Управление конкурентоспособностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Во все времена, при разных режимах и правительствах хлебу уделялось первостепенное внимание, он являлся символом стабильности. Существовала непреложная истина - власть сильна тогда, когда народ не терпит нужды в хлебе. Мало в мире ценностей, а может, и не существует более таких, как хлеб, которые ни на час не теряли бы своего значения. Только по обеспеченности хлебом населения можно судить об экономическом, политическом и социальном здоровье государства и вообще о его функционировании. Издавна на Руси хлеб соотносили с даром небес, пред ним благоговели и называли его не иначе как святым хлебом, ибо помнили всегда - он дает жизнь. У человека наступает момент, когда уходит второстепенное и мелочное, но рельефно обнаруживается главное, то, на чем держится его миропонимание, жизнестойкость, цель и принципы существования.

Файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 529.50 Кб (Скачать файл)

 

  Примечание: Мсут-мощность предприятия (т/сут),

     Кисп. мощн. –коэффициент  использования мощности 

До настоящего времени все налоги, выплачиваемые ПО «Пашковский хлебозавод», поглощали до 90% полученной прибыли, а зачастую общая их сумма превышала размер прибыли предприятия. Это, естественно, приводило к снижению его материальных стимулов по увеличению прибыли. Если рассмотреть эту проблему с другой стороны, то в таких условиях хлебозавод с большим трудом может только возместить израсходованные ресурсы (т.е. обеспечить самоокупаемость), но не в состоянии расширять производство, решать социальные задачи за счет прибыли, т.е. осуществлять самофинансирование и реализовывать на практике социальную миссию потребительской кооперации.

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо принять ряд мер по льготному налогообложению, направленному на обеспечение максимальной прибыли хлебопекарного предприятия. Это граница, за которой повышение налоговых ставок становится антистимулом для предприятия.

В таблице 9 приведен расчет максимально допустимых налоговых ставок от суммы прибыли, обеспечивающих самоокупаемость предприятия мощностью 65т/сут при существующем спросе на хлебобулочные изделия и сложившихся, исходя из этого  использования производственных мощностей и цен на продукцию.

Принятый Государственной Думой новый Налоговый кодекс, на наш взгляд, позволил решить эту проблему в потребительской кооперации. Это снижение налогооблагаемой базы за счет включения в себестоимость статей затрат, связанных с Фондом развития потребительской кооперации, отчислениями на содержание аппарата управления потребсоюзов и выплатами дивидендов пайщикам и населению за использование денежных средств.

Кроме того, позитивно сказалось снижение ставки налога на прибыль промышленных предприятий. В этом случае, отпала необходимость и в отдельных общих льготах по налогообложению для хлебопечения, при перенесении льгот на локальный уровень взаимоотношений хлебозаводов с местными бюджетами в зависимости от конкретных обстоятельств. Практика работы в новых условиях налогообложения покажет, какие нужны дополнительные меры для хлебопекарных предприятий.

Одним из важнейших факторов экономической нестабильности хлебопекарных предприятий в условиях рынка стала тяжесть налогового бремени. В настоящее время налоговая система не только сложна, но и не позволяет предприятиям определить направления деятельности, которые могли бы ослабить налоговое бремя. Из двух основных функций - фискальной и стимулирующей - налоговая система больше ориентирована на первую. Это подтверждает и официальная методика оценки тяжести налогового бремени, предложенная Департаментом налоговых реформ Минфина РФ, согласно которой оно оценивается процентным отношением всех уплаченных предприятием налогов к выручке от реализации. Однако данный показатель вряд ли характеризует в полной мере влияние налогов на финансовое состояние хлебопекарного предприятия. В тоже время существует ряд других показателей оценки тяжести финансового бремени.

Наиболее реально ее можно определить на основе формулы, пока-зывающей, на  сколько суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Такой подход позволит хоть в какой-то мере переориентировать налоговую политику государства с фискальной на стимулирующую, т.е. нацелить ее на поддержку производителей и на развитие и стимулирование производства.

Для оказания организационно-методической помощи хлебопекарным предприятиям при решении проблем, связанных с совершенствованием системы учета и контроля затрат на производство продукции, в свое время ГосНИИХП разработаны Методические рекомендации по организации нормативно-чековой системы учета и контроля затрат, где рассмотрены вопросы взаимоотношений структурных подразделений предприятия, разработки внутрихозяйственных цен, лимитов и нормативов затрат, а также организации оперативного контроля и подведения итогов хозяйственной деятельности в условиях чековой  системы. Чековая система учета и контроля затрат способствует более эффективной организации внутрихозяйственного расчета. Именно это обстоятельство является одним  из её основных достоинств и обеспечивает реальную возможность применения в системе потребительской кооперации.

Одним из эффективных способов учета в рыночных условиях является бюджетный метод на основе компьютеризации производства. Сущность бюджетного метода управления состоит в том, что вся деятельность предприятия заключается в балансировании дохода и расхода, места возникновения, которых могут быть четко определены и закреплены в центрах ответственности. Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений. По сути, это реализация в современных рыночных условиях и на компьютерной основе основных принципов хозяйственного расчета (в том числе внутрипроизводственного, широко распространенного на хлебозаводах).

В условиях рынка чрезвычайно важно анализировать уровень издержек производства с позиции их уменьшения и поэтому себестоимость продукции - один из основных обобщающих показателей работы хлебопекарных предприятий. Правильное отнесение затрат на себестоимость продукции в современных рыночных условиях приобретает первостепенное значение, так как напрямую связано с определением размера налогооблагаемой прибыли. В действующем «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции” (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирование финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (утверждено постановлением Правительства РФ 5.08.1992г. №552 с соответствующей ежегодной редакцией), естественно , не могут быть учтены  специфические особенности калькулирования затрат в каждой отрасли. В то же время все затраты, включаемые в себестоимость продукции, должны быть разрешены к внесению в себестоимость действующими нормативно-правовыми актами и обоснованы технологией производства (соотвествовать технологическим стандартам, инструкциям, техническим условиям, нормативам, нормам, лимитам, сметам, калькуляциям). Все это вызывает определенные затруднения на предприятиях, сложности в их взаимоотношениях с налоговыми органами и предопределяет необходимость отраслевой методики по калькулированию себестоимости. С учетом этого подготовлены методические рекомендации (инструкция) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на хлебопекарных предприятиях, где предложены учитывающие отраслевую специфику классификации, состав и соотвествующие методы расчета калькуляционных статей затрат себестоимости. Рекомендации широко используют на предприятиях, а в 2000г. ГосНИИХП подготовлена и утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ их современная редакция. Одно из отличий новых методических  рекомендаций-предложение нескольких вариантов отнесения  на себестоимость продукции ряда комплексных  статей затрат (пропоционально фонду оплаты труда; пропорционально стоимости сырья; пропорционально общей сумме прямых затрат; по цехам, линиям, службам, подразделениям). Вариантный подход к формированию себестоимости будет способствовать оптимизации ассортимента продукции на предприятиях.

Кроме того, очень важен способ формирования затрат себестоимости. Желательно иметь показатели, которые будут зависеть только от объемов выпуска и внешних ценовых факторов (стоимости ресурсов) и на которые абсолютно не должны влиять общецеховые общезаводские расходы (их величина бывает довольно значительной и искажает информацию о себестоимости). С этой целью может быть предложено использовать в ПО «Пашковский хлебозавод» подход к формированию себестоимости по системе «директ-костинг». При этом предприятие может получить данные о постоянных расходах, которые оно покроет, ничего не производя (это в основном расходы, связанные с содержанием АУП и основных фондов организации), т.е. будет знать минимальный уровень прибыли, допустимый для него, чтобы не стать убыточным.

 

3.3. Совершенствование системы централизованной  доставки товаров

покупателям

 

Величина издержек производства и реализации изделий во многом зависит от транспортных затрат на их перевозку. В условиях плановой экономики перевозку хлебобулочных изделий осуществляли централизованно, для этого создавали специализированные предприятия по их транспортировке. Реальность показала, что такие автохозяйства работали с низкой эффективностью и в результате хлебопекарные предприятия имели убытки, не возмещаемые торгующими организациями. На это влияли  следующие обстоятельства: отсутствие заинтересованности работников транспортных организаций в сокращении затрат, низкий технический уровень специализированных автомобилей по перевозке хлеба.

Переход к рыночным отношениям в корне изменил существовавшее положение по привлечению и использованию транспорта для перевозки хлебобулочных изделий. Основной таких перемен послужило изменение форм собственности на транспорт и условий расчетов с получателями. В результате приватизации многие специализированные транспортные предприятия стали акционерные обществами, которые имеют полную хозяйственную самостоятельность. Они сами вправе решать вопросы, связанные с повышением заинтересованности работников, оценкой стоимости оказываемых услуг, снижением затрат при обслуживании транспорта и т.д.

Анализ деятельности ряда транспортных организаций, занимающихся перевозкой хлебобулочных изделий, показал, что там, где взвешенно проводят экономические реформы, существенно улучшилось финансовое состояние. Им в полной мере удается гибко реагировать на изменяющуюся рыночную конъюнктуру. Вместе с тем в нынешних условиях при возможности и желании хлебопекарные предприятия сами могут приобрести специализированный транспорт для перевозки продукции, а также привлекать для этой цели частный транспорт.

Независимо от реформ собственности на транспорт, эффективное его использование зависит от  технического уровня и обоснованности разра-ботанных  маршрутов перевозки хлеба. Технический уровень отечественного транспорта, и в особенности для перевозки хлебобулочных изделий, оставляет желать лучшего. В частности, кузов автомобиля для транспортировке хлеба чаще всего не изолирован, что существенно уменьшает срок хранения хлебобулочных изделий. Если учитывать, что он определяется часами, то значимость названного фактора резко возрастает.

В теории и практике в последнее время широкое распространение получил расчет кольцевых  маршрутов при перевозке хлебобулочных изделий. Это позволяет снизить транспортные расходы на перевозимую продукцию и соответственно проводить четкую ценовую политику, что оказывает позитивное влияние на финансовое состояние хлебопекарных предприятий. Несмотря на большую значимость использование кольцевых маршрутов для хлебопекарных предприятий, они не получили широкого распространения даже в условиях рыночной экономики. И это подтверждается результатами их анализа.

Наличие разных форм собственности на транспорт требует выявления экономически выгодного варианта для хлебопекарного предприятия. Использование транспорта той или иной формы собственности для перевозки изделий зависит, прежде всего, от финансового состояния хлебопекарного предприятия, а также от обоснованности заключенного договора. Для выбора той или иной формы собственности на транспорт необходимо выяснить преимущества и недостаток каждой из них в конкретной ситуации для предприятия.

При использовании транспорта муниципальных предприятий или акционерных обществ все затраты, связанные с его обслуживанием (содержание в технически исправном состоянии, оплата работы водителей и т.д.), как правило, берет на себя транспортная организация. В такой ситуации для ПО «Пашковский хлебозавод» имеют значение стоимость услуг на единицу продукции и размер штрафных санкций при невыполнении обязательств транспортными организациями, который должен быть не ниже нанесенного материального ущерба.

В тех случаях, когда хлебопекарное предприятие имеет свой транспорт, все затраты по его обслуживанию и эксплуатации будет нести оно само. При этом расходы на перевозку изделий могут быть снижены путем использования имеющихся резервов. Несмотря на большие преимущества эксплуатации своего транспорта, приобретение его связано с рядом сдерживающих  моментов. Это-недостаток у хлебопекарного предприятия финансовых ресурсов на покупку транспорта и невыгодность его, в отдельных случаях - отсутствие условий для хранения и поддержания в надлежащем техническом состоянии и др.

В такой ситуации можно выбрать совместную форму собственности на транспорт, которую часто используют мини – пекарни.

Возможны многие  варианты с различными долями собственности на транспорт, и соответствующим распределением доходов между участниками (с одной стороны, хлебопекарное предприятие, с другой – транспортное).

Допустимо также привлечение хлебопекарным предприятием частного специализированного транспорта. Использование частных автомобилей позволяет избежать, как и в случае привлечения транспорта муниципальных предприятий и акционерных обществ, всевозможных хлопот, связанных с его хранением, поддержанием на надлежащем техническом уровне и обслуживании.

Самое главное в данной ситуации – это более объективное заключение договора, и в частности установление размеров оплаты за оказанные услуги и штрафных санкций.

Для снижения транспортных расходов на единицу продукции, кроме расчетов кольцевых маршрутов, разработки положения экономического стимулирования водителей за улучшение использования транспорта и т.д. нужен экономический механизм, позволяющий определить оптимальный вариант привлечения транспорта.

Рекомендуем для названной цели воспользоваться следующей методикой.

  • Определить объем производства продукции с учетом прогноза изменения спроса и предложения.
  • Установить оптимальное количество специализированных автомобилей, необходимых для перевозки изделий в зависимости от количества торговых предприятий  и заказываемого ими объема продукции от хлебопекарного предприятия и до каждого торгового объема  продукции от хлебопекарного предприятия до каждого торгового объекта, расстояния между торговыми организациями, реальной скорости движения автомобилей в различное время суток, их грузоподъемности, требуемых видов транспорта (контейнерный и реечный).
  • Изучить рынок услуг транспортных организаций и выбрать экономически наиболее выгодный  вариант из всех возможных (с наименьшем затратами па перевозку единицы продукции).
  • Определить рыночную цену одного специализированного автомобиля и в зависимости от требуемого количества транспорта – необходимую сумму средств для его приобретения.
  • Установить величину банковского процента для вкладчиков (с данной целью необходимо выявить банк с наиболее устойчивыми финансовыми показателями) и с учетом этого определить дополнительную сумму средств, возможных к получению предприятием для приобретения специализированных автомобилей.
  • Определить годовые затраты: на амортизацию, хранение, техническое обслуживание, топливо, заработную плату водителям для одного автомобиля в зависимости от вида (реечный или контейнерный).
  • Определить общую сумму годовых издержек (связаны с хранением, техническим обслуживанием, затратами на топливо и заработную плату водителей), приходящихся на все виды приобретаемых автомобилей.
  • Установить средний срок службы приобретаемых автомобилей (с учетом предполагаемой интенсивности эксплуатации) и по нему определить годовую долю их стоимости.
  • Определить итоговые расходы, связанные с приобретением эксплуатацией автомобилей (сумма годовых издержек хранения, технического  обслуживания, по топливо,   и заработную плату водителей и годовой доли стоимости всех приобретаемых автомобилей, а также денег, возможных к получению предприятием от вложения финансовых ресурсов в банк, для приобретения  специализированных автомобилей).
  • Сравнить общую величину итоговых расходов с суммой денег, необходимых к выплате за оказанные услуги транспортными организациями или частными лицами. Меньшая из величин является выгодной для хлебопекарного предприятия. При этом срок окупаемости приобретенных автомобилей должен быть не выше нормы, предусмотренной для рыночной экономики.
  • Срок окупаемости приобретаемых автомобилей следует определять как соотношение между общей их стоимостью вместе с дополнительной суммой денег, возможных к получению предприятием от вложения израсходованных ресурсов в банк на весь период эксплуатации автомобилей.

Информация о работе Управление конкурентоспособностью предприятия