Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной является изучение стратегического планирования как инструмента совершенствования деятельности предприятия и разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ЗАО КХП «Злак».
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии
1.1 Понятие, этапы и функции стратегического планирования
1.2 Стратегия предприятия как основа стратегического планирования
1.3 Особенности стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности
Выводы по 1 главе
Глава 2. Совершенствование организации стратегического планирования на Закрытом акционерном обществе Комбинате хлебопродуктов «Злак»
2.1 Система стратегического планирования на Закрытом акционерном обществе Комбинате хлебопродуктов «Злак»
2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию стратегического планирования на Закрытом акционерном обществе Комбинате хлебопродуктов «Злак»
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
3) повышение качества продукции.
Для чего необходимо следовать следующим тактическим целям:
1) Погашение долгов перед кредиторами;
2) Использование наиболее перспективных продуктов для привлечения финансовых ресурсов;
3) Применение новых технологий производства хлеба, производство и расширение ассортимента новых продуктов лечебно - профилактического назначения;
4) Внедрение линии для производства макаронных изделий;
5) Увеличение объемов реализации, расширение ассортимента высококачественных хлебобулочных и кондитерских изделий;
6) Увеличение объемов продаж существующих продуктов и использование прибыли на техническое перевооружение и использование новейших технологий производства муки, хлеба и хлебобулочных изделий.
2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию стратегического планирования на ЗАО КХП «Злак»
По результатам проведенного анализа внешней и внутренней среды ЗАО КХП «Злак», можно сказать, что модель эффективного управления для данной организации будет основана на процессе стратегического управления.
Процесс стратегического менеджмента, как и любой процесс в организации, должен быть обеспечен качественной кадровой составляющей.
В ЗАО КХП «Злак» не существует отдела стратегического управления, поэтому на начальном этапе работ по разработке стратегии предприятия необходимо сформировать такую службу.
В состав данной службы необходимо подобрать сотрудников соответствующей квалификации (экономистов, аналитиков, маркетологов), активных, целеустремленных, нацеленных на результат.
Это могут быть сотрудники как самого предприятия (что наиболее предпочтительно из - за их осведомленности о внутренней структуре и проблемах предприятия), так и привлеченные извне. Целесообразно подчинить службу начальнику данного отдела и напрямую руководителю предприятия (приложение 3).
Стратегическое управление есть постоянная и обязательная функция высшего руководства. Стратегия не может быть навязана со стороны, скопирована из экономической литературы, навязана консультантом. Только руководитель в состоянии решить, устраивает ли его конкретная цель, применима ли для него конкретная стратегия. Ответственность за стратегию поделена быть не может. В то же время использование профессиональной помощи в проработке отдельных аспектов стратегии необходимо. Применение консультирования поможет избежать многих ошибок, а иногда - выявить дополнительные возможности. При разработке стратегии предприятия консультант может участвовать во всех стадиях процесса либо может быть приглашен для участия в отдельных его стадиях. Частичное применение консультирования охватывает обычно оценку целесообразности применения выбранной стратегии предприятия, анализ потенциала предприятия, конкурентоспособности продукции, поиск и оценку рыночных возможностей, прогнозирование и исследование тенденций.
При самостоятельной разработке стратегии развития сотрудниками отдела стратегического планирования могут быть проигнорированы отдельные стадии процесса с целью его ускорения. Полное игнорирование аналитического комплекса, построение стратегии на основе интуитивных представлений руководства без перепроверки исходных допущений экономит время на разработку, но может привести к значительным тратам на бесперспективную стратегию.
Построение модели эффективного управления организацией - это важная составная часть общей функции управления. Значение этой функции велико, одной из ее задач является создание необходимых условий для выполнения всей системы планов организации. Ее реализация требует структуризации как самой организации, так и ее управляющей системы.
Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.
Модель эффективного управления ЗАО КХП «Злак» представим на рисунке 3.
Рисунок 3. Модель эффективной системы менеджмента ЗАО КХП «Злак»
Таким образом, модель, представленная на рисунке 3, позволит более рационально организовать процесс управления комбинатом хлебопродуктов и перевести его в русло стратегического менеджмента, то есть работы на долгосрочную перспективу с достаточно полно выстроенной системой управления, а не отдельными отрывочными решениями в производственной и финансовой сфере.
После формирования команды стратегического планирования необходимо сформулировать миссию ЗАО КХП «Злак» и цели верхнего уровня развития комбината хлебопродуктов.
Миссия предприятия - это основная, генеральная цель, цель существования предприятия, которая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия поясняет то, чем занимается компания, какой она стремится быть в отличие от подобных. Миссия должна быть сформулирована предельно ясно.
Миссия ЗАО КХП «Злак» может быть сформулирована следующим образом:
«Предлагать нашему покупателю муку высокого качества, вкусный и полезный хлеб отменного вкуса, сохраняющий здоровье, помогающий в работе и создающий хорошее настроение. Мы можем это сделать потому, что знаем вкусы и потребности наших клиентов; имеем многолетний опыт работы и стремление к обновлению; у нас работают высококлассные специалисты, преданные своему делу.
В своей деятельности мы опираемся на следующие принципы: честность и открытость в партнерских отношениях; безупречное качество продукции - натуральные компоненты, отменный вкус; пунктуальность в выполнении своих обязательств; создание и поддержание хороших отношений с сотрудниками; проведение благотворительных акций, помощь малоимущим слоям населения; стремление к совершенству».
Совокупность целей комбината хлебопродуктов можно отразить на рисунке 4.
После формулировки миссии и целей организации целесообразно перейти к разработке конкретных мероприятий стратегии развития.
Реализация стратегии развития ЗАО КХП «Злак», как уже было сказано, должна включать мероприятия:
а) в области улучшения маркетинговой деятельности и производства;
б) изменение производственного процесса;
в) улучшение управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
В ходе активизации маркетинговых мероприятий в рамках стратегии предприятия необходимо освоение новых рынков сбыта, которое может быть осуществлено как за счет продвижения на новые территориальные рынки традиционной продукции, так и путем освоения новой продукции для выхода на новые продуктовые рынки.
Рисунок 4. Дерево целей ЗАО КХП «Злак»
С помощью сотрудников отдела маркетинга необходимо проводить маркетинговые исследования с целью выявления потребностей покупателей как существующих так и потенциальных для обновления товарной линейки комбината пользующимися спросом продуктами. Маркетинговые мероприятия позволят увеличить выручку от реализации продукции на 10%.
Маркетинговые действия не могут быть реализованы без решения задачи повышения качества уже выпускаемой продукции и снижения ресурсоемкости на основе технологического перевооружения, то есть без действий в области производства.
Остановимся поподробнее на новейших технологиях производства хлеба, которые при достаточном финансировании ЗАО КХП «Злак» может применить в своем производстве.
Наибольшее распространение получил ускоренный способ тестоведения, этот способ позволяет значительно сократить время брожения полуфабрикатов, а также сократить технологические емкости для брожения полуфабрикатов и теста и, следовательно, производственные площади. Технологический процесс становится гибким и легко управляемым, можно быстро и оперативно менять ассортимент выпускаемой продукции в зависимости от спроса населения или текущих заказов, что в настоящее время является очень важным для мини - пекарен при магазинах.
Широкое распространение в нашей стране получают технологии шоковой заморозки. Они позволяют наладить выпуск продукции разнообразного ассортимента на предприятиях любой мощности, обеспечивают способность производителей быстро реагировать на потребности рынка, сокращают затраты на транспортировку готовой продукции, гарантируют качество и безопасность изделий, а также расширяют сеть недорогих мини-пекарен с неполным набором оборудования. Это особенно актуально в наши дни, так как современное производство хлебобулочных изделий предполагает наличие небольших пекарен, булочно-кондитерских магазинов и супермаркетов. Уже сегодня во многих городах России функционируют предприятия по производству замороженных изделий.
Приоритетным направлением развития пищевой отрасли является производство и расширение ассортимента новых продуктов лечебно - профилактического назначения. Для обогащения хлебобулочных изделий белком, микро- и макроэлементами, минеральными веществами и витаминами используют порошкообразные смеси. Цель введения такого рода смесей - повысить пищевую ценность, придать хлебу необходимые потребительские свойства и тем самым обеспечить профилактику различного рода заболеваний. Производство продукции данного вида позволит предприятию увеличить выручку от реализации на 10%.
Одной из проблем, с которой сталкиваются хлебопеки, является низкое качество муки (например, из зерна, поврежденного клопом - черепашкой, короткорвущейся клейковиной и так далее). Хлебопекарные предприятия России ежегодно перерабатывают значительные объемы муки с пониженными свойствами: пониженным содержанием клейковины, неудовлетворительным ее качеством - слабой или короткорвущейся клейковиной, пониженной или повышенной ферментативной активностью, с примесью зерна, поврежденного клопом - черепашкой, проросшего, морозобойного, высушенного при высокой температуре или выращенного в засушливых регионах, с повышенной микробиологической загрязненностью и другими.
Решением сложных технологических задач, связанных с необходимостью корректировки нестабильного качества основного сырья, является целенаправленное использование хлебопекарных улучшителей различных функций и принципа действия. При этом важно подобрать улучшитель с конкретными характеристиками, позволяющими получить готовый продукт с заданными свойствами.
Набирают обороты технологии замораживания изделий на разных стадиях производства, этот метод применяется при производстве хлебобулочных изделий. Преимущества таких технологий очевидны как для производителей и торговых сетей, так и для домашнего хлебопечения и позволяют предложить потребителям всегда свежие хлебобулочные изделия высокого качества и в широком ассортименте.
Таким образом, совокупность мер маркетингового и производственного характера увеличит лояльность потребителей к продукции хлебозавода, увеличится доля предприятия на рынке хлебобулочных изделий района и области, укрепится конкурентная позиция, появятся преимущества перед основными конкурентами предприятия, увеличится выручка от реализации.
Основное внимание в условиях удорожания всех видов ресурсов необходимо уделить вопросам ресурсосбережения - внедрению прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучению и внедрению передового опыта в осуществлении режима экономии, материальному и моральному стимулированию работников в борьбе за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.
Стратегия развития комбината хлебопродуктов предусматривает погашение кредиторской задолженности предприятия, она не может быть выполнена, если не подкреплена кроме всего прочего денежными ресурсами.
К внешним источникам привлечения средств в оборот предприятия относят возвратный лизинг, выпуск новых акций.
Возвратный лизинг как форма товарного кредита позволяет уменьшить кредитные выплаты при обновлении производственного оборудования. А использование аренды оборудования вместо его покупки позволит при незначительных затратах ввести в производство более современное оборудование.
Выпуск новых акций позволит привлечь в финансовый оборот дополнительные денежные средства, которые необходимы для погашения кредиторской задолженности. Выпуск 1000 акций по цене 100 рублей, даст предприятию денежные средства в размере 100 тысяч рублей.
Источником дополнительных денежных средств на предприятии явится также реализация неиспользующихся объектов основных средств. На предприятии имеется тестораскаточная машина остаточной стоимостью 55 тысяч рублей, автомобиль Газель, остаточной стоимостью 104 тысячи рублей. Реализация перечисленных объектов основных средств позволит предприятию получить собственные денежные средства в размере 159 тысяч рублей.
Резкое сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств предприятия также может быть обеспечено за счет реализации таких мероприятий как: увеличение срока предоставления товарного кредита поставщиками; пролонгация краткосрочных финансовых кредитов; реструктуризация портфеля краткосрочных финансовых кредитов.
Отдельным направлением поиска источников финансовых средств предприятия должна стать работа по снижению уровня дебиторской задолженности, наиболее актуальна данная работа для ЗАО КХП «Злак», так как более 40% оборотного капитала предприятия - это долгосрочная дебиторская задолженность.
Часть дебиторской задолженности может быть перепродана со скидкой, при этом предприятие получит реальные денежные средства в ближайшем периоде, при этом структура оборотного капитала улучшится, показатели ликвидности повысятся, у предприятия появятся денежные средства, которые можно использовать в производственном процессе.
Также позволит увеличить прибыль предприятия внедрение линии по производству короткорезанных макаронных изделий. В настоящее время на ЗАО КХП «Злак» запущена линия по фасовке макарон под торговой маркой «Увелка».
Предприятие производит закуп макаронных изделий на развес в городе Уфе в организации ООО «Фортуна Плюс», фасует в упаковку из биаксиально-ориентированного полипропилена/полиэтилена и реализует.
В результате предложенных мероприятий возможно будет получить следующие результаты: