Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:32, курсовая работа
Термин «стратегическое управление» был введен в 60-70-х годах 20 в., чтобы отличить текущее управление, осуществляемое на уровне хозяйственных подразделений, от управления на высшем уровне руководства. В процессе своего развития управление как практическая деятельность в 80-х годах перешло на новый этап, отличительной особенностью которого является смещение внимания высшего руководства в сторону внешнего окружения, что позволяет своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нем изменения и обеспечивать организации преимущества перед конкурентами. Выработка корпоративной стратегии – жизненно важная проблема для организации, эта проблема решается в ходе стратегического управления корпорацией.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 6
1.1. Сущность стратегического менеджмента и его роль в функционировании предприятия 6
1.2. Понятие стратегии, цели и миссии организации 11
1.3. Стратегическое управление организацией как система: основные элементы 21
1.4. Виды стратегий управления на современных предприятиях 26
2. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 28
2.1. Этапы и методы разработки стратегии предприятия 28
2.2. Опыт стратегического управления на зарубежных предприятиях проблемы его адаптации к российским условиям 37
2.3. Предпосылки и условия развития стратегического управления на российских предприятиях 40
2.4. Проблемы разработки стратегии промышленного предприятия в современных российских условиях 46
Признак 79
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ «СИБИРСКОЙ АССОЦИАЦИИ МАРКЕТИНГА»
Рассмотрим в следующем
параграфе основные понятия стратегического управл
Слово "стратегия" означает
"искусство развертывания
Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние7.
Стратегия также определяют
как образ организационных
Основные принципы деятельности корпорации нужны для разработки ее структуры, искусства организации, отличительных преимуществ, бюджета, обеспечивающих систем, мотиваций, политик и процедур, культуры. Чем глубже использование принципов в административной практике, тем более мощная стратегия может быть создана.
Фирма МакКинсей разработала рамочную конструкцию
для оценки принципов в семи областях
деятельности компании:
- стратегии (strategy);
- структуре (structure);
- принципах, позиции и философии (shared value);
- подходах к штабной деятельности и ее
ориентации на персонал (staff);
- административной практике, процедурах
ежедневной деятельности, включая систему
вознаграждений, формальную и неформальную
политику, разработку бюджетов, финансового
управления и контроля (systems);
- организационного искусства, возможностей
и отличительных преимуществ (skills);
- стиля руководства (style).
Эта конструкция была названа 7S (см. рис. 2)
Рис. 2.Схема 7S взаимного влияния административных сфер деятельности (схема МакКинсей)
Принципы деятельности являются ядром организационной деятельности. Они определяют ведущие принципы стратегии: "кто мы, что делаем, куда идем и какие принципы исповедуем?". Они описывают корпоративную культуру. Одновременно схема 7S указывает на взаимосвязь различных отраслей административной деятельности руководства и на то, что в каждую из них должны быть внесены изменения при изменении других, а особенно - стратегии фирмы.
Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние9.
В зависимости от выбранного
объекта стратегического
Примером корпоративной
стратегии может служить
Стратегия также определяют
как образ организационных
Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план. Основные компоненты стратегии компании показаны на рис. 3
Рис.3. Основные компоненты стратегии компании11
По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы12.
Ансофф выделяет несколько отличительных черт стратегии13
Стратегии разделяются на функциональные и оперативные. Функциональные стратегии представляют план действий фирмы в частных направлениях (НИОКР, производство, маркетинг, финансы, человеческие ресурсы, информационные системы и т.д.). Функциональные стратегии добавляют детали в стратегию бизнеса и показывают, какие функциональные действия будут предприняты. Главная роль функциональной стратегии - поддержка общей стратегии бизнеса. Другая роль - достижение функциональных целей.
Оперативная стратегия относится к более узким и детальным подходам. Она важна с точки зрения стратегической законченности. Даже самая маленькая организационная ячейка, если важно ее существование, является существенным элементом достижения цели, и ее менеджеры должны это понимать и иметь соответствующие цели.
Факторов, определяющие стратегию компании, очень много. Простая модель первичных факторов, которые должны учитываться и по существу определять стратегию, приведена на рис.3. Взаимодействие этих факторов обычно комплексное и имеет специфические отличия для отрасли и компании.
Как правило, стратегия не обеспечивает успеха, если не проведена граница между внутренней и внешней ситуацией, не обеспечено приобретение существенных конкурентных преимуществ и не улучшена деятельность компании.
Рис. 4 Факторы, определяющие стратегический выбор компании14
Другими важными понятиями
стратегического менеджмента
Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
В первую очередь, следует остановиться на различных трактовках самого термина «миссия». Во-первых, миссия (mission) в широком смысле слова представляет собой философию деятельности организации, «первопричину», смысл самого ее существования. В этом плане органичной частью миссии являются принципы функционирования организации, правила, нормы…
То есть, к миссии «относится» все, что заставляет организацию идти в том или ином направлении. Поэтому миссия является неотъемлемым элементом эффективной системы стратегического управления организацией. Здесь также следует отметить сильное взаимопроникновение миссии и организационной культуры. В более «поверхностном» виде миссией называют только формализованную ее часть в виде различного рода деклараций, кодексов и прочего (то, что на Западе получило название так называемой «декларации о миссии» – mission statement). Но в том то и дело, что миссию как достаточно многогранное явление нельзя полностью «задокументировать».
По мнению Моисеевой Н.К., «миссия организации - выраженное словесно основное социально значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде (помимо получения прибыли)»15.
С точки зрения другого автора, Басовского Л.Е., «миссия организации – это основная общая цель организации, ясно выраженная причина ее существования»16.
Однако все авторы подчеркивают важное значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудниками организации. Именно миссия определяет место, роль и положение предприятия в обществе, его общественный статус. Ее можно рассматривать как стратегический инструмент, идентифицирующий целевой рынок и широко определяемый бизнес, или как основную деятельность предприятия. Обсуждение миссии не менее значимо, чем собственно ее формулировка. Оно вовлекает большое число сотрудников в процессы формирования и реализации целевых установок предприятия, помогает каждому оценить перспективы и возможности своей работы в фирме. Миссия позволяет рядовым работникам и руководителям взглянуть на деятельность предприятия в перспективе, что необходимо для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности. Кроме того, корпоративная миссия играет важную коммуникационную роль - как внутреннюю (для разъяснения целей деятельности предприятия), так и внешнюю (для информирования акционеров, поставщиков, потребителей).
Миссия может быть сформулирована исходя из ответа высшего руководства организации на вопрос: «Кто мы, что мы делаем, куда движемся?».
В целом можно говорить о двух основных группах функций, выполняемых миссией организации.
Во-первых, это внутренние функции. Их, в свою очередь, достаточно условно можно разделить на управленческие («жесткие») и мотивационные («мягкие»).
В первом случае миссия является базисом для принятия всех управленческих решений, неким «стратегическим мерилом». Во втором – она способствует мотивированию персонала, поскольку работники, знающие о том, куда движется организация и они вместе с ней, как считается, будут более эффективно работать.
Во-вторых, нужно отметить значимость использования миссии организации (конечно, в виде неких документов) во внешних целях. Миссия является инструментом «информирования» различных внешних заинтересованных лиц: инвесторов, деловых партнеров, потребителей и пр.
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее17: