Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 14:12, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: показать, каким образом происходит управление системой образования в Челябинской области.
Из этой цели вытекает ряд задач:
Раскрыть основные понятия и положения организации и управления системой образования;
Выявить тенденции изменений и проблемы управления развитием образования;
Определить и раскрыть состояние и основные проблемы системы образования Челябинской области

Содержание работы

Введение
Глава1 Теоретические аспекты организации и управления системой образования
1.1 Сущность и структура системы образования
1.2 Основные понятия и положения организации и управления системой образования
Глава2 Анализ деятельности управления системой образования Челябинской области
2.1 Общие положения деятельности министерства образования и науки Челябинской области
2.2 Анализ деятельности Министерства образования и науки Челябинской области на примере управления дошкольного образования
2.3 Основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению
Глава3 Особенности управления системой образования в Челябинской области
3.1 Состояние и основные проблемы развития системы образования в Челябинской области
3.2 Основные направления развития системы образования в Челябинской области
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 97.93 Кб (Скачать файл)

Современные особенности  управления системой образования на примере Челябинской области

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра

Факультет региональной экономики  менеджмента и маркетинга и управления

 

Выпускная квалификационная работа

на тему

Современные особенности  управления системой образования на примере Челябинской области

 

Челябинск 2007

Оглавление

 

Введение

Глава1 Теоретические  аспекты организации и управления системой образования

1.1 Сущность и структура  системы образования

1.2 Основные понятия и  положения организации и управления  системой образования

Глава2 Анализ деятельности управления системой образования Челябинской  области

2.1 Общие положения деятельности  министерства образования и науки  Челябинской области

2.2 Анализ деятельности  Министерства образования и науки  Челябинской области на примере  управления дошкольного образования

2.3 Основные проблемы дошкольного  образования и рекомендации по  их решению

Глава3 Особенности  управления системой образования в  Челябинской области

3.1 Состояние и основные  проблемы развития системы образования  в Челябинской области

3.2 Основные направления  развития системы образования  в Челябинской области

3.3 Предложения и рекомендации  по совершенствованию управления

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

 

Образование решает главную  государственную задачу: воспроизводство  человеческого капитала. Значит, оно  должно быть доступным, качественным и  конкурентноспособным. Именно образование  определяет состояние рынка труда  и уровень социально-экономического развития общества.

Новые социокультурные условия  России предполагают изменения во всех сферах жизни общества. Одна из первоочередных задач модернизации системы управления образованием, на мой взгляд - перераспределение  и уточнение полномочий между  центральными, региональными и местными органами управления. С одной стороны, расширение прав и повышение ответственности  региональных и местных органов  и самих образовательных учреждений с другой, усиление ответственности  федеральных органов власти за оптимальное  функционирования системы образования  в Российской Федерации. Ведущее  направление деятельности центральных  органов в новых условиях состоит  в выработке национальной доктрины и стратегии развития всей сферы, определение приоритетов на обеспечение  крупных социально-педагогических экспериментов и выращивании  практико-ориентированной психологопедагогической  науки, мониторинг общественного мнения и информирование его о процессах  развития образования.

Главное направление деятельности региональных и местных органов  управления - развитие региональных образовательных  систем на основе государственных требований, местных социально-экономических  условий, на-. циональных и культурноисторических  особенностей, необходимости различных  типов и видов образовательных  учреждений и услуг.

Особенностью современного образования является демократизация его получения, поиск, разработка и  внедрение новых методов, технологий и форм обучения. На основе современной  системы образования человек  должен раскрыть свой творческий потенциал, развить свои способности, воспитать  в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности  за собственное воспитание и развитие.

Качество, конкурентоспособность  профессионального образования  имеют определяющее значение для  успешного развития любой страны, в особенности России. Революционное  изменение технологий, опирающихся  на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, связанная с этим геополитическая  конкуренция ведущих стран мира, а такие ресурсы, становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику XXI века. Изменение  условий развития мирового сообщества оказало значительное влияние на развитие системы управления образованием.

Инициативы Президента Российской Федерации Путина В.В. в сфере  образования, объявленные 5 сентября 2005 года, восприняты педагогическим и  научным сообществом как новый  мощный импульс развития системы  образования, как конкретные шаги на ближайшую перспективу, на поддержку  учительства.

Деятельность по реализации национального проекта «Образование»  осуществляется в соответствии с  идеями основополагающих документов и  нормативными правовыми актами Российской Федерации:

- выступление Президента  Российской Федерации В.В. Путина  на заседании Совета по науке,  технологиям и образованию 25 октября  2005 г.;

- приоритетные направления  развития образовательной системы  Российской Федерации, одобренные 9 декабря 2004 года на заседании  Правительства Российской Федерации;

- Концепция Федеральной  целевой программы развития образования  на 2006–2010 годы, утвержденная распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 3 сентября 2005 года № 1320-р.

Анализ работы управления образованием Челябинской области  позволяет говорить о состоянии  готовности к реализации новых образовательных  и научных проектов.

Руководствуясь Сетевым  планом по реализации приоритетного  национального проекта «Образование», утвержденным приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 06.01.2006 г. № 1, в Челябинской области  организована деятельность по нескольким основным направлениям:

1) управление реализацией  национального проекта «Образование»;

2) нормативно – правовое  обеспечение реализации национального  проекта «Образование»;

3) финансовое обеспечение  реализации национального проекта  «Образование»;

4) реализация направления  «Стимулирование общеобразовательных  учреждений, активно внедряющих  инновационные образовательные  программы»;

5) реализация направления  «Поощрение лучших учителей»;

6) реализация направления  «Информатизация образования»;

7) реализация направления  «Поддержка одаренных детей, способной  и талантливой молодежи»;

8) реализация направления  «Дополнительное вознаграждение  за классное руководство»;

9) организационное сопровождение  реализации национального проекта  «Образование».

Программно-целевой подход к управлению предполагает осуществление  взаимосогласованных изменений  в управляемой и управляющих  подсистемах центрального, регионального, муниципального образования как  целого. Можно выделить такие основные характеристики регионального управления, как законосообразность, прогностичность, ориентированность системы на развитие образования, расширение сферы сервисных  услуг, целенаправленность, гибкость и  экономичность.

Составной частью демократизации управления, без которой не может  быть развития образовательной системы, является реорганизация системы  контроля и регулирования за качеством  и эффективностью образовательного процесса. Инспектирование должно быть направлено на изучение управленческой деятельности руководителей образовательных  учреждений и конечного результата - уровня здоровья, воспитанности, развития учащихся, овладения ими базовыми и дополнительными знаниями, умениями и навыками, готовыми к продолжению образования и труду, к жизни в семье и обществе, в новых социокультурных условиях.

Цель работы: показать, каким  образом происходит управление системой образования в Челябинской области.

Из этой цели вытекает ряд  задач:

Раскрыть основные понятия  и положения организации и  управления системой образования;

Выявить тенденции изменений  и проблемы управления развитием  образования;

Определить и раскрыть состояние и основные проблемы системы  образования Челябинской области

Выявить основные направления  развития системы образования в  Челябинской области

Объект исследования: Министерство образования и науки Челябинской  области;

Предмет исследования: управление системой образования в Челябинской  области;

 

Глава 1 Теоретические  аспекты организации и управления системой образования

 

1.1 Сущность и  структура системы образования

 

Образование представляет собой  социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов  можно выделить:

1. Учебно-воспитательные  учреждения, как разновидности социальных  организаций;

2.Социальные общности  образования - педагоги и учащиеся;

3.Учебный процесс - как  вид социо-культурной деятельности.

Система образования может  быть структурирована и по иным принципам, она включает в себя: непрофессиональное и профессиональное образование. Непрофессиональное образование охватывает - дошкольное воспитание и образование, общеобразовательные  школы, репетиторство. Профессиональное образование включает систему профессионально-технических  училищ, средних специальные учебные  заведений, высших учебных заведений, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование  по интересам – в учреждениях  дополнительного образования детей.

Выделим основные сферы образования:

Дошкольное образование

В основном оно связано  с подготовкой детей к школе  и осуществляется либо в индивидуальной форме приобщения ребенка к жизни  в социуме, либо с первичным образованием в системе дошкольных учреждений.

Дошкольное образование  является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное учреждение, как и школа, может рассматриваться  как социально-педагогическая система. Следовательно, оно отвечает определенным свойствам: целенаправленность, целостность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой. Являясь государственным или  государственно-общественным институтом, детский сад создается обществом  для выполнения конкретных целей  и поэтому выполняет его социальный заказ.

В последние годы система  дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и  сложные проблемы, требующие решения.

Общеобразовательная школа

Это центральное звено  всей системы образования, поскольку  является массовым. Структура общеобразовательной  школы характеризуется тремя  ступенями: начальная школа- первая ступень, основная школа- вторая ступень, средняя школа- третья ступень. В  современном образовании школа - основной, базисный социальный институт. Ее функция - обучение. В современных  условиях существует разнообразная  разветвленная сеть общеобразовательных  школ.

Организация школы закрепляет определенные взаимоотношения между  обучающим и учащимся и производно от них взаимоотношения с другими. Каждой школе свойственный некий  стандарт, стиль обучения. И довести  учащегося до определенной степени  дееготовности к осуществлению, реализации конкретных обязанностей, функций — вот основная цель каждой школы. Если учащийся — подмастерье  осваивал навыки, знания, способы и  методы решения той или иной задачи мастера, перенимал его опыт, то школа  обучала уже многих, давала обобщенные знания тех или иных отраслей наук, обобщенный социальный опыт. Школе  уже присуща «аудиторность» —  групповое обучение и дисциплинарность — разделение общего потока обучения на отдельные составные части. Универсальность, усвоение учащимися знаний и отличает школу от других форм обучения. Ей свойственны  и специфические педагогические технологии. Государство и его  социальные институты, властные структуры  заботятся о содержании школы, финансируя ее, материально и финансово поддерживая, определяя ее статус.

В современных условиях существует разнообразная разветвленная сеть общеобразовательных школ. Различные  формы обучения осуществляют и другие социальные институты: семья, культурно- просветительские учреждения, средства массовой информации, производственно-хозяйственные  и другие общественные объединения  и организации. В совокупности со школой они составляют систему образования, где школа выступает ее базисом. В опыте, культуре закрепляются целесообразные обучающие формы. Создание условий  для обеспечения доступности  качественного общего образования, адаптации, социализации и интеграции в общество детей с ограниченными  возможностями здоровья. Уроки наставления, практика освоения, закрепления знаний, богатство и разнообразие наук и  побуждает к их освоению, поддерживает уверенность учащегося в познании, приобретении навыков осмысления тех  или иных знаний.

Профессионально-техническое  образование

Осуществляет подготовку к определенным видам общественного  труда. Обеспечивает качество профессионального  образования на основе создания единой оценочной среды развития образовательных  услуг и потребностей рынка труда, конкурентоспособности и мобильности  выпускников. Профессионально-техническое  образование ориентировано на подготовку специалистов рабочих профессий.

Среднее специальное образование

Предназначено для подготовки специалистов среднего звена - мастеров, технологов, техников. Эта система  образования, с одной стороны, вбирает  в себя часть бывшего контингента  ПТУ, а с другой стороны - ориентируется  на то, что часть ее выпускников  будут получать высшее образование.

Высшее образование.

К требованиям, которые предъявляются  к специалисту с высшим образованием, относятся не только овладение системой знаний, но и умение применить эти  знания на практике.

Качество, конкурентоспособность  профессионального образования  имеют определяющее значение для  успешного развития любой страны, в особенности России. Революционное  изменение технологий, опирающихся  на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, связанная с этим геополитическая  конкуренция ведущих стран мира, а такие ресурсы, становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику XXI века.

В связи с этим уровень  интеллектуального потенциала страны, напрямую определяющийся качеством  и конкурентоспособностью образования, становится не только важнейшим фактором экономического и социального развития, но и ключевым условием экономической  и политической самостоятельности  страны, её выживания.

В целом можно утверждать, что в конце 80-х и в течение 90-х годов XX века произошло существенное снижение качества и конкурентоспособность  образовательного и исследовательского процессов в высшей школе и, как  следствие, снижение качества подготавливаемых специалистов - выпускников вузов. В  настоящее время это приводит к потере авторитета российской образовательной  системы, переизбытку на рынке труда  невостребованных дипломированных  специалистов, к острой потребности  бизнес-сообщества в современных  кадрах менеджеров и системных управленцах.

Информация о работе Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области