Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:30, курсовая работа
В условиях рыночной экономики важнейшим элементом финансовой системы государства являются финансы предприятий, специфика которых состоит в том, что они обслуживают процесс первоначального распределения стоимости валового внутреннего продукта. Кроме того, именно на предприятиях совершается рыночная трансформация экономики нашего государства. Результаты этих преобразований в рамках предприятий зависят от трех основных групп факторов: общей концепции и логики радикальной рыночной реформы в государстве, формирования социальных отношений к капиталу, условий самовозрастания, развития и перелива капитала.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Финансы на предприятии 6
1.2. Место финансов предприятий в общей системе финансов государства 8
1.3. Сущность финансов предприятий 14
Сущность и методы управления финансами 19
Объекты управления 23
. Субъекты управления 29
. Основные методы и формы управления финансами 30
1.7.1. Финансовое планирование и прогнозирование 31
1.7.2.Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами 37
1.7.3 Финансовое регулирование 40
1.7.4 Оперативное управление 41
1.7.5 Финансовый контроль 42
1.8. Система управления финансами на предприятии 49
1.8.1. Формы проявления финансов предприятий 49
1.8.2. Функции финансов предприятий 50
1.8.3. Принципы организации финансов предприятий 54
1.8.4. Структура источников финансирования предприятия 57
1.8.5. Стратегии и технологии управления финансами предприятия 61
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОАО «СЛОНИММЕБЕЛЬ» 72
Краткая характеристика ОАО «Слониммебель» 72
Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами 82
Анализ динамики материальных ресурсов 82
Анализ ритмичности и равномерности поступления материальных ресурсов 94
Анализ состояния материальных ресурсов 98
Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов повышения эффективности 100
Анализ управления денежными средствами ОАО "Слониммебель" 102
Пути совершенствования обеспеченности денежными средствами ОАО «Слониммебель» 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Расчет данного показателя может быть представлен следующим образом. Таблица 1.8.5.2
Расчет доли каждой компоненты
Компонента капитала |
XX год |
XY год |
Собственный капитал | ||
дивидендная доходность |
6,02% |
3,87% |
капитализированная доходность |
11,66% |
12,30% |
общая доходность |
17,68% |
16,17% |
доля собственного капитала |
70,70% |
75,30% |
Облигации | ||
эффективная процентная ставка |
9,80% |
9,80% |
доля облигаций |
17,53% |
15,50% |
Долгосрочный банковский кредит | ||
эффективная процентная ставка |
11,20% |
13,40% |
доля долгосрочного кредита |
11,77% |
9,20% |
Суммарный капитал | ||
цена капитала |
15,53% |
14,93% |
доля капитала |
100,00% |
100,00% |
Примечание. Источник: [6, с. 374, рис. 2.2]
Прибыльность используемого капитала ROCE (Return on Capital Employed) рассчитывается как отношение чистой прибыли на среднее за год значение вовлеченного в бизнес капитала.
Если прибыльность используемого капитала в ХХ-м году составила 24,5%, а XY-м году она уже оценивалась на уровне 23,9%, то ситуация практически не изменилась. Хорошо это или плохо, знает только собственник. Если его амбиции (в хорошем рациональном смысле) становятся более агрессивными, то его это явно не устроит.
Со всей очевидностью можно утверждать, что разность (ROCE – WACC) должна быть положительной и как можно большей. Если эту разность умножить на сумму вовлеченного в бизнес капитала, то получится показатель, который и называется EVA, или добавленной экономической стоимостью капитала. Именно этот показатель в первую очередь должен интересовать собственника, как индикатор, отражающий увеличение его богатства. Если EVA из года в год растет, собственник испытывает удовлетворение оттого, что его богатство приумножается. Если темпы роста EVA начинают падать, то это должно вызвать беспокойство у собственника (легкое или сильное — в зависимости от его характера). Если же EVA стала отрицательной, то надо, образно говоря, кричать «караул» и срочно искать пути исправления ситуации.
Положение 2. Стратегия управления финансами должна быть частью общей стратегии предприятия.
Задача собственника состоит в том, чтобы сформулировать основные стратегические цели бизнеса и проконтролировать их достижения. Задача менеджмента состоит в том, чтобы правильно понять и достичь поставленных собственником целей. И первую, и вторую задачи непросто реализовать, если нет некой общей системы, связывающей собственника с менеджментом, и связывающей все основные стороны деятельности бизнеса. Весьма удобным средством получения таких связей является сбалансированная система индикаторов деятельности BSC (Balanced Scorecards) . BSC позиционируется ее авторами как средство управления бизнесом, во главу угла которого ставится стратегия его собственников. Именно стремление обеспечить комплексность внутреннего управления бизнесом заставляет обратиться к некоторому системному средству анализа, которым и является BSC.
Суть этой системы коротко формулируется двумя основными положениями:
В самом деле, одних финансовых показателей недостаточно. BSC сохраняют традиционные финансовые показатели. Но финансовые показатели дают характеристику прошлых событий. Базировать свои выводы и управляющие решения только на финансовых показателях — это все равно, что управлять автомобилем, глядя в зеркало заднего обзора. Такой подход был адекватен для индустриальной эпохи, когда инвестиции в долгосрочные конкурентные преимущества и отношения с клиентами не были принципиально важными для успеха.
Чем принципиально
отличается современная информационно-
А вот, что в противовес мы имеем в современных условиях:
Для того, чтобы развивать нематериальные активы, которые в современных условиях играют решающую роль предприятие должно:
Понятно, что одних финансовых показателей недостаточно, чтобы учесть все эти факторы и увеличить стоимость фирмы путем инвестиций в установление отношений с клиентами, поставщикам, служащими, а также в бизнес-процессы, технологии и инновации.
Основная структурная идея BSC состоит в том, чтобы сбалансировать систему показателей в виде четырех групп. Логика взаимосвязи этих показателей представлена на рис. 1.8.5.9.
Рис 1.8.5.9 Структура сбалансированной системы показателей
[17, с. 232, рис. 2.6]
Первая группа включает традиционные финансовые показатели. Как бы мы ни доказывали важность рыночной ориентации предприятия и совершенства внутренних процессов, собственника всегда в первую очередь будут интересовать показатели финансовой отдачи на вложенные средства. Поэтому сбалансированная система должна начинаться (в классификации) и заканчиваться (в конечной оценке) финансовыми показателями.
Вторая группа описывает внешнее окружение предприятия, его отношение с клиентами. Основными фокусами внимания здесь выступают:
Третья группа характеризует внутренние процессы предприятия, в частности:
Наконец,
четвертая группа позволяет описать
способность предприятия к
Резюмируя приведенное выше, подчеркнем, что в современных условиях финансы все больше отходят на задний план, когда вырабатываются основные стратегические цели бизнеса. В то же время, финансы начинают играть ключевую роль, когда происходит оценка результативности выбранных стратегий. [16, с. 147]
Положение 3. Оценка результативности бизнеса должна производиться на основе наиболее информативных финансовых показателей.
Как бы мы
ни были уверены в важности сбалансированной
системы оценки бизнеса, собственника
всегда более всего будут интересовать
финансовые показатели, так как они
наиболее близки к основной его цели
— увеличить собственное
Если «нефинансовые» направления не имеют однозначной формализации показателей, которые могли бы объективно представить основные фокусы внимания, то в финансовом блоке проблема как раз в другом: уж очень много в последнее время «развелось» финансовых показателей. Здесь важно не очень увлекаться расчетом финансовых коэффициентов, а выбрать только наиболее важные и информативные для анализа. Представляется, что финансовое направление можно было бы представить в виде следующих групп:
Первая
и вторая группы имеют много общих
черт и в то же время разные фокусы
направленности. Показатели первой группы
говорят о том, насколько «счастлив»
потребитель (т.е. как много он покупает)
из товаров и услуг, предоставляемых
бизнесом. Показатели второй группы, говорят
о том, сколько предприятию удается
заработать на этом «счастье». И здесь,
прежде всего, надо «разобраться» с
издержками предприятия: рассчитать нормативы
по прямым затратам и прямому труду,
а также правильно разделить
прочие (накладные) издержки на переменные
и постоянные и локализировать их
по продуктам. Если на предприятии существует
эффективная система
Следующим
(после анализа издержек) этапом
экспертизы является анализ эффективности
управления оборотными средствами предприятия
и его способностью генерировать
положительные денежные потоки от операционной
деятельности. Говоря языком математики,
«прибыль является только необходимым,
но не достаточным условием положительных
денежных потоков». Здесь наиболее
информативными являются показатели оборачиваемости
товарных запасов, дебиторской задолженности
и кредиторской задолженности. Эти
показатели собираются вместе в показателе
длительности финансового цикла. Под
финансовым циклом принято понимать
период, который начинается с момента
оплаты поставщикам за материалы (погашения
кредиторской задолженности) и заканчивается
в момент получения денег от покупателей
за отгруженную продукцию (погашение
дебиторской задолженности). Среднее
значение длительности финансового
цикла рассчитывается как сумма
периода оборота (погашения) дебиторской
задолженности и товарно-
Важной
характеристикой эффективности
деятельности предприятия являются
показатели рентабельности в своем
сопоставлении характеристик
Основные технологии управления финансами предприятия.
Что же должно
технологически поддерживать реализацию
стратегий управления финансами
предприятия. Ниже представлена некая
система управления финансами, которая
имеет минимальную