Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 14:12, дипломная работа
Цель работы: показать, каким образом происходит управление системой образования в Челябинской области.
Из этой цели вытекает ряд задач:
Раскрыть основные понятия и положения организации и управления системой образования;
Выявить тенденции изменений и проблемы управления развитием образования;
Определить и раскрыть состояние и основные проблемы системы образования Челябинской области
Введение
Глава1 Теоретические аспекты организации и управления системой образования
1.1 Сущность и структура системы образования
1.2 Основные понятия и положения организации и управления системой образования
Глава2 Анализ деятельности управления системой образования Челябинской области
2.1 Общие положения деятельности министерства образования и науки Челябинской области
2.2 Анализ деятельности Министерства образования и науки Челябинской области на примере управления дошкольного образования
2.3 Основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению
Глава3 Особенности управления системой образования в Челябинской области
3.1 Состояние и основные проблемы развития системы образования в Челябинской области
3.2 Основные направления развития системы образования в Челябинской области
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию управления
Заключение
Список литературы
7.обеспечение защиты прав
и свобод участников
8.изучение и распространение
опыта инновационной
9.обеспечение информацией
в пределах своей компетенции
органы местного
10.пропаганда дошкольного
образования в средствах
11.организация в пределах
своей компетенции обеспечения
дошкольных образовательных
12.работа с письмами
и обращениями граждан и
Управление в праве
разрабатывать и вносить
запрашивать и получать в
установленном порядке
разрабатывать и предлагать
к стандартизации и унификации на
уровне Челябинской области перечни
показателей и индикаторов
разрабатывать и инициировать
установление регионального компонента
государственных стандартов дошкольного
образования; привлекать к этой работе
специалистов по дошкольному образованию
органов местного самоуправления, руководителей
дошкольных учреждений, специалистов
вузов, средних специальных учебных
заведений, областного института дополнительного
и профессионального
принимать участие в разработке
регионального норматива
вносить предложения по установлению региональных льгот воспитанникам, их семьям, педагогическим и другим работникам дошкольных образовательных учреждений;
организовывать совещания, конференции, семинары и проч. для специалистов по дошкольному образованию, руководителей детских садов, других категорий педагогических кадров; привлекать к этой работе специалистов областного института дополнительного и профессионального образования педагогических работников, специалистов местных органов управления образованием, заведующих дошкольными образовательными учреждениями;
контролировать исполнение
федерального и регионального
Управление обязано:
осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством;
в установленные сроки выполнять поручения министра образования и науки Челябинской области, заместителя министра, курирующего дошкольное образование;
не разглашать сведения, касающиеся государственной и иной охраняемой законом тайны
Управление ответственно за:
своевременное и полное предоставление
информации о состоянии системы
дошкольного образования, о соответствии
деятельности системы федеральному
и региональному
качество подготовки аналитических
предложений, направленных на улучшение
функционирования и развитие региональной
системы дошкольного
принципиальность и
реализацию областных программ развития дошкольного образования в пределах установленной компетенции.
2.3 основные проблемы
дошкольного образования и
Приоритетный национальный
проект «Образование», его мощная поддержка
Губернатором Челябинской области
П.И.Суминым, большинством глав городских
округов и муниципальных
В политическом плане ПНПО
призвал расширить
Важнейшим направлением совместной деятельности МОиН, глав городов и районов, глав поселений является реализация системы мер по обеспечению конституционных гарантий бесплатности и общедоступности дошкольного образования.
По закону за дошкольное образование
полностью отвечают муниципальные
власти. Однако, осознавая непреходящую
ценность образования в становлении
личности ребенка в раннем возрасте,
4 года назад Правительство
Только в нашей области
Правительством установлена льгота
по оплате за детский сад для
Вместе с тем, за последние 4,5 года в области родилось на 41 тыс. детей больше. Сегодня число дошкольников от 0 до 7 лет составляет 241,5 тыс. человек, а предельная мощность детских садов области 140 тыс. мест. Даже увеличение по программе этого года числа мест на 5 тыс. проблему не решит. Многие муниципалитеты заняли выжидательную позицию: «дадите денег – будем строить детсады, а нет – так и нет». Ни о каких других формах (возврате детсадов, краткосрочных группах, частных детсадах, детсадах на дому и др.) и речи нет. Доказательством этого служит то, что в некоторых муниципальных районах охват детей дошкольным образованием был низок, а за 2005 год еще уменьшился: в Озерске на 11,6%, Уйском, Чесменском, Трехгорном, Каслях и Троицке на 5%; в Верхнеуральском районе, Магнитогорске, Усть-Катаве, Еманжелинске на 2,5%, в Аше, Чебаркуле на 1,5%. Причем, кроме Уйского района, Троицка, Трехгорного, Озерска и Магнитогорска, во всех остальных районах и самый низкий охват. Значительно ниже охват детей в Аше – 52,6% (сравните: в Варненском районе – 84,5%), Чебаркульском районе – 46% (в соседнем Уйском – 80%), в Карталах – 54%, в Кизильском районе – 56%, а в Нязепетровском – 78%! В Карабаше – 60%, Каслях – 64%, а в Снежинске – 97%, в Трехгорном – 96%, в Южноуральске – 89% и т.д.
Вывод один: в одних городах и этим вопросом серьезно, целенаправленно и планомерно занимаются; в других ищут серьезные оправдания и причины.
Нам необходимо в каждом сельском, поселковом и городском поселении проанализировать ситуацию с детскими садами; составить планы охвата детей к 2010 г. – 85%, как требует ФЦПРО и Правительство Челябинской области.
Необходимо до конца года
во всех поселениях просчитать и иметь
списки семей по льготированию родительской
платы на 20% (однодетные семьи –
их в области 55% – 80942 ребенка), на 50%
(двухдетные семьи (их в области 38% –
56194 ребенка) и на 70% (из семей имеющих
трех и более детей – 7% – 9296 детей).
Льготирование будет
Следующая проблема – выравнивание
стартовых возможностей детей при
поступлении их в школу. Охват
детей в возрасте 6 лет дошкольным
образованием составляет в области
– 85%, в том числе в городах
– 91%, и 64% - в сельской местности. Постановлением
Правительства Челябинской
Глава3 Особенности управления системой образования в Челябинской области
3.1Состояние и
основные проблемы системы
На 1 января 2006 года в Челябинской
области действуют 1503 детских сада
различной ведомственной
Учреждений дополнительного образования 211 в них занимающихся 230 тыс.детей. Наблюдается рост числа детей занимающихся в учреждениях (19 тыс.) по сравнению с 2004 годом.
Общеобразовательные учреждения
на начало 2005-2006 учебного года различной
ведомственной подчиненности
В начальном профессиональном образовании на 01.01.2006 года действует 96 учреждений, в них обучается 46,1 тыс.чел. Средних специальных учебных заведениях на 01.10.2005 года функционирует 71 учреждение, в них студентов 73,6 тысяч.
Высших учебных заведений действует на 01.10.2005 года 34, в них студентов 152,6 тысяч.
В 2005-2006 учебном году в
области при энергичной поддержке
Губернатора были созданы 50 межшкольных
методических центров, которые стали
основой, фундаментом реализации приоритетного
национального проекта «
Деятельность Министерства образования и науки направлена на реализацию приоритетов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие области. В результате реализации удалось:
– в дошкольном образовании
Завершена реализация «Программы
развития дошкольного образования
в Челябинской области на 2003-2005
гг.». За 2005 год расширилось число
мест в дошкольных образовательных
учреждениях за счет ввода новых
детских садов, открытия после ремонта
и реконструкции 10 детских садов,
организации работы групп и учреждений
на базе школ. Всего на 1 сентября 2005
г. в дошкольные учреждения области
было принято на 4,5 тыс. детей больше,
чем в 2004 году. Охват детей дошкольным
образованием составил: от 1 до 7 лет
– 75%, 5-6 лет – 84-85% (Приложение 12), В
детские сады привлечено 9300 детей (по
плану 8282 детей) из малообеспеченных и
неблагополучных семей. На развитие
дошкольного образования было выделено
40 млн. рублей, в том числе 1,5 млн.
рублей на приобретение образовательных
программ дошкольного образования
нового поколения. Разработан проект стандарта
дошкольного образования в
– в общем образовании
Охват обязательным общим
образованием составил 99,8%. Число не
обучающихся на 05.09.2005г. сократилось
с 1120 человек в 2004г. до 770 в 2005 году. Продолжено
развитие условий для обучения и
воспитания: для мотивированных детей
49 общеобразовательных учреждений
реализуют программы