Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 11:46, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в разработке направлений реформирования механизма управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта для повышения привлекательности и конкурентоспособности рекреационных услуг.
Для достижения поставленной цели, решены следующие задачи:
– оценить влияние изменения характера инвестиций в инфраструктуру на воспроизводственные возможности рекреационного комплекса;
– проанализировать объективные экономические предпосылки развития инфраструктуры городов-курортов и её современное финансовое обеспечение;
– в результате апробации разработанного методического инструментария дать оценку инвестиционной привлекательности субъекта локальной естественной монополии, как необходимого элемента системы жизнеобеспечения города-курорта;
Таблица 7 - Наличие автобусов и маршрутных таксомоторов, включая автомобили в собственности граждан (на конец года, штук)
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. | |
Всего по городам рекреационного комплекса в т.ч.: |
6880 |
7161 |
6617 |
6804 |
г. Анапа |
1060 |
1008 |
1009 |
1012 |
г. Геленджик |
524 |
578 |
590 |
465 |
г. Новороссийск |
1331 |
1298 |
1143 |
1468 |
г. Сочи |
3466 |
3804 |
3474 |
3292 |
г. Туапсе |
499 |
473 |
401 |
567 |
В начале 2002 г. Правительством края были предприняты попытки реорганизации автотранспортных предприятий: 18 городских и районных ПАТП объединили - они вошли в качестве филиалов в ГУП КК «Краснодаравтотранс».
Расчет был сделан на экономию средств при оптовых закупках горючего и запчастей, новых автобусов, на более эффективное управление. Однако положительных результатов в работе ГУП КК «Краснодаравтотранс» достигнуто не было. Более того, резко ухудшилось финансовое состояние предприятия, снизились объемы работ - количество перевезенных пассажиров и грузов, выросли убытки и долги. Из-за долгов по налогам накладывался арест на имущество автотранспортных предприятий и пассажирские перевозки оказывались под угрозой срыва. Выход из этой ситуации видится в акционировании государственных транспортных предприятий с целью продажи части пакета акций инвесторам.
Как уже отмечалось выше, многие экономисты сходятся во мнении, что в современных условиях инфраструктура становится важнейшим фактором экономического роста. Причём в таких регионах, как Краснодарский край с его уникальным рекреационным потенциалом экономическая инфраструктура фактически выступила препятствием развития курортно-туристического комплекса, являющегося одним из перспективных в региональной экономике. В этих условиях на передний план выдвигается проблема преодоления недофинансирования большинства предприятий рекреационно-инфраструктурного комплекса, повышения качества и надёжности предоставления услуг за счёт развития экономических отношений в этом секторе, открытия рынка инфраструктурных услуг для частного бизнеса, эффективного регулирования стимулирования естественных монополий, стимулирования ресурсосбережения и развития делового сотрудничества между собственниками инфраструктурных объектов и рекреационных предприятий.
Специфика финансирования объектов экономической инфраструктуры состоит в том, что в ней различают как отрасли, работающие и развивающиеся за счет собственных ресурсов и ориентированные на хозрасчет и получение прибыли как основной цели своей деятельности, так и отрасли пользующиеся финансовой поддержкой за счет централизованных, территориальных и коллективных общественных фондов потребления в силу недостаточности финансовых ресурсов для расширения мощностей, технической модернизации, а также периодического пополнения оборотного капитала.
Недофинансирование инфраструктурного обслуживания рекреационных предприятий в последнее время приобрело широкие масштабы и позволяет сделать вывод о том, что спрос на обслуживание потребностей курортно-туристических предприятий не удовлетворен. Это вызвано сокращением доли самофинансирования при одновременном снижении расходов государства на содержание объектов экономической инфраструктуры.
Формой использования финансовых ресурсов бюджета предприятиями экономической инфраструктуры, находящимися на хозрасчете и имеющими самостоятельные доходы, является предоставление им бюджетных субсидий для возмещения ими недостающих доходов для сведения баланса доходов и расходов. Такая потребность в государственных субсидиях обычно бывает вызвана либо стремлением сохранить спрос на услуги инфраструктуры, либо централизованной политикой ценообразования на них.
В настоящее время сложилась специфицированная система институтов, форм финансирования инфраструктуры рекреационного комплекса, во-первых, по их коммерческой или некоммерческой направленности и, во-вторых, по их условному делению на «внешние» и «внутренние» в зависимости от источников поступления денежных средств.
В настоящее время, государственная финансовая поддержка развития и функционирования 21 инфраструктурного объекта, обслуживающего курортно-рекреационный комплекс Краснодарского края, осуществляется в соответствии с Федеральной целевой программой «Юг России». Это строительство объектов водоснабжения, водоотведения, очистных сооружений и глубоководных выпусков, берегоукрепительных сооружений и восстановление пляжей » [11].
В 2004 году на финансирование программы было привлечено 6,1 млрд. рублей, в том числе 5,5 млрд. рублей - из внебюджетных источников. Реализация 25 проектов программы осуществлялась при поддержке из федерального бюджета. Краю выделено 207 млн. рублей, основная часть которых направлена на строительство инженерных коммуникаций в курортных городах: Сочи, Анапа, Геленджик. Администрация края обеспечила совместное финансирование объектов программы из краевого и местных бюджетов в объеме около 300 млн. рублей. Консолидация всех финансовых ресурсов позволила ввести в эксплуатацию 15 объектов и пусковых комплексов, большая часть которых относится к инфраструктуре курортных территорий [8].
Рисунок 7 - Классификация источников финансирования инвестиций в инфраструктуру рекреационного комплекса Краснодарского края
Из данных таблицы 8 следует, что 52,2% всего объёма финансирования инвестиций в инфраструктуру туристско-рекреационного комплекса осуществляется частным корпоративным сектором, 27,4% - коммерческими банками и только 19,4% - это бюджетные средства. Неравномерность финансирования из различных источников отдельных секторов инфраструктуры позволяет судить о
их инвестиционной привлекательности. Например, коммунальный сектор городов-курортов, а также объекты инженерного обеспечения берегозащиты и берегоукрепления финансируется за счёт бюджетных средств соответственно на 88,1% и на 100%. Другие сектора инфраструктуры, практически, полностью финансируются за счёт частных источников.
Аргументы
относительно важности рассмотрения того
или иного сектора инфраструктуры могут
быть разные. Нам представляется, что нет
необходимости в рамках данной работы
подробно исследовать все отрасли инфраструктуры,
обслуживающие рекреационный комплекс,
а достаточно лишь на примере нескольких
секторов раскрыть механизм их финансирования,
который бы по своей сути отражал основные
недостатки его функционирования и возможные
способы их решения и в других отраслях
инфраструктуры. Для этого нами в первом
параграфе второй главы была дана оценка
состоянию транспортной системы Черноморского
побережья Краснодарского края, которая
могла бы существенно дополнить характеристику
дорожного хозяйства с точки зрения финансирования
транспортно-эксплуатационных потребностей
развития автомобильных дорог рекреационной
зоны края.В последнее время устойчивость
развития и эффективное функционирование
сети автомобильных дорог в крае выступило
необходимым условием обеспечения экономического
роста не только рекреационной сферы,
но и в целом экономики региона, повышения
уровня и улучшения условий жизни населения.
Между тем переход к рынку сам по себе
без вмешательства государства не создал
необходимую для развития рекреации транспортную
инфраструктуру.
Таблица 8
Переход на бюджетное финансирование привел фактически к тому, что дорожная отрасль в настоящее время финансируется по остаточному принципу, без учета реальной действительной потребности в строительстве, реконструкции и ремонте дорог. Побочным результатом этому становится ликвидация дорожных организаций, теряются лучшие специалисты-дорожники. Вместе с ними уменьшается число объектов дорожной индустрии - асфальтобетонные и цементобетонные заводы, карьеры по добыче нерудных материалов.
Большинство автомобильных магистралей в крае работают в режиме перегрузки. Особенно тяжёлая ситуация складывается в летний период на федеральной дороге Краснодар – Джубга. Её пропускная способность фактически полностью исчерпала себя, и если в ближайшее время не предпринять оперативных и действенных мер, то через время можно столкнуться с реальным транспортным коллапсом, когда движение на подходах к высокогорным участкам дороги окажется полностью парализованным.
Другой пример связан с перегрузкой федеральной трассы на участке Сочи-Джубга из-за использования Сочинского морского порта в качестве перевалочной базы для поставки сельхозпродукции из Турции в Россию. «Грузовые автомобили, рассчитанные на перевозку 20 тонн, мешают отдыху гостей, разрушают приморское шоссе» [24].
Дело в том, что в крае прирост автомобильного парка в среднем составляет порядка 7-10%. На фоне этой динамики увеличение протяженности автомобильной сети дорог составляет всего лишь десятые доли процента. То есть, дорог строится крайне мало, а существующая сеть уже не справляется с резко возросшей нагрузкой и интенсивностью транспортных потоков, увеличившейся за последние несколько лет на автодорогах края более чем в 2 раза.
Значение госфинансов как основного, если не единственного источника содержания и расширения сети дорог никогда не подвергалось сомнению в российском обществе. Однако после изменения территориальной системы финансирования дорожной сети, доля расходов на дорожное хозяйство в расходах краевого бюджета уменьшилась в 2004 г.по сравнению с 2003 г. с 3693 млн. руб. (19,7%) до 2884 млн. руб. (10,6%). В 2005 г. сумма расходов возросла до 3543 млн. руб., но так и не достигла уровня 2004 г. [7]. Уровень компенсации выпадающих доходов региона за счёт передачи в краевой бюджет 60% акцизов на нефтепродукты обеспечен на 65,4%. Следует отметить, что Краснодарский край в меньшей степени, чем другие регионы понес в 2003 году потери в результате отмены оборотных налогов из-за того, что на его территории расположены производители нефтепродуктов.
К вышесказанному можно добавить, что бюджетных средств на содержание и ремонт дорог выделяется меньше, чем того требует их состояние. Дальнейшая задержка с их ремонтом приведет к существенному росту затрат, которые станут сопоставимы с новым строительством и реконструкцией.
Объем предоставленных бюджету Краснодарского края субвенций и субсидий из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства в 2003 - 2004 гг. составил соответственно 91,9 и 211,9 млн. руб. [26]. Однако основная проблема заключается в нецелевом использовании бюджетных ресурсов. Дорожные средства отвлекаются на жилищно-коммунальное строительство, газификацию, ремонт спортивных сооружений, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий и содержание спортивных команд, ремонт аэропортов и строительство взлетно-посадочных полос, содержание и ремонт автодорог и сооружений, не стоящих на балансе местных органов управления дорожным хозяйством.
Выход из создавшегося положения нам
видится в создании частнопредпринимательско-
Ранее нами была дана оценка состояния коммунальной инфраструктуры городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края и сделаны выводы о недостаточности её финансирования. На наш взгляд, монопольный характер функционирования большинства предприятий коммунального хозяйства и система ценообразования, препятствующая привлечению частных инвестиций в отрасль явились главными причинами её недофинансирования.
Дело в том, что воздействие на формирование тарифов для предприятий коммунального хозяйства оказывается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, поскольку при производстве коммунальных услуг используются товары (работы, услуги), цены на которые регулируются на федеральном и региональном уровнях власти, и за каждым уровнем согласно действующему законодательству закреплены свои полномочия, реализуемые в процессе тарифного регулирования. Нечёткость системы регулирования тарифов не позволяет в полном объёме предприятиям коммунального сектора формировать собственные инвестиционные ресурсы в составе выручки от реализации услуг. Недостаточное нормативно-правовое и методическое обеспечение данного процесса привели к тому, что сейчас в большинстве муниципалитетов городов – курортов регулирование тарифов на коммунальные услуги отличается серьёзными системными недостатками.
Так, на конец 2005 года стоимость коммунальных услуг в расчёте на 1 кв. м. жилой площади в среднем по городам-курортам Краснодарского края имеет следующую структуру:
В стоимости услуг водоснабжения и водоотведения стоимость затрат на электроэнергию составляет около 30%. В стоимости тепловой энергии на долю электроэнергии приходится 7%.
Информация о работе Управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта