Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:15, курсовая работа
Целью курсового проекта является анализ и выявление совокупности индивидуально-психологических качеств личности и стиля работы руководителя трудового коллектива, которые определяют успешность его влияния на создание морально - психологического климата.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Теоретический анализ понятий социально-психологического климата.
2. Анализ совокупности личностно - психологических качеств и стиля работы служащих, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата.
3. Подбор методов оценки личности руководителя, определяющих успешность его влияния на морально - психологический климат.
1. Проранжируйте, пожалуйста, членов Вашего предприятия по степени близости (сперва назовите самого близкого для Вас товарища, потом менее близкого и т. д.) __________________
2. С кем из членов предприятия Вы ходили в кино в этом месяце? _________
3. С кем из членов Вашего предприятия Вы согласились бы жить в одной квартире в первую очередь ________________? Во вторую очередь _________________ ? В третью очередь ______________________?
4. А кто, как Вам кажется, согласился бы жить вместе с Вами (укажите не более трех человек)?
5. Оцените, пожалуйста, каждого из членов Вашего предприятия по перечисленному ниже набору качеств, обведя кружком соответствующий балл (если качество выражено в очень высокой степени — 5 баллов, в высокой — 4, в средней — 3, что означает, что данное качество выражено в такой же степени, как и противоположное, 2 ставьте в том случае, если в высокой и 1 — если в очень высокой степени выражено противоположное качество):
трудолюбив 5 4 3 2 1 ленив
одарен 5 4 3 2 1 бездарен
организован 5 4 3 2 1 неорганизован
Первое из оснований для деления вопросов на типы — способ определения предпочтений опрашиваемого: балльная оценка, ранжирование или метод парных сравнений. С этой точки зрения социометрические вопросы практически не отличаются от обычных. Вопрос 1 дает пример использования ранжирования в социометрическом вопросе, вопрос 4 — пример использования балльных оценок (выборам, сделанным в ответ на вопрос “в первую очередь” приписывают обычно балл 3, “во вторую очередь” — балл 2, “в третью очередь”— балл 1). В том случае, когда выборам приписывают некоторый балл или вес, вопрос называется взвешенным. Чаще всего респондент выбирает из множества членов группы несколько человек по заданному критерию, никак не упорядочивая их (так же, как респонденты при ответе на обычный вопрос с использованием номинальной шкалы). В этом случае вопрос называется невзвешенным. Этот случай можно рассматривать как один из специальных вариантов метода ранжирования (выделяются две группы — предпочитаемые и остальные) [15].
Второе основание — ограничено ли число выборов, разрешенных респонденту. Вопросы с ограниченным числом выборов иногда называют параметрическими (см. вопрос 4), а вопрос, в котором респондент может указать любое число членов группы, — непараметрическим (вопрос 2, например)). Вопрос о том, какой из типов дает более надежную информацию, является дискуссионным. Некоторые авторы полагают, что лимитирование выборов заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, снижает вероятность случайных ответов, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности, активизирует выбор. Хотя, на мой взгляд, ограничение числа выборов не позволяет респондентам полностью отразить свои предпочтения. Так Холленд и Лейнгардт показали, что при решении ряда задач, связанных с проверкой гипотез о динамике структуры малой группы, использование критериев с ограничением числа выборов приводит к существенным ошибкам.
4.3 Процедура проведения социометрического исследования
Важнейшим условием надежности результатов при проведении социометрического исследования является четкое выполнение его процедуры. Как отмечает Паниотто В.И., существуют специфические особенности процедуры социометрического опроса, связанные, во-первых, с тем, что исследование проводится в малой социальной группе (исследователь должен четко обозначить границы группы, в которой проводится исследование), во-вторых, с тем, что изучаются, как правило, межличностные отношения, затрагивающие жизненные интересы каждого из членов группы [7, с 189]. Это предъявляет особые требования к уровню профессионализма социолога и этическому аспекту проводимых исследований. Иногда перед проведением исследования социолог проводит так называемую социометрическую разминку — в течение некоторого периода (одна-две недели) знакомится с жизнью группы, пытается завоевать доверие членов группы и установить отношения сотрудничества, пробудить интерес к исследованию и желание искренне отвечать на вопросы анкеты. Такие контакты желательны лишь в том случае, если обеспечена анонимность ответов — в противном случае тесный контакт исследователя с группой приводит к включению его в систему межличностных отношений и может отрицательно сказаться на искренности ответов.
Кроме того, представляется важным соблюдение следующих правил социометрического обследования:
Проблема
анонимности ответов в
Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматриц и социограмм, а также построение социометрических индексов.
Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.
Кого выбирают | ||||||||
Кто выбирает |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
S |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 | |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 | |
3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 | |
4 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 | |
5 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 | |
6 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 | |
1 |
4 |
0 |
2 |
1 |
2 |
10 |
Строится данная таблица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки + в случае положительного выбора и — в случае отрицательного, 0 — при отсутствии какого-либо выбора. Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).
Наглядно
характер межличностных отношений
может быть отражен на социограмме.
Социограмма — специальный
Социограмма имеет несколько вариантов. Она представляет собой совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются номера фамилий членов исследованной группы и соединяются между собой стрелками, указывающими направленность и характер выборов. Причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому — в следующем кольце кнаружи и т. д. Второй вариант: социограмма представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на котором выделены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними; расстояния, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют характеру выборов между их членами. Третий вариант—индивидуальная социограмма. В этом случае произвольно или целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных по ходу исследования.
Иногда на социограмме номера лиц мужского пола изображают внутри условных знаков — маленьких треугольников, а номера лиц женского пола — внутри окружностей. Такая форма изображения социограммы мне представляется наиболее приемлемой, т.к. это увеличивает наглядность изображения.
На рисунке 4.1 представлены структуры, наиболее характерные для социограмм.
Рисунок – 4.1 Виды взаимосвязи в малой группе: а—диада, б—триада, в—тетрада, г—“цепочка”, д— “звезда”
Один
из вариантов социограммы
Объективизация результатов социометрического исследования осуществляется путем вычисления социометрических индексов.
Различают персональные и групповые индексы. К первым относятся индексы социометрического статуса и экспансивности индивида в группе, ко вторым — индексы групповой сплоченности, конфликтности и экспансивности группы.
Рисунок 4.2 – Социограмма типа “мишень”
Персональные индексы. Индекс социометрического статуса индивида вычисляется по формуле:
где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, S — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы
Возможен также расчет отдельно положительного и отрицательного социометрического статуса по формулам:
Сi+ = ∑ Bi/(N-1)
Сi- = ∑ Bi/(N-1)
Индекс экспансивности индивида в группе вычисляется по формуле:
Эj = (∑Bj+ + ∑Bj-)/ (N-1)
где Э j — эмоциональная экспансивность индивида группы;
Bj+ — положительные выборы, отданные членом в группу;
Bj - — отрицательные выборы, отданные членом в группу; N — количество членов в группе.
Групповые индексы. Индекс групповой сплоченности (К) измеряется отношением количества сделанных взаимных выборов к количеству возможных взаимных выборов:
K= å Aij+/ N(N-1)
где å A+ij — количество взаимных положительных выборов; N — количество членов в группе.
Индекс конфликтности в группе (U) выражает относительное количество отмечавшихся в группе взаимных отрицательных выборов:
U= å Aij-/N (N - 1)
где å A-ij — количество взаимных отрицательных выборов,
N — количество членов в группе.
Индекс групповой экспансивности (Э) характеризует тип и интенсивность группового взаимодействия:
Э = (å Aij++å Aij-) / N
где å A+ij — общее число положительных выборов; å A-ij — общее число отрицательных выборов; N — количество членов в группе.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
5.1 Исследования социально-
Группа МОЛ-111
Социометрия как практический метод социологии и социальной психологии широко используется при изучении отношений в группах.
Поэтому в качестве демонстрации использования социометрии для изучения отношений в малой группе был выбран пример исследования, проведенного в группе разделенной на 3 подкруппы: МОЛ-111, КРС -211, ВСЕ- 311. После результаты опросов были объединены в одну социоматрицу и социограмму.
Социометрия, проведенная в МОЛ-111, выявила, что в исследуемой группе большинство человек имеет более или менее благоприятный статус. На основании произведенного исследования можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на 2 отдельные группировки. В данной группе положение, как девушек, а в этой группе их всего 2, так и юношей благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи, как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием студентов общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные. Среди популярных членов группы можно выделить: Борисову, старшую в группы, т. е формального и неформального лидера (можно объяснить тем, что сейчас идет ориентировка на формального лидера, который влияет на социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе). Каждый человек в группе занимает особое положение, статус, то есть место в группе, которое отводят человеку другие члены группы.
Информация о работе Совершенствование социально-психологического климата коллектива