Совершенствование социально-психологического климата коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является анализ и выявление совокупности индивидуально-психологических качеств личности и стиля работы руководителя трудового коллектива, которые определяют успешность его влияния на создание морально - психологического климата.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Теоретический анализ понятий социально-психологического климата.
2. Анализ совокупности личностно - психологических качеств и стиля работы служащих, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата.
3. Подбор методов оценки личности руководителя, определяющих успешность его влияния на морально - психологический климат.

Файлы: 1 файл

САМА РАБОТА.docx

— 594.33 Кб (Скачать файл)

1. Александров                                                    4-Викторов

2. Алексеева                                                         5-Дмитриева

3. Борисова                                                          6-Григорьев

Нельзя  оставлять без внимания непопулярных сотрудников. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

Подводя итог, видим, что межличностное отношение  позитивно складывается, но напомним, что это только первый курс, они подсознательно держатся вместе в новой обстановке. Еще не было организационных проблем, которые позволили бы проявить себя каждому из студентов.

 

Группа КРС-211

В группе КРС–211 2 девушки.

В результате проведенного социометрического исследования, проведенного в группе, было выявлено 3 микрогруппы. Можно объяснить тем, что группа давно работает вместе и в ней произошло разделение «по интересам». Следующим характерным фактором деления на множество групп является то, что группа не равноценна, а девушки, как правило, меньше тянуться к мужскому общению и ищут его в другой подгруппах. Еще следует отметить, что некоторые члены группы намеренно держаться особняком и не идут на контакт с остальной группой. Таким образом, многие работники называли именно этих людей в вопросах с частичкой «– не», отмечая их как тех, с кем они не хотели бы проводить свободное время.

Делая вывод, отметим, что практически все  студенты набрали примерно равное количество голосов за исключением Иванова, занявшего первое место.

Социометрические  лидеры группы:

1- Иванов                                                     4-Петров

2- Яковлева                                                  5-Сидоров

3- Константинов                                           6-Михайлова

 

Группа ВСЕ–311

В результате социометрического исследования группы ВСЕ–311 было выявлено 5 микрогруппы - рекордный результат среди трех опрошенных групп. Причиной большого количества микрогрупп является резкая разрозненность коллектива, что, в свою очередь, вызвано тем, что, находясь практически на конечном этапе карьерного роста, служащие успели узнать друг друга, а также проявить себя.

На данном этапе каждая микрогруппа характеризуется  психологическим (включая интеллектуальное, эмоциональное и волевое) единством. Еще одним характерным признаком  является то, что подавляющее большинство в группе с большой разбежкой в возрасте, это и создает столь ярко выраженную разрозненность.

Подходя к обозначению лидеров группы: Александров, набрал подавляющее большинство «голосов».

Социометрические  лидеры группы:

1-Александров                                         7-Константинов

2-Алексеева                                              8-Петров

3-Борисова                                                9-Дмитриева

4-Иванов                                                   10-Григорьев

5-Викторов                                               11-Сидоров

6-Яковлева                                                 12-Михайлова

 

Общий вывод по результатам

Результатом социометрического опроса является создание микрогруппы, сформированной на принципах взаимного доверия  и взаимоподдержки. По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы. Малая группа является частью непосредственной социальной среды человека.

Социометрия дает приватную информацию о жизни  группы, ее глубинных эмоциональных отношениях и процессах. Они могут напрямую не проявляться в деятельности, конкретных поступках и открытых реакциях людей. Однако при этом они во многом определяют состояние членов группы: их самочувствие, творческую активность, удовлетворенность групповым членством, самооценку и уровень личностной тревожности. Большинство из нас интуитивно чувствует отношение к нему в группе: переживает, когда группа недостаточно доброжелательна; раскрывается, наполняется силами в условиях группового поощрения и принятия.

Многие  особенности групповой структуры  и групповых отношений важны и диагностичны с точки зрения поведения и стиля общения со студентами. Важны, потому что, поняв групповые особенности, можно более мудро строить отношения с ребятами. Диагностичны, потому что многие особенности есть отражение стиля общения и руководства преподавателя. Заполненную социограмму и социоматрицу можно увидеть в Приложениях Б и В, а перечень вопросов в Приложении А.

 

5.2 Рекомендации по сплочение групп

Рекомендации по сплочению группы МОЛ-111

Предлагаем  следующие мероприятия по сплочению  группы:

1) Выезды  на природу.

Хорошо  подготовленная и проведённая встреча  группы позволяет, во-первых, лучше узнать своих сослуживцев, во-вторых, получить максимальную информацию о них.

2) Выбор  актива группы.

Нельзя  допускать, чтобы кандидатуру выбирали против его желания, а также, чтобы все равнодушно относились к выбору актива группы.

3) Внутригрупповые  мероприятия с группой, между  группами и курсами:

посещение театров, выставок, музеев; спортивные мероприятия (футбол, лыжные прогулки); поездки в другие города, по историческим местам; интеллектуальные игры; Дни именинников; мероприятия, посвященные празднованию памятных дат, государственных и профессиональных праздников.

 

Рекомендации по сплочению группы КРС-211

Одним из направлений эффективного решения  проблемы является создание комфортного микроклимата в группе, формирование настроя на общий результат, обретение уверенности. С этой целью необходимо проводить тренинговые занятия, направленные на раскрепощение и командообразование.

Участие в тренинге сплочения развивает единодушие, единомыслие, стремление к совместной работе, чувство принадлежности к одной команде, ощущение комфортности в группе. Мероприятия, направленные на сплочение, учат прислушиваться к людям, работать сообща, оставаясь доброжелательными. Такие занятия дают возможность проявить активность, инициативу и самостоятельность, что развивает интеллектуально-волевую сферу и способствует освоению специфики работы РУП «Учхоз БГСХА».

 

Рекомендации по сплочению коллектива на предприятии

Метод социометрии  важен в организации работы на предприятии. Важна психологическая  совместимость работников. Под психологической  совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Она может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

Поэтому руководителю и необходимо проводить  социометрию межличностных отношений коллектива, чтобы выявить проблемы и предотвратить их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Качество  социально-психологического климата  в коллективе определяет отношение  руководителя к обществу в целом, к своей организации и к  каждому человеку в отдельности. Если в его понимании человек  представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой подход не даст должного результата, в процессе управления возникнет перекос и недочет или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи.

Под социально-психологическим  климатом трудового коллектива следует  понимать систему социально –  психологических отношений, отражающих субъективную интеграцию отдельных  работников и социальных групп для  осуществления общих производственных целей. Это внутреннее состояние  коллектива, сформировавшееся как результат  совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий.

Влияние социально-психологического климата  на сплочение и развитие коллектива может быть двояким – стимулирующим  и сдерживающим, что является основанием для его дифференциации на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый).

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений  внутри малой группы является социометрия - своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений  в группе.

Социометрический  тест предназначен для диагностики  эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами  группы.

Назначение  социометрической процедуры может  быть трояким: (а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; (б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; (в) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

С помощью  этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

Социометрия, как и другие методы социологии постоянно  развиваются и совершенствуются. Перспективы дальнейшего их развития, прежде всего, связаны с совершенствованием процедуры сбора информации и ее анализа, использования языка теории графов и современной вычислительной техники, сочетания социометрических и других методов изучения малых групп.

В ходе работы были рассмотрены виды социометрического  исследования и экспериментальная  демонстрация социометрии как метода изучения отношений в малых группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000.
  2. Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979.
  3. Жариков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий. — Кишинев, 1990.
  4. Кабаченко Т. С. Психология управления. М., 2001.
  5. Литвинцева Н.А. «Психологические аспекты подбора и проверки персонала» изд-во ЗАО “Бизнес-школа «Интел-синтез»”, 1997.
  6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., Наука, 1984.
  7. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М.: Наука, 1990. — 232 с.
  8. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. — М.:Просвещение, 1990. — 301 с.
  9. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. Л., 1981.
  10. Петровский А. В. Проблема лидерства с позиций стратометрическои концепции. / Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.
  11. Петровский А. В. Формирование психологической теории коллектива и личности. / Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., 1984.
  12. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  13. Робер М. - А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр./ Предисл. А.В. Толстых. — М.: Прогресс, 1988. — 256 с.
  14. Смелзер Н. Социология, — М., 1994.
  15. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ А.В.Петровский, В.В.Абраменкова, М.Е.Зеленова и др.; Под ред. А.В.Петровского. — М.: Просвещение, 1987.
  16. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
  17. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.: Изд-во Наука, 1972.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Тест (называть по 3 фамилии)

1. а) кого  из своих товарищей из группы  Вы попросили бы в случае  необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

б) кого из своих  товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости  предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с  кем Вы поехали бы на отдых?

б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы на отдых?

3. а) кто  из членов группы лучше исполнит  функции лидера (старосты, профорга  и т.д.)?

б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности  лидера?

Примеры вопросов для изученным личных отношений

1. а) К  кому в своей группе Вы обратились  бы за советом в трудной  жизненной ситуации?

б) с кем  из группы Вам не хотелось бы ни о  чем советоваться?

2. а) если  бы все члены Вашей группы  жили в общежитии, с кем из  них Вам хотелось бы поселиться  в одной комнате?

б) если бы всю  Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в  своей группе?

3. а) кого  из группы Вы пригласили бы  на день рождения?

б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне  рождения?

4. а)С кем  из одногруппников я предпочитаю  сидеть за одной партой?

Б)С кем  из одногруппников я не хотел бы сидеть за одной партой?

5. а)С кем  из одногруппников я предпочитаю  учиться вместе?

Б)С кем  из одногруппников я не хотел бы учиться вместе?

6. а)С кем  из одногруппников я предпочитаю  работать вместе?

Б)С кем  из одногруппников я не хотел бы работать вместе?

7. а)С кем  из одногруппников я хотел  бы проводить свободное время?

Б)С кем  из одногруппников я не хотел бы проводить свободное время?

8. а)Если  бы тебе пришлось перейти учиться  в другой университет, кого  из нынешних одногруппников ты  бы взял в новую группу?

Б) А кого из нынешних одногруппников ты бы не взял в свою новую группу?

9. а) Как  ты думаешь, кто из одногруппников  взял бы тебя в свою новую  группу, если бы перешел в другой  университет?.

Информация о работе Совершенствование социально-психологического климата коллектива