Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 11:46, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в разработке направлений реформирования механизма управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта для повышения привлекательности и конкурентоспособности рекреационных услуг.
Для достижения поставленной цели, решены следующие задачи:
– оценить влияние изменения характера инвестиций в инфраструктуру на воспроизводственные возможности рекреационного комплекса;
– проанализировать объективные экономические предпосылки развития инфраструктуры городов-курортов и её современное финансовое обеспечение;
– в результате апробации разработанного методического инструментария дать оценку инвестиционной привлекательности субъекта локальной естественной монополии, как необходимого элемента системы жизнеобеспечения города-курорта;
На наш взгляд, имеется две возможности решения финансовых проблем ВКХ:
1) Мобилизовать дополнительные ресурсы из всех источников. Это предполагает рост доходов предприятий ВКХ в результате роста тарифов на воду, улучшения собираемости платежей, дотаций и субсидий из бюджетов соответствующих уровней в сочетании с возможными грантами международных доноров и заимствованиями.
2) Содействовать более
Стратегия финансирования не дает окончательные и исчерпывающие ответы на все эти вопросы, но она способна помочь в определении мероприятий, которые необходимо осуществить в первую очередь. С этой целью нами подготовлен сценарий привлечения дополнительных источников для ликвидации или снижения дефицита финансирования.
Данный сценарий не предполагает развития существующей инфраструктуры, то есть, осуществляется лишь поддержание нынешнего технического уровня и эксплуатационной надёжности инфраструктуры и не допускается её дальнейшая деградация.
Обосновывая различные варианты финансирования сектора ВиК городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края, мы прежде всего исходили из того, что необходимо первоначально добиться сокращения дефицита финансовых ресурсов для обеспечения простого воспроизводства, а затем попытаться выйти на определённый уровень инвестиционной привлекательности для осуществления более масштабных программ осуществления капвложений в ВКХ рекреационной сферы.
Для разработки сценария нами принят ряд допущений, основанных на динамике макроэкономических показателей.
Так, бюджетное финансирование сектора ВиК будет зависеть от динамики реального ВРП и доходов консолидированного бюджета края (КБК), т.е. расти в среднем на 5% в год в сопоставимых ценах (табл.3.1).
Аналогично будут увеличиваться тарифы для населения (в реальном выражении, в постоянных ценах базового года), что позволит сохранить стабильной долю среднего душевого дохода, расходуемого на оплату коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению на уровне базового года.
Таблица 13 – Прогноз макроэкономических показателей и состояния бюджета Краснодарского края на 2004-2010 гг.[9].
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
ВРП, млн. руб. |
325811 |
342102 |
359207 |
377168 |
396026 |
415827 |
436619 |
Доходы КБК, млн. руб. |
52299 |
54914 |
57670 |
60554 |
63582 |
66761 |
70099 |
Расходы КБК, млн. руб.** |
53066 |
51315 |
53881 |
56575 |
59404 |
62374 |
65493 |
Расходы на ЖКХ, млн. руб. |
4444 |
4666 |
4899 |
5144 |
5401 |
5671 |
5955 |
Расходы на ВиК, млн. руб.(10% от расходов на ЖКХ), млн. руб. |
444,4 |
466,6 |
489,9 |
514,4 |
540,1 |
567,1 |
595,5 |
Численность населения в городах курортной зоны Чёрноморского побережья, тыс. чел. |
960 |
974 |
986 |
1003 |
1018 |
1029 |
1044 |
Расходы на ВиК в городах курортной зоны Чёрноморского побережья с учётом численности населения млн. руб. |
83,6 |
88,8 |
94,2 |
100,5 |
106,8 |
113,2 |
120,4 |
С января 2005 г. в Краснодарском крае был осуществлён переход на 100% уровень оплаты ЖКУ населением. Однако ряд муниципальных образований по-прежнему устанавливают тарифы для населения ниже уровня самоокупаемости производства ЖКУ. Дело в том, что тарифы за услуги водоснабжения и водоотведения зависят от рельефности месторасположения города-курорта, обслуживаемого предприятием ВКХ. Например, при использовании самотечных водопроводов, себестоимость предоставляемых услуг меньше, чем требующих перекачки воды, соответственно, в этих городах-курортах затраты на электроэнергию и тариф выше. Соответствующая разница компенсируется либо за счет дотаций из бюджета или за счет все еще существующих перекрестных субсидий. Кроме того, уровень собираемости платежей составляет только 88,2%.
Это ведет к значительным потерям в доходах для сектора ЖКХ, предприятия которого не могут проводить должное техническое обслуживание и ремонт основных фондов. Результатом становится все продолжающееся снижение качества и надежности обслуживания.
Таблица 14 – Собираемость платежей (текущие платежи, предоплата, погашенная дебиторская задолженность) за услуги ВиК по предприятиям ВКХ городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края в 2004 г.
Источник |
Выставлено счетов (начислено), тыс. руб. |
Собрано, тыс. руб. |
Собрано, % от выставленных счетов |
Население |
200991 |
174862 |
87 |
Промышленные предприятия |
284703 |
253386 |
89 |
Бюджетные организации |
95636 |
84638 |
88,5 |
Всего |
581330 |
512886 |
88,2 |
В разработанном сценарии предполагается, что доходы коммунальных предприятий от оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению будут расти в соответствии с ростом ВРП, т.е. в среднем на 5% в год в сопоставимых ценах. При этом собираемость платежей сохранится на уровне базового года.
Используя данные таблиц 13,14 можно определить ожидаемые доходы предприятий от оказания услуг по водоснабжению и водоотведению за 2004-2010 гг., которые оцениваются на уровне 4,9 млрд. рублей в ценах базового года. Доля платежей населения составляет при этом 1,4 млрд. рублей (28,6%).
Затраты на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению при условии обеспечения требуемых объемов капремонта и планового обновления изношенных основных фондов за 2004 г. рассчитываются на основе данных таблицы 14
Таблица 15 – Объём требуемого финансирования на покрытие затрат по водоснабжению и водоотведению, рассчитанные на основе экономически обоснованных нормативов (ЭОТ) в 2004 г.
Отпущено воды всем потребителям, млн. куб. м |
ЭОТ на водоснабжение, руб./ куб. м. |
ЭОТ на водоотведение, руб./ куб. м. |
Объём требуемого финансирования, млн. руб. | |||||
Всего |
в том числе |
Всего |
в том числе | |||||
населению |
на коммунально-бытовые нужды |
операционные расходы |
затраты на содержание, капремонт и восстановление изношенных основных фондов | |||||
г. Анапа |
14,2 |
8,2 |
6,0 |
3,73 |
4,48 |
116,6 |
67,6 |
49,0 |
г. Геленджик |
5,9 |
4,1 |
1,8 |
8,75 |
6,25 |
88,5 |
51,3 |
37,2 |
г. Новороссийск |
19,2 |
11,1 |
8,1 |
5,97 |
4,13 |
193,9 |
112,5 |
81,4 |
г. Сочи |
69,3 |
35,1 |
34,2 |
4,78 |
3,3 |
559,9 |
324,7 |
235,2 |
г. Туапсе |
6,3 |
3,7 |
2,6 |
7,46 |
7,46 |
93,9 |
54,5 |
39,4 |
Итого |
114,9 |
62,2 |
52,7 |
- |
- |
1052,8 |
610,6 |
442,2 |
Данные таблицы 14 позволяют рассчитать потребность в финансировании затрат на 2004-2010 гг., которые можно оценить на уровне 6,3 млрд. рублей, в том числе эти затраты включают 3,7 млрд. рублей на операционные расходы и 2,6 млрд. рублей - затраты на содержание, капремонт, плановую замену основных фондов.
В целом на моделируемом периоде ожидается существенное превышение требуемых затрат над доходами на 1,4 млрд. руб. (т.е. более 100% суммарных доходов за период). При столь большом дефиците недофинансированными останутся в первую очередь капремонт, плановое обновление и реконструкция изношенных основных фондов.
Результаты моделирования потребности и возможностей финансирования ВКХ рассматриваемых городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края приведены на рисунке 14.
Рисунок 14 – Текущий и накопленный дефицит финансирования сектора ВиК в городах-курортах Черноморского побережья Краснодарского края, 2004-2010 гг.
Полученная оценка свидетельствует об острой необходимости поиска резервов увеличения доходов и снижения издержек для покрытия имеющегося дефицита финансирования сектора ВиК в городах-курортах.
Для сокращения дефицита финансирования целесообразно предпринять следующие меры:
1) изменить уровень тарифов для
отдельных категорий
- затраты на водоснабжение и
водоотведение не должны
- затраты на отопление и
В этом смысле проводимая на местах тарифная политика на услуги ВиК неэффективна и крайне разнородна по муниципальным образованиям края (см. Приложение 3).
2) повышение собираемости
Сложившийся уровень собираемости начисленных платежей варьируется от 87% до 89%, тогда как реально достижимым является уровень 95-97%.
3) снижение издержек.
В частности, за счет мер по сокращению потерь воды в сетях (см. Приложение 4) и более рациональному водопотреблению, внедрению нового энергосберегающего оборудования. Оценки, выполненные для ряда водоканалов России, показывают, что это позволит снизить расход электроэнергии на 25-30%. Учитывая прогноз опережающего роста цен на энергоресурсы, включая электроэнергию, энергосбережение становится одной из наиболее приоритетных задач модернизации и развития ВКХ.
Замена труб, насосов и другого оборудования на более долговечное и энергоэффективное способно, при несколько больших начальных затратах, дать экономию в целом за период срока эксплуатации оборудования - за счет снижения эксплуатационных затрат и затрат на капремонт.
Оптимизация численности персонала предприятий ВКХ также позволит, заметно увеличив среднюю зарплату, немного сэкономить на фонде оплаты труда.
4) Увеличение бюджетного
Здесь речь идет не только о выделении дополнительного бюджетного финансирования (в том числе в рамках целевых программ), но также и об изменении направлений расходования бюджетных средств, которые целесообразно расходовать, в первую очередь, на капремонт и реконструкцию существующих объектов с целью получить максимальный эффект от вложенных средств, включая эффект от энерго-ресурсосбережения.
Оценим последствия реализации следующих мер по увеличению финансирования сектора ВиК и экономии затрат. Для этого сформулируем представленные выше предложения в форме конкретных целей, достижение которых позволит получить определённые финансовые результаты. Цели представлены ниже.
а) Увеличение тарифов (в ценах базового года):
- для населения таким образом, чтобы затраты на оплату услуг ВиК в % от среднего душевого дохода выросли до 2,5% в 2006 году (с 1,8% в базовом году) и поддерживалась на новом уровне в 2007-2010 годах;
- для бюджетных организаций на 5% в год (в сопоставимых ценах) в 2007-2008 годах и стабилизация тарифов, начиная с 2009 года;
- для промышленных и коммерческих потребителей на 10% в год (в сопоставимых ценах) в 2007-2008 годах и стабилизация тарифов, начиная с 2009 года.
б) Повышение собираемости начисленных платежей до уровня:
- бюджетные организации - до 100%;
- остальные категории
в) Бюджетное финансирование – увеличение затрат на ВКХ до 1,71% расходной части КБК (с нынешнего уровня 1,42%) с указанным выше изменением приоритетов расходования бюджетных средств.
г) Экономия затрат – замена перекачивающего оборудования на более долговечное и энергоэффективное, реализация мер по обнаружению и ликвидации утечек и мер по более рациональному использованию воды. По весьма консервативной оценке, эти меры, даже если их реализовать в период 2006-2008 годов только частично, способны легко дать снижение потребления электроэнергии на 15% от уровня базового года, что соответствует экономии 50 млн. руб. в год в постоянных ценах.
В результате реализации всего пакета мер текущий дефицит финансирования ВКХ городов-курортов будет быстро сокращаться (прерывистая линия на рисунке 3.5) и уже к 2007 году будет достигнут баланс потребности в финансировании с фактически имеющимся финансированием, а в последующем сектор ВКХ городов-курортов будет иметь свободные ресурсы для развития.
Информация о работе Управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта