Управление персоналом в организации малого бизнеса и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Первая цель данной работы – изучение принципов и методов формирования, развития и управления персоналом, как в теории, так и практике.
В первом разделе – теоретическом – раскрываются все аспекты, касающиеся управления поведением персонала, это факторы, влияющие на выбор стиля руководства персонала, различные методы по принятию решений и многое другое. Здесь использовались такие источники, как “Управление персоналом для современных руководителей” Е.А. Борисова; “ Управление персоналом малого предприятия ” В.В. Волгин; “Мотивации и оценка персонала” А. Дмитриенко, Е.А. Марапатова; “Управление Персоналом” А.П. Егоршин.
Во втором разделе – практическом – отражены все вопросы по управлению персоналом на конкретном примере: ООО «Барнаулторг». Здесь характеризуются и профессионально – квалификационный уровень управления, и мотивационное стимулирование работников данной организации и тд.
Вторая цель – это исходя из анализа фирмы ООО «Барнаулторг», предоставить свои рекомендации по улучшению управления персоналом в данной организации, если это необходимо.

Файлы: 1 файл

Kopiya_Kursovaya_v_zbore.doc

— 675.00 Кб (Скачать файл)

Фирма ООО «Барнаулторг»  занимает на рынке серединное положение, т.е. она реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый  большой и не самый маленький  объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции, для этого разработана система контроля качества, в торговых точках всегда имеются все необходимые сертификаты (гигиенический, санитарный, радиологический, соответствия и т.д.).

Потребность в материально-технических  ресурсах определяется отделом закупок  на основе заказов отдела продаж и  данных по исследованию рынка, полученных от отдела маркетинга. Отдел маркетинга проверяет заказы  с точки зрения возможного рынка сбыта, соответствия техническим условиям и имеющихся товарных запасов. Затем разрабатывается план закупок для того, чтобы производство получало сырье по мере его необходимости. План закупок разрабатывается после изучения рынка сырья. На рассматриваемой фирме осуществляются следующие виды закупок:

  1. Через оптовую фирму закупается сырье небольшими партиями (как правило, если товар новый, и ранее не продавался);
  2. Делаются срочные закупки для обеспечения бесперебойного хода производства;
  3. На основе длительных деловых контактов и взаимовыгодных торговых отношений.

Основным критерием  выбора наиболее подходящих поставщиков  служат их надежность, качество продукции, цены, возможные финансовые льготы. Так же рассматриваются следующие  критерии:

  1. Достаточно ли хорошо упаковка предохраняет закупаемую продукцию, экологична ли она;
  2. Контролирует ли поставщик качество продукции на каждом этапе производства, какие методы контроля он применяет.

Особое значение уделяется  условиям поставки и формам расчета  за приобретенную продукцию.

Для стимулирования покупательского  спроса ООО «Барнаулторг» использует следующие методы:

  1. Постоянное наличие товаров на складе и сбалансированный ассортимент дают возможность нашим клиентам поддержать стабильно высокий товарооборот в течение всего календарного года;
  2. Возможность резервирования ассортимента, бронирование количества и замена наименований продукции;
  3. Предоставление всех сопроводительных документов, отвечающих требованиям органов надзора РФ;
  4. Возможность быстрого оформление заказа (склад и офис в одном месте);

2.2. Структура управления предприятием.

Организационная структура  направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения  между ними прав и ответственности.

В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.

Организационная структура  организации и ее управление не являются чем-то застывшим. Она постоянно изменяется, совершенствуется в соответствии с меняющимися условиями.

Линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают  помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно  не подчинены функциональным руководителям  высших ступеней управления. Элементами структуры являются отдельные работники и службы аппарата управления; отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Организационная структура ООО «Барнаулторг» приведена в приложении 1.

Преимущества линейно-функциональной системы управления:

Во-первых, она обеспечивает быстрое осуществление действий по распоряжениям, указаниям, дающимся вышестоящими руководителями нижестоящим, чему способствует иерархичность такой структуры управления.

Во-вторых, она предполагает формирование функциональных подразделений на основе их оптимизации. Каждый из них выполняет строго определенные функции, а вместе - весь комплекс функций, обеспечивающих бесперебойную работу производства.

В-третьих, разделение труда между функциональными подразделениями облегчают работу по повышению деловой квалификации, способствует общему расширению знаний в рамках каждого функционального подразделения в ходе постепенного накопления опыта.

В-четвертых, происходит быстрое осуществление действий по принимаемым распоряжениям, спускаемым «сверху вниз», и быстрее реализовывается обратная связь.

В-пятых, создается возможность для быстрого маневрирования производственными, трудовыми и материальными ресурсами, исходя из задач руководителей верхнего уровня.

Недостатками такой  системы управления являются:

  1. Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;
  2. Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно подчинение по иерархии управления.

Генеральному директору  в разработке конкретных вопросов и  подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный  аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (кадровая служба, финансовый отдел). Эти подразделения проводят свои решения через генерального директора, либо (в пределах специальных полномочий) прямо доводят их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне.

Функциональные службы (финансовый отдел, кадровая служба) освобождают  линейных руководителей от планирования финансовых расчетов, кадровых вопросов и др.

Функции управления – комплекс необходимых, повторяющихся управленческих работ, объединенных единством содержания и целевой направленности. Функции управления характеризуют определенную сферу управленческой деятельности, осуществляемую на всех уровнях управления предприятием. Различают основные и конкретные функции управления.

Основные функции – это весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности: прогнозирование, организация, планирование, мотивация, контроль, учет анализ, подготовка и принятие управленческих решений.

Конкретные функции управления как более обособленные, самостоятельные области профессиональной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования занимают ключевые позиции. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства.

Конкретные функции управления позволяют четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием).

Генеральный директор имеет право  представительствовать от имени  организации, представлять интересы Общества во всех российских и иностранных  учреждениях, заключать трудовые договора с работниками Общества, выдавать доверенности, издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками Общества. Генеральный директор руководит предприятием в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местными бюджетами, государственными внебюджетными, социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, а также хозяйственных и трудовых договоров. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, выплату заработной платы в установленные сроки. Поручает ведение отдельных направлений деятельности другим лицам. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использовании правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования  социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности. Защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.

Финансовый директор организует управление движением финансовых ресурсов предприятия  и регулирование финансовых отношений, в целях наиболее эффективного использования  всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции и получения  максимальной прибыли. Обеспечивает разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовую устойчивость. Руководит разработкой проектов перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств. Определяет источники производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Проводит исследование и анализ финансовых рынков, оценивает возможный финансовый риск и разрабатывает предложения по его уменьшению. Осуществляет инвестиционную политику и управление активами предприятия, определяет оптимальную их структуру, подготавливает предложения по замене, ликвидации активов, следит за портфелем ценных бумаг. Проводит анализ и оценку эффективности финансовых вложений. Организует разработку нормативов оборотных средств и мероприятий по ускорению их оборачиваемости. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Осуществляет контроль за выполнением финансового плана  и бюджета, плана реализации продукции, плана по прибыли и другим финансовым показателям, правильным расходованием денежных средств.

Отдел бухгалтерии  состоит  из трех человек: главный бухгалтер, бухгалтер, кассир.

Главный бухгалтер обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществленных хозяйственных  операций, предоставление оперативной  информации о финансовом состоянии  объединения, составление в установленные  сроки бухгалтерской отчетности и проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности объединения. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно финансовому директору.

Бухгалтер непосредственно  подчиняется главному бухгалтеру и  выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, товарно-материальных запасов, затрат на производство, реализацию продукции, результатов финансово-хозяйственной деятельности, расчетов с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.). Осуществлять прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготавливать к счетной обработке.

Производить начисление и перечисление налогов в бюджет, и внебюджетные фонды, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы персонала и других выплат и платежей. Подготавливает данные по соответствующим участкам учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.

Кассир находится в  подчинении у финансового директора  и осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств  и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность.

Оформляет документы  и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов. Ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу. Сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком. Составляет кассовую отчетность.

Отдел кадров занимается подбором и приемом на работу квалифицированных  работников.

Транспортный отдел  осуществляет доставку сырья  и товара, обеспечивает их надлежащую сохранность при перевозке.

Склад обеспечивает хранение, складирование и отпуск товарно-материальных ценностей, организацию погрузочно-разгрузочных работ.

Торговый отдел осуществляет сбыт продукции, подготавливает договора с клиентами, подготавливает отчеты по продажам. Сотрудники отдела принимают участие в выставках и ярмарках.

Отдел закупок организует бесперебойное обеспечение предприятия  сырьем и материальными ресурсами, заключает договора с поставщиками.

Отдел маркетинга осуществляет изучение рынка и прогнозирует его развитие, анализирует и разрабатывает наиболее эффективные методы продаж и рекламы, определяет конкурентоспособность продукции,  организует и проводит выставки, ярмарки, презентации.

В ООО «Барнаулторг»  существует несколько уровней управления, которые представлены на рис.2.2

Институциональному  уровню соответствует руководители высшего звена (генеральный директор, финансовый и начальник кадровой службы). Эти руководители отвечают за принятие важнейших решений для предприятия. Они формулируют цели, разрабатывают долгосрочные программы для предприятия. Занимаются управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует данная организация.

Управленческому уровню соответствуют руководители среднего звена – начальники отделов. Они занимаются координированием и согласованием работ своих подразделений. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения в виде конкретных заданий низовым руководителям.

Техническому уровню соответствуют руководители низового звена, которые выполняют контроль за выполнением производственных заданий. Их работа характеризуются частыми переходами от одной задачи к другой.

Информация о работе Управление персоналом в организации малого бизнеса и пути его совершенствования