Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 01:47, дипломная работа
Цель данного проекта – проанализировать и оценить эффективность управления качеством на предприятии, а так же разработать мероприятия по совершенствованию системы управления качеством продукции на ООО «Север-полимер». Для этого будет рассмотрен весь процесс менеджмента качества и его функций, проведен анализ состояния менеджмента качества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- провести анализ производственно-хозяйственной деятельности ООО «Север-полимер»;
- выявить управленческо-экономические функции в работе предприятия, профессиональные навыки, методы организации управления производством;
Введение...........................................................................................................стр. 7
Глава 1. Управление качеством продукции на предприятии.
1.1. Системный подход и управление качеством на предприятии: основные принципы.................................................................................................................9
1.2. Организация работы по качеству на предприятии......................................14
1.3. Исследование качества продукции и систем качества...............................29
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Север-полимер».
2.1. Общая характеристика предприятия............................................................41
2.2. Описание продукции......................................................................................42
2.3. Структура управления предприятием..........................................................45
2.4. Технология производства продукции на предприятии..............................46
2.5. Основные технико-экономические показатели предприятия....................49
2.6. Анализ рынка и основных конкурентов......................................................52
2.7. SWОT-анализ для предприятия....................................................................56
Глава 3. Система управления качеством на ООО «Север-полимер».
3.1. Действующая система управления качеством на предприятии.................58
3.2. Анализ брака и потерь от брака....................................................................60
3.3. Приемо-сдаточный контроль.........................................................................62
3.4. Виды, формы систем управления качеством..............................................63
Глава 4. Мероприятия по совершенствованию управления качеством на ООО «Север-полимер».
4.1. Требования к мероприятиям по улучшению качества................................68
4.2. Рекомендуемые мероприятия по улучшению системы управления качеством на ООО «Север-полимер»..................................................................70
4.3. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры на ООО «Север-полимер»………………………………………………………….72
4.4. Мероприятия по модернизации технологического оборудования на ООО «Север-полимер»………………………………………………………………...75
Заключение.............................................................................................................84
Библиографический список .................................................................................87
Так в стандартах системы ИСО 9000 используется, как правило, метод Тейлора, основанный на жестком нормировании и контроле за соблюдением нормативных требований. Это метод эффективен в организациях с высоким уровнем технической компетентности руководящих работников по сравнению с уровнем исполнителей и невысокой степенью автоматизации производства.
Однако заложенный в основу принципа Тейлора элемент принуждения совершенно неэффективен в условиях дефицита рабочей силы.
Модернизацией принципа Тейлора в сфере человеческих отношений на производстве являются кружки качества, направленные на вовлечение рабочих в процесс повышения качества и эффективности производства. В основе кружков качества лежит возросший общеобразовательный, профессиональный и культурный уровень современных рабочих, а также очевидное утверждение о том, что возможности и условия своих рабочих мест знают лучше те, кто на них работает.
Наличие автоматизированных систем контроля и обработки данных позволяет использовать методологию Тагути или гибкие методы статистического контроля. В отличии от принципа Тейлора, основанного на чисто допускном управлении, методы Тагути переходят к управлению по отклонениям от номинального значения с использованием упрощенных методов статистической обработки При отклонениях показателей качества от установленного значения применяются либо экономические методы воздействия, либо увеличивают объём контролируемой выборки.
Значительный эффект даёт применение принципа распределения приоритетов, устанавливающего правила реализации функции оценки качества и приёмки продукции, правила выбора методик контроля, средств и планов контроля, а также правил принятия решений.
Механизмы взаимодействия между изготовителем и потребителем могут быть также построены с использованием различных принципов: регламентации, координации, самоорганизации и самоуправления, либо их комбинации. Например, при обслуживании средств измерений регламентируется обязательность их поверки, однако порядок организации поверки (в органах Госстандарта РФ или в организациях, имеющих лицензию на проведение поверочных работ) решается на основе принципа самоуправления.
Система качества может охватывать различные этапы жизненного цикла продукции: этапы окончательного контроля и испытания, или этапы от проектирования до монтажа и обслуживания.
Они могут регламентироваться, например, следующими документами:
ГОСТ Р ИСО 9003-96 Модель качества при контроле и испытании готовой продукции;
ГОСТ Р ИСО 9001-96 Модель качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;
Стандарты QS 9000 "Quality system 9000".
Всё более широкое распространение при создании систем качества получают концепция TQM (Total quality manegment) - всеобщего управления качеством и концепция CWQC (Company wide quality control) - управления качеством в рамках компании.
Сертификация систем качества является добровольной процедурой, подтверждающей соответствие системы тем или иным стандартам.
Наибольшее распространение получила сертификация на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000. Однако степень доверия к системе зависит не столько от ссылки на ее соответствие стандартам ИСО 9000, сколько от компетентности, объективности и авторитета органа, проводившего сертификацию системы.
С целью повышения доверия к системам качества, Госстандарт РФ разработал систему добровольной сертификации систем качества и производства "Регистр систем качества" (ОСТ Р 40.002-96 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения).
Широкое распространение получила совместная с зарубежными фирмами сертификация российских систем качества. Например, ВНИИС заключил Соглашение о совместной сертификации с фирмой Дет Норске Веритас (ДНВ) - схема ВНИИС/ДНВ. В 1995 г. создано совместное российско-германское предприятие "RWTUV-Интерсертифика", выдающего сертификаты качества TUV-CERT (Тюф-СЕРТ).
Наряду с этим существует большое число региональных и международных организаций по сертификации систем качества, из которых следует отметить:
Наличие в организации сертифицированной системы качества дает ему серьезные преимущества при получении заказов, обеспечивает возможность снижения риска юридической ответственности за качество продукции и позволяет перейти от концепции производительности к концепции "эффективной производительности", согласно которой производительным считается лишь труд, потраченный на изготовление качественной продукции.
Внедрение Системы Менеджмента Качества позволит избежать спада производства, стабилизировать работу предприятия и в короткое время значительно улучшить ее деятельность. Работающая Система Менеджмента Качества исключает все лишние звенья и максимально снижает производственные риски, влияя на конечный результат – производство качественной продукции или услуг, а следовательно – рост прибыли.
Разработка и внедрение Системы Менеджмента Качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 гарантирует оптимальное решение целого ряда актуальных задач:
Нехватка своевременной, достоверной и оперативной информации для анализа производственной деятельности - все информационные потоки, управление записями о выполнении работ, документооборот выстраиваются оптимально, с приоритетом от более к менее важным.
Невозможность для руководителя объективно оценить эффективность работы заместителей и специалистов - Направление деятельности и делегирование полномочий грамотно распределяются между специалистами в соответствии с их квалификацией и специализацией.
Разрабатываются конкретные критерии оценки деятельности, позволяющие правильно и оперативно оценивать выполнение поставленных задач и поручений.
Недостаточная заинтересованность персонала, отсутствие системы мотивации и обучения - Разрабатывается система мотивации для того, чтобы каждый работник был заинтересован в результатах собственного труда и общей деятельности коллектива, устраняется страх подчиненных перед руководством. При этом подбор сотрудников производится с учетом психотипов каждого из них.
Отсутствие корпоративного духа, гордости за свою Компанию, низкая культура производства - Разрабатывается система мотивации каждого сотрудника Компании к улучшению качества работы за счет вовлечение в вопросы управления, предусматривается внедрение элементов корпоративной культуры и стиля, разработка единой символики, информирование персонала о деятельности Компании.
Неосведомленность в ожиданиях и удовлетворенности потребителя - Налаживается обратная связь с потребителем, изучается рынок и передовой опыт лидеров отрасли. Правильная постановка мероприятий по маркетингу позволяет изучать, предвидеть, формировать, стимулировать и удовлетворять спрос потребителей и партнеров.
Спад производства из-за устаревших технологий - В документах СМК, обязательных для исполнения, предусматривается постоянное обновление действующих технологий, изучение специальной литературы, участие в выставках. Проводятся маркетинговые исследования, обмен опытом с Компаниями аналогичной сферы деятельности.
Наличие бремени со стороны проверяющих органов - Требования стандарта, регламентирующего СМК, пересекаются с требованиями надзорных органов и ее внедрение автоматически снимает большую часть вопросов проверяющих.
Глава 4. Мероприятия по совершенствованию управления качеством на ООО «Север-полимер».
4.1. Требования к мероприятиям по улучшению качества.
Рассматривая систему качества как совокупность организационных структур, методик и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством, следует отметить её "внутрифирменную" направленность. Она должна быть составной частью системы управления организации и должна создавать у руководства организации и (или) у потребителя уверенность в том, что продукция будет соответствовать установленным требованиям к её качеству. При этом масштаб системы качества должен соответствовать задачам организации в области качества (политики организации в области качества), а затраты на её создание и функционирование не должны превышать "положительного эффекта" от эксплуатации или потребления продукции.
Система должна быть документирована в такой степени, чтобы быть легко актуализированной в организации и прозрачной для её контроля.
При разработке системы следует обращать внимание на решение трёх основных задач: обеспечения качества, управления качеством и улучшения качества. Эти задачи могут быть решены с использованием различных методов и принципов управления.
Ключевые моменты в производственной деятельности предприятия, где возможно и необходимо применение принципов повышения качества:
1. Задачи руководства (политика в области качества, организация).
2. Система документации и
3. Документация требований и их выполнимость.
4. Качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения).
5. Качество во время закупок (документация, контроль).
6. Обозначение изделий и
7. Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).
8. Проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).
9.Контроль за испытательными средствами.
10. Корректирующие мероприятия.
11. Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.
12. Документирование качества.
13.Внутрифирменный контроль
14. Обучение.
15. Применение статистических методов.
16. Анализ качества и систем принимаемых мер.
Для определения планируемых мероприятий обеспечения качества целесообразно формировать целевые научно-технические программы повышения качества продукции. Программа разрабатывается на конкретную продукцию и должна содержать задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требования к ресурсному обеспечению всех этапов производства.
К систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся те работы, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной периодичностью. Особое место среди них занимают мероприятия, связанные с предупреждением различных отклонений. Система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения.
Управление качеством представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся: управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий, а также вызвавших их причин.
Улучшение качества – это постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.
Объектом процесса улучшения качества может стать любой элемент производства или системы качества. Данное направление деятельности связано с решением задачи получения результатов, лучших по отношению к первоначально установленным нормам.
Идеология постоянного улучшения качества прямо связана и вытекает из тенденции повышения конкурентоспособности такой продукции, которая обладает наиболее высоким уровнем качества при более низкой цене.
Развитие деятельности по улучшению качества требует специальной организации. Характерной организационной формой работ по улучшению качества являются группы качества (за рубежом - кружки качества). Кроме этой формы могут использоваться также организация рационализаторской деятельности, создание временных творческих коллективов, в которые в практике многих зарубежных фирм при решении определенных задач входят и руководители фирм, и т.д.
4.2. Рекомендуемые мероприятия по улучшению системы управления качеством на ООО «Север-полимер».
Для повышения качества продукции, увеличения конкурентных преимуществ, необходимо проведение мероприятий: