Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:32, курсовая работа
Термин «стратегическое управление» был введен в 60-70-х годах 20 в., чтобы отличить текущее управление, осуществляемое на уровне хозяйственных подразделений, от управления на высшем уровне руководства. В процессе своего развития управление как практическая деятельность в 80-х годах перешло на новый этап, отличительной особенностью которого является смещение внимания высшего руководства в сторону внешнего окружения, что позволяет своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нем изменения и обеспечивать организации преимущества перед конкурентами. Выработка корпоративной стратегии – жизненно важная проблема для организации, эта проблема решается в ходе стратегического управления корпорацией.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 6
1.1. Сущность стратегического менеджмента и его роль в функционировании предприятия 6
1.2. Понятие стратегии, цели и миссии организации 11
1.3. Стратегическое управление организацией как система: основные элементы 21
1.4. Виды стратегий управления на современных предприятиях 26
2. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 28
2.1. Этапы и методы разработки стратегии предприятия 28
2.2. Опыт стратегического управления на зарубежных предприятиях проблемы его адаптации к российским условиям 37
2.3. Предпосылки и условия развития стратегического управления на российских предприятиях 40
2.4. Проблемы разработки стратегии промышленного предприятия в современных российских условиях 46
Признак 79
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ «СИБИРСКОЙ АССОЦИАЦИИ МАРКЕТИНГА»
Степень
готовности предприятия к стратегическому
управлению оценивается как51:
очень
высокая, если полученный средневзвешенный
балл попадает на интервал (bнп+0,25(bмакс-bнп),bмакс),
где bмакс - средневзвешенный балл, соответствующий
случаю полного соответствия всех признаков
оптимальному состоянию, bнп - средневзвешенный
балл, соответствующий случаю неполного
соответствия всех признаков оптимальному
состоянию;
высокая,
если полученный средневзвешенный балл
попадает на интервал (bср, bнп+0,25(bмакс-bнп)),
где bср=(bсп+bнп)/2;
умеренная,
если полученный средневзвешенный балл
попадает на интервал (bмин+0,75(bсл-bмин),
bср), где bмин - средневзвешенный балл,
соответствующий случаю полного несоответствия
всех признаков оптимальному состоянию,
bсл - средневзвешенный балл, соответствующий
случаю слабого соответствия всех признаков
оптимальному состоянию;
низкая,
если полученный средневзвешенный балл
попадает на интервал (bмин , bмин+0,75(bсп-bмин)).
Проведенный нами анализ стратегического управления Сибирской Ассоциации Маркетинга можно обобщить в виде следующей таблицы.
Готовность
Сибирской Ассоциации Маркетинга к
стратегическому подходу в
№п/п |
Признак "стратегичности" |
Оценка степени проявления признака |
1 |
Определенность Миссии фирмы |
проявляется не полностью |
2 |
Определенность целей и стратегии фирмы |
проявляется слабо |
3 |
Способность своевременного
распознавания проблем и |
проявляется слабо |
4 |
Работа по повышению конкурентоспособности фирмы |
не проявляется |
5 |
Адаптируемость фирмы к открывающимся возможностям |
проявляется слабо |
6 |
Ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач фирмы |
проявляется слабо |
7 |
Организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления |
проявляется слабо |
8 |
Наличие штабных подразделений,
осуществляющих внутрифирменное |
проявляется не полностью |
9 |
Приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач фирмы |
полностью проявляется |
10 |
Постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах фирмы |
проявляется слабо |
11 |
Высокий уровень корпоративной культуры |
не проявляется |
Рассмотрим подробнее пункты этой
таблицы.
1. Определенность Миссии фирмы.
Оценка: на фирме нет утвержденного и
доведенного до сведения персонала документа,
содержащего гласно обсужденную и принятую
концепцию стратегического поведения
фирмы.
2. Определенность целей и стратегии
фирмы.
Оценка: представление о стратегических
целях фирмы размыто и неконкретно, не
внедрено в сознание исполнителей.
3. Способность своевременного
распознавания проблем и механизмов их
решения.
Оценка: на фирме только начинается работа
по организации оперативных информационных
потоков о состоянии внешней среды и распределения
информации по принадлежности среди менеджеров.
4. Работа по повышению конкурентоспособности
фирмы.
Оценка: на фирме нет четкого и единого
понимания по поводу ее конкурентных преимуществ
и слабостей, работа по повышению конкурентоспособности
не имеет идеологической основы, а потому
ведется несистематически.
5. Адаптируемость фирмы к открывающимся
возможностям.
Оценка: фирма в целом ориентирована на
рынок одного продукта в различных формах
его использования, поэтому можно считать,
что ее потенциал в достаточной мере ориентирован
на имеющийся рынок.
6. Ориентированность текущего
управления на выполнение стратегических
задач фирмы.
Оценка: в силу неопределенности стратегических
установок и несовершенства организационной
структуры фирмы, текущее управление слабо
ориентировано на выполнение стратегических
задач фирмы.
7. Организационное разделение
задач стратегического управления от
задач оперативного управления.
Оценка: высшее руководство фирмы в значительной
степени "стягивает" на себя оперативные
вопросы низшего уровня принятия решений,
лишая средний менеджмент возможности
принятия самостоятельных решений.
8. Наличие штабных подразделений,
осуществляющих внутрифирменное консультирование
по вопросам стратегического развития.
Оценка: на фирме отсутствуют штабные
подразделения, занимающиеся только вопросами
стратегической значимости.
9. Приглашение сторонних консультантов
для решения неспецифических задач фирмы.
Оценка: работа по привлечению внешних
консультантов для решения специфических
задач, например, оценки состояния вопросов
стратегического управления, только началась
и требует систематического ведения.
10. Постоянное информирование
персонала о стратегических целях и планах
фирмы.
Оценка: отсутствие определенности по
поводу формулирования стратегии на фирме,
как в документах, так и в сознании высшего
менеджмента не позволяет проводить работу
по постоянному информированию персонала
о миссии, стратегических целях и планах.
11. Высокий уровень корпоративной
культуры
Оценка: существующий уровень корпоративной
культуры не обеспечивает единства в понимании
стратегических целей фирмы в среде менеджмента,
а также должной лояльности персонала
к руководству.
13. Общий вывод: готовность
к стратегическому подходу в управлении
оценивается как "НИЗКАЯ".
3.4. Рекомендации по
Итак, на основании полученной оценки степени готовности предприятия мы сделали заключение о низкой степени стратегичности в управлении Сибирской Ассоциации Маркетинга. Следовательно, необходимо провести работу по подготовке предприятия к введению стратегического управления, содержание которой определяется слабо проявляющимися признаками "стратегичности". При этом на подготовку потребуется тем больше времени и ресурсов, чем ниже оценивается степень готовности. Только после этого можно приступать к выработке маркетинговой стратегии и стратегическому планированию
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ "СТРАТЕГИЧНОСТИ" «Сибирской Ассоциации Маркетинга»
№ п/п |
Принцип стратегического управления52 |
Рекомендуемые мероприятия по реализации принципа "стратегичности" |
1 |
Определенность Миссии фирмы |
Корректировка формулировки Миссии фирмы в соответствии с принятыми стратегическими целями. Доведение и разъяснение персоналу фирмы смысла формулировки Миссии фирмы с точки зрения ее практической полезности |
2 |
Определенность целей и стратегии фирмы |
Принятие и оформление стратегической концепции фирмы в виде руководящего документа. Разработка Плана мероприятий и назначение ответственных за внедрение положений стратегической концепции в практику. Широкое ознакомление персонала с основными положениями стратегической концепции фирмы |
3 |
Способность своевременного распознавания проблем и механизмов их решения |
Организация и ведение баз маркетинговых данных. Выявление информационных потребностей специалистов. Разработка форматов представления маркетинговых данных по подразделениям. Разработка стандарта о распределении маркетинговой информации на фирме |
4 |
Работа по повышению конкурентоспособности фирмы |
Выявление конкурентных преимуществ и слабостей фирмы. Формирование единого и четкого понимания менеджментом конкурентных преимуществ и слабостей фирмы. Планирование деятельности фирмы с учетом ее конкурентоспособности |
5 |
Адаптируемость фирмы к открывающимся возможностям |
Проведение мониторинга рынков фирмы на предмет имеющихся коммерческих возможностей. Периодическая отчетность маркетологов перед руководством по поводу рыночных возможностей. Разработка планов мероприятий использования выявленных возможностей |
6 |
Ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач фирмы |
Разработка четких и понятных стратегических целей и задач фирмы. Изменение организационной структуры фирмы в соответствии с выбранными стратегическими установками |
7 |
Организационное разделение
задач стратегического |
Делегирование полномочий и ответственности по оперативному управлению среднему менеджменту.Усиление ответственности высших менеджеров за процесс принятия стратегических решений |
8 |
Наличие штабных подразделений,
осуществляющих внутрифирменное |
Создание в структуре службы маркетинга подразделения со штатом 2-3 единицы с задачами подготовки и анализа информации о состоянии маркетинговой среды, оценки реализуемости и корректировки стратегических целей и задач фирмы |
9 |
Приглашение сторонних
консультантов для решения |
Систематическое приглашение внешних консультантов |
10 |
Постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах фирмы |
Использование собраний, совещаний, СМИ, газеты предприятия для провозглашения и напоминания Миссии, стратегических целей и задач Ассоциации |
11 |
Высокий уровень корпоративной культуры |
Образование Службы управления
персоналом и развития предприятия
во главе с Директором. Придание
Службе управления персоналом и развития
предприятия функции |
12 |
Наличие на фирме полноценного маркетингового подразделения |
Преобразование отдела маркетинговых исследований в отдел маркетинга в составе: бюро маркетинговых исследований и инновационной политики, бюро по продвижению (рекламы и выставочной деятельности), бюро по совершенствованию сбытовых сетей |
В общем виде концепция стратегического управления Сибирской Ассоциации Маркетинга должна содержать следующие элементы:
На этапах разработки стратегии
процедуру разработки стратегии, предполагающую принятие решений о миссии и стратегических целях компании и непосредственно принятие "жестко" экономически обоснованной стратегии, потому что принятие стратегии «на глазок» может оказаться для предприятия роковым;
процедуры и формы реализации стратегии, в результате чего должна быть сформирована детальная программа действий по реализации стратегии, осуществляемых на всех уровнях: руководитель компании должен видеть и чувствовать стратегию на уровне «финансово-экономических показателей», руководитель производства на уровне «инженерно-технических, технологических решений» -
набор ключевых показателей деятельности компании и её основных подразделений, по которым будет проводиться мониторинг и оценка эффективности процесса реализации стратегии: и эти оценки должны быть выражены для собственников, руководства компании и других участников бизнеса в «финансово-экономических показателях», для руководителей производства в адекватных «инженерно-технических, технологических показателях» и так далее;
на этапах реализации стратегии
процедуры и методики корректировки (посредством оперативных управленческих решений) программы реализации стратегии, или перехода на реализацию другой стратегии как на уровне финансово-экономических показателей для руководства компании, так и на уровне инженерно-технических решений для руководителей производства;
процедуры, методики оценки финансовых и производственных рисков и набор различных вариантов действий по уходу от них;
в области организации работ по обеспечению разработки и реализации стратегии
организационную структуру
– подразделение
Кроме этого, можно добавить ещё одно требование: внедрение той или иной системы стратегического управления должно предусматривать совместимость с системой оперативного управления – бюджетным управлением.
Заключение
Процесс формирования систем стратегического управления российских предприятий, адекватных текущему состоянию рыночной среды, характеризуется сегодня значительным количеством проблем организационного, методического и информационного свойства.
Вместе с тем, практика хозяйствования отечественных предприятий в условиях рынка уже содержит достаточное количество эмпирического материала, требующего внимательного анализа
Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. Но так как единой для всех предприятий стратегии не существует и поэтому каждое предприятие, желающее выжить в жестких условиях рынка, вырабатывает свою собственную стратегию на основе анализа внешней среды, собственного потенциала, основываясь на целях и миссии организации. Выработка стратегии организации - не самоцель стратегического управления. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, только в том случае, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Для того чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей, руководители организации вынуждены разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс, т. е. управлять им.
Стратегическое управление предусматривает не только тщательную проработку всех его направлений, что само собой становится очевидным, но обязательное участие в его разработке менеджеров всех уровней управления.
Планирование стратегии - вид управленческой деятельности, требующий значительных усилий и затрат времени. Главное же условие эффективного функционирования системы стратегического планирования - это постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей, умение их доказать необходимость планирования привлечь к выработке и реализации стратегии широкий круг сотрудников. Это внимание особенно важно на первой стадии внедрения системы планирования в организации.
Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы. Также выбор стратегии во многом зависит от стиля организационного поведения. Выделяют два основных стиля - приростный (от достигнутого) и предпринимательский. Стратегическое планирование является системным подходом к предпринимательскому стилю поведения.
Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее структурой и качеством персонала. Не имея достаточно полной информацией о качестве персонала, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.
Организационное развитие предприятий в России проходит в соответствии с объективными законами и закономерностями развития организаций – закономерностями запаздывания и неадекватности. Для снижения действия негативных факторов, вызванных данными закономерностями, на организацию предлагается подход по формированию многоуровневой организационной системы.