Управление образованием и расходованием средств бюджета ПФР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:19, дипломная работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть содержание и основные направления деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации как хозяйствующего субъекта.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть теоретическую сущность и необходимость деятельности Пенсионного Фонда.
• Ознакомиться с процессом становления, а также основные направления деятельности Пенсионного Фонда.
• Изучить процесс формирования и направления использования средств бюджета Пенсионного Фонда РФ.

Содержание работы

Введение………………..…………………………………………………..……….3

Глава 1. Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации и правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации………….…6
1.1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России ...6
1.2. Экономическая сущность и значение пенсионного страхования………...19
1.3. Правовое положение Пенсионного фонда РФ……………….……………28

Глава 2. Формирование и использование средств бюджета Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………………….…35
2.1. Формирование бюджета Пенсионного фонда РФ и средств бюджета Управления Пенсионного фонда РФ в городе Чебоксары……………………..35
2.2 Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ…………………….51
2.3. Использование средств бюджета Пенсионного фонда РФ и бюджета Управления Пенсионного фонда РФ в городе Чебоксары……………………59

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования управления средствами обязательного пенсионного страхования……………………………………....70
3.1 Актуальные задачи и проблемы обязательного пенсионного страхования
на современном этапе ………………………………………..………………….70
3.2 Предложения по совершенствованию законодательства в области
управления средствами обязательного пенсионного страхования……………76

Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованной литературы…………………………………………..86

Файлы: 1 файл

Диплом формирование и использование средств бюджета ПФР сокращенный вариант.docx

— 337.68 Кб (Скачать файл)

В сложившихся  условиях стало очевидно, что потенциал  существующей пенсионной системы себя исчерпал и для преодоления возникших  проблем необходимы кардинальные изменения  в данной сфере.

Внесение  данных изменений инициировалось ПФР совместно с Минэкономразвития и Минтрудом России начиная с лета 2000 г.

Вначале данный процесс предполагал лишь изменение одобренной в 1998 г. Правительством РФ Программы пенсионной реформы в Российской Федерации. Однако в результате проведенной работы выяснилось, что требуется принятие более кардинальных решений, и 17 апреля 2001 г. Правительством РФ была одобрена принципиально новая Программа пенсионной реформы в Российской Федерации.

6 июня  2001 г. Президент РФ В.В. Путин внес в Государственную Думу Федерального Собрания РФ пакет проектов федеральных законов, направленных на реализацию Программы пенсионной реформы в РФ.

Таким образом, 1 января 2002 года в Российской Федерации  стартовала пенсионная реформа, целью  которой является создание полноценной  системы пенсионного страхования.

В настоящее  же время современное российское законодательство в области пенсионного  страхования состоит из ряда крупных  нормативно-правовых актов, принятых в  форме федеральных законов. Основными  источниками пенсионного права  являются: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,  Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»14, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»15, Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»16, Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»17, Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"18, Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"19, Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"20

В современной  России отношения по пенсионному  страхованию и обеспечению прямо  и косвенно регулируют следующие  законодательные акты федерального уровня: Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ)21; Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)22; Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)23; Федеральный законы: от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"24; от 27 января 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"; 25 от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ  и др.

Таким образом, даже простое перечисление федеральных  законов, регулирующих отношения по пенсионному страхованию, свидетельствует  о том, насколько сложным и  многослойным является на современном  этапе соответствующее законодательство РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Экономическая сущность  и значение пенсионного страхования.

 

Современная пенсионная система Российской Федерации  включает в себя обязательное пенсионное страхование и государственное  пенсионное обеспечение, которые входят в ее состав в качестве относительно обособленных друг от друга элементов, по своей природе представляющих собой два различных механизма  формирования и реализации пенсионных прав граждан.

Обязательное  пенсионное страхование охватывает лиц, работающих по трудовому договору и самостоятельно обеспечивающих себя работой. Возникающие в связи  с этим общественные отношения регулируются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а назначение и выплата страхового обеспечения регламентируются Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.

В рамках государственного пенсионного обеспечения  осуществляется пенсионирование различных категорий граждан, определенных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ. Во-первых, это представители особых профессиональных категорий, в числе которых государственные служащие (федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов), космонавты, работники летно-испытательного состава. Во-вторых, к числу получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению относятся лица, имеющие особые заслуги перед Отечеством, а именно участники Великой Отечественной войны и граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда". В-третьих, право на пенсию предоставлено жертвам радиационных или техногенных катастроф (в первую очередь катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции). В-четвертых, пенсии выплачиваются нетрудоспособным гражданам, в силу разных причин не имеющим права на пенсию в связи с осуществлением трудовой деятельности.

Рассмотрим  особенности механизма правового  регулирования отдельных видов  пенсионного страхования в Российской Федерации.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного  пенсионного страхования в РФ.

 Под обязательным пенсионным  страхованием понимается система  создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию  гражданам заработка (выплат, вознаграждений  в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления  обязательного страхового обеспечения.

В отношениях по обязательному пенсионному  страхованию выделяются федеральные  органы государственной власти, страхователи, страховщики и застрахованные лица (ст. 4 Закона). Статусом страховщика  наделен Пенсионный фонд РФ.  В  то же время наряду с ПФР страховщиками  могут являться и негосударственные  пенсионные фонды (НПФ). Негосударственные пенсионные фонды, изначально созданные для формирования, накопления и выплаты дополнительной пенсии за счет добровольных пенсионных взносов предприятия и самого работника, в соответствии с пенсионной реформой с 2004 г. участвуют в системе обязательного пенсионного страхования, то есть аккумулировать, инвестировать и выплачивать накопительную часть государственной пенсии. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Для этого работники могут заключить  соответствующий договор с выбранным  НПФ и подать заявления в Пенсионный фонд России с поручением о переводе их пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд. Подобным образом государство дает работнику возможность выбора системы накопления части государственной пенсии, совместно с которой негосударственные составляющие пенсионного обеспечения работников должны, по мнению разработчиков пенсионной реформы, поднять пенсию на достойный уровень.

Страхователи  разделены на две категории. К  первой относятся работодатели, производящие выплаты работникам по трудовому  договору или контракту, а также  выплачивающие вознаграждения физическим лицам по договорам гражданско-правового  характера. К работодателям относятся:

- организации  и исполняющие их обязанности  по уплате взносов обособленные  подразделения; 

- индивидуальные  предприниматели; 

- крестьянские (фермерские) хозяйства; 

- родовые,  семейные общины малочисленных  народов Севера, занимающиеся традиционными  отраслями хозяйствования;

- физические  лица.

Ко второй категории относятся индивидуальные предприниматели (частнопрактикующие нотариусы, частные детективы), адвокаты, уплачивающие страховые взносы в  виде фиксированного платежа. Они же одновременно являются и застрахованными лицами.

К страхователям  приравниваются физические лица, добровольно  вступающие в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию в установленном  порядке.

  Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется  обязательное пенсионное страхование. К ним относятся граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

- работающие по трудовому договору или по договору гражданско - правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

- самостоятельно обеспечивающие  себя работой (индивидуальные  предприниматели, частные детективы,  занимающиеся частной практикой  нотариусы, адвокаты);

- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

- работающие за пределами  территории Российской Федерации  в случае уплаты страховых  взносов. Граждане РФ, работающие  за пределами территории Российской  Федерации, вправе добровольно  вступить в правоотношения по  обязательному пенсионному страхованию  и осуществлять уплату страховых  взносов в бюджет ПФР за  себя. Физические лица вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с законодательством РФ;

- являющиеся членами родовых,  семейных общин малочисленных  народов Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования;

- иные категории граждан,  у которых возникают отношения  по обязательному пенсионному  страхованию.

Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации  реализуется только в случае уплаты страховых взносов в соответствии с законодательством РФ,  за счет которых впоследствии производится выплата обязательного страхового обеспечения.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете, который ведется  в системе обязательного пенсионного  страхования в соответствии с  Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  обязательного пенсионного страхования».

Обязательное пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному  страхованию - это исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии (страховая и накопительная  ее части по старости или инвалидности, а также страховая часть по случаю потери кормильца), социального  пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. При этом страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

В России помимо системы обязательного пенсионного страхования существует система добровольного пенсионного страхования. Добровольное пенсионное страхование (ДПС) называют также негосударственным. В отличие от обязательного пенсионного страхования, нормы страховых взносов и условия получения пенсий по которому установлены законом, условия добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения определяются договором о негосударственном пенсионном обеспечении, который заключает с негосударственным пенсионным фондом или работодатель в пользу своих работников, или гражданин в свою пользу или в пользу своих близких.

Добровольное  пенсионное страхование осуществляется негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Деятельность негосударственных  пенсионных фондов регулируется Федеральным  законом от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных  пенсионных фондах» (далее - Закон № 75-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона №75-ФЗ негосударственный  пенсионный фонд представляет собой  особую организационно-правовую форму  некоммерческой организации социального  обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- деятельность  по негосударственному пенсионному  обеспечению участников фонда  в соответствии с договорами  негосударственного пенсионного  обеспечения;

- деятельность  в качестве страховщика по  обязательному пенсионному страхованию  в соответствии с Законом №167-ФЗ  и договорами об обязательном  пенсионном страховании;

- деятельность  в качестве страховщика по  профессиональному пенсионному  страхованию в соответствии с  федеральным законом и договорами  о создании профессиональных  пенсионных систем.

Информация о работе Управление образованием и расходованием средств бюджета ПФР