Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 14:12, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: показать, каким образом происходит управление системой образования в Челябинской области.
Из этой цели вытекает ряд задач:
Раскрыть основные понятия и положения организации и управления системой образования;
Выявить тенденции изменений и проблемы управления развитием образования;
Определить и раскрыть состояние и основные проблемы системы образования Челябинской области

Содержание работы

Введение
Глава1 Теоретические аспекты организации и управления системой образования
1.1 Сущность и структура системы образования
1.2 Основные понятия и положения организации и управления системой образования
Глава2 Анализ деятельности управления системой образования Челябинской области
2.1 Общие положения деятельности министерства образования и науки Челябинской области
2.2 Анализ деятельности Министерства образования и науки Челябинской области на примере управления дошкольного образования
2.3 Основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению
Глава3 Особенности управления системой образования в Челябинской области
3.1 Состояние и основные проблемы развития системы образования в Челябинской области
3.2 Основные направления развития системы образования в Челябинской области
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 97.93 Кб (Скачать файл)

7.обеспечение защиты прав  и свобод участников образовательного  процесса в дошкольных образовательных  учреждениях, установленных нормативов;

8.изучение и распространение  опыта инновационной деятельности  специалистов по дошкольному  образованию, муниципальных органов  управления образованием, органов  местного самоуправления в части  развития областной системы дошкольного  образования;

9.обеспечение информацией  в пределах своей компетенции  органы местного самоуправления, дошкольные учреждения областной  системы дошкольного образования;

10.пропаганда дошкольного  образования в средствах массовой  информации на интернет-сайте  министерства образования и науки  Челябинской области;

11.организация в пределах  своей компетенции обеспечения  дошкольных образовательных учреждений  методической литературой, входящих  в перечень учебных изданий,  рекомендованных Министерством  образования и науки РФ;

12.работа с письмами  и обращениями граждан и должностных  лиц.

Управление в праве  разрабатывать и вносить предложения, направленные на развитие и совершенствование  системы дошкольного образования, по всей вертикали отраслевого управления; разрабатывать проекты законодательных  и нормативных актов, планов и  программ для рассмотрения законодательными и исполнительными органами управления области;

запрашивать и получать в  установленном порядке необходимую  информацию о состоянии системы  дошкольного образования в области, об организации деятельности и эффективности  управления муниципальными системами  дошкольного образования;

разрабатывать и предлагать к стандартизации и унификации на уровне Челябинской области перечни  показателей и индикаторов развития управляемой системы, сроки и  периодичность сбора, формы предоставления управленческой информации;

разрабатывать и инициировать установление регионального компонента государственных стандартов дошкольного  образования; привлекать к этой работе специалистов по дошкольному образованию  органов местного самоуправления, руководителей  дошкольных учреждений, специалистов вузов, средних специальных учебных  заведений, областного института дополнительного  и профессионального образования  педагогических работников;

принимать участие в разработке регионального норматива финансирования дошкольной образовательной системы, вносить предложения по его совершенствованию;

вносить предложения по установлению региональных льгот воспитанникам, их семьям, педагогическим и другим работникам дошкольных образовательных  учреждений;

организовывать совещания, конференции, семинары и проч. для  специалистов по дошкольному образованию, руководителей детских садов, других категорий педагогических кадров; привлекать к этой работе специалистов областного института дополнительного и  профессионального образования  педагогических работников, специалистов местных органов управления образованием, заведующих дошкольными образовательными учреждениями;

контролировать исполнение федерального и регионального законодательства, установленных норм, нормативов и  стандартов в сфере дошкольного  образования;

Управление обязано:

осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим  законодательством;

в установленные сроки  выполнять поручения министра образования  и науки Челябинской области, заместителя министра, курирующего  дошкольное образование;

не разглашать сведения, касающиеся государственной и иной охраняемой законом тайны

Управление ответственно за:

своевременное и полное предоставление информации о состоянии системы  дошкольного образования, о соответствии деятельности системы федеральному и региональному законодательству по запросу руководителей министерства образования и науки Челябинской  области, Правительства Челябинской  области, Законодательного собрания.

качество подготовки аналитических  предложений, направленных на улучшение  функционирования и развитие региональной системы дошкольного образования;

принципиальность и объективность  выводов, полученных в результате контрольно-инспекционной  деятельности;

реализацию областных  программ развития дошкольного образования  в пределах установленной компетенции.

 

2.3 основные проблемы  дошкольного образования и рекомендации  по их решению

 

Приоритетный национальный проект «Образование», его мощная поддержка  Губернатором Челябинской области  П.И.Суминым, большинством глав городских  округов и муниципальных районов  призваны дать новый импульс развития образовательных учреждений области, стать основой для творческой результативной работы педколлективов, сделать образование доступным  и качественным для всех слоев  населения. По выражению А.А.Фурсенко, Министра образования и науки  РФ «Главная идея нацпроекта – это  не раздача денег. Его задача –  снять системные психологические  барьеры в области образования  и промотивировать новации, принципиально  новые решения в этой сфере».

В политическом плане ПНПО призвал расширить государственную  и общественную поддержку сферы  образования, организовать всестороннее и полноправное партнерство государства, органов местного самоуправления, гражданского общества в инновационном развитии образования.

Важнейшим направлением совместной деятельности МОиН, глав городов и  районов, глав поселений является реализация системы мер по обеспечению конституционных  гарантий бесплатности и общедоступности  дошкольного образования.

По закону за дошкольное образование  полностью отвечают муниципальные  власти. Однако, осознавая непреходящую ценность образования в становлении  личности ребенка в раннем возрасте, 4 года назад Правительство Челябинской  области приняло первую программу  «Развитие дошкольного образования  на 2003-2005г.», на которую было выделено 496 млн. рублей. Вторая, аналогичная  программа, принята в 2005 г. на 5 лет  и стоимость ее уже в 3 раза больше – 1,5 млрд. рублей. Что удалось сделать? Охват детей дошкольным образованием в нашей области составляет – 75% против 59% общероссийского. Построено 3 новых детских сада. За 4 года возвращено в систему 26 детских садов и 11 открыто после капитального ремонта. Значительно улучшилась материальная база и питание детей. Многие сельские районы стали практиковать подвоз детей в детские сады школьным автобусом, открыли группы дошкольников в школах и даже на дому у воспитателей.

Только в нашей области  Правительством установлена льгота по оплате за детский сад для малообеспеченных семей, и в 2006 г. этой льготой воспользуются 13 тыс. семей (по программе выделено на эти цели 16,6 млн. рублей). Только в  нашей области Губернатором выделены 100 грантов лучшим детским садам  в рамках национального проекта  «Образование». В результате совместных действий число детей, посещающих дошкольные учреждения, возросло на 17 тыс. и составляет 146 тыс. в 1503 детских садах.

Вместе с тем, за последние 4,5 года в области родилось на 41 тыс. детей больше. Сегодня число дошкольников от 0 до 7 лет составляет 241,5 тыс. человек, а предельная мощность детских садов  области 140 тыс. мест. Даже увеличение по программе этого года числа мест на 5 тыс. проблему не решит. Многие муниципалитеты заняли выжидательную позицию: «дадите  денег – будем строить детсады, а нет – так и нет». Ни о  каких других формах (возврате детсадов, краткосрочных группах, частных  детсадах, детсадах на дому и др.) и  речи нет. Доказательством этого  служит то, что в некоторых муниципальных  районах охват детей дошкольным образованием был низок, а за 2005 год  еще уменьшился: в Озерске на 11,6%, Уйском, Чесменском, Трехгорном, Каслях и Троицке на 5%; в Верхнеуральском  районе, Магнитогорске, Усть-Катаве, Еманжелинске на 2,5%, в Аше, Чебаркуле на 1,5%. Причем, кроме Уйского района, Троицка, Трехгорного, Озерска и Магнитогорска, во всех остальных районах и самый  низкий охват. Значительно ниже охват  детей в Аше – 52,6% (сравните: в  Варненском районе – 84,5%), Чебаркульском  районе – 46% (в соседнем Уйском – 80%), в Карталах – 54%, в Кизильском районе – 56%, а в Нязепетровском – 78%! В  Карабаше – 60%, Каслях – 64%, а в Снежинске  – 97%, в Трехгорном – 96%, в Южноуральске – 89% и т.д.

Вывод один: в одних городах  и этим вопросом серьезно, целенаправленно  и планомерно занимаются; в других ищут серьезные оправдания и причины.

Нам необходимо в каждом сельском, поселковом и городском поселении  проанализировать ситуацию с детскими садами; составить планы охвата детей  к 2010 г. – 85%, как требует ФЦПРО  и Правительство Челябинской  области.

Необходимо до конца года во всех поселениях просчитать и иметь  списки семей по льготированию родительской платы на 20% (однодетные семьи –  их в области 55% – 80942 ребенка), на 50% (двухдетные семьи (их в области 38% – 56194 ребенка) и на 70% (из семей имеющих  трех и более детей – 7% – 9296 детей). Льготирование будет производиться  за счет федерального бюджета. По нашим  подсчетам это потребует – 400 млн. рублей. Нам необходимы для этого  федеральные, областные и муниципальные  нормативные акты. Требует также  решения вопрос льготирования дошкольного  образования тем семьям, которые  в связи с отсутствием мест в детсадах, не получают компенсации. Здесь нужны продуманные и  взвешенные решения.

Следующая проблема – выравнивание стартовых возможностей детей при  поступлении их в школу. Охват  детей в возрасте 6 лет дошкольным образованием составляет в области  – 85%, в том числе в городах  – 91%, и 64% - в сельской местности. Постановлением Правительства Челябинской области  рекомендован первоочередной прием  в детские сады детей, которым  до школы осталось 1-2 года. На сегодняшний  день детские сады не посещают 15% детей  шестилеток – 4876, в том числе 2339 детей, проживающих в городах и 2537 –  на селе. До сих пор в детских  садах, школах, семьях обсуждается вопрос о подготовке детей к школе. Говорится  о нецелесообразности подготовительных курсов для первоклассников, которые выливаются в научение читать и писать, о содержании программ в начальной школе. Серьезные вопросы преемственности детского сада и школы, вопросы выравнивания стартовых возможностей детей к обучению в школе мы намерены обсудить на Всероссийской конференции в Челябинске в конце ноября 2006 года. О том как будет решаться проблема будем информировать общество через СМИ и другие информационные источники.

Глава3 Особенности  управления системой образования в  Челябинской области

 

3.1Состояние и  основные проблемы системы образования  Челябинской области

 

На 1 января 2006 года в Челябинской  области действуют 1503 детских сада различной ведомственной подчинённости, в которых воспитываются 146,1 тыс. детей. Наблюдается рост детей посещающих дошкольные образовательные учреждения. За последние пять лет возросло детей  на 14,9 тысяч.

Учреждений дополнительного  образования 211 в них занимающихся 230 тыс.детей. Наблюдается рост числа  детей занимающихся в учреждениях (19 тыс.) по сравнению с 2004 годом.

Общеобразовательные учреждения на начало 2005-2006 учебного года различной  ведомственной подчиненности функционируют  в количестве 1262 в них 362,1 тыс. обучающихся, в том числе специальные коррекционные  учреждения -50 в них 17,7 тыс. обучающихся. Количество общеобразовательных учреждений сократилось на 68 (2000-2005г).

В начальном профессиональном образовании на 01.01.2006 года действует 96 учреждений, в них обучается 46,1 тыс.чел. Средних специальных учебных  заведениях на 01.10.2005 года функционирует 71 учреждение, в них студентов 73,6 тысяч.

Высших учебных заведений  действует на 01.10.2005 года 34, в них  студентов 152,6 тысяч.

В 2005-2006 учебном году в  области при энергичной поддержке  Губернатора были созданы 50 межшкольных  методических центров, которые стали  основой, фундаментом реализации приоритетного  национального проекта «Образование»  в части информатизации.

Деятельность Министерства образования и науки направлена на реализацию приоритетов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое  развитие области. В результате реализации удалось:

– в дошкольном образовании

Завершена реализация «Программы развития дошкольного образования  в Челябинской области на 2003-2005 гг.». За 2005 год расширилось число  мест в дошкольных образовательных  учреждениях за счет ввода новых  детских садов, открытия после ремонта  и реконструкции 10 детских садов, организации работы групп и учреждений на базе школ. Всего на 1 сентября 2005 г. в дошкольные учреждения области  было принято на 4,5 тыс. детей больше, чем в 2004 году. Охват детей дошкольным образованием составил: от 1 до 7 лет  – 75%, 5-6 лет – 84-85% (Приложение 12), В  детские сады привлечено 9300 детей (по плану 8282 детей) из малообеспеченных и  неблагополучных семей. На развитие дошкольного образования было выделено 40 млн. рублей, в том числе 1,5 млн. рублей на приобретение образовательных  программ дошкольного образования  нового поколения. Разработан проект стандарта  дошкольного образования в Челябинской  области. Законодательным собранием  Челябинской области утверждена областная целевая программа развития дошкольного образования на 2006-2010 года.

– в общем образовании

Охват обязательным общим  образованием составил 99,8%. Число не обучающихся на 05.09.2005г. сократилось  с 1120 человек в 2004г. до 770 в 2005 году. Продолжено развитие условий для обучения и  воспитания: для мотивированных детей 49 общеобразовательных учреждений реализуют программы повышенного  уровня образования; для детей, имеющих  хронические заболевания, дальнейшее развитие получили 186 школ здоровья; 99 школ работают по программам с этнокультурным компонентом, на системной основе взаимодействуют  школы Челябинской области и  республик Башкортостан и Татарстан. Возросла эффективность деятельности областных школ (школа-лицей, школа  с первоначальной летной подготовкой), организовано дистанционное обучение для 1112 обучающихся, более 80% образовательных  учреждений работают на основе интеграции основного и дополнительного  образования.

Информация о работе Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области