Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа
изучение особенности системы управления персоналом на примере реально существующего предприятия и разработка научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по формированию, функционированию и совершенствованию системы управления персоналом на предприятии, которые бы обеспечивали их выживаемость и конкурентоспособность в рыночных условиях хозяйствования.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты управления персоналом в кризисных ситуациях …………………………………………………………………7
1.1. Современные тенденции управления персоналом на предприятии.7
1.2. Проблемы управления персоналом на российских предприятия……………………………………………………………………..13
1.3. Перспективные направления совершенствования системы управления персоналом в кризисных ситуациях …………………………….21
2. Анализ системы управления персоналом ОАО «АМЗ» ………….30
2.1. Организационно-экономическая структура ОАО «АМЗ»……….30
2.2. Анализ положений кадровой политики на ОАО «АМЗ………….34
2.3. Анализ и оценка методов управления персонала ОАО«АМЗ…...39
3. Основные пути совершенствования и развития системы управления персоналом………………………………………………………………..47
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в ОАО «АМЗ»………………………………47
3.2. Социально-экономическое обоснование целесообразности предлагаемых мероприятий……………………………………………58
Заключение………………………………………………………………..63
Список использованных источников
Совершенствование управления персоналом в условиях кризисных ситуаций
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………70
Приложение……………………………………………………
Причина внимания к управлению персоналом – условия жесткой конкуренции, необходимость обеспечения конкурентоспособности фирмы. Конкурентоспособность характеризуется многими составляющими, но даже единственная важнейшая составляющая конкурентоспособности фирмы – конкурентоспособность товара, напрямую зависит и обеспечивается персоналом фирмы и системой управления персоналом.
При переходе к рынку происходить медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным отношения, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации - работники, а за пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работника к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным номам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку.
Управление персоналом – вид деятельности по руководству людьми (отдельными работниками, группами, коллективом), направленный на достижение целей фирмы, предприятия путем использования труда, опыта таланта этих людей и с учетом их удовлетворенности трудом. Основное внимание менеджера по персоналу связано с организацией этого труда и с удовлетворенностью.
Люди, работающие в организации, являются одной их самых важных ее составляющих. На сегодняшний день это утверждение становится аксиомой менеджмента. Однако для того, чтобы персонал компании стал одним из ее конкурентных преимуществ, руководителям разных уровней предстоит приложить немало усилий.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знания его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Особенно возрастает актуальность управления персоналом в условиях кризиса предприятия. В условиях нестабильной работы предприятия заметно снижается производительность труда, возрастает текучесть кадров и социальная напряженность. Поэтому управлению персоналом необходимо уделять пристальное внимание, так как перечисленные негативные тенденции могут значительно усугубить и без того непростое положение предприятия.
Наиболее слабым звеном в системе управления предприятиями остается управление персоналом в условиях кризисных ситуаций. Медленно перестраивается экономическое мышление в данной области. Не отработаны многие теоретические и методические аспекты управления персоналом как составной части системы эффективного управления предприятием.
Существующие методики по антикризисному управлению персоналом не соответствуют реалиям экономической ситуации на многих предприятиях Проблема совершенствования и развития системы управления персоналом на предприятиях в кризисных ситуациях является актуальной в связи с реализацией распоряжения Правительства РФ от 29.08.2013 N 1535-р <Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (в новой редакции)>, в которой намечено «Обеспечение долгосрочной конкурентоспособности продукции предприятий тяжелого машиностроения на мировом рынке. Ослабление импортной зависимости и обеспечение технологической независимости российских производителей».
Вопросам совершенствования и развития систем управления персоналом на уровне предприятий в кризисных ситуациях посвящены исследования многих отечественных и зарубежных авторов. Однако многие как теоретические, так и методологические вопросы данной проблемы остаются слабо исследованными, требуют более углубленных разработок при формировании, функционировании и совершенствовании системы управления персоналом в кризисных ситуациях, которая бы позволила с наибольшей результативностью использовать трудовой потенциал предприятий в условиях рыночного хозяйства.
Целью работы является изучение особенности системы управления персоналом на примере реально существующего предприятия и разработка научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по формированию, функционированию и совершенствованию системы управления персоналом на предприятии, которые бы обеспечивали их выживаемость и конкурентоспособность в рыночных условиях хозяйствования.
В соответствии
с намеченной целью были
Объектом исследования являются система управления персоналом предприятия ОАО «Алапаевский металлургический завод» функционирующий в кризисных ситуациях.
Предметом исследования являются социально-экономические и организационно-управленческие процессы, отношения и факторы, определяющие стратегию совершенствования и развития системы управления персоналом металлургических предприятий в условиях кризиса.
Методологической и теоретической основой послужили положения и выводы, сформулированные в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых в сфере управления персоналом на предприятиях в нормальных и кризисных ситуациях, а также правовые акты Президента и Правительства РФ по вопросам развития металлургии страны, периодическая литература по исследуемой проблеме.
Информационная база исследования - отчет о прибылях и убытках завода ОАО АМЗ, справочные и нормативные документы.
В результате исследований разработаны практические рекомендации по совершенствованию и формированию эффективной системы управления персоналом на предприятии в соответствии с новыми условиями хозяйствования.
Антикризисное управление - это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы [39, c. 76].
Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Так, атомная энергетика - область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь антикризисное управление выражается в необходимости повышения профессионализма технического персонала, укреплении дисциплины, поиске новых технологий и пр.
Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией - это управление совместной деятельностью людей.
Антикризисное управление имеет предмет воздействия - проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях: кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать; управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства; кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы различны и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления [35, c. 405].
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются: гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления; склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности; диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях; снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы; усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.
Следует признать, что подготовка, формирование менеджеров в разных странах очень сближается и по существу, и по методам организации обучения, особенно в последнее десятилетие. Менеджмент как профессия, как область знаний становится поистине интернациональным. Освоение опыта управления каждой из стран, передача этого опыта – дело очень ценное и полезное. И это начинают понимать все. Ведь это позволяет не только понять, как вести бизнес за границей, но и научиться избегать ошибок в ситуациях, которые не встречались в настоящем и прошлом, но вполне возможны в будущем.
Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. Главные из них: мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений; повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций; усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности; использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.
Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации. В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться: мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избеганию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.; установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности; интеграции по ценностям профессионализма; инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития; корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.
Развитие управления должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управления определяется ростом его потенциала, т. е. возможностью позитивных изменений, наличием необходимых ресурсов и условий их использования.
Антикризисное управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов [31, c. 107].
Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления Их понимание и дифференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять.
Информация о работе Совершенствование управления персоналом в условиях кризисных ситуаций