Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:28, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта - провести комплексный анализ деятельности фирмы и на его основе разработать стратегический план развития.
Для решения данной цели в дипломном проекте были поставлены следующие задачи:
1.Осветить теоретические основы бизнес - планирования и управления, методология разработки стратегий на предприятии;
2.Рассчитать показатели финансово-экономической деятельности фирмы;
3.Исследовать современное состояние и основные тенденции на рынке пива Московской области г. Троицке;
4.Провести анализ внутренней и внешней среды фирмы;
5.Изучить сбытовую политику организации;
6.Разработать стратегию развития предприятия;
7.Разработать практические рекомендации по успешному развитию предприятия;
8.Определить функциональные направления в развитии фирмы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ 8
1.1. Сущность и значение стратегического планирования
для предприятия 8
1.2. Процесс стратегического управления в организации 16
1.3. Процесс разработки стратегических планов 22
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «Перспектива» 34
2.1. Краткая экономическая характеристика фирмы 34
2.2. Анализ рынка пива Московской области 42
2.3. Анализ маркетинговой среды компании ООО «Перспектива» 50
2.4. Анализ сбыта продукции ООО «Перспектива» 65
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «Перспектива» 71
3.1. Обоснование общефирменной стратегии развития
организации 71
3.2. Разработка основных направлений развития 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

Файлы: 1 файл

Нагайцева_диплом.docx

— 491.01 Кб (Скачать файл)

 

Если посмотреть динамику продажи  алкогольных напитков и пива по годам, то видно, что только в 2003 году водки и ликероводочных изделий употреблялось в нашей области больше всего. Уже с 2004 года потребление пива возрастает почти в 3 раза и почти в 2 раза обгоняет употребление водки и ликероводочных изделий.

 Пик потребления пива проходится в нашей области на 2006-2007 гг., когда появилось очень много разнообразных видов и сортов этого напитка, при этом были самые благоприятные условия для развития отрасли. Однако с принятием закона о запрете рекламы пива по телевидению с 7 до 22 часов, запрете распития пива в общественных местах употребление его стало снижаться, но ненамного по сравнению с предыдущими годами.

В таблице 7 представлены данные о качестве алкогольных напитков и пива, поступивших на потребительский рынок Московской области.

Используя данные, приведенной ниже таблицы 7, можно отметить, что не все пиво, поступающее в продажу качественное.

 

Таблица 7

Качество алкогольных напитков и пива,  
поступивших на потребительский рынок.

 

Наименование товара

Забраковано и снижено  в сортности, в процентах  
от общего объёма проинспектированных товаров

отечественные товары

импортные товары

2009

2010

2009

2010

Водка и ликёроводочные изделия

0,8

X

41,7

Вина  
виноградные и плодовые

40,2

27,7

4,3

48,6

Коньяк

20,7

13,4

60,0

43,5

Шампанское

0,7

6,5

X

10,0

Пиво

11,3

15,6

-

12,3


 

 

Так в 2009 году было забраковано 11,3% пива отечественных производителей (импортного не забраковали ничего), но уже в 2010 году было забраковано 15,6% отечественного и 12,3% импортного пива. Таким образом, забракованный товар составил в общей сложности 27,9% от общего количества пива на рынке нашей области.

Это очень высокий показатель, он говорит о том, что у покупателя есть высокие шансы купить некачественный товар, даже не подозревая об этом. Можно предположить, что увеличение акцизов на 25% в 2008 г. повысило мотивацию выпуска нелегальной продукции, а, следовательно, и уровень брака.

В таблице 8 представлены данные о структуре продажи алкогольных напитков и пива по Московской области в % за последние годы.

Из данных, приведенной ниже таблицы 8 видно, что потребление пива в нашей области идет на втором месте после употребления водки и ликероводочной продукции и в целом повторяет общую динамику развития пивной отрасли в России.

 

Таблица 8

Структура продажи алкогольных  напитков и пива (в процентах)

 

Наименование продукции

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Алкогольные на -питки и пиво в  абсолютном ал коголе - всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

               

водка и ликёро- водочные изделия

81,8

76,3

69,7

71,4

61,7

62,2

63,7

60,9

виноградные и плодовые вина

10,8

9,6

8,9

7,5

7,6

8,8

10,5

14,6

коньяки

1,2

0,7

0,7

0,4

0,6

0,5

0,8

1,0

вина шампанские и игристые

1,2

1,1

0,9

0,9

0,9

1,0

пиво

5,1

12,2

19,6

19,8

29,2

27,6

24,0

22,4


 

Для наглядности отразим структуру  продажи за 2010 год в диаграмме (рис. 15).

 

Рис. 15. Структура потребления населением ликероводочной продукции  
и пива в 2010 году.

 

60,90% водка и ликероводочные изделия;

14,60% виноградные и плодовые вина;

1% коньяки;

1,10% вина шампанские и игристые

22,40% пиво

В таблице 9 представим динамику продажи алкогольных напитков и пива на душу населения в Московской области.

Не смотря на увеличение объемов  потребления на душу населения в  абсолютном алкоголе,

Таблица 9

Динамика продажи алкогольных напитков на душу населения, л.

Годы

В пересчёте  
на абсолютный алкоголь

Водка и ЛВИ

Вино виноградное  
и плодовое

Шампанское

Коньяк

Пиво

2000

6,23

12,75

4,68

0,65

0,18

9,41

2001

6,69

12,76

4,44

0,73

0,11

24,22

2002

5,41

8,97

4,53

0,57

0,06

32,23

2003

5,56

9,68

3,44

0,55

0,09

32,37

2004

5,94

10,61

3,09

0,49

0,06

34,84

2005

4,97

7,61

3,02

0,44

0,08

36,42

2006

5,19

8,00

2,73

0,44

0,07

38,99

2007

5,49

8,54

3,34

0,42

0,07

38,93

2008

5,35

8,73

3,98

0,48

0,11

33,89

2009

5,66

-8,61

5,75

0,55

0,14

32,62


 

водку и пиво в 2008-2009 гг. стали покупать реже. Продажи коньяка и вин возросли.

По данным таблицы 9 построим диаграмму, отражающую динамику потребления пива на душу населения в Московской области за 1999-2009годы (рис. 16)

 

Рис. 16.Динамика потребления пива на душу населения в г. Троицк

 

 Из диаграммы видно, что пик потребления пива на душу населения в Московской области приходился на 2005-2006 годы. Далее потребление пива стало понемногу снижаться. Этому способствует несколько причин. 2004 год стал непростым для российских пивоваров. Увеличение акцизной ставки на 25% в начале года, попытка отнесения пива крепостью свыше 8% об. к алкогольной продукции в апреле, утверждение поправок к закону "О рекламе" в августе, принятие закона об ограничении розничной продажи и распития пива в общественных местах в декабре.

 В январе 2005 года вступил в силу ограничение на использование в рекламе пива образов людей и животных, делая весьма проблематичным выведение на рынок новых марок пива. И не смотря ни на что, пиво является популярным напитком при любом уровне доходов населения. По данным Минсельхоза, за прошедший год в нашей стране было сварено 732 млн декалитров этого напитка.

По оценкам Союза российских пивоваров, сегмент высококачественного  пива "премиум" является сегодня  самым быстрорастущим на рынке.

По сравнению с прошлым годом  сегмент пива класса "премиум" вырос примерно на 20%. После сокращения потребления в 1989-1994 годах, начиная с 1999 года, наблюдается тенденция роста потребительского спроса. Сегодня потребление пива практически в 2,5 раза превышает уровень 60-х годов.

 Проведем сегментацию рынка пива Московской области. Целесообразнее разделить всю совокупность на пять сегментов (рис. 17).

Import- ИМПОРТ (от 80 руб./литр)

License premium-ЛИЦЕНЗИОННОЕ ПРЕМИУМ (55-70 руб./литр)

Local premium-МЕСТНЫЙ ПРЕМИУМ (35-55 руб./ литр)

Middle price- СРЕДНЕЦЕНОВОЕ (25-35 руб./литр)

Economy-МЕСТНОЕ НЕДОРОГОЕ (до 25 руб./литр)




 

Рис. 17 .Сегментация рынка пива Московской области

 

Заметим, разделение достаточно условно, но в то же время довольно точно  подмечает особенности отрасли. Каждому сегменту соответствуют  определенные марки, конкурирующие друг с другом.

С активным ростом рынка, растет и спрос на квалифицированный персонал, способный этот бизнес поддерживать и развивать. Приоритетными направлениями политики большинства пивоваренных компаний стали развитие системы продаж и дистрибуции.

Основная доля вакансий на рынке  пивной промышленности приходится на сферу продаж и составляет около 80% от всех открытых позиций. Самыми востребованными  на данный момент являются торговые представители и супервайзеры.

Еще одной из наиболее востребованных профессий в пивной промышленности становится логистика.

Рынок постоянно меняется и совершенствуется, и в скором будущем успешно работать смогут только те компании, которые владеют всеми стратегиями и инструментарием маркетинговой и рекламной деятельности, имеют налаженную работу профессионалов в области продаж, а также опытных специалистов по логистики.

Таким образом, тенденции на рынке  пива Московской области в целом отражают основные тенденции, наблюдающиеся в России.

 

2.3. Анализ маркетинговой  среды компании ООО «Перспектива»

 

Разработка стратегии предприятия  начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая  в сочетании с мотивационной  идеей определяет основные направления  развития предприятия и устанавливает  цели фирмы.

 Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия.

Анализ внутренней среды

Менеджмент. ООО «Перспектива» имеет централизованную систему управления, то есть решающие право по принятию решений принадлежит генеральному директору (рис.18).

 

 






 

 

Рис. 18 .Организационная структура ООО «Перспектива»

 

 С одной стороны, это позволяет осуществлять более качественный контроль над деятельностью предприятия, устранять дублирование решений, более эффективно использовать кадры, оборудование, площади. Но в то же время у генерального директора накапливается большое число срочных вопросов, которые решаются не так быстро, как хотелось бы, так как больше никто на предприятии не имеет права принимать решения.

Распределение ответственности  и полномочий

Генеральному директору принадлежит  право по окончательному решению  наиболее важных вопросов.

 Заместитель по техническим вопросам занимается решением производственных вопросов, заместитель по АХЧ решает вопросы по работе склада и складской службы.

 Между всеми отделами фирмы существует тесная взаимосвязь. В каждом из отделов выделено ответственное лицо, контактирующее непосредственно с руководством.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии