Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 14:12, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: показать, каким образом происходит управление системой образования в Челябинской области.
Из этой цели вытекает ряд задач:
Раскрыть основные понятия и положения организации и управления системой образования;
Выявить тенденции изменений и проблемы управления развитием образования;
Определить и раскрыть состояние и основные проблемы системы образования Челябинской области

Содержание работы

Введение
Глава1 Теоретические аспекты организации и управления системой образования
1.1 Сущность и структура системы образования
1.2 Основные понятия и положения организации и управления системой образования
Глава2 Анализ деятельности управления системой образования Челябинской области
2.1 Общие положения деятельности министерства образования и науки Челябинской области
2.2 Анализ деятельности Министерства образования и науки Челябинской области на примере управления дошкольного образования
2.3 Основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению
Глава3 Особенности управления системой образования в Челябинской области
3.1 Состояние и основные проблемы развития системы образования в Челябинской области
3.2 Основные направления развития системы образования в Челябинской области
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 97.93 Кб (Скачать файл)

- обеспечить переход образовательных  учреждений на нормативное финансирование  из расчета на 1 ученика и отраслевую  систему оплаты труда;

- обеспечить общественное  участие в управлении образованием;

- обеспечить эффективное  использование кадрового потенциала, в том числе подготовку и  переподготовку работников образования  (педагогических кадров) – инициаторов  и лидеров изменений в школе,  координаторов и методистов информационных  технологий всех уровней, овладение  компьютерными компетенциями широкого  спектра;

- правовое обеспечение  функционирования и развития  областной образовательной системы;

- обеспечение доступности  дошкольного образования для  всех слоев населения, повышение  охвата детей дошкольным образованием;

- обеспечение необходимых  условий для возрастания качества  воспитания и дополнительного  образования детей в системе  образования области;

- обеспечение доступности  профессионального образования  и профессиональной подготовки  за счет использования различных  форм обучения, в том числе  и дистанционных.

Необходимо дать характеристику основным направлениям развития системы  образования Челябинской области  по базовым блокам системы

Дошкольное образование

К 2010 году в системе дошкольного  образования должны гореть две цифры 85% и 100%.

85% детей во всех городских  округах и муниципальных районах  должны посещать детские сады. 100% детей шестилетнего возраста  последний год перед школой  должны посещать детские сады. Мы должны выровнять стартовые  возможности детей перед поступлением  их в первый класс.

Уже сегодня первую задачу (85%) решили в Снежинске (там в детские  сады ходят 97% детей), в Трехгорном, Южноуральске, близки к этой цели - Варненский район, Верхний Уфалей, Сатка, Кыштым, Златоуст, Копейск.

Но очень много стоит  потрудиться главам городов и  районов, чьи показатели на сегодня  менее 60% - Чебаркульский, Ашинский, Аргаяшский, Карталинский, Каслинский районы, чьи  показатели ниже 70%.

Подробно этот вопрос рассмотрен на общем аппаратном совещании у  Губернатора Челябинской области  Сумина П.И. – 10 августа т.г. В настоящее  время в 1504 детских садах воспитывается 146,1 тыс. детей. Очередность на 10 августа  составляет 24 тыс. детей. 5 тыс. мест будет  введено в этом году. За 5 лет дополнительно  необходимо ввести 25-30 тыс. мест. Активно  к этой проблеме подключились главы  г.Челябинска, Магнитогорска, Троицка, Аши, Снежинска, Агаповского, Сосновского, Кизильского районов.

В то же время нам хотелось бы обратить особое внимание глав Аргаяшского, Ашинского, Брединского, Верхнеуральского, Еткульского, Каслинского, Кусинского, Октябрьского, Троицкого районов, городов Миасса и Златоуста на то, что плановые задания в этих территориях, которые они сами себе установили за I полугодие не выполнены. Необходимо срочно активизировать работу по их исполнению.

На совещании 10 августа  было решено, что для решения проблемы ликвидации очередности в детские  сады на уровне муниципалитетов необходимо:

- проанализировать и дополнить  муниципальные программы «Дошкольное  образование до 2010 года»;

- рассмотреть вопрос о  возврате зданий детских садов  по назначению (298 бывших детских  садов заняты другими муниципальными  учреждениями);

- решить вопрос о строительстве  новых детских садов;

- создавать группы кратковременного  пребывания детей;

- развивать и содействовать  созданию в крупных городах  частных детских садов.

В соответствии с новой  демографической политикой, предложенной Президентом Путиным В.В. по установлению льгот по родительской плате за детские  сады в размере 20% (за ребенка в  однодетной семье), 50% (за ребенка в  двухдетной семье) и 70% (в семьях имеющих 3-х и более детей) Министерством  сделаны расчеты (требуется порядка 400 млн. рублей в год) и направлены в федеральное Министерство.

Общее среднее образования

1. 100% средних школ уже  к 01.01.2007г. должны иметь выход  в сеть Интернет, АРМ учителя,  АРМ библиотекаря и не менее  50 цифровых образовательных ресурсов. Для решения этой задачи выделены  финансы и она будет решена. Коркино, Снежинск, Трехгорный уже  выполнили эту задачу. Наиболее  активно подключали к сети  Интернет школы в Магнитогорске  (97%), Челябинске, Троицке, Коркино,  Пласте, Уйском, Красноармейском районах.

2. До 90% должно возрасти  число педагогов, освоивших информационно-коммуникационные  технологии. (На 01.07.2006г. – 35%). По  сути это результат работы  районных ММЦ.

Выше среднеобластного этот показатель в Чебаркуле, Усть-Катаве, Верхнеуральске, Кыштыме, Озерске, Увельском, Уйском, Еманжелинском, Еткульском, Коркинском, Саткинском районах. Не выполнили план подготовки учителей в Нязепетровске, Пласте, Южжноуральске, Аше, Троицком, Кунашакском районах и Тракторозаводском  районе г.Челябинска. Прошу глав названных  территорий задать себе и ответить на вопрос: а зачем мы создавали  ММЦ?

3. Доля учащихся, охваченных  обучением с использованием информационных  технологий должна к 2010 году  возрасти до 90%.

4. Удельный вес учащихся 9-10 классов, обучающихся по программам  профильного обучения должны  возрасти к 2010 году до 25%. Вчера  с главами поселений нашей  области в с.Кундравы Чебаркульского  района и состоявшийся там  разговор, нацеливает нас на создание  на селе, в поселках и малых  городах спорных и базовых  школ, информационных центров для  апробации сетевого взаимодействия  для введения профильного обучения  старшеклассников.

5. Доля учащихся, поступающих  в вуз по результатам ЕГЭ  к 2010г. должна возрасти до 90%, с 2009г. ЕГЭ будет обязательным  в Российском образовании.

Ставится также задача довести удельный вес численности  молодежи из малообеспеченных семей  и сельской молодежи, поступившей  в вузы на 5% больше, чем в 2005 году. В связи с введением нового эксперимента по предоставлению образовательного кредита предстоит большая подготовительная работа в наших вузах и хотелось, чтобы этот вопрос был рассмотрен сегодня на Совете ректоров. Нам  необходимо сформулировать свое отношение  к этому эксперименту, а также  пакет документов к предстоящему визиту Министра образования и науки  России А.А.Фурсенко в Челябинск  в конце сентября 2006 года.

Высшее образование

Демографический кризис, который  переживала школа, добрался и до высшего  профессионального образования. Второй год вузы и их филиалы предлагают мест на I курс больше, чем число выпускников  школ. До 2010 года этот кризис еще более  обострится из-за отсутствия учеников.

В то же время перед высшей школой становятся непростые задачи. В 2006 году ни один вуз Челябинской  области, как и всего Уральского федерального округа не выиграл гран Президента, как лучший вуз России. К предстоящему осенью этого года новому конкурсу надо серьезно готовиться и представить основательные, официальные  программы развития.

Правительство области, Министерство образования и науки обеспечат  материальную поддержку молодых  специалистов, будет и впредь стимулировать  результативный труд учителей.

Одна из ведущих тенденций  развития образования в современном  мире – повышение обязательного  порога среднего образования.

Введение в будущем  по инициативе Президента РФ обязательного  бесплатного общего среднего (полного) образования – стержень современного этапа инновационного развития образования.

На фоне демографического спада введение всеобщего среднего образования не потребует существенных бюджетных затрат, ведение предполагает развитие различных форм и видов  его получения: очная, вечерняя, заочная, обучение на дому, дистанционная подготовка, экстернат, профильная и профессиональная подготовка в рамках школ в УНПО и ССУЗах.

В рамках национального приоритетного  проекта «Образование» школы  области получат огромное количество техники: 65 автобусов; около 400 компьютерных классов (за предыдущие 6 лет было получено 900 классов!); 800 АРМов учителя и  библиотекаря, 100 новых учебных классов  химии, физики, биологии, географии, технологическое  оборудование. Главное для нас  обеспечить сохранность оборудования и его использование в учебном  процессе.

Жизнь ставит перед нами каждый год новые, более сложные задачи. В течение последних 10 лет в  Челябинской области не закрывались, а только строились новые школы. Экономика образования потребовала  от нас введение нормативного финансирования. А это значит, что начал работать принцип «деньги следуют за учеником». А это значит, что необходимо по-новому посмотреть на конечный результат работы школы: качество знаний учащихся. Результаты ЕГЭ показывают, что самые слабые знания показывают учащиеся сельских малочисленных классов (от 2 до 10 выпускников). Учителя основных школ жалуются, что  самые низкие результаты у детей, пришедших из начальной малокомплектной школы. Обеспечить все школы в равной мере современным компьютерным оборудованием мы не сможем, значит настоятельно возникла необходимость оптимизации и реструктуризации школ, создания и максимального оснащения базовых опорных школ, информационных центров, наподобие ММЦ.

Примеры оптимизации школ имеются. Так, несколько лет назад  в Кизильском районе все начальные  школы стали филиалами средних. В Каслинском районе год назад  создали несколько базовых школ, опыт показал, что это правильное решение. В Уйском районе из 20 школ только одна основная, все остальные средние. Серьезно занялись оптимизацией сети школ в Увельском районе. В Кизильском, Каслинском, Агаповском, Уйском районах  при переходе на нормативное финансирование за 7 месяцев даже образовалась небольшая  экономия ФОТа, а многие районы и  главы продолжают писать письма и  доказывать, что средств не хватает. Никто не хочет вникать, что управленческий и хозяйственный аппарат в  некоторых и городских, и сельских школах составляет от 28 до 46%. А как  же мы сможем повысить зарплату главному действующему лицу в учебном процессе – учителю?

Предметом общей заботы органов  управления образованием и глав поселений  в 2006-2007 учебном году становится:

- создание системы учета  детей дошкольного и школьного  возраста;

- выявление основных причин, по которым дети не посещают  детский сад или школу, проведение  на этой основе системы меры  по обеспечению обязательного  среднего образования;

- оказание целевой помощи  детям группы риска, больным  детям;

- проведение инвентаризации  школ;

- усиление воспитательной  роли школы;

- поддержка учителей;

- развитие попечительских  советов образовательных учреждений.

В настоящее время наше Министерство работает над разработкой  новой отраслевой системой оплаты труда  учителей, а также над нормативным  подушевым финансированием дошкольного, дополнительного, начального и среднего профессионального образования  с тем, чтобы в 2007 году это уже  внедрить в областной образовательной  системе.

 

3.3 Предложения  и рекомендации по совершенствованию  управления

 

Мы предлагаем обратиться в Правительство России с тем, чтобы новый конкурс среди  вузов проходил по квотам, выделенным федеральным округам, так как  есть опасность, что вновь 80% вузов-победителей  будут московскими.

Ректорам вузов необходимо также пересмотреть свою работу, так  как критериями оценки вуза становятся: доля иностранных студентов, обучающихся  в вузе (не менее 10-12% от контингента);

15% вузов области должны  выдавать европейское приложение  к диплому. 20% выпускников должны  освоить образовательные программы  с использованием дистанционных  методов обучения. 25% вузов должны  вести образовательный процесс  по программам, утвержденным работодателями.

Думается, каждое из этих направлений  заслуживает не только пристального изучения и рассмотрения на Совете ректоров, но и абсолютно новых  подходов к их решению. В октябре-ноябре 2006 года должен состояться отчет старого  и выборы нового Президиума Совета ректоров Челябинской области. На наш  взгляд, Совет ректоров должен активизировать свою работу и играть значительно  большую роль в перспективном  планировании и развитии областной  образовательной системы.

Начальное и среднее профессиональное образование

Численность учащихся в учреждениях  начального профессионального образования  на 10 тыс. жителей составляет в Челябинской  области 151 против 112 общероссийских, студентов  техникумов 235 против 181 общероссийского  показателя, а студентов вузов 430 против 480 общероссийских. Охват молодежи программами высшего профессионального  образования (17-25 лет) составляет 27,3 против 31,2% в России.

2007 год объявлен Губернатором  годом Профессионального образования.  Предстоит доработать и утвердить  на Правительстве и в Законодательном  собрании программу «Подготовка  современных рабочих и техников».  Многие работодатели не удовлетворены  сегодня качеством подготовки  учащихся начального и среднего  профессионального образования,  их незнанием и не готовностью  работать на современном оборудовании. (Строительные организации, ОАО  «ММК», автотранспортники, центр  «Автолада», объединение работников  коммунального хозяйства, фирма  «Кнауф»).

Нам необходимо при доработке  программы решить вопросы не только создания ресурсных центров на базе профессиональных училищ, но и совместно  с работодателями разработать и  внедрить новые стандарты профессионального  образования, перечень новых профессий  на региональном рынке труда, создание системы двухуровневой подготовки учащихся путем оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального  образования.

Информация о работе Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области