Стратегическое управление организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Термин «стратегическое управление» был введен в 60-70-х годах 20 в., чтобы отличить текущее управление, осуществляемое на уровне хозяйственных подразделений, от управления на высшем уровне руководства. В процессе своего развития управление как практическая деятельность в 80-х годах перешло на новый этап, отличительной особенностью которого является смещение внимания высшего руководства в сторону внешнего окружения, что позволяет своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нем изменения и обеспечивать организации преимущества перед конкурентами. Выработка корпоративной стратегии – жизненно важная проблема для организации, эта проблема решается в ходе стратегического управления корпорацией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 6
1.1. Сущность стратегического менеджмента и его роль в функционировании предприятия 6
1.2. Понятие стратегии, цели и миссии организации 11
1.3. Стратегическое управление организацией как система: основные элементы 21
1.4. Виды стратегий управления на современных предприятиях 26
2. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 28
2.1. Этапы и методы разработки стратегии предприятия 28
2.2. Опыт стратегического управления на зарубежных предприятиях проблемы его адаптации к российским условиям 37
2.3. Предпосылки и условия развития стратегического управления на российских предприятиях 40
2.4. Проблемы разработки стратегии промышленного предприятия в современных российских условиях 46
Признак 79
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ «СИБИРСКОЙ АССОЦИАЦИИ МАРКЕТИНГА»

Файлы: 1 файл

Стратегическое управление организацией_конкурент.doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

3. стратегия развития  «Сибирской Ассоциации маркетинга»             

 

Введение

 

Термин «стратегическое  управление» был введен в 60-70-х  годах 20 в., чтобы отличить текущее  управление, осуществляемое на уровне хозяйственных подразделений, от управления на высшем уровне руководства. В процессе своего развития управление как практическая деятельность в 80-х годах перешло на новый этап, отличительной особенностью которого является смещение внимания высшего руководства в сторону внешнего окружения, что позволяет своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нем изменения и обеспечивать организации преимущества перед конкурентами. Выработка корпоративной стратегии – жизненно важная проблема для организации, эта проблема решается в ходе стратегического управления корпорацией.

Стратегический менеджмент  -  обоснование   и   выбор  перспективных целей развития предприятия  и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих  достижение  намеченных  целей.

Необходимость стратегического  управления в российских условиях объясняется  следующими причинами. Во-первых, за последние  десять лет радикально изменилась среда, в которой действуют отечественные организации. Неустойчивое экономическое положение многих организаций связано с отсутствием у большинства руководителей глубоких экономич6еских знаний, управленческих навыков и опыта работы в условиях конкуренции, необходимостью приспособления организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Во-вторых, уход от централизованного планирования, приватизация и весь ход экономических преобразований в России требуют от руководителей умения предвидения, формулирования стратегии, определения достоинств и конкурентных преимуществ, ликвидации стратегических угроз и опасностей, т. е.  использование всех инструментов стратегического управления. В-третьих, применение идей и принципов стратегического управления, необходимость изменений в системе управления актуальны не только для крупных компаний, с которыми было связано появление стратегического управления, но и для средних и даже малых предприятий.

Этими положениями и  обосновывается актуальность темы этой дипломной работы.

При всей практической значимости стратегического управления для российских предприятий теоретически эта проблема в отечественной литературе разработана недостаточно. Большинство учебников, монографий, статей, использованных в настоящей дипломной работе – это иностранные публикации. Отечественные авторы если и уделяют внимание вопросам стратегического менеджмента, то лишь в виде обобщенных учебников, основой для которых служат переводные издания. И эти учебники по стратегическому менеджменту написаны в основном, без учета российской специфики управления, российских условий работы организаций, без учета особенностей российского менталитета.

Поэтому в настоящей  дипломной работе мы попытаемся не просто обобщить имеющиеся теоретические  представления о стратегическом менеджменте организации, но и выявить специфические особенности стратегического управления организацией в современных российских условиях. Это и будет основной целью работы.

Для достижения вышеобозначенной цели в ходе работы необходимо решить ряд конкретных задач:

  • Рассмотреть понятия «стратегия» и «стратегическое управление», раскрыть их содержание
  • Определить место и роль стратегического менеджмента в функционировании современной организации, дать характеристику основным видам и типам стратегий управления
  • Выявить особенности разработки стратегического менеджмента в российских организациях с учетом условий переходной экономики в общих чертах
  • Рассмотреть на конкретном примере специфику стратегического управления организацией в России

Научная значимость работы определена тем, что в настоящем исследовании мы попытаемся не просто обобщить на теоретическом уровне знания о стратегическом управлении организации, а выявить характерные особенности стратегического управления современных российских организаций.

Практическая  значимость работы заключается в том, что ее положения  могут быть использованы для построения и разработки системы стратегического управления на российских предприятиях.

Предмет исследования – специфика стратегического управления организацией в российских условиях

Объект исследования – стратегическое управление в Сибирской Ассоциации Маркетинга.

В процессе работы для  применялись следующие методы:

  • изучение литературных и иных источников, посвященных проблемам стратегического менеджмента персонала, общего менеджмента, теории и практике формирования стратегии организации и т.п..
  • анализ существующих стратегий управления организацией как в России, так и за рубежом
  • наблюдение
  • методика оценки уровня стратегического управления, предложенная Шкардуном  В. Д. и Ахтямовым Т. М. (консалтинговая фирма "Полимекс»)1.

Структура работы включает в себя три логически взаимосвязанные главы, введение, заключение, список литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы работы, определяются основные задачи и  направления  исследования.

 Первая глава  – теоретическая, в ней рассматриваются  основные категории и понятия  стратегического менеджмента, дается  классификация видов стратегического  управления, анализируются основные  элементы стратегического менеджмента  организации.

Вторая глава посвящена практике разработки стратегического менеджмента организаций. В ней определяются характерные особенности разработки стратегического менеджмента для организаций, функционирующих в российских условиях, условиях переходной экономики. Эти особенности выделяются в сравнении с особенностями стратегического менеджмента в иностранных организациях.

Третья глава  – практическая, в ней анализируется  опыт стратегического управления в  «Сибирской Ассоциации Маркетинга», даются рекомендации по повышению эффективности стратегического менеджмента в этой организации.

В конце каждой главы делаются соответствующие  выводы по изложенному материалу.

В заключении обобщен  весь вышеизложенный материал, сделаны  выводы о достижении или не достижении поставленных цели и задач дипломной работы.

 

1. Теоретические основы стратегического управления организацией

1.1. Сущность стратегического менеджмента и его роль в функционировании предприятия

 

В современной науке  об управлении известно достаточно много  различных моделей управления фирмами. Выбор той или иной из них представляет собой самостоятельную и весьма важную для успешной деятельности предприятия задачу. Однако не все решения, касающиеся системы и методов управления на предприятии, относятся к стратегическим.

Стратегический менеджмент основан на представлении о предприятии как об относительно стабильной и обособленной системе, интегрирующей во времени и в экономическом пространстве различные формы ресурсов и усилий. В основе стратегического управления лежат попытки менеджера проникнуть за пределы управляемого процесса или подсистемы, предвидеть результаты и факторы функционирования, предотвратить неблагоприятные события и попадание в рискованные ситуации2. С позиций экономической безопасности стратегическое управление делает ставку на культивирование «здоровых» сторон данного предприятия, его внутреннюю устойчивость, способность к самовосстановлению в случае нежелательного воздействия внешней среды.

Термин «стратегическое  управление» был введен в 60-70-х  годах 20 в., чтобы отличить текущее управление, осуществляемое на уровне хозяйственных подразделений, от управления на высшем уровне руководства. В процессе своего развития управление как практическая деятельность в 80-х годах перешло на новый этап, отличительной особенностью которого является смещение внимания высшего руководства в сторону внешнего окружения, что позволяет своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нем изменения и обеспечивать организации преимущества перед конкурентами. Выработка корпоративной стратегии – жизненно важная проблема для организации, эта проблема решается в ходе стратегического управления корпорацией.

Стратегический менеджмент  -  обоснование   и   выбор  перспективных целей развития предприятия  и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих  достижение  намеченных  целей.

Стратегический менеджмент основан на представлении о предприятии  как об относительно стабильной и  обособленной системе, интегрирующей  во времени и в экономическом пространстве различные формы ресурсов и усилий. В основе стратегического управления лежат попытки менеджера проникнуть за пределы управляемого процесса или подсистемы, предвидеть результаты и факторы функционирования, предотвратить неблагоприятные события и попадание в рискованные ситуации3. С позиций экономической безопасности стратегическое управление делает ставку на культивирование «здоровых» сторон данного предприятия, его внутреннюю устойчивость, способность к самовосстановлению в случае нежелательного воздействия внешней среды

Действия организаций  и их руководителей не могут сводиться  к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость  сознательного управления изменениями  на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.

Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.

Содержанием стратегического  менеджмента являются4
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы, 
- анализ внешней среды фирмы, 
- анализ ее внутренней обстановки, 
- выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ, фирмы, 
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы, 
- проектирование ее организационной структуры, 
- выбор степени интеграции и систем управления, 
- управление комплексом " стратегия - структура - контроль", 
- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности, 
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании, 
- совершенствование стратегии, структуры, управления. Это можно представить в виде следующей схемы (рис.1.)



 

 




 


 

 



 


 


 



Рис.1. Содержание стратегического менеджмента5

Для того, чтобы конкурировать  в сложной и быстроизменяющейся сегодняшней обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет  разработкой стратегии - стратегическими  менеджерами. Их задача - обеспечение  деятельности всей организации по определенному направлению (часто их называют комплексными менеджерами). Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет) и занимают уникальное положение в компании, управляя всей организацией в стратегическом смысле.

По мнению Э. Враппа (университет  Чикаго) наиболее удачливые стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами6
- быть хорошо информированы, 
- уметь управлять своими временем и энергией, 
- быть хорошими политиками (создателями консенсуса), 
- они не должны быть, как эксперты, "зациклены", 
- способностью продвигать программу в частных направлениях.

Хорошая информированность  предусматривает возможность принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей.

Они должны уметь распределять свое время и энергию среди различных дел, решений или проблем. Они должны знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частное решение.

Хороший политик должен обладать искусством достижения консенсуса на основе своих идей, а не давить своим авторитетом для их продвижения. Он должен действовать как член или лидер коалиции, а не как диктатор.

Изменяющийся мир требует  от стратегического менеджера определенной гибкости. Он должен быть готовым к  маневру и адаптации к складующийся обстановке. Это не означает, что фирма должна действовать без определенных целей, но надо быть готовым к их корректировке.

Итак, в заключение этого  параграфа можно сделать вывод, что стратегическое управление –  это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе. Суть стратегического менеджмента заключается в том, что в организации, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

Информация о работе Стратегическое управление организацией