Управленческий контроль в современной концепции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Контроль - несомненно, одна из важнейших управленческих задач[1]. Есть только одна задача выше рангом - это постановка цели. Контроль не пользуется любовью, и это объединяет и контролирующих, и контролируемых. Как только в автобусе появляется кон­тролер, давление поднимается даже у тех, у кого есть билеты. За­каленных «профессиональных» безбилетников не много. Но есть люди, наслаждающиеся своей властью, проявляющейся, например, в жестком, беспощадном и всех подозревающем контроле. Нередко эти люди с ущемленным чувством собственного достоинства, кото­рые идут на службу к «сильным мира» и ради них щелкают кну­том. Контроль при коллективном управлении не может диктовать­ся подозрительностью и ослеплением властью. Он определяется скорее предусмотрительностью и заботой, исходя из понятия того, что ошибки свойственны людям и, при разумном подходе, боль­шинство людей добиваются хороших результатов. Контроль дол­жен отмечать хорошо сделанную работу, которая, к сожалению, слишком часто остается незамеченной.
Повседневный, последовательный, глубокий контроль за работой каждого сотрудника предприятия и всей "кома

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты управленческого контроля 7
1.1. Понятие и виды управленческого контроля 7
1.2. Существующие виды и методы управленческого контроля 11
1.3. Опыт зарубежных стран и отечественная практика по использованию контроля в управлении 14
Глава 2. Прикладной аспект использования контроля 19
2.1. Общая характеристика ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» 19
2.2. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» 27
2.3. Использование системы управленческого контроля в деятельности ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» 40
Глава 3. Рекомендации и предложения по совершенствованию управленческого контроля на примере ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 50

Файлы: 1 файл

Курсовик rjynhjkm.doc

— 591.00 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 13 сделан ряд выводов, которые сгруппированы в таблице 14.

Таблица 13. Выводы, полученные на основании сводного отчета о прибылях и убытках

Коэффициент

за 2005г.

за 2006г.

за 2007г.

Рентабельность реализации продукции

-0,266

- 0,189

0,078

Рентабельность активов (имущества)

 

-0,2378357

0,066

Рентабельность внеоборотных активов

 

-0,4835774

0,130

Рентабельность оборотных активов

 

-0,4680199

0,133

Рентабельность собственного капитала

 

-0,5484681

-0,014

 

ВЫВОДЫ: Рентабельность реализации продукции, показывает, сколько прибыли от реализации приходится на один рубль полных затрат.

Рентабельность активов (имущества) предприятия характеризует прибыль, полученную предприятием с каждого рубля, вложенного в имущество (активы) предприятия.

Рентабельность внеоборотных активов, характеризует величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на один рубль, внеоборотных активов

Рентабельность оборотных активов, характеризует величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на один рубль, оборотных активов

Рентабельность собственного капитала, показывает величину чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала.

По результатам расчета показателей рентабельности мы видим, что первые два показателя отражают рост рентабельности, а три последних демонстрируют снижение.

В целом, анализ финансовых результатов говорит о намечающейся благоприятной тенденции развития предприятия.

Заключение по финансово хозяйственному состоянию предприятия

Финансовое состояние ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» характеризуется следующими факторами:

1.      Валюта баланса растет очень медленно от 2 560 000 руб. на 2004 год года до 2 734 000 руб. на 2008 год, то есть имущество предприятия, практически не увеличивается. Структура активов к 01.01.2008 году «облегчается» - доля внеоборотных активов постепенно уменьшается до 46,26%. На 2006 год их доля составляла 51,54%. Удельный вес оборотных активов составляет – 53,74% на 01.01.2008г., что свидетельствует о достаточно мобильной структуре активов.

2.      Недостатком структуры оборотных активов является большая доля в их составе дебиторской задолженности – 49,94% от валюты баланса за 2007 год. (за 2004 год она составляла всего 15,27%). Причем четко прослеживается тенденция роста дебиторской задолженности, которая на 2002 год составляла 391 000 руб., а на 01.01.2008 года её размер составил 1 315 000 руб. Мы видим устойчивую тенденцию роста объемов беспроцентного кредитования должников.

3.      В структуре запасов наблюдается:

      Постоянное сокращение запасов сырья и материалов в период с 2002 г. по 2005 год г. с 5 223 000 руб. (28,36% от общей величины оборотных активов) до 4 719 833 руб.(10,65% от общей величины оборотных активов);

      Готовая продукция и товары, отгруженные в абсолютных величинах отражают снижение и затем стабилизацию с 102 000 руб. на 2004 год до 33 000 на 2007 год, также наблюдается их снижение относительно общей величины оборотных активов с 2004 года по 2007 год от 7,81% до 2,33%;

      Расходы будущих периодов отражают стабильный спад с 21 000 руб. на 2004 год до 5 000 на 2007 год, также наблюдается их снижение относительно общей величины оборотных активов с 2004 года по 2007 год от 1,61% до 0,35%;

      Затраты в незавершенном производстве сократились в период с 2006 года по 2007 год с 299 000 руб. до нуля;

      НДС по приобретенным ценностям сократился с 23 000 на 2004 год нуля на 2007 г;

1.      Капитал организации представляет собой положительный показатель. Наблюдается спад доли капитала в общей сумме пассива баланса в период с 2004г. по 2007 г. с 49,96% до 4,52%, что свидетельствует об увеличении долгосрочных и текущих пассивов, участвующих в формировании запасов и затрат, то есть предприятие живет «в долг».

2.      Доля краткосрочных обязательств с 2004 г. по 2007 г. увеличилась с 49,96% до 95,48%, а доля долгосрочных пассивов увеличилась с 2004 г.по 2006 года с 0,08% до 2,74%, а с 2006 года по 2007 снизилась до нуля. По статье «Краткосрочные кредиты и займы» наблюдаются стабильность, начиная с 2005 года.

3.      В период с 2004 год по 2007 г. дебиторская и кредиторская задолженности выросли, причем размер кредиторской задолженности значительно превышает размер дебиторской задолженности. Факт отрицательный, тем более часть дебиторской задолженности является текущей, т.е. платежи по ней ожидаются в течение 12 месяцев), а часть долгосрочной.

4.      В целом, пассивная часть баланса ухудшилась, большая доля пассивов представлена краткосрочными обязательствами – 95,48%, что практически полностью снижает финансовую устойчивость исследуемого предприятия и только 4,52% в общей части пассивов занимают капиталы и резервы организации.

5.      Рассматриваемое предприятие находится в кризисном финансовом состоянии на протяжении всего анализируемого периода.

6.      Финансовая независимость в начале рассматриваемого периода находится в пределах нормативного значения, но в конце анализируемого периода снижается до критических значений.

7.      Баланс, как на начало, так и на конец анализируемого периода нельзя назвать абсолютно ликвидным. Наиболее ликвидные активы не покрывают наиболее срочных обязательств, но у предприятия существует возможность расплатиться по своим обязательствам в ближайшем будущем за счет быстрореализуемых активов. Перспективная ликвидность предприятия нулевая, и собственного капитала предприятия катастрофически не хватает на формирование собственных оборотных средств.

8.      Структура баланса предприятия может быть признана не удовлетворительной по всем вышеперечисленным показателям.

 

2.3. Использование системы управленческого контроля в деятельности ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда»

 

В исследуемом предприятии ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» система управленческого контроля именно, как система практически отсутствует полностью. Так у данного предприятия практически полностью отсутствует предварительный и заключительный контроль, а текущий контроль используется хаотично различными руководителями на различных уровнях организации без использования какой либо общей системы методов и правил управленческого контроля.

Так текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложения по усовершенствованию работы позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций, если таковые существуют в отделе. Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на изменении фактических результатов, полученных после проведения работы.

Стоит отметить, что в исследуемом предприятии процесс контроля осуществляется разными руководителями по-разному. Одни пытаются контролировать все и вся, а некоторые не контролируют вообще ничего.

Ошибки в системе управленческого контроля выявленные в деятельности ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда»:

1. Контроль «по случаю». Технический редактор и некоторые из начальников отделов часто использую контроль от случая к случаю. Конечно, контроль не должен ограничиваться инцидентами. Нормальный контроль направлен не на выявление, а на упреждение негатива. И, тем не менее, очень часто возникают ситуации, когда нарушение фиксируется и постепенно формируется «досье» сотрудника, в котором собирается многолетний негатив. Чисто психологически плохое всегда регистрируется охотнее. Нормальный контроль — задача постоянная, и очень плохо, если он приурочивается к каким-то особым случаям. Следует заранее планировать и согласовывать с сотрудниками даты и форму контроля.

2. Тотальный контроль. Некоторые начальники отделов злоупотребляют тотальным контролем. Он порождает небрежность. Парадоксальность заключается в том, что тотальный контроль не является средством борьбы с небрежностью, как это часто думают. Руководитель, решивший контролировать все и вся, освобождает сотрудников от ответственности, а не повышает ее. Ведь они начинают думать, что все ошибки все равно будут обнаружены шефом и следует полагаться только на него. Это, конечно, неприятно, но, с другой стороны, в обнаружении ошибок шеф видит свой собственный успех, и почему бы не доставить ему удовольствие? Так что тотальный контроль приводит подчиненных к несамостоятельности и к нерадивости. А если сотрудники были несамостоятельными с самого начала, то тотальным контролем их не изменить.

3. Скрытый контроль. Один из начальников отдела постоянно использует скрытый контроль. Несмотря на то, что он некорректен этически и унизителен не только для сотрудника, но и для руководителя, он все-таки существует. Скрытый контроль встречается в разных видах — от проверки в отсутствие сотрудника его корзины для бумаг до использования услуг «стукачей». Самое опасное последствие этого вида контроля заключается в том, что это неблагоприятно отражается на морально-психологическом климате в коллективе. Ситуация подозрительности, постоянное чувство вины — это не те основы, на которых можно строить нормальные отношения в коллективе. Вообще скрытый контроль чаще всего вызывает чувство досады, и это единственный ощутимый его результат.

4. Контроль любимого участка. Каждый достигает высот в какой-то области, и если сделан очередной шаг в карьере, то приходится уступать свою работу другим. А это психологически трудно, ведь мы почти всегда уверены, что лучше нас с ней никто не справится.

Так и данной организации один из менеджеров производственного отдела стал заместителем начальника производственного отдела и не смог преодолеть психологический барьер. Получив более высокую должность, менеджер зациклился на контроле тех участков, тех вопросов, которые он курировал раньше. В чем здесь опасность? Прежде всего, в том, что, во-первых, менеджер «зауживает» поле контроля, а во-вторых, сотрудники очень быстро уясняют, что проверяется, а что — нет. Соответственно направляется и рвение. Наиболее грамотные сотрудники начинают водить шефа «за нос», делая «ошибки» в нужном месте, для того чтобы что-нибудь другое не попало в его поле зрения.

Кроме того, контроль любимого участка можно использовать для выявления соответствия человека занимаемой должности. Если, получив повышение, сотрудник продолжает контролировать свой любимый участок, это чаще всего означает, что новая должность ему не по плечу.

5. Контроль из-за недоверия. Многие думают, что контроль успешен только тогда, когда что-то «выявлено», «вскрыто», «обнаружено». Такой контроль основан на уверенности, что сотрудники всегда делают что-то не так, а потому обязательно нужно это «что-то» найти. Подозрительность свидетельствует о неуверенности в себе. Если у человека нет здорового чувства собственного достоинства, то он чувствует угрозу, исходящую от других, даже если ее на самом деле нет. Безошибочная работа сигнализирует такому человеку, что есть люди, претендующие на его кресло, и контроль начинает выполнять функцию «короткого поводка». Это иногда помогает, но если вы контролируете из-за недоверия, то не ждите доверия со стороны своих подчиненных.

6. Контроль без обратной связи. Результаты контроля обязательно должны доводиться до сведения работника и быть предметом обсуждения. Контроль бесплоден, когда нет обратной связи. Некоторые руководители совершают ошибку, придерживая информацию о результатах контроля, как козырную карту, например, чтобы разыграть ее в качестве контраргумента при повышении оклада. Помните: контроль — это услуга, которую шеф оказывает своим подчиненным, и в его результатах заинтересованы и руководитель, и сотрудники.

9. Нестандартный контроль. Остается только сожалеть, что руководители нечасто используют такой нестандартный способ интенсивного контроля, как установление испытательного срока для нового сотрудника.

Вырабатывая свой стиль контроля (а все, что мы обсуждаем, — это, конечно, не более чем рекомендации для выработки такого стиля), помните: руководитель контролирует людей, которые, как и он сам, имеют право на ошибку, и если ошибаются, то, как правило, без злого умысла. Контроль может быть любым при одном условии: он должен быть честным (открытым), не унижающим ни руководителя, ни подчиненного.

Информация о работе Управленческий контроль в современной концепции менеджмента