Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:15, курсовая работа
Целью курсового проекта является анализ и выявление совокупности индивидуально-психологических качеств личности и стиля работы руководителя трудового коллектива, которые определяют успешность его влияния на создание морально - психологического климата.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Теоретический анализ понятий социально-психологического климата.
2. Анализ совокупности личностно - психологических качеств и стиля работы служащих, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата.
3. Подбор методов оценки личности руководителя, определяющих успешность его влияния на морально - психологический климат.
Из таблицы № 6 видно, что 47,8% работников работают в РУП «Учхоз БГСХА» с начала образования общества. Численность «молодых работников», работающих меньше 1 года составляет только 7,85%.
Таблица 3.8 – Проведем анализ показателей движения и постоянства кадров.
Показатели |
2010г |
2011г |
2012г |
Абсолютный |
Относительный |
Состояло работников на начало периода, чел. |
428 |
418 |
363 |
-65 |
84,8 |
Принято, чел. |
2 |
7 |
2 |
0 |
100,0 |
Выбыло, чел., в т.ч.: |
11 |
61 |
34 |
23 |
309,1 |
Численность работников на конец года, чел. |
419 |
364 |
395 |
-24 |
94,3 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
431 |
414 |
404 |
-27 |
93,7 |
количество работников проработавших > 10 лет |
415 |
350 |
327 |
-88 |
78,8 |
Коэффициент оборота по приему, % |
0,5 |
1,9 |
0,5 |
0,0 |
106,1 |
Коэффициент оборота по выбытию, % |
2,6 |
14,6 |
9,4 |
6,8 |
364,4 |
Коэффициент общего оборота, % |
8,9 |
16,7 |
3,0 |
-5,9 |
33,4 |
Коэффициент текучести кадров, % |
9,06 |
17,1 |
8,5 |
-0,6 |
93,8 |
Коэффициент постоянства кадров, % |
96,3 |
84,5 |
80,9 |
-15,3 |
84,1 |
Из анализа движения рабочей силы видно, что коэффициент общего оборота снизился до 33,4%. Коэффициент оборота по приему ниже коэффициента оборота по выбытию. Снизилось количество работников, проработавших на предприятии больше 10 лет. Можно сделать вывод о том, что отчасти работники довольны условиями труда и уровнем заработка.
Текучесть кадров – важнейший показатель динамики рабочей силы организации. Чем выше показатель текучести, тем ниже стабильность персонала организации. Для руководства организации важен не только сам показатель текучести кадров, но и причины, по которым люди покидают организацию.
Следует отметить невысокий уровень текучести кадров на предприятии. Коллектив на предприятии в основном стабильный, длительное время работающий на предприятии, а постоянные кадры совершенствуют свою квалификацию, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке и активно влияют на уровень производительности труда.
4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-
4.1 Понятие социометрии и ее назначение
Малая группа
как объект исследования занимает особое
место в системе социальных наук.
Процесс непосредственного
Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе [6, с 67].
Термин “социометрия” происходит от латинского слова societas — общество и греческого metruin — измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач [2; 13].
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; (б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; (а) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры” [17, с 176].
С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.
Возникновение
и развитие социометрии (как теоретической
системы и как системы
Социометрия представляет, по мнению Морено, “последнее слово” современной социальной мысли и является “подлинно американским движением”. При всех ограничениях, присущих подходу Морено к социометрии, ее роли и месте в системе социальных наук, его понимание социометрии оказало огромное влияние на возникновение и развитие и социометрической теории, и практических социометрических методик, в том числе на их применение в процессе изучения отношений в малых группах [2; 13].
Чтобы лучше
понять истоки некоторых положений
“социометрической науки” о малых
группах, необходимо осветить взгляды
и мировоззренческие позиции
ее основателя Морено, а также описать
процесс распространения
“В бурях и натиске первой мировой войны,— пишет Морено,— мне пришла в голову идея социометрии как единственного пути к новому порядку в обществе” .
Система социометрии содержит три элемента: социус (товарищ, друг), измерение (мера) и драму (действие, акт). Отсюда три направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения и исследование действия. Подлинная социометрия является “всегда наукой действия” [6, с 57].
4.2 Описание социометрии как практического инструментария для изучения межличностных отношений в малых группах
В работе
рассматривается социометрия
Социометрические методики исследования групп и первичных коллективов используются социальными психологами и социологами для исследований на предприятиях, в школах, вузах, спортивных коллективах, а также для формирования особых групп и коллективов, для которых проблема межличностных отношений и психологической совместимости имеет исключительно важное значение (например, космических экипажей) [12. С 175].
Социометрическая техника исследования малой группы построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместной работы, совместного проведения свободного времени, совместной учебы, соседа по парте и т. д. Для большей наглядности используем для иллюстрации наиболее простую анкету [6, с 49].
Социометрическая анкета
для студентов учебного заведения
С кем из сотрудников предприятия я предпочитаю объщаться?
1. __________., потому что ______________________________
2. __________.,
потому что ___________________
3. __________., потому что ______________________________
С кем из сотрудников предприятия я не хотел бы общаться?
1. __________.,
потому что ___________________
2. __________.,
потому что ___________________
3. __________.,
потому что ___________________
С кем из сотрудников я предпочитаю обедать вместе?
1. __________.,
потому что ___________________
2. __________.,
потому что ___________________
3. __________.,
потому что ___________________
С кем из сотрудников я не хотел бы обедать вместе?
1. __________.,
потому что ___________________
2. __________.,
потому что ___________________
3. __________.,
потому что ___________________
С кем из сотрудников предприятия я предпочитаю работать вместе?
1. __________.,
потому что ___________________
2. __________.,
потому что ___________________
3. __________.,
потому что ___________________
С кем из сотрудников предприятия я не хотел бы работыть вместе?
1. __________.,
потому что ___________________
2. __________.,
потому что ___________________
3. __________.,
потому что ___________________
С кем из сотрудников предприятия я хотел бы проводить свободное время?
1. __________.,
потому что ___________________
2. __________.,
потому что ___________________
3. __________.,
потому что ___________________
С кем из сотрудников предприятия я не хотел бы проводить свободное время?
1. __________.,
потому что ___________________
2. __________.,
потому что ___________________
3. __________.,
потому что ___________________
По числу полученных от других членов группы выборов (или отказов) и их интенсивности (в соответствии со степенью желания или нежелания) можно судить о популярности, авторитете, положении человека в коллективе. Если же учесть число всех членов коллектива, охваченных социометрическим изучением, число всех теоретически возможных выборов и число выборов, действительно сделанных в коллективе (односторонних и взаимных), то можно вычислить, количественно определить интеграцию и сплоченность коллектива [13].
В процессе социометрии используются так называемые “социометрические вопросы” [7].
Отличие социометрического вопроса от обычного заключается в том, что ответом на социометрический вопрос является не значение признака, измеренное в номинальной, порядковой или метрической шкале, как в обычном опросе, а фактически фамилия (или номер, заменяющий фамилию) того или иного члена группы. Если обычный вопрос задает некоторое распределение опрашиваемого множества респондентов по изучаемому признаку, то социометрический вопрос задает некоторую структуру отношений в изучаемом множестве. Эта особенность, как будет показано ниже, коренным образом сказывается, прежде всего, на методах обработки и анализа данных. Поэтому статистические методы обработки данных, использующиеся при анализе обычных опросов (анализ распределений, меры центральной тенденции, вариации и связи), при обработке социометрических данных либо не применимы вообще, либо требуют существенной модификации [14]. Эта особенность задает также специфические способы представления информации (социограммы и социоматрицы), поэтому изложение социометрических методов всегда сопровождается достаточно подробным изложением методов представления и анализа социометрических данных. Рассмотрим другие особенности социометрических вопросов и некоторые проблемы их использования при проведении опросов.
Типы социометрических вопросов. Для наглядности приведем условный пример анкеты, составленной из вопросов различных типов, встречающихся в социометрических опросах, и предназначенной, для исследования студенческой группы (по Паниотто В.И.) [7, с 186].
Информация о работе Совершенствование социально-психологического климата коллектива