Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:29, курсовая работа
Контроль - несомненно, одна из важнейших управленческих задач[1]. Есть только одна задача выше рангом - это постановка цели. Контроль не пользуется любовью, и это объединяет и контролирующих, и контролируемых. Как только в автобусе появляется контролер, давление поднимается даже у тех, у кого есть билеты. Закаленных «профессиональных» безбилетников не много. Но есть люди, наслаждающиеся своей властью, проявляющейся, например, в жестком, беспощадном и всех подозревающем контроле. Нередко эти люди с ущемленным чувством собственного достоинства, которые идут на службу к «сильным мира» и ради них щелкают кнутом. Контроль при коллективном управлении не может диктоваться подозрительностью и ослеплением властью. Он определяется скорее предусмотрительностью и заботой, исходя из понятия того, что ошибки свойственны людям и, при разумном подходе, большинство людей добиваются хороших результатов. Контроль должен отмечать хорошо сделанную работу, которая, к сожалению, слишком часто остается незамеченной.
Повседневный, последовательный, глубокий контроль за работой каждого сотрудника предприятия и всей "кома
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты управленческого контроля 7
1.1. Понятие и виды управленческого контроля 7
1.2. Существующие виды и методы управленческого контроля 11
1.3. Опыт зарубежных стран и отечественная практика по использованию контроля в управлении 14
Глава 2. Прикладной аспект использования контроля 19
2.1. Общая характеристика ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» 19
2.2. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» 27
2.3. Использование системы управленческого контроля в деятельности ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» 40
Глава 3. Рекомендации и предложения по совершенствованию управленческого контроля на примере ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы менеджмента» для специальности «Менеджмент организации» и Управление персоналом на тему:
«Тема: Управленческий контроль в современной концепции менеджмента»
Выполнил: студент группы________
______________________________
Проверил:_____________________
КЕМЕРОВО 2008
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управленческого контроля
1.1. Понятие и виды управленческого контроля
1.2. Существующие виды и методы управленческого контроля
1.3. Опыт зарубежных стран и отечественная практика по использованию контроля в управлении
Глава 2. Прикладной аспект использования контроля
2.1. Общая характеристика ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда»
2.2. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда»
2.3. Использование системы управленческого контроля в деятельности ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда»
Глава 3. Рекомендации и предложения по совершенствованию управленческого контроля на примере ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
3
ВВЕДЕНИЕ
Контроль - несомненно, одна из важнейших управленческих задач[1]. Есть только одна задача выше рангом - это постановка цели. Контроль не пользуется любовью, и это объединяет и контролирующих, и контролируемых. Как только в автобусе появляется контролер, давление поднимается даже у тех, у кого есть билеты. Закаленных «профессиональных» безбилетников не много. Но есть люди, наслаждающиеся своей властью, проявляющейся, например, в жестком, беспощадном и всех подозревающем контроле. Нередко эти люди с ущемленным чувством собственного достоинства, которые идут на службу к «сильным мира» и ради них щелкают кнутом. Контроль при коллективном управлении не может диктоваться подозрительностью и ослеплением властью. Он определяется скорее предусмотрительностью и заботой, исходя из понятия того, что ошибки свойственны людям и, при разумном подходе, большинство людей добиваются хороших результатов. Контроль должен отмечать хорошо сделанную работу, которая, к сожалению, слишком часто остается незамеченной.
Повседневный, последовательный, глубокий контроль за работой каждого сотрудника предприятия и всей "команды" в целом является важным элементом в современной концепции менеджмента. Без налаживания подобного контроля невозможно добиться слаженных действий коллектива в реализации миссии фирмы, и перспективной программы, организации четкого взаимодействия всех работников. Организация контроля на российских предприятиях, которая сложилась на сегодня, уже не может удовлетворять менеджеров, не соответствует изменяющимся условиям, не приносит необходимых результатов. Контроль за работой персонала в российской практике сводится, как правило, к проверке выполнения сотрудниками их обязанностей, а также заданий руководства. Подобная практика устарела. Современные менеджеры должны стремиться, прежде всего, помочь сотрудникам улучшить их работу, полнее проявить на деле их потенциал, добиться более эффективного, более творческого подхода к делу[2].
Все выше изложенное и обуславливает актуальность данной темы, но, несмотря на актуальность, рассматриваемая тема в литературе раскрыта не полностью и поэтому должна стать предметом серьезного изучения.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов управленческого контроля в современной концепции менеджмента на основе анализа применяемых в настоящее время современных теоретических подходов, форм и видов управленческого контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и виды управленческого контроля;
- рассмотреть существующие методы управленческого контроля;
- познакомиться с опытом зарубежных стран и отечественной практикой контроля в управлении;
Объектом исследования данной работы является управленческий контроль в современной концепции менеджмента.
Предметом исследования данной работы является выявление проблем управленческого контроля на примере Открытого акционерного общества «Редакция газеты «Шахтерская правда», которое занимается изданием и распространением печатного издания.
В первой главе данной работы подробно освещаются понятие и виды управленческого контроля. Рассматриваются существующие методы управленческого контроля. Раскрывается опыт зарубежных стран и отечественная практика контроля в управлении.
Во второй главе рассматривается общая характеристика предприятия, история предприятия, виды деятельности, анализ его внешней среды, организационная структура, а также проводится анализ хозяйственной деятельности предприятия и изучается управленческий контроль на выбранном предприятии.
Третья глава данной работы содержит рекомендации и предложения по решению проблем реализации управленческого контроля на примере ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда».
Глава 1. Теоретические аспекты управленческого контроля
1.1. Понятие и виды управленческого контроля
Какой бы ни была организация, какая бы организационная культура в ней не присутствовала, какого бы уровня развития коллектив не был, важно знать, что "без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможным[3].
Слово "контроль" рождает, прежде всего, отрицательные ассоциации. Для многих людей контроль означает, ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т. п. – в общем, все то, что противоположно нашим представлениям о свободе личности. Вследствие такого восприятия, контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. На вопрос "что же означает контроль для менеджера", то чаще всего люди ответят вам, - это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе – это верно. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Но сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, - означало бы упустить из виду основную задачу управления[4].
В современной научной мысли существует множество взглядов на понятие управленческого контроля, на мой взгляд, наиболее оптимальный обзор управленческого, с разных ракурсов представляет Уткин Э.А.
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структуры организации определяют ее направления деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всей организации.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
Планы и организационные структуры – это лишь идеал того, каким хотелось бы видеть будущее руководству. Множество разнообразных обстоятельств может воспрепятствовать тому, чтобы задуманное реализовалось. Изменения законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции и других переменных величин окружающей среды могут превратить планы, вполне реальные в момент их формирования, через некоторое время в нечто совершенно недостижимое. Для того чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на подобные изменения, организациям нужен эффективный механизм оценки воздействия на них этих перемен.
Кроме того, даже самые лучшие организационные построения имеют свои изъяны. Специализация и разделение труда, например, могут породить проблемы координации, трения между отдельными бригадами и рабочими группами, скучную работу с отсутствием мотивации. Структура, выглядящая привлекательно на бумаге и успешно использовавшаяся в другом месте и в другое время, может и не оправдать всех надежд, возлагающихся на нее руководством данной организации.
Еще одним фактором неопределенности, постоянно присутствующим в управлении, являются люди, выполняющие большинство работ в любой организации. Люди не компьютеры. Их нельзя запрограммировать на выполнение какой-либо задачи с абсолютной точностью. Несмотря на многочисленные недавние успехи в понимании механизма поведения людей в процессе трудовой деятельности, менеджеры еще очень далеки от того, чтобы сколько-нибудь связано и детально прогнозировать ответную реакцию работников на введение новых инструкций и команд, возложение дополнительных прав и обязанностей.
Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. По аналогии с этим, если вы ошиблись при подсчете ваших доходов и расходов, то из-за этого вы можете затем допустить еще более серьезную ошибку, неправильно выписав чек, и тем самым нанести серьезный ущерб своим друзьям, деловым партнерам или своей репутации. Вероятность такого переплетения ошибок в организации весьма велика из-за высокой степени взаимозависимости видов деятельности.
Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.
Положительная сторона контроля состоит во всемерной поддержке всего того, что является успешным для деятельности организации. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, т. е. отвечая на вопрос "Насколько мы продвинулись к поставленным целям?", руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее целей. Именно так мелкие фирмы определяют, в каких областях им расширяться и заключать контракты, какая из входящих в их состав фирм должна получить большую долю ресурсов, а какую следует продать или расформировать. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации[5].
Виды управленческого контроля
Что касается видов управленческого контроля, то различными авторами, как зарубежными, так и отечественными выделяется большое разнообразие видов управленческого контроля в зависимости от основания классификации, на мой взгляд, наилучшим образом их сгруппировал Мексон.
Но отечественные ученые утверждают, что контроль есть фундаментальнейший элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство станет более понятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления, так считает Н.А. Петров[6].
Все виды и методы управленческого контроля будут рассмотрены в следующем пункте данной работы.
1.2. Существующие виды и методы управленческого контроля
Большинство авторов склоняется к тому, что управленческий контроль следует классифицировать по четырем основным основаниям классификации управленческого контроля. Это классификация по объему, по периодичности, по уровню управления, по времени проведения контроля. Так считают следующие авторы: Виханский О.С.; Наумов А.И.; Герчникова И.Н.; Дафт Р.Л. Мескон М. Х.; Альберт М.; Хедои Ф[7].
Информация о работе Управленческий контроль в современной концепции менеджмента