Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:19, дипломная работа
Цель курсовой работы: рассмотреть содержание и основные направления деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации как хозяйствующего субъекта.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть теоретическую сущность и необходимость деятельности Пенсионного Фонда.
• Ознакомиться с процессом становления, а также основные направления деятельности Пенсионного Фонда.
• Изучить процесс формирования и направления использования средств бюджета Пенсионного Фонда РФ.
Введение………………..…………………………………………………..……….3
Глава 1. Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации и правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации………….…6
1.1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России ...6
1.2. Экономическая сущность и значение пенсионного страхования………...19
1.3. Правовое положение Пенсионного фонда РФ……………….……………28
Глава 2. Формирование и использование средств бюджета Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………………….…35
2.1. Формирование бюджета Пенсионного фонда РФ и средств бюджета Управления Пенсионного фонда РФ в городе Чебоксары……………………..35
2.2 Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ…………………….51
2.3. Использование средств бюджета Пенсионного фонда РФ и бюджета Управления Пенсионного фонда РФ в городе Чебоксары……………………59
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования управления средствами обязательного пенсионного страхования……………………………………....70
3.1 Актуальные задачи и проблемы обязательного пенсионного страхования
на современном этапе ………………………………………..………………….70
3.2 Предложения по совершенствованию законодательства в области
управления средствами обязательного пенсионного страхования……………76
Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованной литературы…………………………………………..86
В сложившихся условиях стало очевидно, что потенциал существующей пенсионной системы себя исчерпал и для преодоления возникших проблем необходимы кардинальные изменения в данной сфере.
Внесение данных изменений инициировалось ПФР совместно с Минэкономразвития и Минтрудом России начиная с лета 2000 г.
Вначале данный процесс предполагал лишь изменение одобренной в 1998 г. Правительством РФ Программы пенсионной реформы в Российской Федерации. Однако в результате проведенной работы выяснилось, что требуется принятие более кардинальных решений, и 17 апреля 2001 г. Правительством РФ была одобрена принципиально новая Программа пенсионной реформы в Российской Федерации.
6 июня 2001 г. Президент РФ В.В. Путин внес в Государственную Думу Федерального Собрания РФ пакет проектов федеральных законов, направленных на реализацию Программы пенсионной реформы в РФ.
Таким образом,
1 января 2002 года в Российской Федерации
стартовала пенсионная реформа, целью
которой является создание полноценной
системы пенсионного
В настоящее же время современное российское законодательство в области пенсионного страхования состоит из ряда крупных нормативно-правовых актов, принятых в форме федеральных законов. Основными источниками пенсионного права являются: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»14, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»15, Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»16, Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»17, Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"18, Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"19, Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"20
В современной
России отношения по пенсионному
страхованию и обеспечению
Таким образом,
даже простое перечисление федеральных
законов, регулирующих отношения по
пенсионному страхованию, свидетельствует
о том, насколько сложным и
многослойным является на современном
этапе соответствующее
1.2.Экономическая сущность
и значение пенсионного
Современная пенсионная система Российской Федерации включает в себя обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение, которые входят в ее состав в качестве относительно обособленных друг от друга элементов, по своей природе представляющих собой два различных механизма формирования и реализации пенсионных прав граждан.
Обязательное пенсионное страхование охватывает лиц, работающих по трудовому договору и самостоятельно обеспечивающих себя работой. Возникающие в связи с этим общественные отношения регулируются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а назначение и выплата страхового обеспечения регламентируются Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
В рамках государственного пенсионного обеспечения осуществляется пенсионирование различных категорий граждан, определенных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ. Во-первых, это представители особых профессиональных категорий, в числе которых государственные служащие (федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов), космонавты, работники летно-испытательного состава. Во-вторых, к числу получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению относятся лица, имеющие особые заслуги перед Отечеством, а именно участники Великой Отечественной войны и граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда". В-третьих, право на пенсию предоставлено жертвам радиационных или техногенных катастроф (в первую очередь катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции). В-четвертых, пенсии выплачиваются нетрудоспособным гражданам, в силу разных причин не имеющим права на пенсию в связи с осуществлением трудовой деятельности.
Рассмотрим
особенности механизма
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ.
Под обязательным пенсионным
страхованием понимается
В отношениях по обязательному пенсионному страхованию выделяются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщики и застрахованные лица (ст. 4 Закона). Статусом страховщика наделен Пенсионный фонд РФ. В то же время наряду с ПФР страховщиками могут являться и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Негосударственные пенсионные фонды, изначально созданные для формирования, накопления и выплаты дополнительной пенсии за счет добровольных пенсионных взносов предприятия и самого работника, в соответствии с пенсионной реформой с 2004 г. участвуют в системе обязательного пенсионного страхования, то есть аккумулировать, инвестировать и выплачивать накопительную часть государственной пенсии. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Для этого работники могут
Страхователи
разделены на две категории. К
первой относятся работодатели, производящие
выплаты работникам по трудовому
договору или контракту, а также
выплачивающие вознаграждения физическим
лицам по договорам гражданско-
- организации
и исполняющие их обязанности
по уплате взносов
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
- физические лица.
Ко второй
категории относятся
К страхователям
приравниваются физические лица, добровольно
вступающие в правоотношения по обязательному
пенсионному страхованию в
Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. К ним относятся граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
- работающие по трудовому договору или по договору гражданско - правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
- самостоятельно обеспечивающие
себя работой (индивидуальные
предприниматели, частные
- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
- работающие за пределами
территории Российской
- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.
Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется только в случае уплаты страховых взносов в соответствии с законодательством РФ, за счет которых впоследствии производится выплата обязательного страхового обеспечения.
Суммы страховых взносов,
поступившие за застрахованное лицо
в бюджет Пенсионного фонда РФ,
учитываются на его индивидуальном
лицевом счете, который ведется
в системе обязательного
Обязательное пенсионное
обеспечение по обязательному пенсионному
страхованию - это исполнение страховщиком
своих обязательств перед застрахованным
лицом при наступлении
В России помимо системы обязательного пенсионного страхования существует система добровольного пенсионного страхования. Добровольное пенсионное страхование (ДПС) называют также негосударственным. В отличие от обязательного пенсионного страхования, нормы страховых взносов и условия получения пенсий по которому установлены законом, условия добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения определяются договором о негосударственном пенсионном обеспечении, который заключает с негосударственным пенсионным фондом или работодатель в пользу своих работников, или гражданин в свою пользу или в пользу своих близких.
Добровольное пенсионное страхование осуществляется негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон № 75-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона №75-ФЗ негосударственный пенсионный фонд представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
- деятельность
по негосударственному
- деятельность
в качестве страховщика по
обязательному пенсионному
- деятельность
в качестве страховщика по
профессиональному пенсионному
страхованию в соответствии с
федеральным законом и
Информация о работе Управление образованием и расходованием средств бюджета ПФР