Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:29, курсовая работа
Контроль - несомненно, одна из важнейших управленческих задач[1]. Есть только одна задача выше рангом - это постановка цели. Контроль не пользуется любовью, и это объединяет и контролирующих, и контролируемых. Как только в автобусе появляется контролер, давление поднимается даже у тех, у кого есть билеты. Закаленных «профессиональных» безбилетников не много. Но есть люди, наслаждающиеся своей властью, проявляющейся, например, в жестком, беспощадном и всех подозревающем контроле. Нередко эти люди с ущемленным чувством собственного достоинства, которые идут на службу к «сильным мира» и ради них щелкают кнутом. Контроль при коллективном управлении не может диктоваться подозрительностью и ослеплением властью. Он определяется скорее предусмотрительностью и заботой, исходя из понятия того, что ошибки свойственны людям и, при разумном подходе, большинство людей добиваются хороших результатов. Контроль должен отмечать хорошо сделанную работу, которая, к сожалению, слишком часто остается незамеченной.
Повседневный, последовательный, глубокий контроль за работой каждого сотрудника предприятия и всей "кома
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты управленческого контроля 7
1.1. Понятие и виды управленческого контроля 7
1.2. Существующие виды и методы управленческого контроля 11
1.3. Опыт зарубежных стран и отечественная практика по использованию контроля в управлении 14
Глава 2. Прикладной аспект использования контроля 19
2.1. Общая характеристика ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» 19
2.2. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» 27
2.3. Использование системы управленческого контроля в деятельности ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» 40
Глава 3. Рекомендации и предложения по совершенствованию управленческого контроля на примере ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Так Виханский О.С. утверждает, что по объему контроль может быть детальным и факторным. Детальный контроль возникает там, где сотрудники работают "на глазах" руководителя. Детальный контроль может превратиться в мелочную опеку, которая будет раздражать сотрудников и, кроме этого, отнимать много времени как у самого руководителя, так и его подчиненных.
Для того чтобы иметь представление о том, что делается, не нужно контролировать изо дня в день всех и вся. Вполне достаточно держать под контролем основные факты, от которых зависят результаты в узловых видах деятельности. Искусство руководства как раз и заключается в том, чтобы умело разработать факторную сеть контроля. Для этого необходимо, во-первых, определить перечень возможных слабых звеньев во взаимодействии работников между собой и, во-вторых, продумать систему наблюдения за ходом работ каждого.
Процесс контроля осуществляется разными руководителями по-разному. Одни пытаются контролировать все и вся, а некоторые не контролируют вообще ничего. При выборе объема контроля требуется исходить из степени развития коллектива, а именно, чем ниже уровень знаний и опыта работников, тем объемней должен быть контроль, и наоборот, чем выше их профессионализм, тем больше обязанностей должен делегировать руководитель, в том числе он должен отказываться от некоторого объема контроля, в замен на самоконтроль. Объем контроля напрямую связан с носителем контрольной информации, чем выше уровень контроля, тем меньше его объем, а, следовательно, и носители будут укрупненные: квартальные или годовые отчеты[8].
По периодичности Герчникова И.Н. выделяет три основных вида контроля: предварительный; текущий; заключительный.
Как один из методов контроля Герчникова выделяет, так называемый, предварительный контроль. По ее книги следует, что некоторые наиболее важные виды контроля могут быть замаскированы среди других функций управления, например, планирование или создание организационных структур, так как они осуществляют предварительный контроль над деятельностью организации. Этот вид контроля называют предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложения по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на изменении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для того чтобы осуществлять текущий контроль, таким образом, аппарату управления требуется обратная связь.
При текущем контроле используется обратная связь в ходе проведения самих работ для того, чтобы достичь требуемых целей и решить возникающие проблемы прежде, чем это потребует слишком больших затрат. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, он имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая фактически полученные и плановые результаты, руководство имеет возможность лучше оценить, насколько реалистичны были составлены им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем. Вторая функция заключается в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность можно измерять точно и объективно[9].
Дафт Р.Л разделяет управленческий контроль по уровню управления. "Фирмы широко используют две формы контроля: финансовый (стратегический или общий) и административный (тактический или оперативный).
Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, показатели финансового состояния (платежеспособность, ликвидность, зависимость и пр.). Анализ этих показателей осуществляется как отдельно по каждому центру ответственности, так и по фирме в целом.
Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. В тоже время общий управленческий контроль направлен на решение стратегических задач и достижения намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов. Поэтому общий управленческий контроль требует централизации, а оперативный – децентрализации."[10].
По времени проведения контроля наиболее полную классификацию, на мой взгляд, представляет группа западных ученых Мескон М. Х.; Альберт М.; Хедои Ф.
Судить об эффективности того или иного вида контроля – упреждающего или по результатам – можно лишь применительно к конкретной организации. Так для упреждающего контроля требуются затраты времени на составление запасных планов, а также постоянный анализ информации в узких местах производственных процессов. Для контроля по результатам требуются меньшие затраты времени, но пропадает оперативность контроля и часто отсутствует возможность исправления допущенных ошибок. Следовательно, мы опять возвращаемся к мысли о соединении этих видов контроля в один, с помощью которого появилась бы возможность отслеживать информацию в любой момент времени с минимальными потерями организационных ресурсов.
В настоящее время некоторые крупные Российские компании вводят компьютерные системы контроля, которые подсчитывают, сколько времени тратит служащий на услуги клиенту, на обед, на телефонные разговоры, на отправление документации и т.п. Такой компьютерный контроль заставляет служащих фирмы работать производительнее, но в то же время порождает стрессовую напряженность у работника от мысли, что за ним постоянно следят[11].
1.3. Опыт зарубежных стран и отечественная практика по использованию контроля в управлении
Какой бы ни была организация, какая бы организационная культура в ней не присутствовала, какого бы уровня развития коллектив не был, важно знать, что "без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможным"[12]. Доказательством этого может служить пример, приведенный в книге А. Мескона и Ф. Хедоури "Основы менеджмента" [Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1993., с. 392].
"…Талантливый лидер и во многих отношениях замечательный руководитель, Гопкинс[13] создал огромную децентрализованную компанию, основой которой служили военные заказы, и управлял ею, пользуясь только авторитетом своей личности. Ему не удалось создать, однако, какой-либо формальной информационно-управляющей системы контроля, хотя без такой системы трудно представить себе гигантскую фирму, действующую в динамичной и высокотехнологичной отрасли промышленности. Фактически получение Гопкинсом сведений о реальных результатах деятельности по всему обширному спектру работ его фирмы зависело только от его феноменальной энергии и личной преданности ему руководителей отделений. Такая система успешно работала в "Дженерал Дайнемикс", пока Дж. Гопкинс не умер…
…Из-за отсутствия эффективной системы контроля, Френк Пейс, заменивший Джея Гопкинса на посту президента, даже и не знал, что же фактически происходит в отделениях. Когда информация все же доходила до него, сделать что-либо обычно было уже поздно. Высшие руководство "Дженерал Дайнемикс" зачастую обнаруживало, что оно находится в идиотском положении и должно одобрить расходы, которые уже сделаны."
Этот пример, как и жизненный опыт, показывает, что необходимость контроля подтверждается целым рядом доводов:
- для определения поощрения адекватного оценке трудовой деятельности или полученным результатам. Так как поощрение является основным мотивирующим фактором, то, следовательно, по закону мотивации, для повышения его значимости среди персонала организации форма и объем поощрения должны соответствовать проделанной работе и/или полученным результатам.
- как средство, побуждающее работников к самому процессу работы и выполнению определенных нормативов. Без него многие сотрудники просто отсиживали бы время, без какого бы то ни было результата или вообще не являлись бы на работу.
- для учета сделанных ошибок с целью определения тех действий, которыми эти ошибки были вызваны. Это требуется, в первую очередь, для того, чтобы показать малоопытным сотрудникам их ошибки, неверные шаги и вытекающий отсюда результат, а также преследует цель повысить их опыт и исключить подобные ошибки в дальнейшем. Таким образом, контроль вступает и в роли средства, обеспечивающего обратную связь.
- для руководителя, так как дает ему некоторый дополнительный объем информации и тем самым оказывает помощь в управлении. Информация, которую получает руководитель в результате контроля, может быть, и не связана с областью непосредственной деятельности руководителя, а служить источником, отражающим общие тенденции в коллективе и помогающим проводить индивидуальную работу с подчиненными[14].
Так, при постановке задач в Московской оценочной компании ООО «Старт - Альянс», ее руководитель ставил задачи сотрудникам, а, в силу своей некомпетентности в некоторых вопросах, право контроля работ было переложено на заместителя. В результате этого, у руководителя не было достоверной информации о реальных сроках проведения работ и степени компетентности каждого из сотрудников, что приводило к неэффективному использованию рабочей силы (сотрудникам довались задания, с которыми они не могли справиться или справлялись плохо). Если же полученная в ходе контроля информация имеет отношение к непосредственной деятельности руководителя, то он имеет в своих руках дополнительное средство, облегчающее принятие управленческих решений. Во-первых, он может учитывать ошибки своих подчиненных и планировать работу коллектива таким образом, чтобы заранее оградить себя и организацию от повторения этих ошибок.
Так же в рамках данной работы интересен пример использования управленческого контроля в международной компании Baker Tilly International - восьмая по величине международная аудиторская сеть, она объединяет 138 компаний из 104 стран мира. Так, для повышения эффективности деятельности организации, компания стремилась внедрить систему опережающего контроля, что подразумевает проведение контрольных мероприятий на промежуточных фазах. Однако это увеличило объем контроля. Поэтому в реальной деятельности организации стали проводить контроль не промежуточных, а итоговых значений.
В пункте 1.2 данной работы рассмотрены методы управленческого контроля, в частности оперативный контроль, по этому, на мой взгляд, стоит рассмотреть классический вариант оперативного контроля на примере «Бритиш Телеком».
Механизм контроля в фирме "Бритиш Телеком" основан в первую очередь на бюджете. Процесс формирования бюджета начинается с разработки пятилетнего плана. Этот план – очень детальный. Значительное внимание в нем уделяется состоянию рынков и конкуренции. Он составляется в форме балансового отчета с указанием возможных прибылей и убытков. Затем на основании пятилетнего плана менеджеры отделений разрабатывают детализированные бюджеты своих отделений. Особое внимание они уделяют доходам и расходам, обеспечивающим выполнение пятилетнего плана[15].
В настоящее время некоторые крупные Российские предприятия, такие как ОАО «Автоваз», ОАО «Норильский Никель» вводят компьютерные системы контроля, которые подсчитывают, сколько времени тратит служащий на услуги клиенту, на обед, на телефонные разговоры, на отправление документации и т.п. Такой компьютерный контроль заставляет служащих фирмы работать производительнее, но в то же время порождает стрессовую напряженность у работника от мысли, что за ним постоянно следят.
Как утверждает Ю.Д. Красовский, ссылаясь на книгу Стека Д. "Большая игра в бизнес", "по-настоящему эффективными могут быть только саморегулирующиеся персонизованные структурные образования, которые контролируют свою собственную деятельность продуктами совместного труда. Это доказывает опыт наиболее конкурентных западных фирм"[16].
Глава 2. Прикладной аспект использования контроля
2.1. Общая характеристика ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда»
Общество создано путем преобразования областного государственного унитарного предприятия «Редакция газеты «Шахтерская правда» в открытое акционерное общество «Редакция газеты «Шахтерская правда» на основании распоряжения Администрации Кемеровской области от 02.12.03 № 1407-р «О программе приватизации государственного имущества Кемеровской области в 2004 году» (в редакции от 29.03.04 № 396-р) и является его правопреемником.
Открытое акционерное общество «Редакция газеты «Шахтерская правда» зарегистрировано от 19 августа 2004 г.[17].
Датой образования организации, в том виде, в каком оно сейчас существует, следует считать 2004 год, другой информации относительно таты образования не имеется.
Устав Общества утвержден решением комитета по управлению госимуществом Кемеровской области от 30. 06. 20 04 № 3-2/356 в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.95 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»[18].
Информация о работе Управленческий контроль в современной концепции менеджмента