Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:19, дипломная работа
Цель курсовой работы: рассмотреть содержание и основные направления деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации как хозяйствующего субъекта.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть теоретическую сущность и необходимость деятельности Пенсионного Фонда.
• Ознакомиться с процессом становления, а также основные направления деятельности Пенсионного Фонда.
• Изучить процесс формирования и направления использования средств бюджета Пенсионного Фонда РФ.
Введение………………..…………………………………………………..……….3
Глава 1. Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации и правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации………….…6
1.1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России ...6
1.2. Экономическая сущность и значение пенсионного страхования………...19
1.3. Правовое положение Пенсионного фонда РФ……………….……………28
Глава 2. Формирование и использование средств бюджета Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………………….…35
2.1. Формирование бюджета Пенсионного фонда РФ и средств бюджета Управления Пенсионного фонда РФ в городе Чебоксары……………………..35
2.2 Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ…………………….51
2.3. Использование средств бюджета Пенсионного фонда РФ и бюджета Управления Пенсионного фонда РФ в городе Чебоксары……………………59
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования управления средствами обязательного пенсионного страхования……………………………………....70
3.1 Актуальные задачи и проблемы обязательного пенсионного страхования
на современном этапе ………………………………………..………………….70
3.2 Предложения по совершенствованию законодательства в области
управления средствами обязательного пенсионного страхования……………76
Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованной литературы…………………………………………..86
Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.
Постановление Правительства РФ от 17 января 2013 г. N 8 "О стоимости страхового года на 2013 год" стоимость страхового года на 2013 год утверждена в размере 16239 рублей 60 копеек.
Страховые
взносы за расчетный период уплачиваются
плательщиками страховых
Плательщики страховых взносов, производящие выплаты физическим лицам уплачивают страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
При этом ежемесячный обязательный
платеж подлежит уплате в срок не позднее
15-го числа календарного месяца, следующего
за календарным месяцем, за который
начисляется ежемесячный
2.3.
Использование средств
В соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:
выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
доставку
пенсий, выплачиваемых за счет средств
бюджета Пенсионного фонда
финансовое
и материально-техническое
иные цели, предусмотренные
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей средства от уплаты страховых взносов, в том числе по причине неуплаты страхователями начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за застрахованных лиц, компенсируются Пенсионному фонду Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований и учитываются в составе средств, предназначенных на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период.
Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения
в среднесрочной и долгосрочной
перспективах финансовой устойчивости
системы обязательного
Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом,
указанной статьей Федерального
закона, в частности, предусматривается,
что средства ПФР расходуются
на выплату пенсий в соответствии
с законодательством РФ, а также
на выплату социального пособия
на погребение умерших пенсионеров,
не работавших на день смерти. Причем,
за счет средств ПФР также
Предусмотрено
также расходование средств бюджета
ПФР на финансовое и материально-техническое
обеспечение текущей
Допускается
расходование средств бюджета ПФР
на иные цели, предусмотренные
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ складываются не только из денежных средств, которые пенсионеры получают на руки в качестве пенсионных выплат. Процесс выплаты пенсии является достаточно трудоемким и требует значительных затрат временных и людских ресурсов. Как правило, он состоит из следующих этапов:
начисление суммы пенсии, полагающейся пенсионеру в текущем месяце, с учетом документов пенсионного дела, в том числе заявлений пенсионера;
составление документов Пенсионного фонда РФ о начисленных к доставке в текущем месяце суммах пенсии пенсионеру;
направление начисленной к доставке в текущем месяце суммы пенсии на счет организации, доставляющей пенсию;
пересылка документов Пенсионного фонда РФ в организацию, доставляющую пенсию;
доставка суммы пенсии непосредственно.
Доставка
пенсии может производиться либо
территориальным органом
В соответствии со ст. 18 ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ доставка трудовой пенсии по месту жительства или месту пребывания пенсионера осуществляется за счет источников, из которых финансируется соответствующая трудовая пенсия (часть трудовой пенсии). При этом размер оплаты за услуги по доставке пенсий не может превышать размера, установленного федеральными законами о бюджете Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год.
Отдельным
направлением расходования средств
названо финансовое и материально-техническое
обеспечение текущей
Расходование средств бюджета Пенсионного фонда возможно на иные цели, предусмотренные законодательством. При этом согласно нормы ст. 83 БК РФ осуществление финансирования новых видов расходов может осуществляться только с начала очередного финансового года и только при условии их включения в соответствующий бюджет.
К "иным"
направлениям расходования бюджетных
средств можно отнести
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ в части, превышающей средства от уплаты страховых взносов, компенсируются Пенсионному фонду РФ за счет бюджетных ассигнований. Причинами такого превышения расходов могут в частности, быть демографическая ситуация в стране, когда число пенсионеров сильно возрастает, или рост задолженности страхователей по уплате начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за застрахованных лиц.
Что касается Чувашской Республики, то по итогам 2011 года бюджет Отделения ПФР по Чувашской Республике по расходам исполнен в сумме 35999,3 млн. рублей, а публичные нормативные обязательства по пенсионному и социальному обеспечению перед пенсионерами выполнены в полном объеме.
Расходы Отделения ПФР на пенсионное обеспечение, федеральную социальную доплату к пенсии, осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан и социальную поддержку отдельных категорий граждан, улучшение материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации и дополнительное пенсионное обеспечение составили 33790,3 млн. руб., или 93,9% от общего объема расходов бюджета. В 2011 г. на пенсионное обеспечение граждан направлено средств больше, чем в 2010 г. на 3065,1 млн. руб. или на 10,0 процентов.
Расходы на страховую часть трудовой пенсии составили 80,0% (2010 г. – 80,6%), по государственному пенсионному обеспечению – 5,1% (2010 г. – 5,1%), на ежемесячные денежные выплаты – 6,1% (2010 г. – 6,5%) от общего объема расходов на пенсионное и социальное обеспечение.
С 1 января 2010 года в республике нет ни одного неработающего пенсионера, материальное обеспечение которого ниже установленного прожиточного минимума пенсионера, что было достигнуто за счёт выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии. В отчётном году объём данных выплат составил 261,9 млн. руб. (0,7%), на 2,8 млн. руб. больше, чем в 2010 году.
На предоставление материнского (семейного) капитала направлено 2189,8 млн. руб., или 6,1 % от объема расходов бюджета (2010 г.-4,6 %).
Кроме этого, на мероприятия в области социальной политики, включая меры социальной поддержки Героев, софинансирование социальной программы Чувашской Республики, связанной с оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, расходы на уплату государственной пошлины, судебных издержек, иных расходов Фонда, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, направлено 8,9 млн. рублей.
Расходы бюджета Отделения ПФР в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, составили 10,3 млн. руб., из которых на выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц израсходовано 9,9 млн. рублей.
Общая численность пенсионеров в Чувашской Республике к началу 2012 г. составила 343,4 тыс. человек, за год она увеличилась более чем на 4,2 тыс. человек. Положительная динамика численности пенсионеров отмечается в городах Чебоксары, Новочебоксарск, Алатырь, Канаш и Шумерля, Батыревском, Ибресинском, Комсомольском, Урмарском, Цивильском, Чебоксарском, Шемуршинском и Яльчикском районах.
Удельный вес пенсионеров в общей численности населения Чувашской Республики составил 27,5 процента.
В республике численность работающих пенсионеров выросла с 47,9 тыс. человек в 2002 г. до 98,7 тыс. человек - в 2011 г. или в 2,1 раза, удельный вес их в общей численности пенсионеров составил соответственно 13,9% и 28,7%. Основную долю работающих пенсионеров составляют пенсионеры – получатели трудовой пенсии – 98,6 процента.
Численность получателей трудовых пенсий составила 315,8 тыс. человек или 92,0% от общей численности пенсионеров, получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению - 27,6 тыс. человек или 8,0 %, в том числе получателей социальной пенсии – 26,1 тыс. человек.
Численность получателей трудовых пенсий увеличилась на 3,1 тыс. человек. Ее увеличению способствовал рост числа пенсионеров по старости на 4,4 тыс. чел., что связано с выходом на пенсию лиц послевоенных лет рождения, когда рождаемость была высокой.
На начало 2012 г. численность получателей трудовых пенсий по старости составила 285,9 тыс. человек (90,5% от общего числа получателей трудовых пенсий), по инвалидности - 17,9 тыс. человек (5,7%), по случаю потери кормильца – 12,0 тыс. человек (3,8%).
Численность получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению увеличилась на 1,1 тыс. человек, главным образом за счет увеличения численности пенсионеров - получателей социальных пенсий. Сохраняется тенденция уменьшения численности пенсионеров - военнослужащих и членов их семей.
В 2011 году проведены мероприятия по индексации пенсий: с 1 февраля 2011 года увеличен размер трудовых пенсий 315,8 тысячам граждан на 8,8 %, с 1 апреля 2011 года увеличены размеры социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 10,27 %.
В целом
за год произведен перерасчет размеров
страховой части трудовой пенсии
в соответствии с пунктом 3 статьи
17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ
3,1 тысячам работающих пенсионеров
(3,1 % от общего числа работающих пенсионеров)
по их заявлениям. Среднее увеличение
размера страховой части
Средний размер трудовой пенсии за год увеличился на 634,83 руб. или на 9,1 % и составил на 01.01.2012 7644,38 руб., трудовой пенсии по старости – 7 934,36 руб. (увеличение за год на 639,12 руб. или на 8,8 %), что обеспечило замещение среднемесячной заработной платы за ноябрь 2011 г. (15334,9 руб.) более чем на 50 %.
Социальная пенсия достигла в среднем 4 513,88 руб. и увеличилась за 2011 год на 367,51 руб. или на 8,9 процента.
Уровень доходов отдельных категорий пенсионеров на конец 2011 г. с учетом дополнительных социальных выплат (ЕДВ, ДЕМО) составил: у инвалидов вследствие военной травмы - участников ВОВ, получающих две пенсии, - в среднем 25062,0 руб., участников ВОВ – 24768,17 руб., вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну – 17248,91 рубля.
В течение
2011 года сохранилась тенденция
Основные показатели использования средств Отделения ПФР по Чувашской Республике приведены в следующих таблицах и диаграммах:
Информация о работе Управление образованием и расходованием средств бюджета ПФР