Стратегическое управление организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Термин «стратегическое управление» был введен в 60-70-х годах 20 в., чтобы отличить текущее управление, осуществляемое на уровне хозяйственных подразделений, от управления на высшем уровне руководства. В процессе своего развития управление как практическая деятельность в 80-х годах перешло на новый этап, отличительной особенностью которого является смещение внимания высшего руководства в сторону внешнего окружения, что позволяет своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нем изменения и обеспечивать организации преимущества перед конкурентами. Выработка корпоративной стратегии – жизненно важная проблема для организации, эта проблема решается в ходе стратегического управления корпорацией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 6
1.1. Сущность стратегического менеджмента и его роль в функционировании предприятия 6
1.2. Понятие стратегии, цели и миссии организации 11
1.3. Стратегическое управление организацией как система: основные элементы 21
1.4. Виды стратегий управления на современных предприятиях 26
2. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 28
2.1. Этапы и методы разработки стратегии предприятия 28
2.2. Опыт стратегического управления на зарубежных предприятиях проблемы его адаптации к российским условиям 37
2.3. Предпосылки и условия развития стратегического управления на российских предприятиях 40
2.4. Проблемы разработки стратегии промышленного предприятия в современных российских условиях 46
Признак 79
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ «СИБИРСКОЙ АССОЦИАЦИИ МАРКЕТИНГА»

Файлы: 1 файл

Стратегическое управление организацией_конкурент.doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Квалификационный состав разработчиков программы, включающий докторов и кандидатов наук, практических работников.
  2. Постоянно действующий выставочный комплекс как один из важнейших инструментов реализации программы.

 В Кузбассе отсутствует  постоянно действующая выставка, дающая области возможность наладить  цивилизованную и высокоэффективную  основу для общения предпринимателей, бизнесменов, предприятий различных отраслей и регионов.

Организация постоянно  действующей выставки в г. Кемерово предполагает следующие аспекты:

  • долевое участие в финансировании строительства выставочного комплекса с предоставлением в собственность инвестора выставочной площадки согласно доли участия в строительстве,
  • совместная эксплуатация здания выставочного комплекса с возмещением эксплутационных издержек, непосредственно связанных с предоставление услуг,
  • предоставление участникам выставки - собственникам и арендаторам выставочных площадок услуг:
  1. маркетинговые исследования рынков сбыта продукции участников выставки в сибирских регионах,
  1. разработка маркетинговой, в том числе рекламной стратегии (коммуникаций), блока сбыта логистики, изготовление рекламной продукции (каждого отдельного участника выставки в общей /сборной/, в том числе тематической, региональной, межрегиональной, локальной и др./ рекламе или персональной),
  2. информационные услуги, программно-техническое обеспечение,
  3. транспортировка и складирование продукции участников выставки,
  4. формирование, оформление и проведение выставок продукции, в том числе тематических,
  5. дилерские услуги; формирование "портфеля" заказов; заключение от имени участников договоров на поставку их продукции (услуги доверенного менеджера, в обязанности которого входит консультирование, заключение договоров и другие функции, связанные с представительством участника на выставке); поиск поставщиков сырья, материалов, комплектующих, оборудования и других ресурсов по заказам и от имени участника выставки, в том числе заключение договоров,
  6. предоставление офисных помещений, конференц-залов, бытовых и сервисных услуг, междугородней, модемной связи и др.,

Для создания выставочного комплекса - постоянно действующей  выставки - ярмарки начато проектирование и расчет смет нового строительства - монтажа имеющегося модуля, реконструкция имеющихся складских помещений. Первую очередь выставочного комплекса планируется ввести в начале 1999 года.

 Для определения  круга участников выставки в настоящее время проводятся маркетинговые исследования рынков Кузбасса: выясняются потребности предприятий и  населения Кузбасса в товарах производственного назначения, продовольствия и ТНП, объемы потребностей.

 Для организации  постоянно действующей выставки-ярмарки планируется монтировать модуль общей площадью 3,5 тыс. квадратных метров. Функционально распределение площади выставочного комплекса: 1000 кв. м. займет стенды, подиумы и прочие специализированное оборудование и площади постоянной выставки, 500 кв. м. отводится для тематических выставок, на первом уровне будет располагаться конференц-зал, бар. В плане - создание кабинетов-офисов для представителей предприятий, областей, регионов и менеджеров, информационный центр будет оборудован компьютерным залом с возможностью выхода в сеть Internet, и прочими средствами связи.

 Участниками выставки (владельцами и арендаторами выставочных  площадей) станут регионы, входящие  в МАСС, страны СНГ, крупные  предприятия, банки, предприниматели,  зарубежные предприятия. Инвестиции на монтаж и строительство модуля, реконструкцию инженерных сетей, благоустройство территории, создание инфраструктуры выставочного комплекса планируется привлечь от участников выставки (путем заключения инвестиционного контракта на строительство и передачу в собственность участника выставочной площадки - доли общей площади модуля).

 Философия и стратегия  деятельности выставки предусматривает:

  1. формирование межрегиональных горизонтальных связей,
  2. формирование межрегиональных банков данных по рынкам регионов,
  3. создание базиса для «Сибирской Ассоциации Маркетинга»,
  4. возможность планирования предприятием своей производственной деятельности на основе аккумулированных на выставке заявок и заключенных договоров,
  5. использование межрегиональной товаропроводящей сети.

 Для региона - Кемеровской  области создание такой выставки  даст возможность привлечения  партнеров, налаживания контактов,  заключения договоров поставки  из Кузбасса и в Кузбасс  продукции, пользующейся спросом.  Это возможность, реальный вариант исключить многочисленный слой посредников, основа налаживания прямых связей, возможность для каждого предприятия области в одном месте получить и поставщиков и подрядчиков, возможность выбора, реальной экономии на маркетинге, рекламе и сбыте.

 Соединение предприятий- представителей различных отраслей и регионов позволит создать новые производства на стыке разных производств и технологий разных регионов, их специфики. На выставке есть возможность реализовать свои интересы.

Таким образом, формирование крупной стратегической структуры - «Сибирской Ассоциации Маркетинга» с выставочным комплексом в своей основе - явится для Кузбасса инструментом расширения рынков сбыта, фундаментом создания товаропроводящей сети между регионами, налаживания кооперационных связей. Посредством работы «Сибирской Ассоциации Маркетинга» Кузбасс сформирует рыночную нишу своей продукции, сможет эффективно использовать производственные мощности своей промышленности. Деятельность Ассоциации в межрегиональном пространстве создаст поддержку Кузбасского товаропроизводителя, в том числе путем лоббирования его интересов. «Сибирская Ассоциация Маркетинга» послужит Кузбассу разработчиком и исполнителем межотраслевых и межрегиональных проектов, способных дать эффект роста прибыли для ряда отраслей, входящих в комплекс, определяющий стратегические позиции Кузбасса. Результатом работы Ассоциации станет деятельность Кузбасских предприятий в интенсивном бизнес режиме, рост поступлений в бюджет, увеличение числа рабочих мест. А главное, минимальные за счет масштабов операций трансакционные издержки «Сибирской Ассоциации Маркетинга» взамен огромных и необоснованных наценок массивного слоя мелких посредников, позволят предприятиям Кузбасса выйти на рынок с конкурентоспособными ценами.

Проведенный  SWOT -анализ деятельности «Сибирской Ассоциации Маркетинга» можно обобщить и представить его результат в виде следующей таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Strength

 

  • Уникальность в данном регионе подобной организации
  • Ассоциация имеет большую значимость для экономики Кузбасса
  • Имеет поддержку местных органов власти
  • Диверсификация деятельности ассоциации (большое количество направлений)
  • Квалификационный состав разработчиков программы, включающий докторов и кандидатов наук, практических работников.

 

 

Weaknesses

  • недостаточная развитость сбытовой сферы и оптовой торговли  в регионе
  • отсутствие опыта подобной деятельности в регионах России

Opportunities

  • Предприятия Кузбасса совместно с «Сибирской Ассоциацией Маркетинга» смогут формировать свои производственные, маркетинговые, кооперационные стратегии и орг. структуры
  • Освоение новых рынков предоставления Ассоциацией подобных услуг

 

 

 

 

Threats

  • Неготовность многих предприятий Кузбасса к сотрудничеству с Ассоциацией
  • Отсутствие финансирования и иной поддержки со стороны местных властей

 

3.3. Исследование  стратегического управления в «Сибирской Ассоциации Маркетинга»

 

Перейдем  теперь к рассмотрению особенностей стратегического управления Сибирской  Ассоциации Маркетинга и попытаемся оценить степень «стратегичности» управления в организации по методике, предложенной Шкардуном  В. Д. и Ахтямовым Т. М. (консалтинговая фирма "Полимекс»)45.

Можно выявить несколько признаков, степень  проявления которых в деятельности предприятия характеризует его  готовность к использованию стратегического  управления и планирования, к работе по маркетинговой стратегии. Эти признаки проявляются на предприятии в разной мере и характеризуют в конечном итоге его конкурентные преимущества46
 1) Определенность миссии. Наличие представления о тех целях, которые предприятие желает достичь в будущем, то есть наличие разработанной миссии предприятия, согласованной с притязаниями собственников и оформленной в виде Заявления о миссии предприятия. 
  2) Определенность целей и стратегии предприятия, которые должны быть оформлены в виде документов, где последовательно излагается концепция стратегического управления предприятием на определенный период.  
3) Наличие отлаженного механизма сбора, анализа и обработки маркетинговой информации. Управленческая реакция на внешние угрозы должна опережать их появление, опираясь на изучение "слабых сигналов", т.е. признаков возможного проявления угрозы, иначе самые правильные, но запаздывающие решения становятся бесполезными. Предприятие должно иметь возможность своевременного распознавания проблем и владеть механизмом их решения. 
4) Работа по повышению конкурентоспособности предприятия. Наличие четкого и единого понимания конкурентных преимуществ и слабых сторон предприятия. На предприятии должен вестись постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения его конкурентоспособности. Самоуспокоенность менеджмента по поводу конкурентоспособности предприятия - тревожный симптом. Стратегия, даже самая лучшая, должна постоянно корректироваться в зависимости от вновь поступающей информации, иначе по прошествии времени она может потерять свою эффективность.  
5) Адаптируемость предприятия к открывающимся возможностям подразумевает наличие различных по составу и качеству ресурсов для реализации разных рыночных возможностей. Потенциал организации должен подстраиваться под открывающиеся возможности с тем, чтобы на основе разработки целей и своевременной их корректировки обеспечить устойчивые позиции на рынке. 
6) Ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач предприятия. Текущее управление должно быть продолжением, конкретизацией стратегического управления и осуществляться в рамках действующей стратегии. В отсутствие стратегического управления интересы функциональных подразделений начинают преобладать над интересами предприятия в целом. 
7) Организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления. Речь идет о разграничении штабных и линейных функций, освобождении высших руководителей от решения оперативных задач. Нельзя допускать, чтобы задачами стратегического и оперативного управления на предприятии занимались одни и те же менеджеры. 
8) Наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития. Такие подразделения не участвуют в решении задач оперативного управления, а осуществляют консультирование высших менеджеров по вопросам стратегического управления (например, отдел стратегического развития). 
9) Приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач. Внешние консультанты обладают определенной независимостью, а следовательно, с большей степенью объективности могут оценить состояние проблемных вопросов стратегического управления на предприятии. 
10) Постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах предприятия. Периодическое напоминание сотрудникам о миссии, информирование о стратегических целях и планах предприятия способствует мотивации более высоких достижений в деятельности персонала. 
11) Высокий уровень корпоративной культуры, предусматривающий гармонизацию интересов предприятия и интересов различных групп и категорий работников. 

Выявление степени проявления признаков, характеризующих  подготовленность предприятия к  использованию принципов и методов  стратегического планирования и  управления, может производиться экспертным путем по методу Дельфи, являющемуся одним из наиболее распространенных методов экспертного оценивания. Этот метод относится к классу методов группового экспертного оценивания и основан на выявлении согласованного коллективного мнения в ходе индивидуального анкетного опроса экспертов. При этом в методе Дельфи сочетаются процедуры получения экспертной информации с эффективной обратной связью, позволяющей экспертам корректировать свои суждения. Одной из отличительных особенностей метода является анонимность ответов, введенная с тем, чтобы суждения экспертов основывались лишь на собственных предпочтениях и при этом другие мнения не влияли на эксперта47

В качестве экспертов используются менеджеры  предприятия, что обеспечивает сохранение конфиденциальности, не требует дополнительных затрат времени и ресурсов, необходимых для привлечения сторонних специалистов. Менеджеры предприятия обладают знаниями местных условий и специфики, но, с другой стороны, они менее подготовлены к экспертной работе, что требует дополнительного разъяснения сущности и методики проведения экспертного опроса, а также учета особенностей ответов при обработке экспертной информации.

В своем  исследовании мы привлекли к оценке менеджеров Сибирской Ассоциации Маркетинга. Выборка составила 35 чел. –  менеджеров среднего и высшего звена. 

Для оценки готовности фирмы к работе по принципам стратегического управления менеджерам предлагается оценить степень  проявления каждого признака в деятельности предприятия - выставить оценки, соответствующие степени проявления того или иного признака48:  
"5" - если данный признак на предприятии полностью проявляется;  
 "4" - если данный признак проявляется не полностью;  
"3" - если данный признак проявляется слабо;  
 "2" - если данный признак не проявляется.  

Бланк для анкетирования менеджеров представлен  в Приложении.

Общая оценка степени готовности предприятия  представляет собой средневзвешенный балл:

 

где sij - балльная оценка j-го эксперта степени  проявления i-го признака;  
            n - количество экспертов; 
            ki - коэффициент важности i-го признака, определяемый по правилу49:

 

m - число  рассматриваемых признаков. 

Для оценки степени готовности предприятия  к стратегическому управлению по полученному средневзвешенному  баллу устанавливается следующая шкала50

Информация о работе Стратегическое управление организацией