Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:28, дипломная работа
Цель дипломного проекта - провести комплексный анализ деятельности фирмы и на его основе разработать стратегический план развития.
Для решения данной цели в дипломном проекте были поставлены следующие задачи:
1.Осветить теоретические основы бизнес - планирования и управления, методология разработки стратегий на предприятии;
2.Рассчитать показатели финансово-экономической деятельности фирмы;
3.Исследовать современное состояние и основные тенденции на рынке пива Московской области г. Троицке;
4.Провести анализ внутренней и внешней среды фирмы;
5.Изучить сбытовую политику организации;
6.Разработать стратегию развития предприятия;
7.Разработать практические рекомендации по успешному развитию предприятия;
8.Определить функциональные направления в развитии фирмы
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ 8
1.1. Сущность и значение стратегического планирования
для предприятия 8
1.2. Процесс стратегического управления в организации 16
1.3. Процесс разработки стратегических планов 22
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «Перспектива» 34
2.1. Краткая экономическая характеристика фирмы 34
2.2. Анализ рынка пива Московской области 42
2.3. Анализ маркетинговой среды компании ООО «Перспектива» 50
2.4. Анализ сбыта продукции ООО «Перспектива» 65
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «Перспектива» 71
3.1. Обоснование общефирменной стратегии развития
организации 71
3.2. Разработка основных направлений развития 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
Анализ платежеспособности ООО «Перспектива»
Внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия является его платежеспособность. Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная финансовая помощь другим предприятиям) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства. Платежеспособность предприятия можно выразить в виде следующего неравенства:
Д>М + Н (1)
где Д - дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и прочие активы; М - краткосрочные кредиты и займы;
Н - кредиторская задолженность и прочие пассивы. [51, с. 284]
Используя формулу (1), просчитаем платежеспособность ООО «Перспектива» за 3 года.
Таблица 4
Данные для расчета
Наименование показателя |
Годы | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
Д |
12524+93+171 |
18719+19 |
17030+162+190 |
М |
4400 |
6000 |
9678 |
Н |
15111 |
20777 |
15330 |
М+Н |
19511 |
26777 |
25008 |
Оценка платежеспособности |
низкая |
низкая |
низкая |
Таким образом, из расчетов видно, что
все три года наблюдается
Анализ ликвидности баланса ООО «Перспектива»
Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения кратко срочных обязательств. Основным признаком ликвидности служит формальное превышение (в стоимостной оценке) оборотных активов над краткосрочными пассивами. Но для более точной оценки ликвидности баланса необходимо использовать финансовые коэффициенты.
Рассчитаем коэффициент абсолютной ликвидности КЛА по формуле:
Кла =ДС/КП (2)
где ДС - денежные средства и их эквиваленты;
КП - краткосрочные пассивы.
Кла2008 = 93 : 19511 = 0,0047;
Кла 2009= 19: 26777 = 0,0007;
Кла 2010 = 162 : 25008 = 0,0065.
Полученные коэффициент
Рассчитаем коэффициент промежуточного покрытия (быстрой ликвидности) по формуле:
Клп=ДС+ДБ/КП (3)
где ДБ - расчеты с дебиторами.
КЛП 2007 = (93+12260): 19511 = 0,63;
Клп 2008= (19+18719): 26777 = 0,70;
Клп 2009 = (162+17030): 25008 = 0,68.
Видно, что коэффициенты промежуточного покрытия меньше нормы (0,7-0,8), значит, организация не в состоянии погасить краткосрочную задолженность за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторских долгов.
Общий коэффициент покрытия (текущей ликвидности). Кло показывает, в какой степени оборотные активы предприятия превышают его краткосрочные обязательства:
Кло=ПА/КП (4)
где ПА - итог второго раздела актива баланса.
Кло 2008 = 19605: 19511 - 1,004;
Кло 2009 = 27518: 26777 = 1,03;
Кло 2010 = 26122: 25008 = 1,04.
Таким образом, коэффициент покрытия достиг критической величины, при которой оборотные активы организации почти не превышают его краткосрочные обязательства. Значит, организация не будет вызывать доверия у кредиторов.
Анализ рентабельности и деловой активности
В рыночных условиях главным критерием эффективности работы организации является результативность, прибыльность. Рассчитаем следующие показатели рентабельности:
Рентабельность продаж.
Показывает, сколько прибыли приходится
на единицу реализованной
Р1 = Пр : выручка от реализации х 100% (5)
Р12008 = 478 : 114341 х 100% = 0,42%;
Р12009= 1264 : 173019 х 100% = 0,73%;
Р1 2010= 753 : 199733 х 100% - 0,38%.
Из полученных коэффициентов можно сделать вывод, что деятельность организации была рентабельна: убытков не было. Однако в 2010 году прибыль на единицу реализованной продукции ниже на 48%, чем в 2009 году; и почти на 10%, чем в 2008 году.
Экономическая рентабельность
Показывает эффективность использования всего имущества.
Р2 = Пб : (валюта баланса - 3 раздел) х 100% (6)
Р2 2008 =478 : (19873-362) х 100% = 2,4%;
Р2 2009 = 1264 : (28002-1225) х 100% = 4,7%;
Р2 2010 = 753: (26687-1679) х 100% = 3,0%.
Наибольшая экономическая
Фондорентабелъностъ
Показывает эффективность использования внеоборотных активов.
РЗ = Пб : стр. 190 (7)
Р3 2008= 478 : 268 = 1,78;
Р3 2009= 1264:484 =2,61;
Р3 2010 = 753 : 565 = 1,33.
Можно сделать вывод, что фондорентабельность использования внеоборотных активов в 2009 году увеличилась, а в 2010 году коэффициент фондорентабельности стал даже ниже чем в 2008 г.
По результатам произведенных расчетов построим графики показателей рентабельности (рис. 12).
Рис. 12 .Динамика показателей рентабельности
Делая общий вывод по показателям рентабельности ООО «Перспектива», можно сказать, что организация имела выручку от своей деятельности, а значит оно рентабельно. Из проведенного анализа видно, что организация развивает свою деятельность, но при этом ей необходимо грамотное планирование финансово-хозяйственной деятельности, так как многие показатели 2009 года выше показателей 2010 года, что является неблагоприятной тенденцией.
Таблица 5
Оценка деловой активности ООО «Перспектива» за 2008-2010 гг.
Наименование показателей |
Формула |
2008г. |
2009г. |
2010 г. |
Оборачиваемость собственного капитала |
BP/СК |
5,97 |
6,77 |
8,56 |
Оборачиваемость всех оборотных средств |
BP/p.II баланса |
5,83 |
6,29 |
7,65 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности |
BP/ КЗ |
7,56 |
8,32 |
13,11 |
Фондоотдача |
BP/ ОС |
426,65 |
357,48 |
353,51 |
Оценка деловой активности показала:
1. Деловая активность по показателям 1-3 возрастает по сравнению с предыдущим годом и приближается к нормативным показателям большинства цивилизованных рыночных стран.
2. Период оборачиваемости в днях сокращается.
Таким образом, наблюдается благоприятная тенденция деловой активности предприятия. Единственным уменьшающимся показателем является фондоотдача, что говорит о снижении эффективности использования основных средств.
Обобщая данные по каждой группе показателей, можно сказать, что в целом состояние ООО «Мелана» удовлетворительное. Для преодоления отмеченных выше недостатков необходимо тщательно планировать расходы, текущие платежи и долгосрочные вложения, принимать активные меры по взысканию дебиторской задолженности (что приведет к увеличению оборотных активов, снижению кредиторской задолженности и др.).
Ассортимент фирмы составляют три ассортиментные группы. Большую долю составляет пиво, поэтому более подробно остановимся на изучении именно этой отрасли.
В последнее время российский рынок алкогольных напитков, восстановившись после кризиса, характеризовался значительным ростом как в денежном так и в натуральном выражении. Повышение благосостояния населения и качества предлагаемой продукции положительно сказалось на развитии рынка, привлекло к нему внимание российских и зарубежных инвесторов.
Помимо собственно роста рынка происходит изменение его структуры. В России, всегда «славившейся» большим потреблением водки, увеличивается доля продаж слабоалкогольных напитков (особенно пива), которые уже опережают водку и другие крепкие напитки по объемам потребления.
Однако существующая в России диспропорция цен на различные алкогольные напитки сдерживает рост потребления вина и пива. Это выражается в том, что в России чистый алкоголь, содержащийся в водке, стоит в 2 раза дешевле, чем в пиве, и в 4 раза дешевле, чем в вине.
Рис.13. Структура рынка, доля по объёму, %
Таким образом, по стоимости суммарных продаж пиво - наиболее популярная категория алкогольных напитков (примерно 7 млрд. долларов в 2010 году) - находится на втором месте (после водки -около 10 млрд. долл.), а замыкает тройку лидеров вино.
Другая тенденция российского алкогольного рынка - увеличение доли потребления алкоголя более «дорогих» сегментов, что особенно заметно на примере пивной отрасли. Если в начале 90-х годов большинство россиян могли позволить себе покупку только дешевых сортов пива, являющихся в основном просто источником алкоголя, то сейчас все большее значение приобретает качество пива, его известность, имидж, удобство упаковки.
В результате популярными становятся такие марки, как «Золотая бочка», «Балтика», «Бочкарев» и «Сибирская корона», относящиеся к категории «локальный премиум». Здесь, однако, стоит отметить, что основная доля продаж пива «дорогих» сегментов приходится на Москву и Санкт-Петербург, а в остальных регионах все еще преобладает более дешевое пиво, поэтому дальнейший рост продаж в этом сегменте будет происходить за счет регионов.
Заметим, в российской пивной отрасли продолжается процесс консолидации: выделяются несколько основных производителей, имеющих мощные пивоварни во многих российских регионах и обладающих более эффективными навыками производства и реализации продукции.
Рис. 14. Ценовые сегменты пива. Доля по объему, % (2011г. – прогноз)
Так, доля 5 крупнейших игроков на российском пивном рынке составляет уже более 60% .
Ярким подтверждающим примером является объединение в декабре 2005 года крупнейших пивоваренных компаний ОАО ПК «Балтика» и ОАО «Вена».
Всего по России производится 255 000 тыс. декалитров пива в год.
Наибольшее количество пива производится в Центральном и Северо- Западном экономических регионах .
По данным статистических сборников по Московской области, продажа алкогольных напитков и пива населению составила в 2010 г. 762,12 тыс. дкл. (в абсолютном алкоголе), или 5,66 л на душу населения, в 2009 г. - 5,48 л.
Можно сказать, что потребление пива и алкогольной продукции жителями нашей области снижается.
В таблице 6 представим данные по продаже алкогольных напитков с учетом скрытого оборота, тыс. декалитров.
Из данных, приведенной ниже, таблицы 6 видно, что в 2010 году больше всего было продано именно пива: 4391,8 тыс. декалитров, потом идет водка и ликероводочные изделия (1143,5 тыс. декалитров).
Таблица 6
Продажа алкогольных напитков и пива в Московской области (с учетом скрытого оборота)
Наименование показателя |
Годы |
2010 в % к | ||||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |||
2009 |
2008 | |||||||||
Алкогольные напитки |
915,1 |
978,2 |
801,6 |
704,1 |
726,1 |
758,6 |
750,3 |
762,1 |
101,6 |
100,5 |
надушу населения, л |
6,18 |
6,62 |
5,49 |
4,90 |
5,11 |
5,39 |
5,48 |
5,66 |
103,3 |
105,0 |
Водка и |
1871,0 |
1866,9 |
1396,8 |
1077,0 |
1120,2 |
1180,7 |
1194,9 |
1143,5 |
95,7 |
96,9 |
Виноградные и плодовые вина |
687,0 |
649,0 |
496,0 |
427,6 |
382,3 |
462,6 |
544,8 |
754,7 |
138,5 |
163,1 |
Коньяки |
26,0 |
16,3 |
13,1 |
10,7 |
9,7 |
9,2 |
15,3 |
19,1 |
124,8 |
207,6 |
Вина шампанские и игристые |
96,0 |
107,4 |
78,7 |
61,7 |
60,9 |
58,6 |
66,0 |
73,8 |
111,8 |
125,9 |
Пиво |
1381,0 |
3544,0 |
4670,5 |
5155,2 |
5457,0 |
5384,4 |
4636,0 |
4391,8 |
94,7 |
81,6 |
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии