Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:30, курсовая работа
В условиях рыночной экономики важнейшим элементом финансовой системы государства являются финансы предприятий, специфика которых состоит в том, что они обслуживают процесс первоначального распределения стоимости валового внутреннего продукта. Кроме того, именно на предприятиях совершается рыночная трансформация экономики нашего государства. Результаты этих преобразований в рамках предприятий зависят от трех основных групп факторов: общей концепции и логики радикальной рыночной реформы в государстве, формирования социальных отношений к капиталу, условий самовозрастания, развития и перелива капитала.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Финансы на предприятии 6
1.2. Место финансов предприятий в общей системе финансов государства 8
1.3. Сущность финансов предприятий 14
Сущность и методы управления финансами 19
Объекты управления 23
. Субъекты управления 29
. Основные методы и формы управления финансами 30
1.7.1. Финансовое планирование и прогнозирование 31
1.7.2.Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами 37
1.7.3 Финансовое регулирование 40
1.7.4 Оперативное управление 41
1.7.5 Финансовый контроль 42
1.8. Система управления финансами на предприятии 49
1.8.1. Формы проявления финансов предприятий 49
1.8.2. Функции финансов предприятий 50
1.8.3. Принципы организации финансов предприятий 54
1.8.4. Структура источников финансирования предприятия 57
1.8.5. Стратегии и технологии управления финансами предприятия 61
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОАО «СЛОНИММЕБЕЛЬ» 72
Краткая характеристика ОАО «Слониммебель» 72
Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами 82
Анализ динамики материальных ресурсов 82
Анализ ритмичности и равномерности поступления материальных ресурсов 94
Анализ состояния материальных ресурсов 98
Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов повышения эффективности 100
Анализ управления денежными средствами ОАО "Слониммебель" 102
Пути совершенствования обеспеченности денежными средствами ОАО «Слониммебель» 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) регламентированность (упорядоченный процесс);
2) связь с обработкой информации;
3) направленность
на достижение определенных
4) временный характер.
Под планированием
мы будем понимать процесс разработки
и принятия целевых установок
количественного и
Планирование на уровне государства и его субъектов.
Финансовое
планирование представляет собой заключительный
этап в системе народно-
Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляются в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам, в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.
Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормативами,установленными законодательством РБ.
Наряду с бюджетами на областном уровне, уровне субъектов РБ, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой ни что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.
На общегосударственном уровне в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения. [13, с. 279]
Перспективное
финансовое планирование осуществляется
в целях обеспечения
Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год - это год, на который составляют бюджет; следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточенного среднесрочного прогноза социально-экономического развития РБ, её субъектов; при этом плановый период сдвигается на год вперед.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов РБ, субъектов РБ и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РБ с участием Министерства финансов РБ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финасово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направление финансовой политики.
В балансе денежных доходов и расходов государства отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Денежные доходы населения формируются из трех источников:
-заработная
плата и надбавки к заработной
плате, премии, средства на командировочные
расходы, выплаты социального
характера, осуществляемые
-доходы
от предпринимательской
-социальные трансферты.
Расходы подразделяются на :
-потребительские расходы;
-налоги
и другие обязательные платежи,
-денежные накопления и сбережения. [3, с. 476]
Баланс доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РБ с участием Министерства финансов РБ, НБ РБ и других финансовых органов.
Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз - это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.
Финансовое прогнозирование - это прежде всего обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.
Главной
целью финансового
В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие:
- методы экспертных оценок;
- метод обработки пространственных и временных совокупностей;
Планирование на уровне хозяйствующих субъектов.
Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В современных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозирования прибыли.
Выделяют различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, долгосрочные и долгосрочные.
Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных и инфляционных процессов и т. д. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия. Стратегический план должен давать ответы, по крайней мере, на следующие вопросы:
-размер
требуемого предприятию
Текущие
финансовые планы разрабатываются
с учетом прогнозных тенденций и
в конечном итоге принимают форму
баланса доходов и расходов предприятия
в котором отражаются все стороны
его предполагаемой финансово-хозяйственной
деятельности, определяются направления
обеспечения наивысшей
Главными функциями текущего планирования являются:
-определение
объема финансовых ресурсов и
их источников для
-планирование себестоимости и реализации продукции;
-планирование денежных потоков;
-планирование денежных потоков;
-планирование
прибыли от деятельности
-планирование доходности инвестиций.
Долгосрочные и краткосрочны планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.
Финансовое планирование представляет собой процесс, включающий в себя следующие этапы финансового планирования:
-Исследование
финансовых результатов
-разработка
прогнозных вариантов
-определение
конкретной потребности
1.7.2.Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами
Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:
Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.
Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУ являются неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.
Рыночная
экономика, основанная на многообразии
форм собственности, конкуренции
АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Она выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.
В управлении государственными финансами используются автоматизированные системы государственных расчетов (АСФР). В частности, в системе Министерства финансов РБ функционирует АСФР, ставшая органической частью структуры финансовых органов. Эта система способствует повышению эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечения многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов. Ее применение требует постоянного совершенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирование финансовых резервов в народном хозяйстве, рационального расходования финансовых ресурсов.