Управление качеством на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 17:25, дипломная работа

Описание работы

Целью изучения выпускной квалификационной работы является исследование системы управления качеством на предприятии и исследование путей ее совершенствования. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия «качество продукции» и «показатели качества»;
– определить сущность понятия «управление качеством продукции» в системе менеджмента качества;
– изучить методики определения результативности СМК

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления качеством продукции
1.1. Понятия качества продукции и показатели качества как основная
категория оценки потребительских ценностей
1.2. Управление качеством продукции в системе менеджмента качества
1.3. Методика определения результативности СМК
Глава 2. Организация процесса управление качеством продукции на предприятии ОАО «Завод Железобетон»
2.1. Организационно–экономическая характеристика предприятия ОАО «Завод Железобетон»
2.2. Системный подход управления качеством продукции на
предприятии ОАО «Завод Железобетон»
2.3. Анализ системы менеджмента качества ОАО «Завод Железобетон»
Глава 3. Основные направления по совершенствованию управления
качеством
3.1. Зарубежный и отечественный опыт управления качеством
продукции
3.2. Рекомендации по совершенствованию процесса управления
качеством продукции на предприятии ОАО «Завод Железобетон»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

4

Глава 1. Теоретические основы управления качеством продукции

6

1.1. Понятия качества продукции и показатели качества как основная

категория оценки потребительских ценностей

 

6

1.2. Управление качеством продукции в системе менеджмента качества

12

1.3. Методика определения результативности СМК

18

Глава 2. Организация процесса управление качеством продукции на предприятии ОАО «Завод Железобетон»

 

24

2.1. Организационно–экономическая характеристика предприятия ОАО «Завод Железобетон»

 

24

2.2. Системный подход управления качеством продукции на

предприятии ОАО «Завод Железобетон»

 

31

2.3. Анализ системы менеджмента качества ОАО «Завод Железобетон»

40

Глава 3. Основные направления по совершенствованию управления

качеством

 

48

3.1. Зарубежный и отечественный опыт управления качеством

продукции

 

48

3.2. Рекомендации по совершенствованию процесса управления

качеством продукции на предприятии ОАО «Завод Железобетон»

 

54

Заключение

62

Список использованных источников

65

Приложения

68


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Большая конкурентная борьба определила в странах с сформированной рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В теоретических исследованиях и на практике появилась надобность формирования беспристрастных показателей для определения возможностей компаний вырабатывать продукцию с необходимыми качественными характеристиками, так как в нынешних обстоятельствах именно сертификат на систему качества продукта является основным фактором для заключения договора на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является основным источником выживания любого предприятия.

Говоря о вопросе качества продукции, надлежит заметить, что за этим понятием обязательно стоит потребитель. Собственно он останавливать свой выбор на более предпочтительные свойства продукции. Качество является первой задачей в условиях рыночной экономики, где совершилась настоящая революция в этой сфере. Собственно с использованием современных методов управления качеством продукции передовые заграничные компании достигли лидирующих позиций на различных рынках.

Актуальность исследования действенности управления качеством продукции, услуг предприятия определена наличием конкурентной среды, применяющей всевозможные методы достижения цели. Конкуренция может быть как ценовой (при которой вытеснение конкурентов совершается путем снижения цены), и неценовой (при которой за ту же цену предлагается товар с наиболее высокими качественными характеристиками и комплексом услуг, что в маркетологических определениях отмечается как «товар с сопровождением»). Таким образом, только высокое качество может привлечь потребителя.

Целью изучения выпускной квалификационной работы является исследование системы управления качеством на предприятии и исследование путей ее совершенствования. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть понятия «качество продукции» и «показатели качества»;

– определить сущность понятия «управление качеством продукции» в системе менеджмента качества;

– изучить методики определения результативности СМК;

– проанализировать функционирование СМК на промышленном предприятии, на примере ОАО «Завод Железобетон»;

– выявить роль СМК в улучшении эффективности производства;

– сопоставить отечественный и зарубежный опыт управления качеством.

Предметом исследования является система управления качеством на предприятии.

Объектом исследования является ОАО «Завод Железобетон».

В настоящее время происходят глобальные экономические перемены, определенные возвращением России в русло общих экономических процессов мирового развития. В условиях развития рыночных отношений важнейшим средством стимулирования производственной деятельности предприятий является повышение эффективности и качества услуг. В настоящее время накоплен существенный опыт в области менеджмента качества, вопросам управления качеством посвящены многочисленные научные разработки исследователей по системам управления качеством, на что указывают в своих работах Л.Л. Басовский, Е. Н. Михеева, Н.П. Любушкин.

В ходе исследования использованы методы наблюдения, анализа и обобщения, которые содействовали тесной связи теоретической и аналитической частей, научного аспекта проблемы и его реализации на практике на примере ОАО «Завод Железобетон».

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

 

1.1. Понятия качества продукции и показатели качества

как основная категория оценки потребительских ценностей

 

Качество продукции предстает одним из существенных условий удержания позиций на рынке, освоения новых рынков и конкурентной борьбы. Повышение качества продукции в существенной мере означает выживаемость компании в ситуациях конкуренции на рынке. Внедрение инноваций, темпы технического прогресса, повышение результативности промышленного производства, экономию основных видов ресурсов, применяемых на предприятии. В нынешних обстоятельствах перехода к рыночной экономике среди множества вопросов, связанных с обеспечением как выживания, так и последующего естественного развития предприятий и организаций, существенной и решающей оказывается вопрос качества продукции, работ и услуг. В ближайшие годы в оптимальном положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только высшую производительность труда, но и новизну, конкурентоспособность продукции и высокое качество.

Рационально направить внимание на истолкование понятия продукции и уточнить сам этот термин. Надобность подобного уточнения определена тем, что понятие продукция не совсем достоверно даже в инструктивных материалах, действующих в Российской Федерации. Так, в форме 2 «Отчет о финансовых результатах» приведен показатель «выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг...». Но ведь товары, работы и услуги входят в общее понятие продукция. Продукция – комплексное понятие. Это – следствие производственной деятельности, который может быть показан товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т. п.) называют работами.

Понятие качества создавалось под влиянием историко–производственных условий. Это определено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные запросы к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.). Увеличение сложности изделий привело к повышению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало подвергаться анализу не с позиций общего экземпляра, а с позиций стандарта качества всех изготовляемых в массовом производстве изделий.

Качество – комплексное понятие, характеризующее действенность всех сторон производства: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Существенной составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике имеются различные толкования понятия качество. Как указывают Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан, международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять определенные или рассчитываемые потребности1. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80–х годов и определила выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и ввели отчетливые требования к системам обеспечения качества. Они определили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества.

Стандарты ИСО серии 9000 ввели единый, признанный в мире подход к договорным соглашениям по оценке систем качества и в то же время регламентировали взаимоотношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – строгая ориентация на потребителя. Ключевые понятия и термины представлены в Приложение 1.

В современную эпоху, как указывает ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – философии всеохватывающего менеджмента качества, которая предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции2. Качество можно изобразить в виде пирамиды, изображённой на рис. 1. Пирамида целостно охватывает все окружение управления качеством, т.е. является иллюстрацией TQM.

 

 

Рисунок. 1. Пирамида качества

 

В целом, это работа, соединенная с обеспечением значительного организационно–технического уровня производства, вызываемых условиями труда на предприятии. Качество труда охватывает систему планирования, обоснование и регламентирование управленческих решений, при этом, по мнению Н.П. Любушкина, важное значение имеет качество работы, прямо связанное с производством продукции (своевременное обнаружение брака, проверка качества производственных процессов). Качество продукции является составляющей и результатом качества работы. На этой стадии непосредственно оценивается качество выпускаемой продукции, представление заказчика, рассматриваются рекламации3.

В современную эпоху на рынке существенное количество разной продукции (товаров и марок) с самыми разными ценами на кажущиеся (заказчику) однородные товары и в тоже время с одинаковыми ценами на товары, несомненно, по представлению заказчика, этим ценам не отвечающие. Любой покупатель предпочитает ту продукцию, который для него представляет наибольшую ценность, отталкиваясь из своего представления о качестве продукта, его стоимости и допустимых расходах на эксплуатацию. Выходит, что потребительская ценность продукта не оказывается одинаковой для всех потребителей, она сугубо индивидуальна, хотя в своей массе, в соответствии законам математической статистики, средневзвешенная потребительская ценность продукции постоянно приближается к настоящей его рыночной стоимости.

Потребительская ценность товара зависит не только от эксплуатационных характеристик качества, но и от целого ряда иных потребительских ценностей, непосредственно или косвенно характеризующих товар. Все потребительские ценности можно условно классифицировать по нескольким категориям, различающимся друг от друга временными факторами воздействия: постоянные, базовые, временные ценности, привнесенные, универсальные, сопутствующие.

Базовые ценности – это потребительские ценности, заложенные в продукцию на стадии проектирования и характеризующиеся эксплуатационными показателями качества, к которым относят показатели надежности, назначения, эргономические, технической эстетики, безопасности патентно–правовые, и транспортабельности. Перечисленные характеристики характеризуют товар на протяжении всего ее жизненного цикла. Эти характеристики обусловливают базовое потребительское качество, которое оказывается основой для сопоставления с продукцией конкурентов.

Постоянные ценности – это такие дополнительные потребительские ценности, которые действуют на протяжении всего жизненного цикла продукции, но имеют к базовым ценностям не прямое, а косвенное отношение. Эти ценности имеют различный рейтинг. Их воздействие на покупателя позволяет намного увеличить потребительскую стоимость продукции. В отдельных случаях влияние только этих ценностей обеспечивает долговременную ликвидность продукции, даже если она по базовым показателям уступает конкурентам.

Временные ценности – дополнительные ценности, имеющие прямое отношение к виду и качеству продукции, но действующие временно, иногда сезонно, обычно меньше жизненного цикла товара: новизна, мода, престиж. Временные ценности реализуются потенциальной возможностью наценки к себестоимости товара, убывающей во времени.

Сопутствующие ценности – дополнительные потребительские ценности, не связанные с продукцией непосредственно, но облегчающие или затрудняющие условия ее приобретения или эксплуатации: сезонный спрос на продукцию, уровень инфляции. Наценка к продукции за счет действия сопутствующих ценностей может значительно колебаться во времени.

Привнесенные ценности – информационные ценности: реклама, выставки, конкурсы, которые сами по себе не имеют ни прямого, ни косвенно отношения к продукции, но за счет новой или повторяющейся информации о ценностях, имеющих отношение к продукции, значительно увеличивают ее потребительскую стоимость в глазах многих покупателей.

Универсальные ценности – рыночная стоимость продукции или цена. Цена – основная ценность, которая, как зеркало, адекватна потребительским свойствам, но с какой–то погрешностью, вызванной стохастическим характером зависимости цены и качества.

Итак, из всего перечисленного выше можно сделать вывод, что показатели качества, являющиеся основной категорией потребительских ценностей, формируют базу (основу) для установления цены, себестоимости продукции в зависимости от ее начального качества. На основе базовых ценностей (характеристик качества) формируются все последующие ценности, входящие в состав потребительской ценности продукции. Лишь некоторые не имеют никакой связи с базовыми ценностями, они были выделены выше.

Информация о работе Управление качеством на предприятии