Управление финансами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики важнейшим элементом финансовой системы государства являются финансы предприятий, специфика которых состоит в том, что они обслуживают процесс первоначального распределения стоимости валового внутреннего продукта. Кроме того, именно на предприятиях совершается рыночная трансформация экономики нашего государства. Результаты этих преобразований в рамках предприятий зависят от трех основных групп факторов: общей концепции и логики радикальной рыночной реформы в государстве, формирования социальных отношений к капиталу, условий самовозрастания, развития и перелива капитала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Финансы на предприятии 6
1.2. Место финансов предприятий в общей системе финансов государства 8
1.3. Сущность финансов предприятий 14
Сущность и методы управления финансами 19
Объекты управления 23
. Субъекты управления 29
. Основные методы и формы управления финансами 30
1.7.1. Финансовое планирование и прогнозирование 31
1.7.2.Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами 37
1.7.3 Финансовое регулирование 40
1.7.4 Оперативное управление 41
1.7.5 Финансовый контроль 42
1.8. Система управления финансами на предприятии 49
1.8.1. Формы проявления финансов предприятий 49
1.8.2. Функции финансов предприятий 50
1.8.3. Принципы организации финансов предприятий 54
1.8.4. Структура источников финансирования предприятия 57
1.8.5. Стратегии и технологии управления финансами предприятия 61
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОАО «СЛОНИММЕБЕЛЬ» 72
Краткая характеристика ОАО «Слониммебель» 72
Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами 82
Анализ динамики материальных ресурсов 82
Анализ ритмичности и равномерности поступления материальных ресурсов 94
Анализ состояния материальных ресурсов 98
Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов повышения эффективности 100
Анализ управления денежными средствами ОАО "Слониммебель" 102
Пути совершенствования обеспеченности денежными средствами ОАО «Слониммебель» 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Управление финансами.docx

— 596.27 Кб (Скачать файл)

Форфейтинг — финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности  по коммерческому кредиту путем  передачи переводного векселя в  пользу банка (с уплатой банку  соответствующего комиссионного вознаграждения). Форфейтинг наиболее часто используется при осуществлении внешнеэкономических  операций.

Банки в настоящее время оказывают  предприятиям ряд так называемых нетрадиционных услуг: лизинг, факторинг, форфейтинг, траст. В то же время  могут быть самостоятельные компании, специализирующиеся на выполнении указанных  функций, с которыми у предприятий  возникают непосредственные отношения, минуя банк.

Траст — доверительные операции банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов по управлению имуществом клиента  и оказанию других услуг в интересах  и по поручению клиентов на правах доверенного лица.

Во-вторых, это отношения со страховым  звеном финансовой системы, которые  состоят из перечислений средств  на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятий. Также к данной группе относятся и финансовые отношения предприятий с фондовым рынком, которые предполагают операции с ценными бумагами.

Финансовые отношения предприятий  с вышестоящими организациями включают отношения по поводу образования  и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной  необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных, операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение  денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль и способствует оптимизации средств предприятий.

Финансово-промышленные группы создаются, как правило, с целью объединения  финансовых усилий предприятий в  направлении развития и поддержки  производства, получения максимального  финансового результата. При этом могут создаваться и централизованные денежные фонды, предоставляться коммерческие кредиты друг другу, и оказываться  другая финансовая помощь. То же самое  касается и отношений между предприятиями  в условиях холдинга.

Холдинг (холдинговая компания) —  хозяйствующий субъект, владеющий  контрольным пакетом акций других дочерних предприятий.

Финансовые отношения внутри предприятия  включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т. д., отношения с рабочими и служащими, а также с акционерами и  инвесторами предприятия. Отношения  между подразделениями предприятия  связаны с оплатой работ и  услуг, распределением прибыли, оборотных  средств и др. Роль их состоит  в установлении определенных стимулов и материальной ответственности  за качественное выполнение принятых обязательств. Отношения с рабочими и служащими — это выплата  заработной платы, премий, пособий, материальной помощи, а также взыскание штрафов  за причиненный ущерб, удержание  налогов. Отношения с акционерами и инвесторами — это выплата процентов и дивидендов по акциям или инвестициям в предприятие. [12, с. 76]

Направления инвестирования денежных средств предприятия могут быть различными, связанными как с основными  видами деятельности предприятия по производству продукции (работ, услуг), так и с чисто финансовыми  вложениями. Для получения дополнительных доходов предприятия вправе приобретать  ценные бумаги других предприятий и  государства, вкладывать средства в  уставный капитал других предприятий  и банков. Временно свободные средства предприятия могут обособить  из общего денежного оборота и  поместить в банк на депозитные счета  и т. д. Кроме того, предприятия  могут объединять финансовые ресурсы  в рамках совместной деятельности в  различных хозяйственных ассоциациях.

Поэтому к финансовым отношениям относят  денежные отношения, возникающие также:

  1. между предприятиями и организациями при уплате и получении штрафов, неустоек за нарушения условий договора;
  2. между предприятиями при распределении прибыли, полученной от кооперации производственных процессов;
  3. в процессе инвестирования средств в акции и облигации других предприятий, получения по ним дивидендов и процентов;
  4. между государством и предприятиями в процессе осуществления программы приватизации (перераспределения с помощью финансов национального богатства между субъектами собственности) и прочие.

 

1.4. Сущность и методы управления финансами

 

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том  числе и финансовой. Под управлением  понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект  с помощью  совокупности приемов и методов  достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его  осуществляет специальный аппарат  с помощью особых приемов и  методов, в том числе разнообразных  стимулов и санкций.

В управлении финансами, как и в  любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают  разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные  структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие  группы объектов, как финансы организаций(предприятий, учреждений), страховые отношения , государственные финансы и финансы  и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как, как финансовые службы(отделы) предприятий , страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в  каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия  на финансы. В то же время им присущи  и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно  выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное  управление, контроль. [9, с. 366]

Планирование занимает одно из важнейших  мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект  хозяйствования всесторонне оценивает  состояние финансов, вскрывает возможности  увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются  на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при  минимуме затрат помощью перераспределения  финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается  в рациональном использовании финансовых ресурсов с елью улучшения хозяйственной  деятельности.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет  составить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста  финансовых  ресурсов и более  эффективного их использования.

Различают  стратегическое, или  общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Администрацией Президента, Министерством Финансов, Министерством  экономического развития и торговли и другими. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Республики Беларусь и местных органов власти, руководители внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий.

При обработке управленческих решений  финансового характера как при  стратегическом, так и при оперативном  управлении учитываются требования экономических и юридических  законов, результаты экономического анализа  как итогов прошлого хозяйственного периода , так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы  управления финансами, рациональное сочетание  экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются  в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.

В нашей стране в условиях экономических  преобразований неоправданно недооценивается  накопленный ранее опыт управления финансами, положительно влиявший на экономику  в прошлом. В управлении почти  не находят  должного применения такие  финансовые рычаги, как плата за землю, долговременные  нормативы  амортизационных отчислений, удельные капитальные вложения и другие. Слабо  развиваются формы государственного кредита, игнорируется применение субвенций  целевых дотаций из бюджета. Финансово-кредитный  кризис августа 1998 года потребовал разработки и осуществления новой финансово-кредитной  политики, перехода на принципиально  новые методы управления финансами. Они должны обеспечить усиления государственного воздействия финансов на развитие реального  сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного  производства и социальной  сферы.

Приоритетными задачами экономической  политики, направленными на достижение устойчивых темпов экономического роста, представляются: создание условий для  развития основных элементов финансовой инфраструктуры (банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых  услуг) и достижение финансовой стабильности; обеспечение  сбалансированности бюджетной системы  и повышение эффективности ее функционирования; существенное снижение налогового бремени и повышение  эффективности налоговой и таможенной систем.

Для реализации указанных задач  необходимы конкретные меры по принятию новых законопроектов и внесений изменений и дополнений в действующие  в целях создание благоприятного делового климата, защиты прав собственности, дебюрократизации управления, повышения  инвестиционной активности управления, выравнивания налогового бремени по совершенствованию платежной системы, внедрению международных стандартов финансовой отчетности и повышению  открытости информации о финансово-хозяйственной деятельности экономических структур; завершению перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а  высокодотационных субъектов РБ - кассовое обслуживание через органы федерального казначейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд; по совершенствованию порядка обязательного страхования, системы государственного регулирования страхования и надзора.

 

    1. Объекты управления

 

Финансовая  система представляет собой  финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая  система – совокупность различных  сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение  финансовой системы базируется на следующих  принципах:

Функциональное  значение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих  задач (госбюджет выражает распределительные  отношения между государством, предприятиями  и населением; финансы предприятий  выражают отношения по созданию и  использованию денежных фондов предназначенных  для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

Единство  финансовой системы– предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.                                                                                                

 



 


 

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.5.4 Финансовая система Республики Беларусь [5, с. 294, рис. 3.3]

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и  регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а  также отдельными группами и слоями населения. 

 Государственные  финансы – это отношения по  поводу распределения и перераспределения  совокупного общественного продукта (СОП) и части национального  богатства, связанные с формированием  финансовых ресурсов государства  и использованием их на затраты  по расширению производства, удовлетворения  растущих социально-культурных потребностей  общества, нужд обороны и управления.

В сфере  государственных финансов выделяются звенья:

  • государственный бюджет
  •    внебюджетные фонды
  • государственный кредит

Информация о работе Управление финансами предприятия