Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 14:12, дипломная работа
Цель работы: показать, каким образом происходит управление системой образования в Челябинской области.
Из этой цели вытекает ряд задач:
Раскрыть основные понятия и положения организации и управления системой образования;
Выявить тенденции изменений и проблемы управления развитием образования;
Определить и раскрыть состояние и основные проблемы системы образования Челябинской области
Введение
Глава1 Теоретические аспекты организации и управления системой образования
1.1 Сущность и структура системы образования
1.2 Основные понятия и положения организации и управления системой образования
Глава2 Анализ деятельности управления системой образования Челябинской области
2.1 Общие положения деятельности министерства образования и науки Челябинской области
2.2 Анализ деятельности Министерства образования и науки Челябинской области на примере управления дошкольного образования
2.3 Основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению
Глава3 Особенности управления системой образования в Челябинской области
3.1 Состояние и основные проблемы развития системы образования в Челябинской области
3.2 Основные направления развития системы образования в Челябинской области
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию управления
Заключение
Список литературы
- постановления Губернатора
Челябинской области и
- 59 распоряжений Губернатора
Челябинской области об
- распоряжения Губернатора
Челябинской области,
- постановления, распоряжения
Губернатора Челябинской
Министерство образования
и науки Челябинской области
разрабатывало и принимало
– в кадровом обеспечении системы образования
В 2005 году в учреждениях
общего, специального (коррекционного),
дошкольного, дополнительного образования
Челябинской области и
Фактическая обеспеченность
педагогическими кадрами
Наиболее дефицитными, особенно в сельской местности, остаются специальности учителей иностранного языка,
технологии, информатики, мастеров производственного обучения. В течение 2005 года из учреждений системы общего образования выбыло 3538 педагогов, из системы начального профессионального образования – 572 педагога, из них около 35% перешли из системы образования в иные отрасли. По данным опросов, основными причинами ухода педагогов из системы образования являются низкий уровень заработной платы и отсутствие системы стабильной социальной поддержки учительства (это отмечают более 70% респондентов).
Одним из направлений решения проблемы обеспеченности педагогическими кадрами является прибытие молодых специалистов. В 2005 году в образовательные учреждения области прибыло 769 молодых специалистов, что на 170 человек больше по сравнению с 2004 годом.
Одним из важных условий повышения
уровня профессионального мастерства
педагогических работников является аттестация
педагогических работников. Средний
областной показатель аттестованных
педагогов системы общего образования
в 2005 году составляет 82,4%, в системе
начального профессионального образования
– 66,3%. Из них показатель аттестованных
педагогов на высшую категорию составляет
59%, аттестованных инженерно-
Повышение квалификации работников образовательных учреждений профессионального образования осуществлялось на базе Челябинского института развития профессионального образования. Различные программы повышения квалификации прошли более 2,5 тысяч слушателей.
– в финансово-экономическом
обеспечении системы
В 2005 году обеспечено финансирование
системы образования в сумме 5,6
млрд. рублей бюджетных средств. Осуществлено
финансирование 130 подведомственных Министерству
образования и науки
Разработаны мероприятия
и осуществлены экономические расчеты
программы реализации национального
проекта «Образование» в
– 64,5 млн. рублей – за счет областного бюджета;
– 23,1 млн. рублей – за счет средств местных бюджета;
– 4,2 млн. рублей – за счет средств федерального бюджета;
– 144,8 млн. рублей – за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития.
По решению Правительства
Челябинской области из областного
бюджета выделено 106 млн. рублей для
оказания финансовой помощи муниципальным
образованиям для организации льготного
питания детей из семей, нуждающихся
в государственной поддержке. На
01.01.2006г. охват горячим питанием школьников
составляет: в 1-4 классах – 93%, в 5-9 классах
– 72%, в 10-11 классах – 35%. В 1070 (84%) общеобразовательных
учреждениях функционируют
– в развитии материально-технической базы системы образования
Приобретено 44 (Приложение 5)
автобуса для подвоза обучающихся
на сумму 223,0 тыс. рублей, выигран федеральный
конкурс на поставку спортоборудования
на 35,1 млн. рублей, поставку 35 компьютерных
классов для школ области. приобретено
и выдано учебников на 35,9 млн. рублей,
реализованы трехсторонние
– в информационном обеспечении образования
Работа органов управления образованием постоянно освещалась в средствах массовой информации. Издано 4 выпуска журнала «Образование и наука Южного Урала», 5 выпусков газеты «Вектор образования». Проведено 12 пресс-конференций Министра образования и науки по наиболее актуальным проблемам образования. В течение года постоянно действовал сайт Министерства образования и науки Челябинской области guon.ural-chel.
В 2000г. в соответствии с
Законом РФ "Об образовании" была
утверждена Федеральная программа
развития образования, которая является
организационной основой
В 2002г. Министерством образования
России была подготовлена и одобрена
Правительством РФ Концепция модернизации
российского образования на период
до 2010 года, согласно которой - целью
и основными задачами российской
образовательной системы
Модернизация образования
- это политическая и общенациональная
задача. Интересы общества и государства
в области образования не всегда
совпадают с отраслевыми
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
формирование в системе
образования нормативно-
повышение социального статуса и профессионализма работников образования;
повышение роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Концепция Федеральной целевой
программы развития образования
взаимосвязана с Основными
Инициативы Президента Российской Федерации Путина В.В. в сфере образования, объявленные 5 сентября 2005 года, восприняты педагогическим и научным сообществом как новый мощный импульс развития системы образования, как конкретные шаги на ближайшую перспективу, на поддержку учительства.
Проблемы.
В то же время у нас есть
и серьезные недостатки. В 2006 году
Министерство образования и науки
России впервые опубликовало рейтинг
субъектов РФ по показателям развития
образования Челябинская
Удельный вес педагогов с высшим профессиональным образованием среди работников детских садов – 33,1% (общероссийский – 33,4);
Более 1% учащихся школ не изучают иностранный язык, только 72% школ имеют спортзалы, 98% - библиотеку; на каждую тысячу учащихся в поликлиниках зарегистрировано 1139 заболеваний, значительно выше среднероссийского отсев учащихся из 5-9; 10-11 классов и на 1,5% выше осев из 1-3 классов (!!!), ниже среднероссийского на 10% охват учащихся горячим питанием, выше на 1,5% доля пенсионеров, работающих в школе (16%) и что самое непростительное – только 95% директоров школ имеет высшее образование (В 1978г. этот показатель был 98,7% !).
Особенностью современного
образования является демократизация
его получения, поиск, разработка и
внедрение новых методов, технологий
и форм обучения. На основе современной
системы образования человек
должен раскрыть свой творческий потенциал,
развить свои способности, воспитать
в себе потребность непрерывного
самосовершенствования и
Меняющаяся социальная и
политическая среда оказывает влияние
на все институты жизни и, прежде
всего на образование и культуру.
Сегодня на лицо противоречия между
сложившимися за долгие годы стереотипами
мышления и деятельности и новыми
условиями жизни общества. Меняются
целевые установки
На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются: социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств; неполнота нормативной правовой базы в области образования; систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.
Положение с изданием учебников по государственным стандартам становится критическим. Уменьшается количество предприятий промышленности, осуществляющих производство различных видов продукции для системы образования.
Актуальной проблемой
является устранение неодинаковой, вследствие
социально-экономических
Несмотря на ряд позитивных
изменений, произошедших в системе
образования Челябинской
- выравнивание стартовых
возможностей детей из разных
социальных групп и слоев
- отработка моделей профильного
обучения на старшей ступени
школы, в том числе за счет
интеграции общего и
- интеграция науки и образования,
- рациональное использование всех имеющихся ресурсов,
-поиск внутренних источников развития, в том числе ресурсов эффективного управления,
- соорганизации различных подсистем, управленцев,
- интеграция ресурсов
семьи, социальных партнеров,
потребителей образовательных
- ответственности
Исходя, из обозначенных актуальных
вопросов сформированы цели, задачи и
приоритетные направления развития
системы образования
3.2 Основные направления развития системы образования в Челябинской области
Целью управления системой образования
области является развитие и повышение
роли образования как ключевого,
определяющего фактора
Целью является создание условий для модернизации системы образования области на основе сформулированных задач:
- обеспечить условия для реализации прав граждан на образование всех уровней;
- создать условия и
механизмы для повышения
- сформировать необходимые
предпосылки, условия и