Совершенствование стратегии развития предприятия (на примере ООО «УЮТ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – совершенствование стратегии развития предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
определить роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия;
рассмотреть этапы разработки и реализации стратегии предприятия;
изучить методы стратегического анализа;
дать общую характеристику предприятия;
проанализировать существующую стратегию;
провести конкурентный анализ предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......5
1 ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ………………………………………………………………...8
1.1 Роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия…8
1.2 Этапы разработки и реализации стратегии предприятия…………............13
1.3 Методы стратегического анализа…………………………………………..19
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «УЮТ»………...……28
2.1 Характеристика предприятия и технико-экономические показатели……28
2.2 Стратегический анализ предприятия …………...………………………….34
2.3 SWOT – анализ деятельности предприятия……...…….…………………..42
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «УЮТ»….…………………………………..52
3.1 Направления совершенствования стратегии развития ООО «УЮТ»……52
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий……64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………78

Файлы: 1 файл

Recoverd_doc_file(329).doc

— 704.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский  государственный университет технологий и управления»

Межотраслевой региональный институт подготовки кадров

кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция»

 

 

Допущен к защите:

Заведующий кафедрой

__________ д.э.н., проф. Ванчикова Е.Н.

«_____»__________ 2012г.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

ЗС.540.09.0.00.070

 

на тему: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «УЮТ»)

 

Исполнитель: студент  заочно сокращённой формы обучения

По специальности 080507 «Менеджмент  организации»

Зайцева Мария Николаевна        /___________/   «___» _______ 2012г.

 

Руководитель работы:                                          преп. Степанова А.Ю.

Нормоконтролер:                                                  Матуева Т.П.

Рецензент:                                                          ст.преп. Малиновская Н.А.

 

 

 

 

 

г. Улан-Удэ, 2012г

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......5

1 ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ………………………………………………………………...8

1.1 Роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия…8

1.2 Этапы разработки  и реализации стратегии предприятия…………............13

1.3 Методы стратегического  анализа…………………………………………..19

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «УЮТ»………...……28

2.1 Характеристика  предприятия и технико-экономические  показатели……28

2.2 Стратегический анализ предприятия …………...………………………….34

2.3 SWOT – анализ деятельности предприятия……...…….…………………..42

3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «УЮТ»….…………………………………..52

3.1 Направления  совершенствования стратегии развития ООО «УЮТ»……52

3.2 Расчет экономической  эффективности предложенных мероприятий……64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………78

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний  день стратегии развития предприятия  – это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг. Особенностью совершенствования стратегий развития предприятия является то, что каждое предприятие уникально в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален. Он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.

В то же время  есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о  некоторых обобщенных принципах  выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления.

Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в  окружающей среде, динамизм изменений  запросов потребителей, неожиданное  появление новых возможностей для  бизнеса, непредсказуемость некоторых  факторов внешней среды (экономических, политических и др.) - вот далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Актуальность исследования связана с тем, что, в связи с огромной конкуренцией на рынке необходим совершенно новый подход к решению этих проблем и поэтому возникла необходимость разработать стратегию развития предприятия.

 

 

 

Современная рыночная ситуация изменяется невероятно быстро и происходящие изменения  вынуждают руководителей компаний к разработке гибких, легко адаптируемых к условиям рынка стратегий развития.

Каждая компания разрабатывает собственный план достижения целей. В основу разработки маркетинговой стратегии ложится  анализ перспектив развития организации  при определенных предположениях об изменении внешней среды, в которой она функционирует. Важнейшим элементом этого анализа является определение позиций организации в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции.

Цель исследования – совершенствование стратегии развития предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:

  • определить роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия;
  • рассмотреть этапы разработки и реализации стратегии предприятия;
  • изучить методы стратегического анализа;
  • дать общую характеристику предприятия;
  • проанализировать существующую стратегию;
  • провести конкурентный анализ предприятия;
  • предложить направления совершенствования стратегии развития и пути реализации выбранных стратегий развития.

Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью «УЮТ», занимающееся производством и продажей теплотехникой, бензо-электро инструментов и бытовой техникой.

 Предмет  исследования – стратегии, применяемые  на практике ООО «УЮТ». 

Методы исследования. В данной работе были использованы следующие методы: системный метод, метод анализа, метод непосредственного наблюдения.

Структура работы определена целью, логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Во введении определена актуальность, цели и задачи, предмет и объект исследования, а  также практическая значимость работы и ее структура.

В первой главе  раскрываются теоретические основы стратегического менеджмента в организации работы предприятия, то есть определена роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия, изучены этапы разработки и реализации стратегии предприятия, методы стратегического анализа.

Вторая глава  посвящена анализу деятельности предприятия, а именно дана экономическая характеристика деятельности предприятия, проведен стратегический анализ предприятия, а также конкурентный анализ.

В третьей главе на основе проведенных исследований предлагаются основные направления по совершенствованию стратегии предприятия, а также пути реализации выбранных стратегий развития.

В заключении сформулированы выводы и предложения по результатам  исследования.

 

1 ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1 Роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия

В настоящее  время руководители предприятий  все чаще говорят о новых подходах к стратегическому планированию и управлению. Стратегический менеджмент приобретает все большее значение в управлении фирмой. Стратегический менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности (поведения) предприятия и организацию дела на его основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации. Сегодня область применения стратегического менеджмента чрезвычайно многообразна. Он дает огромные преимущества организациям, функционирующим в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Эти преимущества заключаются в рациональном использовании ограниченных ресурсов и главным образом времени. Кроме того, стратегический менеджмент рождает чувство уверенности у персонала организаций и их менеджеров, способствует последовательной разработке и реализации управленческих решений, ориентирует на устойчивое развитие в условиях рынка.

Стратегическое управление - это вид (сфера) деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных  перспективных целей через осуществление  изменений в организации;

- это процесс, посредством  которого осуществляется взаимодействие  организации с ее окружением;

 

 

- это область  научных знаний, изучающая приемы  и инструменты, методологию принятия  стратегических решений и способы  практической реализации этих  знаний.

 Выделим  основные принципы стратегического  управления.

1. Обоснованный  и сознательный выбор целей  и стратегий развития организации.  Процесс развития организаций  полон противоречий. Для их разрешения  должны разрабатываться эффективные  решения в области создания новой продукции, ее продвижения на рынки, проектирования технологий и др., определяющие возможности организаций.

2. Постоянный  поиск новых форм и видов  деятельности для повышения конкурентоспособности  организации.

3. Обеспечение  соотносительности между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами организации и ее элементами. Под соотносительностью понимается некоторое конкретное соотношение между отдельными частями и элементами системы, которое определяет наилучшие условия функционирования и развития организации.

Процесс стратегического  управления условно можно разделить  на три фазы: стратегическое планирование, стратегическая организация, стратегический контроль и регулирование. На каждой из них решаются определенные относительно самостоятельные задачи управления. Стратегическое планирование состоит из 2-х этапов - стратегического анализа и стратегического выбора. Стратегический анализ требует четкого понимания со стороны руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.

Стратегический  анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии, которая основывается, как правило, на трех составляющих:

• правильно  выработанных долгосрочных целях;

• глубоком понимании  внешнего конкурентного окружения:

• реальной оценке собственных ресурсов и возможностей [31,с.216].

Стратегический  выбор включает формирование и оценку альтернативных направлений развития предприятия. Принимается наиболее предпочтительный вариант. Есть специальные  методы прогнозирования и оценки будущих ситуаций на базе сценариев  развития и портфельного анализа. Считается, что формирование и оценка альтернативных вариантов развития представляет самостоятельную ценность для управления и реализуется в ходе стратегического планирования. При этом определяются временные рамки, ресурсы, источники и объемы финансирования и ответственные за реализацию намеченных мероприятий. Стратегическая организация - процесс приспособления организации корпорации к выбранной стратегии с целью ее наиболее полного и эффективного выполнения. По существу, это приспособление подразумевает разработку системы целей и задач организации, вытекающих из принятой стратегии, анализ соответствия организации этой системе целей и задач, ее изменение и надлежащее размещение ресурсов. Фаза стратегической организации чаще всего рассматривается как наиболее трудная во всем процессе стратегического управления, поскольку это требует от каждого самодисциплины, обязательности и самоотдачи. Успех ее реализации зависит от умения менеджеров найти правильные способы мотивации персонала, а это является искусством.

К числу стратегических решений на данном этапе можно  отнести реконструкцию предприятия, внедрение новой продукции и  технологий, организационные изменения  правовой формы предприятия, структуры  производства и управления, оплаты труда и т.д., выход на новые рынки сбыта, а также приобретение (слияние) предприятий и др.

Стратегическому менеджменту присущ свой алгоритм:

- что надо  делать (концептуальный аспект формирование  генеральной цели);

- как делать (технологический аспект);

- с использование,  каких средств (ресурсный аспект);

- в какие  сроки и какой последовательности (временно аспект);

- кто будет  делать (кадровый аспект);

-какой должна  быть организационная структура  управления (организационно-управленческий  аспект).

Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущности не дает, да и не может дать, точной и детальной картины будущего. Формируемое в стратегическом управлении будущее желаемое состояние организации - это не детальное описание ее внутреннего и внешнего положения, а, скорее, качественное пожелание к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру, входить в какие деловые группы и т.п. При этом все это в совокупности должно составлять то, что определит, выживет или нет организация в будущем в конкурентной борьбе.

Во-вторых, требуются  огромные усилия и большие затраты  времени и ресурсов для того, чтобы  в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Необходимо создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любых условиях.

Стратегический  план должен быть гибким, он должен реагировать  на изменения внутри и вне организации, а для этого требуются гораздо большие усилия и большие затраты. Необходимо также создание служб, осуществляющих отслеживание окружения и включение организации в среду.

Службы маркетинга, общественных отношений и т.д. приобретают  исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат.

В-третьих, резко  усиливаются негативные последствия  ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки  создаются совершенно новые продукты, когда в короткие сроки кардинально  меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и, соответственно, за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке. Процесс планирования стратегии также встречает ряд сложностей при его освоении. Основная трудность связана с тем, что процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий в организации. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в организации тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это - борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий.

Информация о работе Совершенствование стратегии развития предприятия (на примере ООО «УЮТ»)