Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:28, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта - провести комплексный анализ деятельности фирмы и на его основе разработать стратегический план развития.
Для решения данной цели в дипломном проекте были поставлены следующие задачи:
1.Осветить теоретические основы бизнес - планирования и управления, методология разработки стратегий на предприятии;
2.Рассчитать показатели финансово-экономической деятельности фирмы;
3.Исследовать современное состояние и основные тенденции на рынке пива Московской области г. Троицке;
4.Провести анализ внутренней и внешней среды фирмы;
5.Изучить сбытовую политику организации;
6.Разработать стратегию развития предприятия;
7.Разработать практические рекомендации по успешному развитию предприятия;
8.Определить функциональные направления в развитии фирмы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ 8
1.1. Сущность и значение стратегического планирования
для предприятия 8
1.2. Процесс стратегического управления в организации 16
1.3. Процесс разработки стратегических планов 22
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «Перспектива» 34
2.1. Краткая экономическая характеристика фирмы 34
2.2. Анализ рынка пива Московской области 42
2.3. Анализ маркетинговой среды компании ООО «Перспектива» 50
2.4. Анализ сбыта продукции ООО «Перспектива» 65
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «Перспектива» 71
3.1. Обоснование общефирменной стратегии развития
организации 71
3.2. Разработка основных направлений развития 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

Файлы: 1 файл

Нагайцева_диплом.docx

— 491.01 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 6

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  
НА ПРЕДПРИЯТИИ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ 8

1.1. Сущность  и значение стратегического планирования  
для предприятия 8

1.2. Процесс  стратегического управления в  организации 16

1.3. Процесс  разработки стратегических планов 22

ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ  АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
ООО «Перспектива» 34

2.1. Краткая  экономическая характеристика фирмы 34

2.2. Анализ  рынка пива Московской области 42

2.3. Анализ  маркетинговой среды компании  ООО «Перспектива» 50

2.4. Анализ сбыта продукции ООО «Перспектива» 65

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  
НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «Перспектива» 71

3.1. Обоснование  общефирменной стратегии развития  
организации 71

3.2. Разработка  основных направлений развития 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

 

ВВЕДЕНИЕ

Стремительное развитие технологий, возрастающие требования потребителей, ужесточение конкуренции, глубокие социальные изменения — все это  открывает широкие возможности  в различных областях экономической  деятельности. В условиях подобных изменений успех компании во многом обусловлен способностью постоянно  корректировать свои стратегии.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что бизнес-планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Сегодня планирование становится скорее правилом, чем исключением.

В настоящее время фирма, стремящаяся  быть успешной, должна знать свое направление  развития и четко идти к достижению своей цели. Определение стратегического  направления развития на будущие  периоды дает фирме конкурентные преимущества. Выбор основных стратегических направлений развития фирмы определил актуальность выбора темы данного дипломного проекта (работы).

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступило общество с ограниченной ответственностью «Перспектива».

Предметом работы является процесс стратегического планирования развития организации в современных условиях.

Цель дипломного проекта - провести комплексный анализ деятельности фирмы и на его основе разработать стратегический план развития.

Для решения данной цели в дипломном проекте были поставлены следующие задачи:

1.Осветить теоретические основы бизнес - планирования и управления, методология разработки стратегий на предприятии;

2.Рассчитать показатели финансово-экономической  деятельности фирмы;

3.Исследовать современное состояние и основные тенденции на рынке пива Московской области г. Троицке;

4.Провести анализ внутренней и внешней среды фирмы;

5.Изучить сбытовую политику организации;

6.Разработать стратегию развития предприятия;

7.Разработать практические рекомендации по успешному развитию предприятия;

8.Определить функциональные направления в развитии фирмы

В ходе написания дипломного проекта использовались следующие методы: монографический, логический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, метод системного анализа, анализ коэффициентов (относительных показателей) и сравнительный анализ.

Для объективного теоретического анализа  выбранной темы использовались работы следующих отечественных и зарубежных авторов, работающих над проблемами стратегического планирования: Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж., Афанасьев М. П., Фатхутдинов Р.А., Виханский О.С. и др.

Информационной базой для написания работы послужили данные статистических сборников, бухгалтерской отчетности фирмы, данные анкетирования покупателей, исследования конкурентов.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

1.1. Сущность и значение стратегического планирования  
для предприятия

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. «Динамичный процесс планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс   планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями». [37,с.54]

 Стратегическое планирование - это процесс моделирования эффективной деятельности предприятия на определенный период функционирования, с установлением его целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствии с его возможностями. [38,с.152]

Процесс стратегического планирования основан на том, что никакая фирма не может успешно существовать в рыночной экономике, если она не имеет четкого статуса, целей и ориентиров своей деятельности.

Применение стратегического планирования создает важнейшие преимущества в функционировании предприятия:

    • подготавливает предприятие к изменениям во внешней среде;
    • увязывает его ресурсы с изменениями внешней среды;
    • поясняет возникающие проблемы;
    • координирует работу различных его подразделений;
    • улучшает контроль на предприятии.

 На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.

Задачи стратегического планирования:

    • повышение контролируемой доли рынка;
    • предвидение требований потребителя;
    • выпуск продукции более высокого качества;
    • обеспечение согласованных сроков поставок;
    • установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
    • поддержание репутации фирмы у потребителей.

 Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:

1.Планирование роста прибыли.

2.Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение.

3.Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.

4.Улучшение социальной политики фирмы. [57,с.92]

 Таким образом, основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого. Заметим, что стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того,

что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Таким образом, планирование помогает создать единство общей  цели внутри организации.

 Следует различать корпоративную, глобальную и функциональную виды стратегий. Корпоративная стратегия — это взаимосвязь всевозможных составляющих экономической деятельности компании, направленных на создание потребительской ценности [9,с.69]. Стратегический план придает предприятию определенность, задает общее направление развития, описывает желаемые результаты. Глобальная стратегия организации соответствует основным тенденциям развития отрасли, в которой действует организация.

Функциональный стратегический план устанавливает общие цели предприятия (куда входят рыночные, финансовые, производственные, инновационные и цели в области  управления персоналом) и определят  пути и способы их достижения. Схема  разработки плана развития предприятия выглядит следующим образом (рисунок 1).









Рис. 1. Схема разработки плана развития предприятия

 

Стратегия (в общем виде) - система  управленческих и организационных  решений, направленных на реализацию задач  предприятия и выполнения обозначенной миссии. В стратегическом планировании под стратегией понимается комплекс целей и основных задач по достижению долгосрочны

мер или подходов.[3,с. 147]

 Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. Конкретная стратегия является инструментом делового развития, т.е. каждый тип делового развития имеет свою стратегию. Содержание стратегии зависит от ситуации, в которой находится фирма.

Стратегия должна определять:

  • что фирма должна делать и чего она не должна делать;
  • что более важно, а что менее важно в осуществляемой фирмой хозяйственной деятельности.

При всем разнообразии различных вариантов  стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы (рис.2).[23,с.210]











 

 

Рис.2. Типы стратегий

 

Эти стратегии называются базисными  или эталонными. Они отражают состояние элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Рассмотрим указанные группы стратегий.

I. Стратегии концентрированного (ограниченного) роста связаны с изменением двух элементов: продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента, а именно отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технологию. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. В то же время фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо пытается перейти на новый рынок.

Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие.

1.Стратегия развития продукта, предполагающая рост за счет производства нового продукта, который планируется реализовать на уже освоенном фирмой рынке.

2.Стратегия усиления позиции  на рынке, при которой фирма  пытается завоевать лучшие позиции,  не изменяя ни продукт, ни  рынок. Этот тип стратегии требует  для реализации больших маркетинговых  усилий, которые могут быть дополнены  "горизонтальной интеграцией", предполагающей установление контроля  над своими конкурентами.

3.Стратегия развития рынка, заключающаяся  в поиске новых рынков для  уже производимого продукта.[58,с.132-133]

 Вышерассмотренные типы стратегий характеризуются ограниченным ростом хозяйствующих субъектов, для которого характерно установление целей от достигнутого. Стратегии концентрированного роста применяются в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда фирмы в основном удовлетворены своим положением. Эта стратегия привлекательна тем, что содержит наиболее удобный и наименее рискованный способ действий.

II. Стратегия интегрированного  роста осуществляется путем ежегодного  значительного повышения темпов  роста по сравнению с предшествующим  периодом. Эта стратегия является  наиболее часто выбираемой альтернативой  в динамично развивающихся отраслях  с быстро изменяющейся технологией.

 Стратегию интегрированного роста поддерживают руководители - приверженцы диверсификации своих фирм с целью покинуть рынки, находящиеся в состоянии стагнации. Рост может быть внутренним и внешним.

Выделяют два основных типа стратегий  интегрированного роста:

1.Стратегия обратной вертикальной  интеграции. Направлена на рост  фирмы за счет приобретения  или установления контроля над  поставщиками. Фирма может создавать  дочерние структуры, осуществляющие  снабжение, либо приобретать другие  фирмы, осуществляющие снабжение.

2.Стратегия предшествующей вертикальной  интеграции. Выражается в приобретении  фирмой хозяйствующих субъектов  или установке контроля над  структурами, находящимися между  фирмой и конечными потребителями  ее продукции. Данный тип интеграции  предпочтителен при росте посреднических  услуг, а также в случае отсутствия  посредников, удовлетворяющих требованиям  фирмы - производителя.[4,с. 163]

III. Стратегии диверсифицированного  роста. Реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в данной отрасли.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии