифрой выгодно контрастируют данные за 2000 год, когда Чехия показала прирост в 2355 сертификатов по ИСО 9000, увеличив за год их общее число более чем вдвое – с 1500 до 3885.

Один из наиболее поразительных результатов показала Великобритания, где число сертификатов в 2000 году возросло лишь на 25. Однако обзор  ИСО разъясняет, что ведущий британский орган представил в 1999 году неправильные цифры. В результате перерасчета  из общих данных за 2000 год было исключено 1900 сертификатов. Если бы не эта ошибка, общее число выданных в 2000 году сертификатов, вероятно, отразило бы постепенное замедление сертификационной деятельности в Великобритании. Вместе с тем, рынок сертификации по ИСО 9000 в этой стране считается наиболее сложившимся на фоне других стран, так как еще за несколько лет до разработки стандартов ИСО 9000 здесь действовал национальный стандарт на систему менеджмента качества – ВS 7750:1987. Кроме общего спада спроса на сертификационные услуги на британском рынке, еще один ведущий орган по сертификации не только не показал увеличения, но, напротив, снизил на 461 число выданных им сертификатов. Однако потери одних оборачиваются выгодой для других – два органа по сертификации заметно увеличили в 2000 году свою долю на рынке. Данные по Великобритании за весь период выхода обзоров предостерегают от поспешных заключений на основе результатов одного года. К моменту публикации первого обзора ИСО Великобритания выдала наибольшее количество сертификатов в мире – 18577 и показала очень большой прирост в последующие годы. Так, в каждом из следующих четырех выпусков с сентября 1993 года по декабрь 1995 года был показан прирост от 7000 до 9000 сертификатов. Затем, в 1996 году, прирост числа сертификатов резко упал – до 504, однако в последующие годы он значительно возрастал: в 1997 году было выдано 3597 сертификатов, в 1998 – 2267 и в 1999 – 4737, правда, в обзоре 2000 года отмечено, что эти цифры могут оказаться завышенными.

Кроме того, по данным последнего издания «Указателя ИСО органов по аккредитации и  сертификации по ИСО 9000 и ИСО 14000»  количество органов по сертификации в Великобритании сократилось за период с 1999 по 2001 годы с 62 до 55. Несмотря на такие изменения, инфраструктура сертификации в этой стране остается самой развитой и продуктивной в  мире – выдано 63725 сертификатов, что  значительно опережает следующие  за ней США – 35018, Германию – 32500 и  Италию – 30367 сертификатов.

В свете сильных позиций США и Германии в предшествующие годы замедление темпов роста количества сертификатов в этих странах в 2000 году представляется значительным. В то время как в 1999 году США выдали 8067 сертификатов и вышли на второе место, за 2000 год прирост в этой стране снизился до 1964 сертификатов. В Германии, четвертой в шестерке в 1999 году, когда прирост составил 6095 сертификатов, в 2000 году было выдано 2350 сертификатов. Вероятно, следует подождать выхода 11-го выпуска Обзора ИСО за 2001 год, чтобы понять, являются ли эти результаты устойчивой тенденцией к уменьшению масштабов сертификации в США и Германии или это временное явление в ожидании публикации стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года.

Сравнение данных на региональном уровне оставляет Европу на первом месте. В 2000 году здесь было выдано 29879 сертификатов, в числе  которых 15530 сертификатов трех европейских  стран новой шестерки – Италии, Испании и Чешской Республики. Всего в Европе до конца 2000 года было выдано 220127 сертификатов, что составляет 53,87 % региональной доли. Однако сравнение с долей Европы 1993 года- 83,02 % показывает рост интереса к сертификации по ИСО 9000 в других регионах и ставит под сомнение европейское лидерство. За Европой уверенно следуют страны Дальнего Востока, доля которых составляет 20,05 % (по сравнению всего с 2,46 % на январь 1993 года), при этом в 2000 году в этом регионе выдано 81919 сертификатов, в том числе 20204 в Китае, Японии и Республике Корее.

Следующие страны превысили в 2000 году приведенную  цифру общего количества выданных сертификатов:

Италия – 30000 сертификатов;

Китай и Япония – по 20000;

Республика  Корея – 15000;

Испания – 10000;

Израиль – 5000;

Румыния и  Филиппины – по 1000.

Впервые сертификаты  по ИСО 9000 были выданы в Албании, Киргизии, Непале, Папуа Новой Гвинее, Суринаме, Уганде, Узбекистане и Чаде. Несмотря на то, что не все страны представили сведения об аннулированных сертификатах, в Обзоре за 2000 год отмечено, что со времени первой публикации стандартов ИСО 9000 в 1987 году было аннулировано не менее 15886 сертификатов по следующим причинам:

- организация не прошла аудит при повторной сертификации- 2168;

- организация прекратила свою деятельность – 1391;

- организация сменила орган по сертификации – 910;

- организация не добилась преимуществ в бизнесе и отказалась от сертификации- 562;

- организация сочла неэффективным расходование средств и отказалась от сертификации – 355;

-в остальных 10520 случаях причины были не указаны или не установлены.

По промышленному сектору данные 2000 года были полнее, чем в предшествующем году (хотя не все органы по сертификации представили информацию). В соответствии с классификацией ЕА (European Accreditation) отраслей промышленного сектора 317126 сертификатов (из общего количества 408631 – по данным 2000 года) распределяются по основным пяти секторам в порядке уменьшения:

- основные металлы и готовая металлопродукция;

- электрическое и оптическое оборудование;

- строительство;

- машиностроение и оборудование;

- оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей, мотоциклов и бытовых товаров и бытовой техники.

Следует отметить, что в 2000 году распределение мест по шести основным секторам было аналогичным 1999 году, за исключением двух первых – они поменялись местами.

Качество  – совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Управление качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потребления продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества. Также можно сказать, что это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности. Некоторые действия по управлению качеством и обеспечению качества взаимосвязаны.

Управление  качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые  для управления качеством. В последние  годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых  отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества – непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

Концептуальной  основой ИСО 9000 является то, что организация  создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу  и постоянному улучшению. Для  обеспечения правильного управления процессами, организации взаимодействия между процессами в сети, ИСО 9000 предполагает, что у каждого процесса должен быть «владелец» – лицо, несущее  ответственность за данный процесс. Этот «владелец» должен обеспечивать однозначное понимание всеми  участниками процесса их ответственности  и полномочий, должен организовывать взаимодействие при решении проблем, охватывающих несколько функциональных подразделений предприятия.

Управление  качеством в современном мире обычно упоминается в контексте  двух систем: total quality management (TQM) и “стандартов системы качества” ИСО-9000 (ISO-9000). Между ними есть как общие черты, так и существенные отличия. В настоящей работе уделено основное внимание стандартам системы качества, так как они имеют административное закрепление в качестве государственных стандартов многих стран, в том числе и Республики Беларусь. Соответственно, именно этим стандартам уделяется наибольшее внимание предприятиями, и именно они наиболее поддержаны информационно и методически.

 

3.2 Совершенствование управлением качеством продукции на предприятии

Приемка меховых  изделий по качеству - это заключительный этап в длинной технологической цепи скорняжного производства, которая нормируется ГОСТом 9209-77. Осуществляют приемку в специальном помещении, оборудованном столами длиной не менее 2 м и шириной 1,5 м и стеллажами для укладки меховых изделий. Рабочие места контролеров должны быть хорошо освещены (желателен естественный свет). В непосредственной близости от рабочих мест контролеров следует поставить манекены для мужских, женских и детских изделий разных размеров. На столах, кроме того, должны быть разложены принадлежности для измерения изделий (измерительная лента, линейки, измерительные кольца для проверки размеров головных уборов), лекала воротников различных моделей и размеров, утвержденные образцы моделей пальто, головных уборов, или их зарисовки, стандарты, технические условия, технические описания, методики и прейскуранты на все виды изделий.

Приемка изделий  начинается с проверки правильности заполнения документов на них (спецификация, накладная). В спецификации должно быть указано полное наименование изделия, номер или модель, вид меха, размер и рост изделия, площадь меха в квадратных дециметрах, сорт, группа пороков, сумма надбавки или скидки, розничная цена, количество и сумма. После ознакомления с документами проверяют состояние упаковки изделий и соответствует ли она требованиям стандартов. Затем приступают к осмотру изделий.

На внешнем  осмотре в первую очередь обращают внимание, нет ли на изделиях повреждений. Дав оценку общему состоянию изделий, т. е. их товарному виду, проверяют  правильность маркировки на навесных ярлыках, наличие контрольных ярлыков, правильность маркировки на кожевой ткани воротников, меха и пластин, в том числе четкость штампа. На навесных ярлыках и штампах кроме указанных в спецификации реквизитов должны быть проставлены дата выпуска изделий, номер государственного стандарта, а также клеймо контролера предприятия-изготовителя.

После осмотра  внешнего вида изделия проверяют  качество мехового верха (правильность подборки и расположения шкурок), определяют, не имеет ли он каких-либо недостатков, устанавливают сорт и группу пороков, проверяют соответствие размера  и роста изделия данным маркировки на навесном ярлыке.

Информация о работе Совершенствование системы управления качеством продукции