Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:30, курсовая работа
В условиях рыночной экономики важнейшим элементом финансовой системы государства являются финансы предприятий, специфика которых состоит в том, что они обслуживают процесс первоначального распределения стоимости валового внутреннего продукта. Кроме того, именно на предприятиях совершается рыночная трансформация экономики нашего государства. Результаты этих преобразований в рамках предприятий зависят от трех основных групп факторов: общей концепции и логики радикальной рыночной реформы в государстве, формирования социальных отношений к капиталу, условий самовозрастания, развития и перелива капитала.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Финансы на предприятии 6
1.2. Место финансов предприятий в общей системе финансов государства 8
1.3. Сущность финансов предприятий 14
Сущность и методы управления финансами 19
Объекты управления 23
. Субъекты управления 29
. Основные методы и формы управления финансами 30
1.7.1. Финансовое планирование и прогнозирование 31
1.7.2.Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами 37
1.7.3 Финансовое регулирование 40
1.7.4 Оперативное управление 41
1.7.5 Финансовый контроль 42
1.8. Система управления финансами на предприятии 49
1.8.1. Формы проявления финансов предприятий 49
1.8.2. Функции финансов предприятий 50
1.8.3. Принципы организации финансов предприятий 54
1.8.4. Структура источников финансирования предприятия 57
1.8.5. Стратегии и технологии управления финансами предприятия 61
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОАО «СЛОНИММЕБЕЛЬ» 72
Краткая характеристика ОАО «Слониммебель» 72
Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами 82
Анализ динамики материальных ресурсов 82
Анализ ритмичности и равномерности поступления материальных ресурсов 94
Анализ состояния материальных ресурсов 98
Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов повышения эффективности 100
Анализ управления денежными средствами ОАО "Слониммебель" 102
Пути совершенствования обеспеченности денежными средствами ОАО «Слониммебель» 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Государственный
бюджет является главным звеном финансовой
системы. Он представляет собой форму
образования и использования
централизованного фонда
Бюджет РБ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства. [19, с. 187]
Внебюджетные фонды создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РБ, Фонд социального страхования РБ, Государственный фонд занятости населения РБ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.
Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.
Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.
Государственный
кредит функционирует в
В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:
Финансовые
отношения этих двух групп хозяйствующих
субъектов имеет свою специфику,
связанную с формой организации
предпринимательской
Финансовые
ресурсы предприятий
Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп:
От состояния
финансов предприятий зависит
Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспредели тельных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.
Финансы
страхования связаны с
По различиям в объектах страхования страховые отношения можно поделить на пять групп:
В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность – страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами. При страховании ответственности возмещение ущерба производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.)
Страхование
проводится в обязательной и
добровольной форме.
Субъектами общего управления финансами в Республике Беларусь являются высшие федеральные органы власти – Президент РБ, Правительство РБ.
Президент РБ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
Правительство РБ – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РБ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РБ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов РБ (МФ РБ):
На Министерство финансов возложены следующие функции:
Министерство по налогам и сборам РБ (МНС РБ) и Налоговая служба (НС РБ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Республикой Беларусь; МНС РБ также осуществляет валютный контроль.
Система Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики.
Счетная палата Республики Беларусь – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием государственной собственности и контроль за расходованием государственных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства.
Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РБ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Республики, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.
Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.
Конкретными методами и формами управления финансами служат:
1.7.1. Финансовое планирование и прогнозирование
Финансовое
планирование занимает важное место
в системе управления финансами.
Именно в ходе планирования любой
субъект хозяйствования всесторонне
оценивает состояние своих
Применительно
к государственному управлению финансами
финансовое планирование – это деятельность
по сбалансированности и пропорциональности
финансовых ресурсов. Сбалансированность
означает оптимальное соотношение
между финансовыми ресурсами, находящимися
в распоряжении государства, и доходами,
остающимися в руках
Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.
Финансовое
планирование является одним из важнейших
инструментов управления финансами. Можно
выделить ряд признаков, которые
характеризуют эту