Управление образованием и расходованием средств бюджета ПФР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:19, дипломная работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть содержание и основные направления деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации как хозяйствующего субъекта.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть теоретическую сущность и необходимость деятельности Пенсионного Фонда.
• Ознакомиться с процессом становления, а также основные направления деятельности Пенсионного Фонда.
• Изучить процесс формирования и направления использования средств бюджета Пенсионного Фонда РФ.

Содержание работы

Введение………………..…………………………………………………..……….3

Глава 1. Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации и правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации………….…6
1.1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России ...6
1.2. Экономическая сущность и значение пенсионного страхования………...19
1.3. Правовое положение Пенсионного фонда РФ……………….……………28

Глава 2. Формирование и использование средств бюджета Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………………….…35
2.1. Формирование бюджета Пенсионного фонда РФ и средств бюджета Управления Пенсионного фонда РФ в городе Чебоксары……………………..35
2.2 Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ…………………….51
2.3. Использование средств бюджета Пенсионного фонда РФ и бюджета Управления Пенсионного фонда РФ в городе Чебоксары……………………59

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования управления средствами обязательного пенсионного страхования……………………………………....70
3.1 Актуальные задачи и проблемы обязательного пенсионного страхования
на современном этапе ………………………………………..………………….70
3.2 Предложения по совершенствованию законодательства в области
управления средствами обязательного пенсионного страхования……………76

Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованной литературы…………………………………………..86

Файлы: 1 файл

Диплом формирование и использование средств бюджета ПФР сокращенный вариант.docx

— 337.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и пути совершенствования  государственного пенсионного страхования.

3.1. Актуальные задачи и проблемы  государственного пенсионного страхования  на современном этапе.

В настоящее  время законодательная база пенсионной реформы в России в основном сформирована и включает Федеральные законы "Об основах обязательного социального страхования", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "О негосударственных пенсионных фондах", "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Начиная с 2002 года, пенсионное обеспечение граждан  производится уже на основании принятых в 2001-2002 годах законодательных актов  о реформировании системы пенсионного  обеспечения, определивших основные позиции  создания инфраструктуры пенсионной системы, модификацию распределительной  модели пенсионного обеспечения  и формирование накопительной составляющей пенсионной системы, основанной на персонифицированном  учете пенсионных прав застрахованных лиц. За прошедший с начала реформирования пенсионной системы период подготовлен  и принят большой массив нормативных  правовых актов, необходимых для  ее реализации. В то же время в  названные законы вносились многочисленные и подчас довольно радикальные изменения, что свидетельствует о непоследовательности государственной социальной политики в этой сфере. В частности, следует  отметить изменение с 1 января 2005 года тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  при сохранении общего размера отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации  и исключение формирования накопительной  части трудовой пенсии для застрахованных лиц средних возрастов. Эти решения за прошедший период повлекли увеличение дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, общие потери которого составили 3,3 триллиона рублей. Поэтому с 1 января 2010 года вступили в силу очередные кардинальные изменения в системе обязательного социального страхования (Федеральные законы от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ и N 213-ФЗ), предусматривающие переход от налогового к страховому принципу формирования доходов системы обязательного социального страхования, объединение базовой части трудовой пенсии со страховой частью и их финансирование за счет взносов на обязательное пенсионное страхование, увеличение приобретенных до 2002 года пенсионных прав и соответственно рост совокупной ставки взносов на обязательное пенсионное страхование.

Необходимо  отметить, что последние изменения  законодательства, связанные с переходом  от единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам и совершенствованием пенсионной системы, сохраняют проблемы, без решения которых невозможно создать эффективную систему  обязательного социального страхования  и обеспечить высокий уровень  социальной защиты населения от различного рода социальных рисков.

Во-первых, в рамках существующей пенсионной системы  до настоящего времени не удалось  обеспечить приемлемый уровень возмещения утраченного заработка застрахованных лиц, долгосрочную финансовую устойчивость системы и способствовать созданию механизмов социальной защиты граждан, отвечающих требованиям рыночной экономики.

На решение  проблемы нарастающего дефицита пенсионной системы, покрываемого за счет дотаций  из федерального бюджета, и увеличение в перспективе коэффициента замещения  до 40% направлены федеральные законы N 212-ФЗ и N 213-ФЗ. Основные положения законов предусматривают переход от налогового (ЕСН) к страховому принципу формирования доходов системы обязательного социального страхования, на котором давно настаивали работодатели и их социальные партнеры - профсоюзы. При этом возрастет общая ставка взносов на обязательное социальное страхование. Ожидается, что это приведет к увеличению доли "теневой заработной платы" и соответственно может повлечь дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). Предусмотренные последними новациями изменения еще больше усиливают распределительный характер пенсионной системы. Все это создаст дополнительные проблемы на пути достижения и удержания на нужном уровне коэффициента замещения, и, очевидно, потребует корректировки указанных федеральных законов.

Во-вторых, две из трех сторон социального партнерства  в сфере труда - работники и  работодатели фактически не участвуют  в управлении системой обязательного  пенсионного страхования, установлении тарифов страховых взносов в  ПФР, размеров страховых пособий  и выплат, чему способствует и законодательно не урегулированный статус ПФР.

В-третьих, в финансовой сфере обязательного  социального страхования, не определены принципы распределения нагрузки страховых  платежей между работодателями, работниками  и государством, чем обусловлена  ее несбалансированность и, как следствие, периодические концептуальные изменения  в системе обязательного социального  страхования.

Полагаю, что эти вопросы требуют законодательного урегулирования.

Для создания стабильной и эффективной отечественной  пенсионной системы представляется необходимым найти пути решения  следующих проблем, негативно сказывающихся  на ее развитии:

- сохранение  распределительной пенсионной системы  и увеличение удельного веса  базового размера пенсии в  структуре трудовой пенсии, сохраняющего  функции государственного социального  пособия и не связанного с  размерами отчислений страховых  взносов за работника и утраченным  им заработком;

- отсутствие  профессиональных пенсионных систем (благодаря этому расходы, связанные  с досрочным выходом на пенсию, оплачивает государственная пенсионная  система за счет снижения уровня  пенсий остальных пенсионеров;  при этом следует учитывать,  что примерно каждый четвертый  пенсионер выходит на пенсию  досрочно);

- низкий  уровень коэффициента замещения; 

- отсутствие  заинтересованности работодателя  и самого работника в формировании  будущих пенсий, а также отсутствие  солидарной ответственности работника  и работодателя по уплате страховых  взносов;

- недостаточное  использование потенциала негосударственных  институтов в пенсионном страховании,  чему препятствует, в том числе,  неблагоприятная и неэффективная система налогообложения субъектов негосударственного пенсионного обеспечения;

- низкая  доходность от инвестирования  средств пенсионных накоплений  застрахованных лиц.

Полагаю, что основной задачей пенсионной реформы должно стать формирование финансово устойчивой пенсионной системы, функционирующей на основе страховых принципов, обеспечивающей приемлемый уровень замещения заработка, утраченного работником при выходе на пенсию, и приближение этого уровня к международным нормам (коэффициент замещения среднего заработка средней пенсией должен быть не менее 40%), создание механизмов солидарной ответственности и экономической заинтересованности работника и работодателя в уплате страховых взносов, а также в участии в негосударственном пенсионном обеспечении на добровольных началах.

В связи  с изложенным в ходе уточнения  нормативной правовой базы проводимой пенсионной реформы полагаем целесообразным реализовать следующие положения, предусматривающие:

1) успешный  переход к страховым взносам  на обязательное пенсионное страхование,  являющихся самостоятельным платежом (а не налоговым вычетом из  ЕСН), при этом страховые тарифы  взносов должны формироваться  на основании актуарных расчетов, исходя из достаточности средств  пенсионного страхования для  обеспечения установленного уровня  коэффициента замещения;

2) выведение  из состава трудовой пенсии  по старости базового размера  страховой части трудовой пенсии  с приданием ей статуса государственного  социального пособия, финансируемого  за счет средств государственного  бюджета, либо исчисление ее  в зависимости от размера отчислений  страховых взносов за работника  и утраченного им заработка;

3) создание  профессиональных пенсионных систем (ППС) для финансирования досрочных  пенсий, выплачиваемых застрахованным  лицам в связи с особыми  условиями труда (переход на  финансирование за счет средств  ПСС должен осуществляться постепенно);

4) участие  в финансировании системы обязательного  пенсионного страхования, как  работодателей, так и работников (путем уплаты взносов на обязательное  социальное страхование);

5) меры, направленные на устойчивое развитие  управляющих компаний и негосударственных  пенсионных фондов, для чего:

- для  управляющих компаний, в отношении  которых граждане самостоятельно  сделали выбор по инвестированию  средств пенсионных накоплений  по обязательному пенсионному  страхованию, ввести требование  о соотношении собственного имущества  (уставного капитала) и привлеченных  средств пенсионных накоплений, включая начисленный на них  инвестиционный доход в соотношении  не менее 1 к 10;

- установить  требования к минимальному количеству  участников фонда;

- в целях  укрупнения негосударственных пенсионных  фондов предусмотреть процедуру  передачи средств пенсионных  накоплений для финансирования  накопительной части трудовой  пенсии из негосударственного  пенсионного фонда в фонд, возникший  в результате реорганизации, при  условии надлежащего уведомления  застрахованных лиц, уполномоченного  федерального органа и Пенсионного  фонда Российской Федерации;

- придать  юридический статус специализированным  организациям - администраторам негосударственных  пенсионных фондов, оказывающим  услуги по организационному, информационному  и техническому обеспечению деятельности  фондов, включая услуги по ведению  пенсионных счетов;

6) меры  против обесценивания пенсионных  накоплений в связи с инфляцией,  в том числе:

- в целях  повышения доходности от инвестирования  средств пенсионных накоплений  продолжить совершенствование порядка  и инструментов инвестирования;

- ввести  систему государственного страхования  обязательных пенсионных накоплений  граждан и взносов, добровольно  вносимых гражданами на накопительную  часть пенсии и софинансируемых за счет средств Фонда национального благосостояния (по аналогии с государственным страхованием банковских вкладов);

- ввести  систему объединенных гарантийных  фондов для накоплений граждан  по добровольному негосударственному  пенсионному обеспечению (корпоративные  пенсии, добровольные пенсионные  взносы и т.п.);

7) создание  стимулов для участия работодателей  и граждан в добровольном пенсионном  страховании, для чего:

- предусмотреть  различные варианты формирования  добровольных пенсионных накоплений  работниками с высоким уровнем заработной платы;

- предусмотреть  меры экономического стимулирования, направленные на сохранение и  развитие корпоративных пенсионных  систем;

- предусмотреть  возвращение в систему обязательного  формирования накопительной части  трудовой пенсии застрахованных  лиц, родившихся в 1966 году и  ранее, с решением вопроса об  условиях и порядке выплаты  уже сформированной накопительной  части трудовой пенсии указанным  лицам;

8) совершенствование  информирования застрахованных  лиц о состоянии их индивидуальных  лицевых счетов в системе персонифицированного  учета, порядке реализации прав  на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного  пенсионного фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Предложения по совершенствованию законодательства в области государственного пенсионного страхования.

 

Учитывая  вышеизложенное, в сфере обязательного пенсионного законодательства представляется желательным решение следующих вопросов.

Во – первых, применение на практике и корректировка отдельных положений федеральных законов от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", вступающих в силу с 1 января 2010 года и предусматривающих переход с указанной даты от уплаты ЕСН к страховым взносам на обязательное социальное страхование (в том числе к взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР).

Информация о работе Управление образованием и расходованием средств бюджета ПФР