Стратегическое управление организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Термин «стратегическое управление» был введен в 60-70-х годах 20 в., чтобы отличить текущее управление, осуществляемое на уровне хозяйственных подразделений, от управления на высшем уровне руководства. В процессе своего развития управление как практическая деятельность в 80-х годах перешло на новый этап, отличительной особенностью которого является смещение внимания высшего руководства в сторону внешнего окружения, что позволяет своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нем изменения и обеспечивать организации преимущества перед конкурентами. Выработка корпоративной стратегии – жизненно важная проблема для организации, эта проблема решается в ходе стратегического управления корпорацией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 6
1.1. Сущность стратегического менеджмента и его роль в функционировании предприятия 6
1.2. Понятие стратегии, цели и миссии организации 11
1.3. Стратегическое управление организацией как система: основные элементы 21
1.4. Виды стратегий управления на современных предприятиях 26
2. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 28
2.1. Этапы и методы разработки стратегии предприятия 28
2.2. Опыт стратегического управления на зарубежных предприятиях проблемы его адаптации к российским условиям 37
2.3. Предпосылки и условия развития стратегического управления на российских предприятиях 40
2.4. Проблемы разработки стратегии промышленного предприятия в современных российских условиях 46
Признак 79
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ «СИБИРСКОЙ АССОЦИАЦИИ МАРКЕТИНГА»

Файлы: 1 файл

Стратегическое управление организацией_конкурент.doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

Быстрые изменения внешней  среды отечественных предприятий  также стимулируют появление  новых методов, систем и подходов к управлению. Если внешняя среда  практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим управлением. Однако в настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического управления, хотя часто и не осознают этого.

на обилие опубликованной информации, литературы практически  ни одна организация не может продемонстрировать более или менее удачный пример организации стратегического управления.

По нашему мнению одной  из основных проблем стратегического управления является степень обоснованности выбора того или иного направления развития. Не смотря на ограниченное количество целей, которое, как правило, преследует Компания, в выборе путей достижения этих целей всегда есть альтернативы. Подавляющее большинство известных решений в этой области сводится к удобному для размышления и обсуждения формату: всевозможные матрицы, диаграммы. Однако они не дают ни малейшего представления о реальных издержках и доходах Компании, о стоимости бизнеса Компании на тех или иных направлениях.

Безусловно, вовлеченность, понимание и мотивация сотрудников  всех уровней управления компанией  важна, но это не решает проблем стоимостной  оценки рассматриваемых стратегий. И, кроме того, учитывая, своеобразный менталитет отечественных менеджеров, вряд ли стоит надеяться на корректный выбор стратегии развития. Да и экономика предприятий находится не на том уровне, что бы надеяться с помощью концептуальных «квадратиков» решить проблемы.     

Другая проблема заключается  в «одностороннем» подходе к разработке и реализации стратегии. Как известно, существует два уровня стратегий: корпоративная стратегия и бизнес стратегия. Корпоративная стратегия заключается в определении пути развития компании в целом.  С каким продуктом (услугой) и на каком рынке предстоит работать Компании. Бизнес стратегия содержит всю совокупность действий по организации производства продукта или услуги, с которыми компании предстоит работать на рынке. Связность этих двух уровней очевидна: чем более качественно реализуется бизнес стратегия (гибкость производства, высокая технологичность, низкие издержки и так далее), тем больше степеней свободы при принятии корпоративной стратегии за счет эффективной диверсификации производства, дифференциации продукции и так далее.

Относительно стабильная экономика, и прозрачность деятельности западных компаний дают возможность  приблизительной оценки качества реализации бизнес стратегии по ряду признаков, и поэтому основной упор осуществляется на реализацию корпоративной стратегии. Аналогичный подход используют и отечественные предприятия. Но специфика связности корпоративной стратегии и бизнес стратегии для отечественных предприятий такова, что неиспользуемый, недооценённый производственный потенциал предприятия зачастую может перевернуть все представления о принятой, казалось бы, успешной корпоративной стратегии.

Ещё одна проблема заключается  в банальной путанице долгосрочного и стратегического планирования. Главное различие между долгосрочным (его иногда называют корпоративным) и стратегическим планированием состоит в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции сложившихся тенденций роста, изменений динамики финансовых показателей фирмы * Ансофф. 

В системе долгосрочного  планирования показатели, которых необходимо достигнуть – это скорее цель, в  системе стратегического управления это ориентир. В первом случае в  процессе деятельности предприятия  степень достижения цели контролируется сравнением фактических и запланированных промежуточных показателей. Во втором случае так же, но каждый последующий шаг корректируется (через систему управленческих решений) по результатам предыдущего, ориентируясь на конечные показатели. В первом случае необходимость достижения цели однозначна. Во втором случае в процессе реализации ориентиры могут быть заменены. 

Таким образом, в системе  стратегического управления отсутствует  предположение о том, что будущее  непременно должно быть лучше прошлого, и не считается, что будущее можно изучить методом экстраполяции.

Процесс стратегического  управления предполагает, что на каждом отрезке времени будут выбираться альтернативы, позволяющие достигнуть целей с максимальным эффектом. 

Следующая проблема возникает  на стадии детализации стратегии. Это проблема «разорванности» стратегии по вертикали. Традиционно процесс разработки стратегии предусматривает прохождения нескольких этапов. Например, как представляют последовательность разработки стратегического плана большинство авторов: разработка миссии и целей организации, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон, анализ стратегических альтернатив, выбор, реализация и оценка стратегии.

Но, казалось бы, хорошо продуманная  и понятная руководству стратегия развития терпит неудачу, как только дело доходит до ее реализации. И дело далеко не только в том, что плохо сформулированы и разработаны соответствующие функциональные стратегии. В подавляющем большинстве случаев, получив некую целевую установку (понятную на высоком уровне) начальник управления, менеджер, инженер производства, привыкший иметь дело с вполне конкретными техническими, технологическими параметрами, не понимает каким образом приступить к её реализации. Если при разработке стратегии обсуждались и решались задачи на уровне финансово-экономических показателей, то начальник производства должен ее решать на «техническом» уровне. Какое оборудование нужно менять в первую очередь, какое во вторую и вообще стоит ли его менять.

Другой не менее важной проблемой является «неустойчивость» принятых стратегических планов. Хорошо и глубоко проработанный план стратегического развития разваливается при первых изменениях транспортных тарифов, тарифов на энергетику, нарушении структуры поставщиков и условий их работы и так далее, не говоря об оперативной оценке отрывающихся возможностей. В какой степени, принимаемые в этих случаях, оперативные решения соответствуют принятой стратегии развития? А может, учитывая влияние внешних факторов, вообще перейти к другой стратегии? До какой степени, в условиях критического влияния внешних факторов, следует придерживаться принятой стратегии? И если обстоятельства вынуждают отказаться от принятой стратегии, то на какую и как следует переходить? Динамика развития бизнеса в современных условиях требует, что бы ответы на эти вопросы были даны «вчера».  

Ещё одна проблема касается организационной стороны стратегического  управления. Эту проблему можно рассматривать  с двух точек зрения: с точки  зрения  организационной структуры компании вообще и точки зрения подразделения стратегического управления.     

 

  1. Стратегия развития «Сибирской Ассоциации Маркетинга»

 

    1. Краткая характеристика «Сибирской Ассоциации Маркетинга»: цели, задачи, структура  

 

Одной из важнейших задач  современной экономической политики является формирование крупных стратегических посредников. Будущий рост российской экономики определяется перестройкой посреднических секторов, развитием крупной промышленности, усилением конкуренции, повышением эффективности государственного регулирования экономики.

  В Кузбассе в  настоящее время начаты интеграционные  процессы в промышленности: созданы  маркетинговые центры в машиностроении, легкой промышленности, других отраслях. Задача же данной программы  - консолидировать усилия по интеграции, в частности и на межотраслевом уровне, создать систему, способствующую реализации Кузбасской продукции на рынках других регионов, обеспечивающую приток необходимых товаров в Кузбасс, формированию товаропотоков, привлечению инвестиций в регион для развития производства, освоения природных ресурсов. Одним из важных аспектов проекта является создание общего в межрегиональном пространстве информационного и экономико-правового поля, механизма и инструментов, призванных обеспечить развитие Кузбасской промышленности, создание рабочих мест, формирование благоприятных для предприятий условий бизнеса, что обеспечит в будущем рост поступлений в бюджет.

 Идея создания «Сибирской  Ассоциации Маркетинга» имеет  в своей основе принцип налаживания  "переправы", "мостика" между предприятиями и рынком. Важнейшей функцией «Сибирской Ассоциации Маркетинга» является помощь субъектам хозяйствования во вхождении в рыночную среду, обучение не умеющих работать в рынке предприятий. Целенаправленная работа Ассоциации сделает продукцию товаропроизводителей нужной и способной удовлетворить рыночный спрос, найдет предприятиям их нишу на рынке.

Важным становится становление  новой рыночной структуры, осуществляющей посреднические функции или функции  взаимосвязей, в первую очередь товарных, субъектов хозяйствования в межрегиональном пространстве, т.е. функции установления партнерства, заменяющие систему оптовой торговли, которая была ранее.

 Для Кузбасса, находящегося  в условиях реструктуризации  экономики, актуально формирование  инфраструктуры поддержки и создания цивилизованных условий для развития предпринимательства и бизнеса.

 Поскольку сейчас  регионам предоставлена действительная  экономическая самостоятельность,  то федеральные и региональные  органы власти, а также отдельные  предприятия и организации пытаются искать новые формы партнерских производственных и финансово-экономических отношений. Роль регионального маркетинга на всех уровнях управления в этом процессе постоянно возрастает. Это вызвано тем, что при переходе к рынку необходимо создать такую систему межрегиональных маркетинговых отношений, которая реализует не только интересы государства в регионах при формировании межрегиональных форм сотрудничества, но и интересы самих регионов, а также негосударственных производителей.

 При этом решаются следующие задачи:

  • активизация участия регионов в решении федеральных программ развития;
  • обеспечение комплексного социально-экономического развития самих регионов;
  • создание благоприятных условий для обеспечения эффективного функционирования отдельных субъектов хозяйствования на территории регионов;
  • повышение качества жизни населения регионов.«Сибирская Ассоциация Маркетинга» позволит нормализовать баланс внешнеэкономической деятельности, то есть увеличить вывоз Кузбасских товаров в другие регионы и за пределы России.

 В программе поставлена  задача создания крупной стратегической  посреднической структуры в Кузбассе, создающей условия для получения  высокой прибыли в сопряженных  сферах и технологических цепочках.

 Особенности российской  внешней среды определяют особенности необходимой в условиях переходной экономики посреднической организации, а именно систему ее функций.

 Система функций  данной структуры («Сибирской  Ассоциации Маркетинга») состоит  из 3-х основных элементов:

    1. торговые операции (снабжение и сбыт продукции, выполнение роли первого эшелона при проникновении на рынки новых регионов, отраслей, создание кооперационных сетей предприятий промышленности, формирование цивилизованной и эффективной сбытовой сети, оптовая торговля, маркетинг);
    2. финансовые операции (факторинг, инвестиционная деятельность, лизинг, поручительство, клиринг);
    3. информационная деятельность (инжиниринг /инженерно-консультационные услуги по подготовке производственного процесса и обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции/, консультационно-аналитическая деятельность, концентрация информационных "активов", оборот информации, роль посредника в поиске новых партнеров между предприятиями и внешней средой).

 Финансовая и информационная  деятельность дополняет ее торговую деятельность.

Основными целями Ассоциации являются:

  • содействие развитию финансового, товарного и трудового рынков в регионах МАСС и Российской Федерации;
  • содействие представительным и исполнительным органам государственной власти в выработке экономической и социальной политики, направленной на интеграцию и стабилизацию российского рынка, и содействие в реализации такой политики;
  • эффективное использование маркетинга как инструмента проведения политики рыночных реформ на межрегиональном и общегосударственном уровне;
  • содействие процессу интеграции между Членами Ассоциации и их взаимодействию с российскими и зарубежными экономическими и финансовыми партнерами;
  • обеспечение комплексного социально-экономического развития регионов и активизация участия регионов в решении федеральных программ развития;
  • создание благоприятных условий для обеспечения эффективного функционирования отдельных субъектов хозяйствования на территории регионов;
  • повышение качества жизни населения регионов.

Предметом деятельности ассоциации являются:

  • координация маркетинговых исследований на российских товарном, трудовом и финансовом рынках и разработка рекомендаций по работе на российском и зарубежном рынках для Членов Ассоциации и других организаций и предприятий независимо от их формы собственности;
  • содействие созданию новых рабочих мест, развитию системы подготовки и переподготовки кадров;
  • содействие развитию системы профессионального образования в области маркетинга, пропаганды принципов и методов маркетинга, распространению российского и зарубежного опыта маркетинговой деятельности;
  • представление консалтинговых услуг, с проведением рыночных исследований;
  • разработка и внесение в органы законодательной и исполнительной власти предложений, направленных на повышение эффективности работы организаций и предприятий различных форм собственности в рыночных условиях;
  • представление интересов Членов Ассоциации в органах власти и государственного управления;
  • создание широких кооперационных связей предприятий промышленности и эффективных сбытовых сетей для продвижения товаров предприятий в регионах;
  • концентрация и объединение интеллектуальных, финансовых, организационных и                  других ресурсов Членов Ассоциации для реализации поставленных целей;   
  • организация региональных центров маркетинга и менеджмента;
  • поддержка мелкого и среднего бизнеса;
  • межотраслевое и «межсубъектное» перераспределение затрат и эффектов с помощью инструментов рынка ценных бумаг, долгового, страхового рынка, рынка недвижимости, рынка земли, таких инструментов, как лизинг, аренда, взаимные участия, ипотека и др.;
  • координация межотраслевых финансовых связей, комплексное решение проблемы межотраслевых расчетов, клиринг;
  • создание общего в межрегиональном пространстве информационного и экономико-правового поля, механизмов и инструментов, призванных обеспечить развитие промышленности, концентрация информационных «активов», оборот информации;
  • анализ законодательной базы и выработка рекомендаций по ее корректировке по направлениям, соответствующим деятельности Ассоциации;
  • работа по созданию банков данных и информационных систем, содействующих повышению эффективности работы Членов Ассоциации;
  • организация собственной web-страницы и представление интересов членов Ассоциации в глобальной сети Internet;
  • сотрудничество с организациями – членами МАСС, а также с другими российскими и международными организациями;
  • организация редакционно-издательской деятельности, в том числе по выпуску периодических изданий, информационно-рекламных материалов, научно-популярной и другой литературы;
  • организация выставок и ярмарок, проведение конференций, семинаров и симпозиумов с целью реализации достижений Членов Ассоциации и других заинтересованных предприятий и организаций;
  • оказание информационной, консультационной и другой помощи Членам Ассоциации;
  • помощь членам Ассоциации в заключение договоров на поставку продукции от их имени.

Информация о работе Стратегическое управление организацией