Управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 11:46, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в разработке направлений реформирования механизма управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта для повышения привлекательности и конкурентоспособности рекреационных услуг.
Для достижения поставленной цели, решены следующие задачи:
– оценить влияние изменения характера инвестиций в инфраструктуру на воспроизводственные возможности рекреационного комплекса;
– проанализировать объективные экономические предпосылки развития инфраструктуры городов-курортов и её современное финансовое обеспечение;
– в результате апробации разработанного методического инструментария дать оценку инвестиционной привлекательности субъекта локальной естественной монополии, как необходимого элемента системы жизнеобеспечения города-курорта;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 804.50 Кб (Скачать файл)

На наш взгляд, имеется две возможности решения финансовых проблем ВКХ:

1) Мобилизовать дополнительные  ресурсы из всех источников. Это предполагает рост доходов предприятий ВКХ в результате роста тарифов на воду, улучшения собираемости платежей, дотаций и субсидий из бюджетов соответствующих уровней в сочетании с возможными грантами международных доноров и заимствованиями.

2) Содействовать более рациональному  использованию ресурсов. Это предполагает  оптимизацию систем водоснабжения  и канализации (ВиК) и повышение эффективности их работы, а также использование ограниченных инвестиционных ресурсов на самые рентабельные и высоко приоритетные инвестиционные проекты.

Стратегия финансирования не дает окончательные и исчерпывающие ответы на все эти вопросы, но она способна помочь в определении мероприятий, которые необходимо осуществить в первую очередь. С этой целью нами подготовлен сценарий привлечения дополнительных источников для ликвидации или снижения дефицита финансирования.

Данный сценарий не предполагает развития существующей инфраструктуры, то есть, осуществляется лишь поддержание нынешнего технического уровня и эксплуатационной надёжности инфраструктуры и не допускается её дальнейшая деградация.

Обосновывая различные варианты финансирования сектора ВиК городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края, мы прежде всего исходили из того, что необходимо первоначально добиться сокращения  дефицита финансовых ресурсов для обеспечения простого воспроизводства, а затем попытаться выйти на определённый уровень инвестиционной привлекательности для осуществления более масштабных программ осуществления капвложений в ВКХ рекреационной сферы.

Для разработки сценария нами принят ряд допущений, основанных на динамике макроэкономических показателей.

Так, бюджетное финансирование сектора ВиК будет зависеть от динамики реального ВРП и доходов консолидированного бюджета края (КБК), т.е. расти в среднем на 5% в год в сопоставимых ценах (табл.3.1).

Аналогично будут увеличиваться тарифы для населения (в реальном выражении, в постоянных ценах базового года), что позволит сохранить стабильной долю среднего душевого дохода, расходуемого на оплату коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению на уровне базового года.

 

Таблица 13 – Прогноз макроэкономических показателей и состояния бюджета Краснодарского края на 2004-2010 гг.[9].

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

ВРП, млн. руб.

325811

342102

359207

377168

396026

415827

436619

Доходы КБК, млн. руб.

 

52299

 

54914

 

57670

 

60554

 

63582

 

66761

 

70099

Расходы КБК, млн. руб.**

 

53066

 

51315

 

53881

 

56575

 

59404

 

62374

 

65493

Расходы на ЖКХ, млн. руб.

 

4444

 

4666

 

4899

 

5144

 

5401

 

5671

 

5955

Расходы на ВиК, млн. руб.(10% от расходов на ЖКХ), млн. руб.

 

 

 

444,4

 

 

 

466,6

 

 

 

489,9

 

 

 

514,4

 

 

 

540,1

 

 

 

567,1

 

 

 

595,5

Численность населения в городах курортной зоны Чёрноморского побережья, тыс. чел.

 

 

960

 

 

974

 

 

986

 

 

1003

 

 

1018

 

 

1029

 

 

1044

Расходы на ВиК в городах курортной зоны Чёрноморского побережья с учётом численности населения млн. руб.

 

 

 

83,6

 

 

 

88,8

 

 

 

94,2

 

 

 

100,5

 

 

 

106,8

 

 

 

113,2

 

 

 

120,4


 

С января 2005 г. в Краснодарском крае был осуществлён переход на 100% уровень оплаты ЖКУ населением. Однако ряд муниципальных образований по-прежнему устанавливают тарифы для населения ниже уровня самоокупаемости производства ЖКУ. Дело в том, что тарифы за услуги водоснабжения и водоотведения зависят от рельефности месторасположения города-курорта, обслуживаемого предприятием ВКХ. Например, при использовании самотечных водопроводов, себестоимость предоставляемых услуг меньше, чем требующих перекачки воды, соответственно, в этих городах-курортах затраты на электроэнергию и тариф выше. Соответствующая разница компенсируется либо за счет дотаций из бюджета или за счет все еще существующих перекрестных субсидий. Кроме того, уровень собираемости платежей составляет только 88,2%.

Это ведет к значительным потерям в доходах для сектора ЖКХ, предприятия которого не могут проводить должное техническое обслуживание и ремонт основных фондов. Результатом становится все продолжающееся снижение качества и надежности обслуживания.

 

Таблица 14 – Собираемость платежей (текущие платежи, предоплата, погашенная дебиторская задолженность) за услуги ВиК по предприятиям ВКХ городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края в 2004 г.

Источник

Выставлено

счетов (начислено),

тыс. руб.

Собрано,

тыс. руб.

Собрано, % от

выставленных счетов

Население

200991

174862

87

Промышленные предприятия

284703

253386

89

Бюджетные организации

95636

84638

88,5

Всего

581330

512886

88,2


 

В разработанном сценарии предполагается, что доходы коммунальных предприятий от оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению будут расти в соответствии с ростом ВРП, т.е. в среднем на 5% в год в сопоставимых ценах. При этом собираемость платежей сохранится на уровне базового года.

Используя данные таблиц 13,14 можно определить ожидаемые доходы предприятий от оказания услуг по водоснабжению и водоотведению за 2004-2010 гг., которые оцениваются на уровне 4,9 млрд. рублей в ценах базового года. Доля платежей населения составляет при этом 1,4 млрд. рублей (28,6%).

Затраты на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению при условии обеспечения требуемых объемов капремонта и планового обновления изношенных основных фондов за 2004 г. рассчитываются на основе данных таблицы 14

 

Таблица 15 – Объём требуемого финансирования на покрытие затрат по водоснабжению и водоотведению, рассчитанные на основе экономически обоснованных нормативов (ЭОТ) в 2004 г.

 

Отпущено воды всем

потребителям, млн. куб. м

   ЭОТ

на водоснабжение,

руб./ куб. м.

   ЭОТ

на водоотведение,

руб./ куб. м.

Объём требуемого

финансирования, млн. руб.

 

Всего

в том числе

 

Всего

в том числе

населению

на коммунально-бытовые

нужды

операционные расходы

затраты на содержание, капремонт и восстановление изношенных основных фондов

г. Анапа

14,2

8,2

6,0

3,73

4,48

116,6

67,6

49,0

г. Геленджик

5,9

4,1

1,8

8,75

6,25

88,5

51,3

37,2

г. Новороссийск

19,2

11,1

8,1

5,97

4,13

193,9

112,5

81,4

г. Сочи

69,3

35,1

34,2

4,78

3,3

559,9

324,7

235,2

г. Туапсе

6,3

3,7

2,6

7,46

7,46

93,9

54,5

39,4

Итого

114,9

62,2

52,7

-

-

1052,8

610,6

442,2


 

Данные таблицы 14 позволяют рассчитать потребность в финансировании затрат на 2004-2010 гг., которые можно оценить на уровне 6,3 млрд. рублей, в том числе  эти затраты включают 3,7 млрд. рублей на операционные расходы и 2,6 млрд. рублей - затраты на содержание, капремонт, плановую замену основных фондов.

В целом на моделируемом периоде ожидается существенное превышение требуемых затрат над доходами на 1,4 млрд. руб. (т.е. более 100% суммарных доходов за период). При столь большом дефиците недофинансированными останутся в первую очередь капремонт, плановое обновление и реконструкция изношенных основных фондов.

Результаты моделирования потребности и возможностей финансирования ВКХ рассматриваемых городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края приведены на  рисунке 14.

Рисунок 14 – Текущий и накопленный дефицит финансирования сектора ВиК в городах-курортах Черноморского побережья Краснодарского края, 2004-2010 гг.

 

Полученная оценка свидетельствует об острой необходимости поиска резервов увеличения доходов и снижения издержек для покрытия имеющегося дефицита финансирования сектора ВиК в городах-курортах.

Для сокращения дефицита финансирования целесообразно предпринять следующие меры:

1) изменить уровень тарифов для  отдельных категорий потребителей - дифференцировано по муниципальным образованиям. Например, в настоящий момент плата за эти услуги населением в среднем по городам-курортам составляет всего 1,8% от среднедушевого дохода, тогда как предельный приемлемый уровень платы составляет не менее 2,5-3%. Дело в том, что при анализе приемлемости для населения величины платы за ЖКУ, кроме действующего федерального и регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ (в % от душевого дохода) часто дополнительно используются два эмпирических правила, выведенных на основе обобщения мирового опыта:

- затраты на водоснабжение и  водоотведение не должны превышать 3,5-4% от суммарного располагаемого дохода домохозяйства;

- затраты на отопление и горячее  водоснабжение не должны превышать 10% от суммарного располагаемого дохода домохозяйства.

В этом смысле проводимая на местах тарифная политика на услуги ВиК неэффективна и крайне разнородна по муниципальным образованиям края (см. Приложение 3).

2) повышение собираемости начисленных платежей за услуги ВиК.

Сложившийся уровень собираемости начисленных платежей варьируется от 87% до 89%, тогда как реально достижимым является уровень 95-97%.

3) снижение издержек.

В частности, за счет мер по сокращению потерь воды в сетях (см. Приложение 4) и более рациональному водопотреблению, внедрению нового энергосберегающего оборудования. Оценки, выполненные для ряда водоканалов России, показывают, что это позволит снизить расход электроэнергии на 25-30%. Учитывая прогноз опережающего роста цен на энергоресурсы, включая электроэнергию, энергосбережение становится одной из наиболее приоритетных задач модернизации и развития ВКХ.

Замена труб, насосов и другого оборудования на более долговечное и энергоэффективное способно, при несколько больших начальных затратах, дать экономию в целом за период срока эксплуатации оборудования - за счет снижения эксплуатационных затрат и затрат на капремонт.

Оптимизация численности персонала предприятий ВКХ также позволит, заметно увеличив среднюю зарплату, немного сэкономить на фонде оплаты труда.

4) Увеличение бюджетного финансирования  сектора

Здесь речь идет не только о выделении дополнительного бюджетного финансирования (в том числе в рамках целевых программ), но также и об изменении направлений расходования бюджетных средств, которые целесообразно расходовать, в первую очередь, на капремонт и реконструкцию существующих объектов с целью получить максимальный эффект от вложенных средств,  включая эффект от энерго-ресурсосбережения.

Оценим последствия реализации следующих мер по увеличению финансирования сектора ВиК и экономии затрат. Для этого сформулируем представленные выше предложения в форме конкретных целей, достижение которых позволит получить определённые финансовые результаты. Цели представлены ниже.

а) Увеличение тарифов (в ценах базового года):

- для населения таким  образом, чтобы затраты на оплату  услуг ВиК в % от среднего душевого  дохода выросли до 2,5% в 2006 году (с 1,8% в базовом году) и поддерживалась  на новом уровне в 2007-2010 годах;

- для бюджетных организаций на 5% в год (в сопоставимых ценах) в 2007-2008 годах и стабилизация тарифов, начиная с 2009 года;

-  для промышленных  и коммерческих потребителей  на 10% в год (в сопоставимых ценах) в 2007-2008 годах и стабилизация тарифов, начиная с 2009 года.

б) Повышение собираемости начисленных платежей до уровня:

- бюджетные организации - до 100%;

- остальные категории потребителей - до 95-97%.

в) Бюджетное финансирование – увеличение затрат на ВКХ до 1,71% расходной части КБК (с нынешнего уровня 1,42%) с указанным выше изменением приоритетов расходования бюджетных средств.

г) Экономия затрат – замена перекачивающего оборудования на более долговечное и энергоэффективное, реализация мер по обнаружению и ликвидации утечек и мер по более рациональному использованию воды. По весьма консервативной оценке, эти меры, даже если их реализовать в период 2006-2008 годов только частично, способны легко дать снижение потребления электроэнергии на 15% от уровня базового года, что соответствует экономии 50 млн. руб. в год в постоянных ценах.

В результате реализации всего пакета мер текущий дефицит финансирования ВКХ городов-курортов будет быстро сокращаться (прерывистая линия на рисунке 3.5) и уже к 2007 году будет достигнут баланс потребности в финансировании с фактически имеющимся финансированием, а в последующем сектор ВКХ городов-курортов будет иметь свободные ресурсы для развития.

Информация о работе Управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта