Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 14:12, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: показать, каким образом происходит управление системой образования в Челябинской области.
Из этой цели вытекает ряд задач:
Раскрыть основные понятия и положения организации и управления системой образования;
Выявить тенденции изменений и проблемы управления развитием образования;
Определить и раскрыть состояние и основные проблемы системы образования Челябинской области

Содержание работы

Введение
Глава1 Теоретические аспекты организации и управления системой образования
1.1 Сущность и структура системы образования
1.2 Основные понятия и положения организации и управления системой образования
Глава2 Анализ деятельности управления системой образования Челябинской области
2.1 Общие положения деятельности министерства образования и науки Челябинской области
2.2 Анализ деятельности Министерства образования и науки Челябинской области на примере управления дошкольного образования
2.3 Основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению
Глава3 Особенности управления системой образования в Челябинской области
3.1 Состояние и основные проблемы развития системы образования в Челябинской области
3.2 Основные направления развития системы образования в Челябинской области
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 97.93 Кб (Скачать файл)

Продолжился эксперимент  по введению ЕГЭ, в нем приняли  участие 27136 учащихся. Средний тестовый балл по результатам ЕГЭ практически  по всем предметам соответствует  школьным отметкам «4» и «5» (от 50,2 до 82,7 балла) и выше чем по России, в среднем на 3-5 баллов (Приложение 13,14). . В целом успешно сдан Единый государственный экзамен, результаты наших учащихся выше среднероссийских (по математике и русскому языку  на 10%). 56 выпускников сдали ЕГЭ  на 100 баллов (2 чел. – Мартынов Денис  – лицей №127 г.Снежинска и Бычкова  Татьяна – лицей №77 г.Челябинска получили 100 баллов по 2 предметам. По географии 3 выпускника Челябинских школ получили по 100 баллов, в России – 5; по обществознанию 1 челябинский школьник из 3 российских, по литературе 3 челябинских из 10 российских; по физике 9 челябинских из 32 российских и по русскому языку 20 челябинских  из 243 российских).

Реализация программы  «Информатизация системы образования» практически позволила завершить  компьютеризацию образовательных  учреждений: все средние общеобразовательные  учреждения, детские дома, школы-интернаты, учреждения начального профессионального  образования области оснащены компьютерами. В общеобразовательных учреждениях  области на 45 учащихся приходится один компьютер.

Совместно с НП "Телешкола" (г.Москва) начата работа по созданию и  реализации в практической деятельности общеобразовательных учреждений области  моделей освоения образовательных  программ с использованием дистанционных  образовательных технологий.

В целях создания условий  для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных  программ в области осуществляется эксперимент по предпрофильной подготовке и профильному обучению в старшей  школе. Данный эксперимент осуществляется на основе Соглашения между Министерством  образования и науки Челябинской  области и органами местного самоуправления. Всего в эксперименте приняло  участие 169 (40%) средних школ, в которых  обучается 133873 учащихся и работает 612 учителей.

Развитие специального (коррекционного) образования осуществлялось в рамках реализации областной программы  «О мерах социальной защиты инвалидов  Челябинской области». Проведенные  мероприятия способствовали:

- совершенствованию работы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений и психолого-медико-педагогических  комиссий в районах и городах  области,

- увеличению охвата детей  специальными (коррекционными) образовательными  услугами с 30,3% в 2004 году по 63,7% в 2005 году;

- повышению уровня коррекции  детей-инвалидов,

- развитию физической  культуры и спорта, как механизма  адаптации обучающихся в социуме.

Одним из приоритетных направлений  в деятельности Министерства явилось  создание необходимых условий для  выявления и развития одаренных  детей, дальнейшее развитие олимпиадного движения в областной образовательной  системе. В соответствии с графиком организованы и проведены районные (городские) и областные олимпиады  школьников, а также сборы по подготовке к Всероссийским и международным  олимпиадам. Всего в областных  олимпиадах приняло участие 2215 учащихся, что на 5,6% больше, чем в 2004 году. Количество победителей и призеров составило 516 учащихся, что на 117 человек (29%) больше по сравнению с прошлым годом. 46 учащихся образовательных учреждений области приняли участие в  федеральных окружных олимпиадах по учебным предметам: биология, физика, химия, математика и получили 27 дипломов. Количество участников Всероссийских  олимпиад от Челябинской области  в 2005 году составило 110 человек, победителей  и призеров Всероссийских олимпиад - 47 человек. 62 ученика школ нашей  области на 22 больше, чем в 2005 году стали победителями Всероссийских  предметных олимпиад (из гг.Челябинска, Златоуста, Миасса, Пласта, Троицка, Снежинска, Озерска, Магнитогорска). Успешно проведена  Всероссийская олимпиада по физике в г.Снежинске. Серебряную медаль 37-ой международной физической олимпиады  в Сингапуре получил выпускник  лицея №31 г.Челябинска Антон Попов. 2 место в астрономической олимпиаде  Азиатско-Тихоакеанского региона занял  Ваге Таамазян (8 класс физико-математического  лицея №31 г.Челябинска). технологиями Школьники и студенты Челябинской  области участвовали в I Всероссийских  молодежных играх и заняли почетное третье место вслед за Москвой  и Краснодарским краем. 66 лучших школ получили по 1 млн. рублей как победители всероссийского конкурса, 50 школ получат  грант Губернатора Челябинской  области по 500 тыс. рублей. 618 лучших педагогов получат премии Президента и Губернатора Челябинской области.

Учитель физики Челябинского физико-математического лицея №31 Иван Александрович Иоголевич в  сентябре 2005 года стал лучшим учителем России в Калининграде, а его воспитанник  Александр Каманцев получил престижную премию «Первый шаг к Нобелевской  премии». Галина Викторовна Измайлова  – лучшим учителем области (Магнитогорская школа №56). С 22 сентября по 3 октября 2006 года в Челябинске пройдет конкурс  «Учитель России – 2006г.». Символично, что  он проходил в юбилейном году, когда  Челябинск празднует 270 лет со дня  основания.

– в профессиональном образовании

В учреждениях начального профессионального образования  осуществляется подготовка по 96 интегрированным  профессиям начального профессионального  образования, 19 из которых относятся  к повышенному профессиональному  образованию рабочих. В 2005 году 77 УНПО осуществили подготовку, переподготовку, повышение квалификации 7866 человек  по 300 программам ускоренной профессиональной подготовки. На 01.07.2005г. из УНПО выпущено 16778 чел., из которых 9914 (59,1%) человек  направлены на работу.

В учреждениях среднего и  высшего профессионального образования  обучается 237 тысяч студентов.

В деятельность учреждений СПО  и ВПО привнесены инновационные  формы работы, способствующие развитию нормативно-правовой, материальной, финансовой поддержки вузов и ссузов, академической  и вузовской науки, активизации  их участия в социально-экономическом  развитии региона. При поддержке  Министерства открыто 32 новых направления  подготовки специалистов, внедряется система бакалавриата и магистратуры, механизм международного стандарта  качества их подготовки. Открытие Южно-Уральского регионального центра Федерации  Интернет Образования, институтов дополнительного  профессионального образования  в вузах, увеличило число получающих второе высшее образование и повышающих свою квалификацию в освоении информационно-компьютерных технологий. В вузах и ссузах области  внедряется система международного менеджмента качества USO – 9000:2000 (TQM) (Снежинская государственная физико-техническая  академия, Саткинский горно-керамический колледж, Уральский институт бизнеса).

Подготовка специалистов в ССУЗах в прошедшем году осуществлялась по новым государственным образовательным  стандартам, 10 направлениям и специализациям. Министерство образования и науки  укрепило взаимодействие с образовательными учреждениями среднего профессионального  образования за счет включения их в выставочную деятельность, поддержки  экспериментальных федеральных, региональных образовательных и социальных проектов, организации и проведения предметных олимпиад, конкурсов, смотров.

– в воспитании и дополнительном образовании детей

Сохранена региональная система  воспитания и дополнительного образования  детей. Продолжено формирование регионального  банка данных моделей воспитательных систем, в котором содержится 96 современных  моделей.

Главным событием 2005 года стало  празднование 60-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне. В марте-апреле 2005 года для школьников области было организовано около 20 различных конкурсов, направленных на их разностороннее развитие, активизацию  творческой и исследовательской  деятельности средствами патриотического  воспитания.

Совместно с Министерством  культуры проведен областной кинофестиваль  художественных фильмов о Великой  Отечественной войне, участниками  которого стали около 50 тысяч школьников.

Муниципальными органами управления образованием проведено  более 600 мероприятий, в которых приняли  участие около 218 тысяч школьников области.

72% программ дополнительного  образования детей отвечают реальному  запросу обучающихся и воспитанников,  направлены на развитие личности.

По результатам Всероссийского конкурса на лучшее учреждение дополнительного  образования детей Дом детского творчества г.Златоуста, Центр детского творчества Красноармейского района, Дворец детского творчества г.Магнитогорска, Эколого-биологический центр г.Озерска  стали победителями окружного этапа, награждены автомобилями марки «УАЗ».

Сохранена и получила развитие система каникулярного отдыха и  занятости детей, которая включает в себя сеть детских оздоровительных  учреждений в количестве 1215 загородных и лагерей с дневным пребыванием  детей на 118 тысяч мест в смену. Сохранены и функционируют в Челябинской области загородные детские оздоровительные лагеря в количестве 90 на 20 тысяч мест в смену. Для работы с детьми ежегодно привлекаются 6 тыс. педагогов и других категорий работников. В период с 2000-2005 гг. ежегодное финансирование летней оздоровительной кампании из всех источников составляет от 580 до 640 млн. рублей, увеличиваются выделенные средства муниципальных бюджетов. В период летних каникул 2005г. 1200 образовательных учреждений, в том числе 960 школ организовали работу лагерей с дневным пребыванием детей, 47 муниципальных загородных лагерей обеспечили загородный отдых и оздоровление детей. Общий охват детей отдыхом и оздоровлением составил 148%.

Комплекс принимаемых  мер профилактического воздействия, в том числе эксперимент по работе «Школьных» инспекторов по делам  несовершеннолетних в 10 школах позволил сократить долю преступлений, совершенных  подростками с 11,4 до 11,3%, снизить  количество тяжких и особо тяжких преступлений до 20,2%, уменьшить с 35,9 до 33,1% долю групповых преступлений с участием несовершеннолетних, улучшить состояние правопорядка среди подростков.

– в социальной поддержке  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В 2005 году 2630 детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, устроены в семьи. 1749 (100%) детей оздоровлены в загородных оздоровительных лагерях. 478 выпускников  детских домов поступили в  учреждения профессионального образования, в том числе в учреждения начального профессионального образования  – 437 (91,4%) человек, в учреждения среднего профессионального образования  – 38 (8%) человек, в высшие учебные  заведения – 3 (0,6%) человек.

1106 (38%) детей приняли участие  в областной Спартакиаде по 7 видам  спорта. 750 детей-сирот участвовали  в фестивале «Вместе весело  шагать», 400 воспитанников детских  домов участвовали в конкурсе  КВН.

Общий размер денежных средств, направленных из областного бюджета  на реализацию мер социальной поддержки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составил в 2005 году 606,9 млн. рублей.

Качественно и своевременно осуществлена передача номенклатуры дел  по вопросам опеки, регионального банка  данных о детях, оставшихся без попечения  родителей, управления детскими домами в ведение Министерства социальных отношений Челябинской области.

– в инспекционной деятельности, лицензировании, аттестации, аккредитации образовательных учреждений

Согласно новому «Порядку аттестации образовательных учреждений»  Министерством образования и  науки Челябинской области на 1 декабря 2005 г. проведена аттестация 95 образовательных учреждений общего образования, 27 учреждений начального профессионального образования, 7 учреждений среднего профессионального образования.

Всего на 1 декабря 2005 г. аттестовано  и аккредитовано 91% образовательных  учреждений области. 9% образовательных  учреждений области не аттестованы  и не аккредитованы из-за отсутствия лицензии на право ведения образовательной  деятельности, и как вновь созданные  учреждения, либо после получения  лицензии не прошло три года (согласно действующему законодательству).

– в нормативно-правовом обеспечении системы образования

В течение 2005 года Министерством  образования и науки Челябинской  области были разработаны:

- Законы Челябинской области  «О предоставлении субвенций  местным бюджетам на обеспечение  государственных гарантий прав  граждан в сфере образования», «О наделении органов местного  самоуправления государственными  полномочиями по социальной поддержке  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей»;

- областные целевые программы  «Дети-сироты», «Одаренные дети»  региональной программы «Дети  Южного Урала» на 2006-2010 годы; областная  целевая программа «Развитие  дошкольного образования в Челябинской  области на 2006 - 2010 годы»;

- постановления Губернатора  Челябинской области, предусматривающие  порядок реализации отдельных  положений Закона Челябинской  области «О социальной поддержке  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей»;

- постановления Губернатора  Челябинской области, предусматривающие  порядок распределения субсидий  и субвенций, предоставляемых  местных бюджетам;

Информация о работе Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области