Управление предприятием в современных условиях на примере кафе "Кустук"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:27, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления предприятием.
Исходя из поставленной цели дипломной работы, основными задачами является:
1)изучение теоретических основ управления предприятием в современных условиях;
2)анализ организации управления на предприятии;
3)разработка мероприятий по совершенствованию системы управления фирмы;
4)расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......
1 Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях…………………………………………………………………………..
1.1 Понятие, функции и этапы процесса управления предприятием ……...
1.2 Методы управления предприятием ………………………………………
1.3 Конкурентоспособность как локальная функция управления предприятием в современных условиях ...........................................................
2 Анализ и совершенствование управления предприятием (на примере кафе «Кустук»)…………………………………………………………………..
2.1 Анализ текущей деятельности и организационный структуры управления кафе «Кустук»……………………………………………………..
2.2 Организация управления производственно-хозяйственной деятельностью в кафе «Кустук»………………………………………………..
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления предприятием в сфере продвижения услуг…………………………………….
2.4 Разработка предложений по привлечение инвестиций в освоение производства……………………………………………………………………...
2.5 Экономическая оценка рекомендуемых мероприятий ………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Глоссарий………………………………………………………………………....
Список использованных источников ………………………………………..…
Приложение А…………………………………………………………….……...
Приложение Б…………………………………………………………….……...
Приложение В…………………………………………………………….……...

Файлы: 1 файл

управление.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

1. структурная организация  (включает структуру полномочий  и структуру коммуникаций;

2. организация процесса  производства (включает организацию  работы персонала, работы во времени, работы в пространстве).

В функцию координирование  входят следующие этапы:

1. определение потребности  работников;

2. предоставление возможности  работнику удовлетворить эти  потребности через хорошую работу.

Контроль присущи этапы:

1. установление стандартов;

2. измерение того, что  было фактически достигнуто и  сравнение достигнутого с намеченными  стандартами;

 3. определение источников расхождения и действий, необходимых для коррекции планов.

Все эти  основные функции тесно  связаны между собой в едином процессе управления (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Функции управления предприятием в условиях рыночной экономики

      Функции     

Основной используемый ресурс 

Планирование

Время

Маркетинг

Потребитель

Предпринимательство

Бизнес

Финансы

Деньги

Организация

Люди

Производство

Технология

Инновация

Идеи

Информация

Данные

Социальное развитие

Культура


 

Неудовлетворительное планирование или несовершенная организация, равно как и слабое стимулирование работы или плохой контроль, отрицательно влияют на результаты деятельности фирмы в целом. Усложнение взаимодействий с внешним окружением привело к большому количеству функций современного предприятия.

В условиях рыночной экономики целесообразно: усиление стратегического планирования и прогнозирования; контроля за качеством выпускаемой продукции на всех этапах от разработки до начала серийного выпуска продукции. Придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности на основе ЭВМ; придание большего, чем раньше значения вопросам производства и управления персоналом; привлечение работников к участию в акционерном капитале; поощрение работников за новые идеи в области совершенствования технологии, создания и внедрения новой продукции; усиление внимания к социально-психологическим аспектам управления; усиление внимания в области маркетинговой деятельности, повышение  эффективности затрат на проведение маркетинга:

1. Специализация исполнителей (чем уже специализация - тем выше результат) 

2. Ритмичность управленческой деятельности (управленческая деятельность должна осуществляться в установленном режиме функционирования)

3. Непрерывность управленческой деятельности (Должна осуществляться постоянно в выработанном режиме)

4. Прямоточность (должна  осуществляться по кратчайшему  и оптимальному маршруту)

5. Качественная и количественная пропорциональность частей системы управления.  

6. Регламентация деятельности (установление объема и порядка выполнения работ каждым сотрудником).

7. Четкое распределение функций между сотрудниками аппарата управления.

8. Единоначалие (руководитель отвечает за результаты работы).

9. Единство распорядительства (работник получает указание от одного лица).

10. Сочетание централизации и децентрализации.

11. Сочетание функций и полномочий.

12. Сочетание власти и полномочий.

13. Делегирование -  Передача полномочий, функций на нижестоящий уровень.

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое  принимает на себя ответственность  за их выполнение. Реализация этого принципа при построении (улучшении) структур управления позволяет разгружать верхние уровни систем управления от выполнения и контроля отдельных задач либо сфер деятельности. В то же время нижележащие уровни получают возможность более успешно реализовывать возлагаемые на них задачи. Делегирование полномочий создает иерархию уровней в структуре управления. Полномочия передаются должности, а не лицу. Соотношение власти и полномочий: власть – право принимать окончательное решение или действовать на ситуацию. Властью обладает собственник [31, c.86].

Среди многих трудностей функционирования предприятий необходимо выделить проблемы самостоятельного осуществления всех функций управления производством в условиях новых экономических отношений, отсутствия достаточного опыта, разрозненности производственных структур, необходимости обновления ассортимента и повышения качества продукции, ограниченности финансовых ресурсов и другие.

В этих условиях одним  из путей повышения эффективности  функционирования предприятий является совершенствование организационных форм    управления, основанных на разграничении и делегировании функций управления, создании качественно новых отношений между производственными структурами. Решением проблемы может быть делегирование ряда функций некоторым структурам, выполняющим эти функции централизованно для группы предприятий. Представляется  целесообразной передача функций объединению предприятий ассоциативного типа, в которое на добровольных началах входят предприятия для оптимального решения некоторых общих задач, имеющих регулярный или долгосрочный характер.

Концепция управленческого процесса применима ко всем типам организаций, поскольку процессный подход определяет лишь основные общие шаги при управлении и предоставляет возможность их использования и выбора содержания в зависимости от условий каждой конкретной фирмы.

1.2 Методы управления  предприятием

 

 

 Реализация функций  и принципов управления осуществляется  путем применения различных методов.  Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

 В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.  Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).

 В системе методов  управления организации выделяют:

  • административные методы;
  • экономические методы;
  • социально-психологические методы.

Рассмотрим более подробно каждый метод в отдельности. Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.  Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

 Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

 Различают пять  основных способов административного  воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.

 Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.

Плановое ведение хозяйства  является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое  имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения.  Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда [28, c.47].

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы.

 Рыночное ценообразование  является регулятором товарно-денежных  отношений и важным экономическим  инструментом в соизмерении доходов  и расходов, цены и себестоимости  продукции. 

Формы собственности - важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри предприятия. Фазы общественного воспроизводства составляют основу товарно-денежных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов [27, c.96].

 Социологические методы  исследования составляют научный  инструментарий в работе с  персоналом, они предоставляют необходимые  данные для подбора, оценки, расстановки  и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.

Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм.

 Партнерство составов  важный компонент любой социальной  группы и заключается а налаживании  разнообразных форм взаимоотношений,  на базе которых организуется общение людей.

 Соревнование является  специфической формой общественных  отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению.

 Общение — это  специфическая форма взаимодействия  людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других более сложных формах общения нескольких людей.

 Переговоры - это специфическая  форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.

 Конфликт - форма столкновения  противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия [26, c.96].  Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия.

 Способы психологического  воздействия относят к числу  важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.

Внушение представляет психологическое целенаправленное воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым  ожиданиям и мотивам побуждения к труду.

Убеждение базируется на аргументированном и логическом воздействии на психику человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.

 Подражание является  способом воздействия на отдельного  работника или социальную группу  путем личного примера руководителя или новатора производства, образцы поведения которого являются примером для других.

 Вовлечение является  психологическим приемом, при  помощи которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др.

Информация о работе Управление предприятием в современных условиях на примере кафе "Кустук"