Для предприятий
любой формы собственности и
любых масштабов деятельности существенно
управления хозяйственной деятельностью,
определение стратегии развития.
Проанализировав
технико-экономические показатели
деятельности ООО «Уют» выявлено,
что в течение 2009-2011г.г отмечается
рост основных экономических показателей. Так в 2010 году по
сравнению с 2009 годом произошло увеличение
выручки от продаж на 368 тыс.руб. или на
4,4%, в 2011г. по сравнению с 2010 годом на 1792
тыс. рублей или на 20,3%. Поскольку переменные
затраты растут, увеличение выручки от
реализации повлекло за собой увеличение
себестоимости, в 2010 году по сравнению
с 2009 годом на 109 тыс.руб. или на 1,6%, в 2011
г. по сравнению с 2010 г. на 2041 тыс.руб. или
на 30,2%.
Резкое падение
чистой прибыли в 2010 году связано
с выходом из процесса реализации некоторых видов продукции,
незначительно, но повлиял и финансовый
кризис. Также в 2010 году увеличились затраты
на сырье и матриалы. В 2011 году чистая прибыль
увеличилась в 6 раз, это связано с расширением
ассортимента продукции.
Увеличение экономических
показателей деятельности ООО «Уют» в
2011 году повлекло за увеличение показателей
рентабельности, так рентабельность в
2010г. составила 6,02%, что выше показателя
2009 г. на 4,5%, что, несомненно, является положительным
моментом.
Проанализировав динамику основных технико-экономических
показателей можно сделать вывод о том,
что наиболее результативным периодом
функционирования предприятия ООО «Уют»
является 2011 год по сравнению с 2009-2010 г.г.
Несмотря на
снижение некоторых показателей, ООО
«Уют» является стабильно работающим
предприятием, прибыльным и рентабельным
в течение трех лет.
Анализируя
внутреннюю среду организации, можно
сделать следующие выводы. Важное
значение в деятельности ООО «Уют» является достижение поставленных
целей, главной из которых, как и у большинства
фирм, является получение прибыли.
Однако, данное
предприятие стремится минимизировать
уровень цен, сделать его доступным
каждому потребителю и в тоже
время позволяющий получить прибыль
для развития и роста. Основное управление внутренней средой предприятия
заключается в принципах его работы. Также,
немаловажное значение принадлежит политике
ценообразования предприятия, использующее
различные способы ценообразования и
гибкую систему скидок.
Из проведенного анализа
можно заключить следующее:
- существует возможность увеличения доли
рынка за счет расширения ассортимента
и проведения эффективных рекламных кампаний,
что приведет к повышению конкурентоспособности
фирмы на рынке;
- из конкурентного анализа (табл. 2.3.4) мы
выявили, что основными конкурентами
ООО «Уют» являются «За рулем», «Хозяин»,
фирма имеет средне-низкие цены, достаточно
широкий ассортимент, в черте города имеет
несколько торговых точек.
Таким образом,
в настоящее время ООО «Уют» использует конкурентную
стратегию дифференциации.
В
результате анализа существующих стратегий
в ООО «Уют» были определены недостатки:
1.
Невысокие входные барьеры в
отрасль, при которых опасно
использовать данную стратегию,
потому, что существует постоянная
угроза появления новых конкурентов (как например,
быстрое проникновение на рынок компании
«М.видео») в отрасли и использование конкурентной
стратегии дифференциации в борьбе с ними
окажется неэффективным.
2.
Чрезмерная дифференциация некоторых
товаров, которая просто не
нужна потребителям, что не повышает
уровня их приверженности к предприятию.
3.
Фирмы-конкуренты имеют преимущество
в том, что применяют сфокусированные
конкурентные стратегии, что позволяет
им более полно изучить особенности
и запросы потребителей на
своем сегменте и попытаться их удовлетворить
наилучшим образом.
4.
Предприятие осуществляет дифференциацию
за счет хорошо налаженной
системы поставок и использования
продукции престижных фирм, но
существует угроза того, что конкуренты,
проанализировав причины успеха
нашей фирмы, могут пересмотреть
свою систему закупок и заключить договора
с нашими поставщиками, в этой ситуации
дифференциация теряет смысл вообще.
Проанализировав
и оценив используемую в данное время
конкурентную стратегию ООО «Уют»,
стало очевидно, что конкурентное преимущество,
завоеванное с ее помощью, требует ликвидации.
Таким образом, следует изменить поведение
в конкурентной борьбе путем изменения
конкурентной стратегии.
Для
победы в конкурентной борьбе ООО
«Уют» следует все-таки сохранить
стратегию дифференциации, но внести
в нее существенные изменения. Вообще,
фирме нужно полностью пересмотреть подход
к дифференциации.
Совершенствование данной
стратегии можно осуществить
при помощи следующих мероприятий:
- расширение ассортимента (за счет включения новых ассортиментных групп, углубление ассортимента путем увеличения вариантов (модификаций), каждого имеющегося товара, чтобы защитить основной товар;
- различная специализация в деятельности компании (оптовая и розничная торговля, предоставление различных услуг);
- улучшение сервисного обслуживания (увеличение срока гарантии от 1 года до 3 лет, предоставление сервисного обслуживания на дому (настройка, установка);
- улучшение качества обслуживания покупателей (обучение торгового персонала для повышения квалификации и получения опыта в работе с покупателями, разработать систему мотиваций, чтобы продавцы стремились как можно лучше обслужить своего клиента, например, изменить систему оплаты персонала и т.д.)
ООО
«Уют» занимает лидирующее положение
(высокая доля на рынке) в развивающейся отрасли
(быстрый рост). Поддерживает отличительное
преимущество предприятия в условиях
растущей конкуренции. Этот тип стратегически
хозяйственного подразделения дает значительные
прибыли, но требует больших объемов ресурсов
для финансирования продолжающегося роста.
Главной
целью ООО «Уют» является расширение
рыночной доли. Главной стратегией
предприятия должна стать комплексная
стратегия по предоставлению услуг
по более низким ценам. Исходя из этого,
стратегией маркетинга избирается стратегия
расширения спроса
за счет стимулирования объема продаж,
ценовой политики и неценовых факторов
конкурентной борьбы, создания положительного
имиджа.
В
работе предлагается разработать проект
для развития данного магазина путем
расширения ассортимента товаров. Потенциал для
развития имеется благодаря тому, что
в настоящее время электротехника является
одним из наиболее востребованных товаров
на рынке.
Проект
подразумевает проведение следующих
мероприятий: ремонт дополнительного
помещения в магазине; монтаж и
установку нового
торгового оборудования, подходящего
для внедрения формы самообслуживания;
внедрение системы самообслуживания покупателей;
расширение ассортимента электротехники;
улучшение сервисного обслуживания.
Общая
потребность в инвестициях составляет
900 тыс. рублей.
Срок окупаемости инвестиций составляет
5 месяцев. В первый год реализации инвестиционного
проекта планируется получение чистого
дисконтированного дохода в размере 319,6
тыс. рублей. В следующий год величина
чистого дисконтированного дохода возрастет
до 4500 тыс. рублей.
Таким
образом, объем продаж магазина планируется
увеличить на 60%. Перечисленные показатели
подтверждают высокую эффективность
проекта, и обосновывают необходимость
его практической реализации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Акулов В.Б., Рудаков М.Н. К характеристике субъекта стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 2010. - № 4. - 12-15 с.
- Анализ альтернатив и выбор стратегии: стратегический менеджмент // Консультант директора. - № 5 – 2010.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – Спб: Питер, 2009.
- Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. - 2010.- №12.- С. 34-47.
- Бендиков М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011- № 5 - С.3 –17.
- Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия: Учеб. пособие. -СПб.: Нева , 2008. – 129 с.
- Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2008.
- Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: практикум : учебное пособие для студ. вузов. / В. Н. Глумаков, М. М. Максимцов, Н. И. Малышев. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 187 с.
- Горемыкин В.А. Разработка стратегий и целей акционерных обществ, предприятий. // Достижение науки и техники АПК,- 2010. - № 6. - с.42-44
- Дронов Р.И. Оценка финансового состояния предприятия // Финансы 2008.- № 4.- С. 15-19.
- Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.
- Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2008.
- Захаров В.Я. Стратегические аспекты экономического развития. Концепции стратегического управления. – Нижний Новгород.: Лик, 2008.
- Иванов Д.Е. Жизненные стадии и циклы организации. – М.: Парта, 2009. – 75 с.
- Идрисов А.Б., Кардышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций.- М.: Информационно-издательский дом “Филин”, - 2008.
- Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 2008. - 42с.
- Керимов В.Э., Роженец О.А. Анализ соотношения: затраты – объем производства – прибыль // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. - №4. – с. 120-132.
- Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия// Менеджмент в России и за рубежом, №3, 2010.- с.110
- Курский В.А. Подход к планированию эволюционного развития предприятия в конкурентной среде // Финансы и кредит. - 2010.- № 14.- С.29-32.
- Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Теория жизненных циклов организации и российская действительность. // Социс. – 2010. - № 10. - 63-71 с.
- Лавизина О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система. // Социс. – 2010. - № 12. – 37- 42 с.
- Локминов А. Н. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
- Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ, 2009.- 271 с.
- Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. – Новосибирск, 2009.
- Минцберг Г. Структурирование организаций // Стратегический процесс. – СПб: Издательство «Питер», 2008.
- Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2009.
- Мовсумзаде М.Э., Ванчухина Л.И., Леиберт Т.Б., Шаталина М.А. Стратегия поведения предприятия в условиях рыночной экономики. – Уфа: Реактив, 2007.
- Никитин Г.Г. Хозяйственная деятельность предприятий // ЭКО. 2011-. №3. - С.25-38
- Остапенко В и др. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения // Экономист. - 2010.- №7.-С.37-43.
- Парамонова Т.Д. Теоретические и методические аспекты диверсификации промышленных предприятий / Т.Д. Парамонова. - Хабаровск, 2008. - 23 с.
- Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник для студ. вузов. / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. - 4-е изд.,стереотип. - М. : КНОРУС, 2008. - 496 с.
- Пименова А.Л., Нагуманова Р.В. Актуальные аспекты теории эффективности в контексте жизненных циклов предприятий // Проблемы современной экономики. 2011, № 3
- Пригожин А.И. Методы
развития организаций. - М: МЦФЭР, 2008. – 379 с.
- Попов Е.В., Хмелькова Н.В. О жизненном цикле внутренней среды организации. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - №1. - 63-59 с.
- Рябова Т.Ф. Социально - экономические проблемы предприятий // Пищевая промышленность. - 2009. - № 7 - С 20 - 21
- Серебряков С. Стратегия компании: строй, курс, политика. // Туризм.- 2011. - № 4. – с.34-37.
- Стратегическое управление ресурсами предприятия. Под ред. Горшенина В.П. – М. Лига-Пресс,
2008.
- Стратегический менеджмент: концепция управления фирмой в современных условиях России. Сборник научных трудов. Под ред. В.В. Титова, В.Д. Марковой. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2009.
- Сухарев О.С. Стратегия эффективного развития фирмы: ученик для студ. вузов. / О. С. Сухарев. - М. : Экзамен, 2008. - 287 с.
- Томпсон А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2008.
- Турусин Ю. Д., Ляпина С.Ю., Шаламова Н.Г. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. – М: ИНФРА-М, 2008.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2009. – 448с.
- Хангер Д. Д. Основы стратегического менеджмента. : пер. с англ. / Д. Д. Хангер, Т. Л. Уилен. - 4-е изд. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 319 с.