Совершенствование социально-психологического климата коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является анализ и выявление совокупности индивидуально-психологических качеств личности и стиля работы руководителя трудового коллектива, которые определяют успешность его влияния на создание морально - психологического климата.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Теоретический анализ понятий социально-психологического климата.
2. Анализ совокупности личностно - психологических качеств и стиля работы служащих, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата.
3. Подбор методов оценки личности руководителя, определяющих успешность его влияния на морально - психологический климат.

Файлы: 1 файл

САМА РАБОТА.docx

— 594.33 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы  № 6 видно, что 47,8% работников работают в РУП «Учхоз БГСХА» с начала образования общества. Численность «молодых работников», работающих меньше 1 года составляет только 7,85%.

 

Таблица 3.8 – Проведем анализ показателей  движения и постоянства кадров.

Показатели

2010г

2011г

2012г

Абсолютный

Относительный

Состояло работников на начало периода, чел.

428

418

363

-65

84,8

Принято, чел.

2

7

2

0

100,0

Выбыло, чел., в т.ч.:

11

61

34

23

309,1

Численность работников на конец года, чел.

419

364

395

-24

94,3

Среднесписочная численность персонала, чел.

431

414

404

-27

93,7

количество работников проработавших > 10 лет

415

350

327

-88

78,8

Коэффициент оборота по приему, %

0,5

1,9

0,5

0,0

106,1

Коэффициент оборота по выбытию, %

2,6

14,6

9,4

6,8

364,4

Коэффициент общего оборота, %

8,9

16,7

3,0

-5,9

33,4

Коэффициент текучести кадров, %

9,06

17,1

8,5

-0,6

93,8

Коэффициент постоянства кадров, %

96,3

84,5

80,9

-15,3

84,1


 

Из анализа  движения рабочей силы видно, что  коэффициент общего оборота снизился до 33,4%. Коэффициент оборота по приему ниже коэффициента оборота по выбытию. Снизилось количество работников, проработавших на предприятии больше 10 лет.  Можно сделать вывод о том, что отчасти работники довольны условиями труда и уровнем заработка.

Текучесть кадров – важнейший показатель динамики рабочей силы организации. Чем выше показатель текучести, тем ниже стабильность персонала организации. Для руководства организации важен не только сам показатель текучести кадров, но и причины, по которым люди покидают организацию.

Следует отметить невысокий уровень  текучести кадров на предприятии. Коллектив  на предприятии в основном стабильный, длительное время работающий на предприятии, а постоянные кадры совершенствуют свою квалификацию, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке и активно влияют на уровень производительности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА

 

4.1 Понятие социометрии  и ее назначение

Малая группа как объект исследования занимает особое место в системе социальных наук. Процесс непосредственного социального  взаимодействия, происходящий в малой  группе и создающий социальную “микросреду” человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа — важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе. В то же время именно в малой группе действие этих механизмов столь наглядно и разнообразно, что позволяет успешно применять и анализировать самые различные подходы к объяснению социальной реальности — социологический, социально-психологический и психологический, динамический и статистический и т. Д [2, с 14].

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений  внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе [6, с 67].

Термин  “социометрия” происходит от латинского слова societas — общество и греческого metruin — измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач [2; 13].

Социометрический  тест предназначен для диагностики  эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами  группы.

Если  конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; (б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; (а) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры” [17, с 176].

С помощью  этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

Возникновение и развитие социометрии (как теоретической  системы и как системы практических методов) самым теснейшим образом  связаны с жизнью и творчеством получившего широкую известность в наше время социолога, психиатра и социального психолога Джекоба Л. Морено, который по праву считается ее основателем [8, с 170].

Социометрия представляет, по мнению Морено, “последнее слово” современной социальной мысли и является “подлинно американским движением”. При всех ограничениях, присущих подходу Морено к социометрии, ее роли и месте в системе социальных наук, его понимание социометрии оказало огромное влияние на возникновение и развитие и социометрической теории, и практических социометрических методик, в том числе на их применение в процессе изучения отношений в малых группах [2; 13].

Чтобы лучше  понять истоки некоторых положений  “социометрической науки” о малых  группах, необходимо осветить взгляды  и мировоззренческие позиции  ее основателя Морено, а также описать  процесс распространения социометрии среди исследователей всего мира.

“В бурях  и натиске первой мировой войны,— пишет Морено,— мне пришла в голову идея социометрии как единственного пути к новому порядку в обществе” .

Система социометрии содержит три элемента: социус (товарищ, друг), измерение (мера) и драму (действие, акт). Отсюда три  направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения и исследование действия. Подлинная социометрия является “всегда наукой действия” [6, с 57].

 

4.2 Описание социометрии как практического инструментария для изучения межличностных отношений в малых группах

В работе рассматривается социометрия как  метод изучения малых групп при  помощи описания системы межличностных  отношений между их членами.

Социометрические  методики исследования групп и первичных  коллективов используются социальными психологами и социологами для исследований на предприятиях, в школах, вузах, спортивных коллективах, а также для формирования особых групп и коллективов, для которых проблема межличностных отношений и психологической совместимости имеет исключительно важное значение (например, космических экипажей) [12. С 175].

Социометрическая техника исследования малой группы построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместной работы, совместного проведения свободного времени, совместной учебы, соседа по парте и т. д. Для большей наглядности используем для иллюстрации наиболее простую анкету [6, с 49].

Социометрическая анкета

для студентов  учебного заведения

С кем  из сотрудников предприятия я предпочитаю объщаться?

1. __________., потому что _____________________________________

2. __________., потому что ______________________________________

3. __________., потому что ______________________________________

С кем  из сотрудников предприятия я не хотел бы общаться?

1. __________., потому что _____________________________________

2. __________., потому что ______________________________________

3. __________., потому что ______________________________________

С кем  из сотрудников я предпочитаю обедать вместе?

1. __________., потому что ______________________________________

2. __________., потому что ______________________________________

3. __________., потому что ______________________________________

С кем  из сотрудников я не хотел бы обедать вместе?

1. __________., потому что ______________________________________

2. __________., потому что ______________________________________

3. __________., потому что ______________________________________

С кем  из сотрудников предприятия я предпочитаю работать вместе?

1. __________., потому что _____________________________________

2. __________., потому что _____________________________________

3. __________., потому что _____________________________________

С кем  из сотрудников предприятия я не хотел бы работыть вместе?

1. __________., потому что _____________________________________

2. __________., потому что _____________________________________

3. __________., потому что _____________________________________

С кем  из сотрудников предприятия я хотел бы проводить свободное время?

1. __________., потому что ____________________________________

2. __________., потому что ____________________________________

3. __________., потому что ____________________________________

С кем  из сотрудников предприятия я не хотел бы проводить свободное время?

1. __________., потому что ______________________________________

2. __________., потому что ______________________________________

3. __________., потому что ______________________________________

По числу  полученных от других членов группы выборов (или отказов) и их интенсивности (в соответствии со степенью желания или нежелания) можно судить о популярности, авторитете, положении человека в коллективе. Если же учесть число всех членов коллектива, охваченных социометрическим изучением, число всех теоретически возможных выборов и число выборов, действительно сделанных в коллективе (односторонних и взаимных), то можно вычислить, количественно определить интеграцию и сплоченность коллектива [13].

В процессе социометрии используются так называемые “социометрические вопросы” [7].

Отличие социометрического вопроса от обычного заключается в том, что ответом  на социометрический вопрос является не значение признака, измеренное в номинальной, порядковой или метрической шкале, как в обычном опросе, а фактически фамилия (или номер, заменяющий фамилию) того или иного члена группы. Если обычный вопрос задает некоторое распределение опрашиваемого множества респондентов по изучаемому признаку, то социометрический вопрос задает некоторую структуру отношений в изучаемом множестве. Эта особенность, как будет показано ниже, коренным образом сказывается, прежде всего, на методах обработки и анализа данных. Поэтому статистические методы обработки данных, использующиеся при анализе обычных опросов (анализ распределений, меры центральной тенденции, вариации и связи), при обработке социометрических данных либо не применимы вообще, либо требуют существенной модификации [14]. Эта особенность задает также специфические способы представления информации (социограммы и социоматрицы), поэтому изложение социометрических методов всегда сопровождается достаточно подробным изложением методов представления и анализа социометрических данных. Рассмотрим другие особенности социометрических вопросов и некоторые проблемы их использования при проведении опросов.

Типы  социометрических вопросов. Для наглядности  приведем условный пример анкеты, составленной из вопросов различных типов, встречающихся  в социометрических опросах, и предназначенной, для исследования студенческой группы (по Паниотто В.И.) [7, с 186].

Информация о работе Совершенствование социально-психологического климата коллектива