Стратегическое планирование как инструмент повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта пищевой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной является изучение стратегического планирования как инструмента совершенствования деятельности предприятия и разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ЗАО КХП «Злак».
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии
1.1 Понятие, этапы и функции стратегического планирования
1.2 Стратегия предприятия как основа стратегического планирования
1.3 Особенности стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности
Выводы по 1 главе
Глава 2. Совершенствование организации стратегического планирования на Закрытом акционерном обществе Комбинате хлебопродуктов «Злак»
2.1 Система стратегического планирования на Закрытом акционерном обществе Комбинате хлебопродуктов «Злак»
2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию стратегического планирования на Закрытом акционерном обществе Комбинате хлебопродуктов «Злак»
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование как инструмент повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта пищевой промышленности.rtf

— 1.66 Мб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по специальности «Менеджмент организации»

на тему:

Стратегическое планирование как инструмент повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта пищевой промышленности

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент Афанасьев М.В.

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии

1.1 Понятие, этапы и функции стратегического планирования

1.2 Стратегия предприятия как основа стратегического планирования

1.3 Особенности стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности

Выводы по 1 главе

Глава 2. Совершенствование организации стратегического планирования на Закрытом акционерном обществе Комбинате хлебопродуктов «Злак»

2.1 Система стратегического планирования на Закрытом акционерном обществе Комбинате хлебопродуктов «Злак»

2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию стратегического планирования на Закрытом акционерном обществе Комбинате хлебопродуктов «Злак»

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый руководитель, осуществляя свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Еще в большей мере это относится к менеджерам среднего и высшего звена крупных фирм, всерьез занимающихся стратегическим управлением.

В рыночной экономике невозможно добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно спланирована деятельность, собрана и аккумулирована информация как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена идеологией стратегического планирования, характерной для управления организациями в условиях высокой нестабильности и неопределённости внешней среды, что в настоящий момент и присуще экономической ситуации в стране.

При всем многообразии форм собственности существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой и государственной деятельности, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

Стратегическое планирование на предприятии является одним из важнейших условий его успешного функционирования. Не имея такого плана, предприятие будет идти в неизвестность, направляемое только лишь несистематизированными внешними воздействиями и внутренними решениями управленцев. Стратегическое планирование дает главное - цель, зная которую руководство фирмы будет принимать решения, обоснованные и направленные на ее достижение. На предприятии планируются все процессы: маркетинг, производство, финансы и так далее. Стратегическое планирование включает в себя эти и другие планы. При его проведении необходимо согласовывать все процессы, происходящие на предприятии. Это делается для того, чтобы каждое небольшое решение в организации принималось с четкой привязкой к определенной цели, выработанной по итогам проведения стратегического планирования.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Конкурентоспособность предприятия в значительной мере зависит от правильности выбранной стратегии, ее реализации, следовательно, от эффективной работы менеджеров в области стратегического планирования. Поэтому в современных условиях развития российской экономики одной из актуальных проблем прикладного характера на предприятиях пищевой промышленности становится разработка методологических и методических основ стратегического планирования.

Анализ деятельности российских предприятий показывает, что они, как правило, концентрируют свои усилия на реализации краткосрочных целей и задач. Стратегические механизмы управления используются ими редко или не используются вообще.

Стратегия в управлении - это своего рода гарантия стабильного развития организации. Конечно, нельзя говорить о том, что стратегия позволяет полностью избежать кризисных ситуаций. Она лишь позволяет снизить процент их возникновения, а в случае наступления кризисных ситуаций - обеспечить их как можно более быстрое и безболезненное преодоление. Помимо этого, стратегия позволяет сократить срок принятия решений в области управления, что является немаловажным фактором в условиях выхода экономики из кризиса.

Радикальное реформирование российской экономики заставило руководство предприятия по-новому взглянуть на роль стратегического планирования. Основная идея рыночной экономики сводится к тому, что люди осуществляют свой личный выбор, а предприятия подстраиваются под предпочтения потребителей, при этом, пытаясь предложить продукцию, отличающуюся от продукции конкурентов. Правильно подстроится под платежеспособный спрос и успешно конкурировать на рынке - основная задача деятельности предприятия, ориентированного на рынок, что достигается по средствам формирования и реализации стратегии.

Целью выпускной квалификационной является изучение стратегического планирования как инструмента совершенствования деятельности предприятия и разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ЗАО КХП «Злак».

В соответствии с целью выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи исследования:

изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;

провести комплексный анализ деятельности предприятия, оценить основные показатели его деятельности, выявить значимые тенденции развития ЗАО КХП «Злак»;

всесторонне изучить организацию стратегического планирования деятельности на исследуемом предприятии, выявить недостатки в организации стратегического планирования;

проанализировать текущую стратегию развития предприятия;

разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Объектом данного исследования является процесс организации стратегического планирования на Закрытом акционерном обществе Комбинате хлебопродуктов «Злак» (далее ЗАО КХП «Злак»).

Предметом исследования выступает организация стратегического планирования и пути его совершенствования на ЗАО КХП «Злак».

Гипотеза данного исследования: если предприятие будет функционировать в условиях стратегического планирования, то зная четко намеченную цель, руководство будет принимать обоснованные и направленные на ее достижение решения, тем самым повышая эффективность деятельности хозяйствующего субъекта.

В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования: теоретический метод; метод анализа документов и нормативно-правовых актов; экспертная оценка; метод факторного анализа.

Методологической и теоретической основой выпускной квалификационной работы явились научные знания современной теории стратегического планирования, внутрифирменного планирования, организации производства. В настоящей работе использованы научные труды следующих авторов: Виханского О.В. (Стратегическое управление), Голубкова Е.П. (Маркетинговые исследования: теория, методология и практика), Алексеева М.М. (Планирование деятельности фирмы), Боташевой Л.С. (Комплексная стратегия предприятия), Кныш М.М. (Конкурентные стратегии), Чичкиной В.В. (Основные подходы к формированию корпоративной стратегии) и др.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического литературы и приложений. Введение содержит обоснование актуальности темы, предмет, объект, цель и задачи исследования. Первая глава посвящена теоретическим вопросам стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности. Вторая глава включает анализ экономического и финансового состояния предприятия, а также описание и анализ стратегии развития предприятия. На основе данных предприятия приводятся рекомендации по совершенствованию стратегического планирования на ЗАО КХП «Злак».

Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии

 

1.1 Понятие, этапы и функции стратегического планирования

 

В современных условиях жесткой конкуренции рост доходов, устойчивое положение на рынке, повышение производительности не мыслимы без грамотного и комплексного планирования и управления предприятием. Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет и объединяет в единую систему основные виды его деятельности. Таким образом, целесообразно рассмотреть понятие и этапы стратегического планирования.

Исторически возникновение стратегического планирования развития предприятия (фирмы) в условиях рыночной экономики можно отнести к 50-м годам XX века [3; с.132]. Первоначально оно выступало собственно как долгосрочное планирование, когда ведущим было утверждение о перенесении тенденций развития предприятия на будущее. При таком подходе наиболее значительные результаты достигались на стадии экономического подъема, когда тенденции роста прогнозировались на перспективу. В этом случае ресурсное обеспечение предприятия рассматривалось или как использование уже накопленного потенциала для получения дополнительной прибыли, или как накопление ресурсов для возможного «рывка» в будущем.

Вместе с тем к началу 60-х годов внешняя деловая окружающая среда для предприятий стала недостаточно стабильной, чтобы трендовые характеристики могли давать реалистичные результаты. Возросшая конкуренция, борьба за потребителей потребовали пересмотра и разработки новых концептуальных положений в области долгосрочного планирования развития предприятия. В соответствии с этим планирование стало носить целевой характер, когда ресурсы рассматривались в качестве средства достижения целей, а план представлял собой набор возможных альтернатив на основе прогнозируемых изменений внешней деловой окружающей среды. Данное направление плановой деятельности получило название «стратегическое планирование» (strategic planning) и стало применяться в той или иной мере преуспевающими фирмами промышленно развитых стран.

В последнее время за рубежом довольно отчетливо наметилась тенденция к обобщению и осмыслению результатов проведенных исследований в сфере стратегического планирования и управления. Подобная попытка предпринята, например, Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Д. Лэмпелом в работе «Школы стратегий».

Авторы выделяют десять основных школ стратегий: школа дизайна (Ф. Селзник, А.Д. Чандлер, СР. Кристенсен, Дж.Л. Боуэр, Р.Г. Хамермеш, М. Портер); школа планирования (И. Ансофф, П. Лоранж, Д. Стейнер, Мендель, С. Хофер, Р. Акофф); школа позиционирования (М. Портер, Р. Кац, Б. Джеймс); школа предпринимательства (Шумпетер, А. Коул, К. Найт); когнитивная школа (М. Лайлс, Р.К. Регер, Э. Хафф, Г. Томас); школа обучения (Р. Лапьер, Ч. Линдблом, Г. Рэпп, Р. Нельсон, С. Уинтер); школа власти (А. Макмиллан, Д. Сарразин, Э. Петтигрю, Поуер, Й. Доза); школа культуры (Д. Джонсон, Дж. Спендер, К. Рот, Ф. Ригер); школа внешней среды (М. Ханнан, Дж. Фримен, У. Эстли); школа конфигурации (Хандавалла, Д. Миллер, Р. Майлс, К. Сноу).

Общепризнанными «отцами» стратегического планирования являются А.Д. Чандлер, К. Эндрюс и И. Ансофф.

А.Д. Чандлер впервые в рамках исторического анализа исследовал генезис фирмы через соотношение внешнего окружения, стратегии развития и организационной структуры управления. Он ввел определение понятия «стратегия», которое является ключевым в теории стратегического планирования и управления. Под стратегией А.Д. Чандлер понимает «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [7; с.13].

С середины 60-х годов зарубежные исследователи стали предпринимать попытки формализации процесса стратегического планирования. Однако, как справедливо отмечает Г. Минцберг, который является лидером современных исследователей в области стратегического планирования и управления, все они практически основываются на одной теоретической конструкции, или базовой модели, отличаясь между собой главным образом в деталях, а не в фундаментальных принципах построения.

Основной базовой моделью стратегического планирования принято считать модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы), лидером которой по праву считается К. Эндрюс. Эта модель разрабатывалась американскими исследователями в течение достаточно продолжительного периода времени. Г. Минцберг называет эту модель «моделью школы проектирования», поскольку в ее основе лежит уверенность в том, что формулирование стратегии как процесс опирается на несколько базовых постулатов, которые в своей совокупности обеспечивают «проектирование стратегии» [28; с.132].

Принципиальная схема данной логической модели формирования стратегического плана приведена на рис. 1.

Переход к рыночным отношениям определил новый подход к развитию предприятия. В условиях командно-административной экономики государство задавало цель, задачи и параметры функционирования предприятия, а успех зависел от рациональной организации производства продукции (услуг), обеспечивающей снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, повышения производительности труда и эффективного использования всех видов ресурсов.

Новизна подхода заключается в том, что предприятие рассматривается как открытая система, а эффективность функционирования определяется тем, насколько удачно предприятие приспосабливается к своему внешнему окружению, сумеет ли оно поставить перед собой цели и выстроить пути их достижения, удастся ли ему своевременно распознать угрозы и не упустить возможности.

 


Рис. 1 Модель стратегического планирования Гарвардской школы

 

Сегодня стратегическое планирование - одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование определяет основные цели и направления действий организации, обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых.

Информация о работе Стратегическое планирование как инструмент повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта пищевой промышленности