Управление финансами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики важнейшим элементом финансовой системы государства являются финансы предприятий, специфика которых состоит в том, что они обслуживают процесс первоначального распределения стоимости валового внутреннего продукта. Кроме того, именно на предприятиях совершается рыночная трансформация экономики нашего государства. Результаты этих преобразований в рамках предприятий зависят от трех основных групп факторов: общей концепции и логики радикальной рыночной реформы в государстве, формирования социальных отношений к капиталу, условий самовозрастания, развития и перелива капитала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Финансы на предприятии 6
1.2. Место финансов предприятий в общей системе финансов государства 8
1.3. Сущность финансов предприятий 14
Сущность и методы управления финансами 19
Объекты управления 23
. Субъекты управления 29
. Основные методы и формы управления финансами 30
1.7.1. Финансовое планирование и прогнозирование 31
1.7.2.Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами 37
1.7.3 Финансовое регулирование 40
1.7.4 Оперативное управление 41
1.7.5 Финансовый контроль 42
1.8. Система управления финансами на предприятии 49
1.8.1. Формы проявления финансов предприятий 49
1.8.2. Функции финансов предприятий 50
1.8.3. Принципы организации финансов предприятий 54
1.8.4. Структура источников финансирования предприятия 57
1.8.5. Стратегии и технологии управления финансами предприятия 61
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОАО «СЛОНИММЕБЕЛЬ» 72
Краткая характеристика ОАО «Слониммебель» 72
Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами 82
Анализ динамики материальных ресурсов 82
Анализ ритмичности и равномерности поступления материальных ресурсов 94
Анализ состояния материальных ресурсов 98
Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов повышения эффективности 100
Анализ управления денежными средствами ОАО "Слониммебель" 102
Пути совершенствования обеспеченности денежными средствами ОАО «Слониммебель» 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Управление финансами.docx

— 596.27 Кб (Скачать файл)

Государственный  бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается  основная доля СОП и национального  дохода (НД) (в Беларуси до 80% средств централизуется).

Бюджет  РБ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства. [19, с. 187]

Внебюджетные  фонды создаются органами государственной  власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение и являются  самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой  направленности расходования средств  их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды  социального страхования, имеющие  общегосударственное значение (Пенсионный фонд РБ, Фонд социального страхования РБ, Государственный фонд занятости населения РБ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Как финансово-кредитное  учреждение внебюджетный фонд может  выступать на финансовом рынке в  качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Дополнительные  финансовые ресурсы государство  привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

 Государственный  кредит функционирует в следующих  формах: государственные займы, гарантированные  займы. Государственные займы  осуществляются путем эмиссии  и размещения ценных бумаг,  получения иностранного кредита.  В форме условного государственного  долга выступают гарантированные  обязательства правительства под  кредиты, получаемые органами  исполнительной власти субъектов РБ либо хозяйствующими субъектами.

В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри  звеньев  сферы государственных финансов делятся на подзвенья:

  • федеральные финансы;
  • финансы субъектов РБ;
  • местные финансы.

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс  создания и распределения общественного  продукта и национального дохода.

Финансы предприятий представляют собой  денежные отношения, связанные с  образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование  на выполнение обязательств перед финансово-кредитной  системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы хозяйствующих субъектов можно  выделить в подзвенья:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • финансы некоммерческих организаций. 

Финансовые  отношения этих двух групп хозяйствующих  субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации  предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением. [21, с. 42]

Финансовые  ресурсы предприятий представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также  денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства  капитала и рабочей силы.

Финансовые  отношения предприятий состоят  из четырех групп:

  • отношения с другими предприятиями и организациями;
  • внутри предприятия;
  • внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;
  • с финансово-кредитной системой – бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

От состояния  финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми  ресурсами. При этом активное использование  финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции  не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Страхование – это совокупность особых замкнутых  перераспредели тельных отношений  между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов  целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым  случаям раскладывается между участниками  страхования.

По различиям  в объектах страхования страховые  отношения можно поделить на пять групп:

  • социальное;
  • личное;
  • имущественное;
  • страхование ответственности;
  • страхование предпринимательских рисков.

В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность – страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами. При страховании ответственности возмещение ущерба  производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.)

 Страхование  проводится в обязательной и  добровольной форме. Оптимальное  сочетание обязательного и добровольного  страхования позволяет сформировать  систему страхования, обеспечивающую  универсальный объем страховой  защиты общественного производства.

 

 

    1. Субъекты управления

 

Субъектами  общего управления финансами в Республике Беларусь являются высшие федеральные органы власти – Президент РБ, Правительство РБ.

Президент РБ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Правительство РБ – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РБ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РБ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство  финансов РБ (МФ РБ):

  • осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
  • развивает бюджетный федерализм;
  • разрабатывает проект федерального бюджета;
  • составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
  • составляет консолидированный бюджет. [23, с. 156]

На Министерство финансов возложены следующие функции:

  • участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РБ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
  • подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений
  • участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
  • проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

Министерство по налогам и сборам РБ (МНС РБ) и Налоговая служба (НС РБ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Республикой Беларусь; МНС РБ также осуществляет валютный контроль.

Система Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики.

Счетная палата Республики Беларусь – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием государственной собственности и контроль за расходованием государственных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства.

Субъектом оперативного управления финансами  является финансовый аппарат: МФ РБ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Республики, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

 

    1. Основные методы и формы управления финансами

 

Субъекты  управления используют в каждой сфере  и в каждом звене финансовых отношений  специфические методы целенаправленного  воздействия на финансы. Вместе с  тем им присущи  и единые приемы и способы управления.

 Конкретными  методами и формами управления  финансами служат:

  • финансовое планирование;
  • прогнозирование;
  • программирование;
  • финансовое регулирование;
  • оперативное управление;
  • финансовый контроль.

 

1.7.1. Финансовое планирование и прогнозирование

 

Финансовое  планирование занимает важное место  в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой  субъект хозяйствования всесторонне  оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с  этим должна быть достаточно полной и  достоверной. Достоверность и своевременность  получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Применительно к государственному управлению финансами  финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение  между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих  субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной  дохода до уплаты налога и после  уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство  через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать  либо ограничивать их развитие.

Конкретные  задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение  объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста  доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.  

Финансовое  планирование является одним из важнейших  инструментов управления финансами. Можно  выделить ряд признаков, которые  характеризуют эту деятельность:

Информация о работе Управление финансами предприятия