Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 14:12, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: показать, каким образом происходит управление системой образования в Челябинской области.
Из этой цели вытекает ряд задач:
Раскрыть основные понятия и положения организации и управления системой образования;
Выявить тенденции изменений и проблемы управления развитием образования;
Определить и раскрыть состояние и основные проблемы системы образования Челябинской области

Содержание работы

Введение
Глава1 Теоретические аспекты организации и управления системой образования
1.1 Сущность и структура системы образования
1.2 Основные понятия и положения организации и управления системой образования
Глава2 Анализ деятельности управления системой образования Челябинской области
2.1 Общие положения деятельности министерства образования и науки Челябинской области
2.2 Анализ деятельности Министерства образования и науки Челябинской области на примере управления дошкольного образования
2.3 Основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению
Глава3 Особенности управления системой образования в Челябинской области
3.1 Состояние и основные проблемы развития системы образования в Челябинской области
3.2 Основные направления развития системы образования в Челябинской области
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 97.93 Кб (Скачать файл)

Поэтому удовлетворение текущих  и будущих потребностей бизнеса  в качественных специалистах, выполнение его профессиональных требований к  выпускникам вузов с учетом реальных запросов отечественного рынка труда  является ключевой задачей российского  профессионального образования.

Таким образом, от конструктивного  партнерства вузов и работодателей, последние из которых выступают  главными заказчиками и потребителями  образовательных услуг высшей школы, во многом будет зависеть качество и конкурентоспособность российского  образования, эффективность его  модернизации.

Важнейшими задачами, стоящимися сегодня перед профессиональным образованием, являются: существенная модернизация его содержания и структуры, сбалансированное развитие всех его  уровней, в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, бизнеса, сферы услуг, культуры, армии, государственной  службы и др.

Формирование в стране системы непрерывного профессионального  образования, развивающегося на базе интеграции с наукой. Вовлечение работодателей  в процесс образования на всех его стадиях: от выработки квалифицированных  требований к уровню подготовки - до совершенствования образовательных  технологий и итоговой аттестации специалиста, развитие интеграции программ профессионального  образования разного уровня, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования - ключевая задача образовательного и  бизнес-сообщества.

Если рассматривать социальные общности образования, то социальная структура  института образования включает 3 позиции - администрация, педагоги и  учащиеся. Высшая позиция - руководитель от министра до директора школы; центральное  место- преподаватель - он должен быть специалистом в определенной области  знаний, учащийся - должен аккуратно  посещать занятия, выполнять задания  педагогов, усваивать и запоминать информацию, овладевать навыками ее практического  использования и т.п. Отношения  преподавателя и учащегося характеризуются  неравенством. Доминирующий статус преподавателя  обусловлен тем, что он управляет  учебным процессом, и это зачастую порождает авторитарный стиль общения. Крайне суженное общение в системе  педагог-учащийся постепенно углубляется  во всех сферах жизни, особенно широко в стенах вуза. Педагоги вузов, как  правило, не проявляют интереса к  тому, как используют студенты свой досуг, как они ведут себя в  быту. В условиях развертывания демократизации общественной жизни возникает необходимость  новых взаимоотношений между  педагогами и учащимися, которые  должны быть основаны на взаимном уважении, взаимопонимании и доверии, свободных  от крайностей в виде чрезвычайной строгости или панибратства, сохраняющих  определенные грани между ними.

Социальная система образования  предполагает удовлетворение технологических, экономических, политических, экологических  и других потребностей общества. Именно разнообразные социальные системы  учения и составляют образование. Естественно, основное содержание образования - учение. Ведь в процессе учения, усвоения человек  овладевает социальными знаниями предметов  и способами действия с ними, нравственными  нормами поведения и формами  общения с другими людьми.

 

1.2Основные понятия  и положения организации и  управления системой образования

 

При формировании и развитии целостной системы управления образованием, функциональный состав управления педагогическими  системами должен носить интегративный, междисциплинарный и межнаучный характер. Принятие во внимание этого  положения поможет решить проблему преодоления формализма во взаимодействии управляемой и управляющих систем, вывести их отношения на новый  качественный уровень с учетом требований времени в реализации идеи самоуправления и соуправления.

Как справедливо отмечают О.Я. Ермолаева и П.Н. Лебедев, главную  особенность государственного управления как деятельности следует усматривать  в том, что субъект непосредственно  имеет дело не с живым трудом во всем разнообразии его человеческого  и материально-вещественных факторов, а с их документальным отражением и с организационными формами  этого труда.

В отличие от управления педагогическими  коллективами, где субъект управления находится и действует в непосредственной близости от объекта и где устанавливаются  межличностные отношения среди  управляющих и управляемых, на уровне субъекта Федерации складывается иная ситуация. Своеобразие этой ситуации в том, что здесь нет непосредственного взаимодействия субъекта и объекта управления в рамках единого коллектива и что персонал этих инстанций в основном решает организационные вопросы. Именно с этим связаны критерии и показатели успешности их повседневного труда.

Принимая во внимание, что  организационные формы составляют основное содержание управленческого  труда и что эти формы в  своем развитии приобретают относительную  самостоятельность, нельзя не заметить, что в самом характере и  содержании управленческого труда  таится опасность формализма. По всей видимости, его естественное преодоление  следует связывать с весьма высоким  уровнем социального прогресса  и свойственным ему высоким уровнем  культуры управления, базирующимся на развитии общей теории управления и  формировании результативного мышления всех участников целостного процесса управления образованием.

Совершенно справедливо  отмечает чехословацкий ученый И. Кхол, что осуществление даже самых  простых актов управленческой деятельности происходит не в виде простого взаимодействия руководителя и подчиненных, а обусловлено  влиянием других управленческих процессов, деятельностью разных организаций, органов и иных управленческих и  неуправленческих систем. Рамки и  условия управленческой работы в  принципе не могут быть четко определены, поскольку управленческая деятельность является слишком открытой системой. Входы и выходы из этой системы  неисчерпаемо разнообразны.

При управлении принципиально  важное значение имеют два положения. Первое состоит в том, что без  предварительного решения общих  вопросов нельзя браться за решение  частных. Второе - то, что в управлении разными и разнородными предприятиями, учреждениями, ведомствами и т.д. есть много сходного.

Аксиоматику и логику науки  о процессах управления в педагогических системах разного уровня составляют исходные понятия и принципы педагогической теории управления школьным образованием.

Понятие управление - является исходным основанием педагогической теории управления, а также науки о  процессах управления в педагогических системах.

Управление - целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное  функционирование и развитие управляемой  системы (субъекта), перевод ее на новый, качественно более высокий уровень  по фактическому достижению цели с  помощью необходимых оптимальных  педагогических условий, способов, средств  и воздействий.

Процесс управления педагогическими  системами логически выводится  из понятия управления и выражает динамику осуществления управления, так как превращается в действия и операции, которые изменяются и  развиваются.

В собственно процесс управления педагогическими системами входят действия и операции по определению  целей деятельности, поиску необходимых  и оптимальных способов, воздействий  и средств достижения целей.

Разделение целостного процесса управления на подпроцессы, подпроцессы  на функции, а функции на стадии и  операции - определяет дифференциацию труда и распределение управленческих полномочий в большем или меньшем  объеме, но в целом цикле между  различными структурами управления.

Управление в различных  педагогических системах включает, следующие, сменяющие друг друга этапы: целеопределение, педагогический анализ, прогнозирование, планирование (принятия решений), организация  исполнения, контроль и оценка, регулирование  и коррекция. Среди выделенных функций  управления системообразующим фактором является его цель. Под влиянием целей формируется информационная основа процесса управления каждой педагогической подсистемой. Цель служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные  формы, способы, средства, воздействия  исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и оценки фактических результатов, позволяет  регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.

Прогнозирование по своему назначению многофункционально. Оно связано  со всеми остальными подпроцессами  и функциями управления и может  быть отнесено к целеопределению, планированию (принятию решений), организации исполнения, контролю и оценке на основе диагностики, регулированию.

Все перечисленные функции  могут выступать сами в качестве объектов прогнозирования. С позиций  такого подхода прогнозирование  служит прогностической основой  для всех подпроцессов, составляющих их функций и стадий. Так, с переходом  от низшего к высшим уровням управления возрастает дальность и обратимость  процессов прогноза, что позволяет  им развиваться в направлении  от начального момента деятельности к конечному, от настоящего к будущему, и наоборот.

Наши представления о  составе и последовательности звеньев, из которых слагается процесс  управления для всех целеустремленных, самоуправляемых систем, сводятся к  тому, что функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны  и последовательно, поэтапно сменяют  друг друга, образуя единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению  всего процесса управления и снижению его конечных результатов (см. схему  № 1).

Схема №1

Взаимосвязь и взаимодействие функций управления как видов  целенаправленной деятельности

 

Среди выделенных функций  управления как видов деятельности системообразующим фактором этого  состава будет цель. Под влиянием мотивов и целей формируется  информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка  служит исходным основанием для прогнозирования  и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства, воздействия для исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и оценки на диагностической  основе фактических результатов, позволяет  регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.

Объект и субъект управления. Объектами управления являются различные  педагогические системы, подсистемы, необходимость, потребность и возможность управления которыми появляется у субъектов  управления. Субъект управления имеет  свойства и способы, необходимые  для осознанного определения  целей, для моделирования, конструирования  и выбора специфических педагогических условий, совокупности способов, средств, воздействий для установления факта  достижения целей и для реализации собственно процесса управления педагогической системой.

Проектирование структур управления (управляющих и управляемых) в целостных педагогических системах должно исходить из следующих основных положений, вытекающих из основополагающих исходных понятий и принципов  теории управления образованием:

1) Модернизацию структур  управления целостной педагогической  системы необходимо осуществлять  с учетом стоящих перед системой  и подсистемой целей. Цели первичны, структуры управления вторичны  и должны быть направлены на  создание педагогических условий  к эффективному достижению конечных  целей.

2) Проектирование структур  управления педагогическими системами  (управляющих и управляемых) необходимо  проводить с учетом развития  процесса управления и технологии  управления, а также развития  практики педагогической технологии.

3) Структура основных звеньев  управляющей и управляемой педагогических  подсистем (орган образования  и образовательное учреждение) в  значительной степени определяются  распределением основных прав  и полномочий, а также разделением  общего процесса управления на  подпроцессы, функции, подфункции  и стадии управления.

4) Непрерывность в целостной  системе управления образованием  предполагает четкое определение  прав, полномочий, ответственности  и обязательное их исполнение. Не осуществление этого условия  приводит к несбалансированности  исполнения управленческих решений  и неуправленческих в той или  иной подсистеме.

5) Обновление целостной  системы управления образованием  необходимо осуществлять в направлении  структурно-функциональных изменений.  Каждое подразделение управляющей  и управляемой подсистем, его  аппарат должен быть наделен  правами, обязанностями и ответственностью (моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение функций.

6) В составе системы  управления должен быть орган  с правом общественно-государственной  экспертизы на основе государственно-общественных  нормативов, а также правом законодательной  инициативы представления и принятия  стратегических управленческих  решений. Это положение будет  способствовать развитию государственного  и общественного управления.

7) Для повышения эффективности  всех звеньев управляющей и  управляемой подсистем (органы  образования и ОУ) необходимо  постоянно осуществлять функциональное  регулирование по всем функциям  управления. Это условие позволит  развивать в субъектах управления  саморегулирование и переводить  субъекты, а также объекты управления  в новое качественное состояние.

Информация о работе Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области