Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 14:12, дипломная работа
Цель работы: показать, каким образом происходит управление системой образования в Челябинской области.
Из этой цели вытекает ряд задач:
Раскрыть основные понятия и положения организации и управления системой образования;
Выявить тенденции изменений и проблемы управления развитием образования;
Определить и раскрыть состояние и основные проблемы системы образования Челябинской области
Введение
Глава1 Теоретические аспекты организации и управления системой образования
1.1 Сущность и структура системы образования
1.2 Основные понятия и положения организации и управления системой образования
Глава2 Анализ деятельности управления системой образования Челябинской области
2.1 Общие положения деятельности министерства образования и науки Челябинской области
2.2 Анализ деятельности Министерства образования и науки Челябинской области на примере управления дошкольного образования
2.3 Основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению
Глава3 Особенности управления системой образования в Челябинской области
3.1 Состояние и основные проблемы развития системы образования в Челябинской области
3.2 Основные направления развития системы образования в Челябинской области
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию управления
Заключение
Список литературы
Поэтому удовлетворение текущих и будущих потребностей бизнеса в качественных специалистах, выполнение его профессиональных требований к выпускникам вузов с учетом реальных запросов отечественного рынка труда является ключевой задачей российского профессионального образования.
Таким образом, от конструктивного
партнерства вузов и
Важнейшими задачами, стоящимися сегодня перед профессиональным образованием, являются: существенная модернизация его содержания и структуры, сбалансированное развитие всех его уровней, в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, бизнеса, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.
Формирование в стране
системы непрерывного профессионального
образования, развивающегося на базе интеграции
с наукой. Вовлечение работодателей
в процесс образования на всех
его стадиях: от выработки квалифицированных
требований к уровню подготовки - до
совершенствования
Если рассматривать социальные
общности образования, то социальная структура
института образования включает
3 позиции - администрация, педагоги и
учащиеся. Высшая позиция - руководитель
от министра до директора школы; центральное
место- преподаватель - он должен быть
специалистом в определенной области
знаний, учащийся - должен аккуратно
посещать занятия, выполнять задания
педагогов, усваивать и запоминать
информацию, овладевать навыками ее практического
использования и т.п. Отношения
преподавателя и учащегося
Социальная система
1.2Основные понятия
и положения организации и
управления системой
При формировании и развитии
целостной системы управления образованием,
функциональный состав управления педагогическими
системами должен носить интегративный,
междисциплинарный и межнаучный
характер. Принятие во внимание этого
положения поможет решить проблему
преодоления формализма во взаимодействии
управляемой и управляющих
Как справедливо отмечают О.Я. Ермолаева и П.Н. Лебедев, главную особенность государственного управления как деятельности следует усматривать в том, что субъект непосредственно имеет дело не с живым трудом во всем разнообразии его человеческого и материально-вещественных факторов, а с их документальным отражением и с организационными формами этого труда.
В отличие от управления педагогическими
коллективами, где субъект управления
находится и действует в
Принимая во внимание, что
организационные формы
Совершенно справедливо отмечает чехословацкий ученый И. Кхол, что осуществление даже самых простых актов управленческой деятельности происходит не в виде простого взаимодействия руководителя и подчиненных, а обусловлено влиянием других управленческих процессов, деятельностью разных организаций, органов и иных управленческих и неуправленческих систем. Рамки и условия управленческой работы в принципе не могут быть четко определены, поскольку управленческая деятельность является слишком открытой системой. Входы и выходы из этой системы неисчерпаемо разнообразны.
При управлении принципиально важное значение имеют два положения. Первое состоит в том, что без предварительного решения общих вопросов нельзя браться за решение частных. Второе - то, что в управлении разными и разнородными предприятиями, учреждениями, ведомствами и т.д. есть много сходного.
Аксиоматику и логику науки о процессах управления в педагогических системах разного уровня составляют исходные понятия и принципы педагогической теории управления школьным образованием.
Понятие управление - является исходным основанием педагогической теории управления, а также науки о процессах управления в педагогических системах.
Управление - целенаправленная
деятельность субъектов управления
различного уровня, обеспечивающая оптимальное
функционирование и развитие управляемой
системы (субъекта), перевод ее на новый,
качественно более высокий
Процесс управления педагогическими системами логически выводится из понятия управления и выражает динамику осуществления управления, так как превращается в действия и операции, которые изменяются и развиваются.
В собственно процесс управления
педагогическими системами
Разделение целостного процесса
управления на подпроцессы, подпроцессы
на функции, а функции на стадии и
операции - определяет дифференциацию
труда и распределение
Управление в различных
педагогических системах включает, следующие,
сменяющие друг друга этапы: целеопределение,
педагогический анализ, прогнозирование,
планирование (принятия решений), организация
исполнения, контроль и оценка, регулирование
и коррекция. Среди выделенных функций
управления системообразующим фактором
является его цель. Под влиянием
целей формируется
Прогнозирование по своему назначению многофункционально. Оно связано со всеми остальными подпроцессами и функциями управления и может быть отнесено к целеопределению, планированию (принятию решений), организации исполнения, контролю и оценке на основе диагностики, регулированию.
Все перечисленные функции могут выступать сами в качестве объектов прогнозирования. С позиций такого подхода прогнозирование служит прогностической основой для всех подпроцессов, составляющих их функций и стадий. Так, с переходом от низшего к высшим уровням управления возрастает дальность и обратимость процессов прогноза, что позволяет им развиваться в направлении от начального момента деятельности к конечному, от настоящего к будущему, и наоборот.
Наши представления о
составе и последовательности звеньев,
из которых слагается процесс
управления для всех целеустремленных,
самоуправляемых систем, сводятся к
тому, что функциональные звенья управления
рассматриваются как
Схема №1
Взаимосвязь и взаимодействие функций управления как видов целенаправленной деятельности
Среди выделенных функций
управления как видов деятельности
системообразующим фактором этого
состава будет цель. Под влиянием
мотивов и целей формируется
информационно-аналитическая
Объект и субъект управления.
Объектами управления являются различные
педагогические системы, подсистемы, необходимость,
потребность и возможность
Проектирование структур управления (управляющих и управляемых) в целостных педагогических системах должно исходить из следующих основных положений, вытекающих из основополагающих исходных понятий и принципов теории управления образованием:
1) Модернизацию структур
управления целостной
2) Проектирование структур
управления педагогическими
3) Структура основных звеньев
управляющей и управляемой
4) Непрерывность в целостной
системе управления
5) Обновление целостной
системы управления
6) В составе системы
управления должен быть орган
с правом общественно-
7) Для повышения эффективности
всех звеньев управляющей и
управляемой подсистем (органы
образования и ОУ) необходимо
постоянно осуществлять